Оглавление
- Содержание Приказа №121Н
- Старый/новый лицензионный контроль
- ЕГИСЗ плотно входит в жизнь
- И еще раз об увеличении лицензионных требований
- Какие нужны документы для оформления
- Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 марта 2012 г. N 121 «Об утверждении типов средств измерений»
- О дополнительных требованиях к руководящему составу
- И об услугах
Содержание Приказа №121Н
Приказ №121Н содержит в себе перечень требований, предъявляемых к организации и к выполнению медицинских работ в рамках оказания первичной, санитарной, специализированной, паллиативной или скорой помощи. Там же прописывается регламент оказания услуг при курортном лечении и при проведении экспертиз узконаправленного характера.
Последние изменения в рассматриваемый нормативный акт были внесены 13 июня 2017 года. Приводится перечень всего комплекта деятельности, подлежащего обязательному лицензированию.
Перечень осуществляемых работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность:
Какая деятельность подлежит лицензированию
Лицензированию может подлежать любая деятельность медицинской направленности.
Доврачебная первичная помощь включает в себя следующий перечень работ, для выполнения которых нужно иметь на руках разрешительную документацию:
- акушерство;
- профилактическое лечение;
- оказание стоматологических услуг, в том числе связанных с ортопедией;
- противодействие развитию эпидемий у населения;
- сестринское дело, в том числе и в стационарных отделах клиник;
- медицинская физическая культура;
- диетология.
Что касается скорой медицинской помощи, то обязательному лицензированию подлежат следующие услуги:
- сопровождение в процессе срочной транспортировки;
- помощь неотложного характера;
- диагностика повреждений;
- диагностика в лабораториях;
- общеклинические методики исследования;
- исследования, осуществляемые с помощью биохимических компонентов;
- исследование вирусов;
- исследование генетических отклонений и иммунитета;
- гистологические и микробиологические исследования;
- молекулярные исследования;
- исследование паразитического воздействия организмов.
В рамках лучевой диагностики лицензирование нужно в тех случаях, когда проводятся следующие типы работ:
- компьютерная томография;
- МРТ;
- радио-нуклидное исследования;
- рентгенология;
- применение ультразвука;
- термография;
- диагностика функционального плана;
- эндоскопическая диагностика.
В рамках амбулаторной помощи детскому и взрослому населению в учреждениях, занимающихся здравоохранением:
- услуги акушеров;
- выдача больничных листов;
- противодействие аллергенам;
- реанимация;
- контроль за категориями лиц, которые занимаются спортом или классической физической культурой;
- гастроэнтерология;
- гематология;
- генетические исследования;
- гериатрия;
- гинекологические услуги;
- противодействие диабету;
- профилактика работы иммунитета человека;
- профилактика инфекционных заболеваний;
- кардиология;
- терапевтическая и хирургическая деятельность;
- наркология.
Переченьпрекращаемых работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность
Старый/новый лицензионный контроль
По каким-то причинам регулятор забыл о том, что 01 июля 2021 года в России вступает в силу новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее — ФЗ № 248). Между тем, разработчики проекта решили сослаться на действующий ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Причем главным инструментом лицензионного контроля остаются проверки. При этом ФЗ № 248 предусматривает несколько видов контрольных мероприятий. К слову, положения о плановых и внеплановых контрольных мероприятиях по новому закону о контроле также распространяются на лицензионный контроль (ч. 3 ст.2 ФЗ № 248). Но даже если полагать, что контроль будет осуществляться только путем проведения проверок (как одного из вида контрольных мероприятий), то формулировка пункта 14 проекта должна была звучать следующим образом: «Оценка соблюдения обязательных требований в рамках лицензионного контроля осуществляется путем проведения контрольных мероприятий в виде проверок». В итоге, после принятия проекта, его придется снова приводить в соответствии с действующим законодательством, что, на наш взгляд, является совершенно бессмысленным мероприятием.
ЕГИСЗ плотно входит в жизнь
Не осталась в стороне и история с введением дополнительного лицензионного требования – размещение информации в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения:
- посредством медицинской информационной системы медицинской организации, соответствующей установленным требованиям
ИЛИ - в случае если государственная информационная система в сфере здравоохранения субъекта РФ обеспечивает выполнение функций медицинской информационной системы медицинской организации – посредством государственной информационной системы в сфере здравоохранения субъекта РФ, соответствующей установленным требованиям
ИЛИ - посредством иной информационной системы, предназначенной для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинской организации предоставляемых ей услуг, соответствующей установленным правилам, в составе и сроки, установленные Положением о единой системе.
Как видим, ЕГИСЗ плотно входит в жизнь медицинских организаций.
И еще раз об увеличении лицензионных требований
Авторы проекта предлагают дополнительное лицензионное требование о соблюдении лицензиатами правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам оказания такой помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно- курортного лечения, а также порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований. Кажется проект охватил весь ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Еще раз напомним, что помимо порядков оказания медицинской помощи в законодательном поле существуют и такие нормативные акты как:
- Правила проведения различных видов исследований (Правила проведения рентгенологических исследований (Приказ от 09.06.2020 № 560н), Правила проведения функциональных исследований (Приказ от 06.12.2017 № 974н и др.)
- Положения об организации оказания некоторых видов медицинской помощи (первичной медико- санитарной помощи взрослому населению (Приказ от 15.05.2012 № 543н), детям (Приказ от 07.03.2018 № 92н), скорой медицинской помощи (Приказ от 20.06.2013 № 388н) и др.
- Порядок проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденный Приказ Минздрава России от 13.03.2019 № 124н.
- многие другие.
Уточним, что в настоящее время ПП РФ от 16.04.2012 № 291 ограничивается требованием о соблюдении лишь порядков оказания медицинской помощи (п.п. «а» п. 5 Положения). Это, порой, ставило органы надзора в затруднительное положение.
Какие нужны документы для оформления
Каждому конкретному лицензиату нужно в обязательном порядке представить определенные документы для получения разрешения на оказание медицинских услуг. В зависимости о т вида перечень может меняться.
Подготавливаются следующие бумаги:
- заявление, сформированное по установленному образцу;
- полный пакет учредительной документации в формате копий;
- все регистрационные свидетельства, включая коды ИМНС и ОКПО;
- свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, используемые для оказания медицинских услуг;
- арендные соглашения – при наличии;
- дипломы руководителей и всех сотрудников компании;
- свидетельства от юриста, с помощью которых может быть официально подтверждена профессиональная квалификация;
- актуальная документация на медицинское оборудование + заключение, составленное в формате нормативного документа, от представителей Российского потребительского надзора;
- официальное заключение санитарной службы;
- заключение территориальной пожарной инспекции;
- реквизиты в партнерской банковской организации;
- платежная документация, включая квитанции о полноценной оплате государственной пошлины и аккредитацию.
В тех случаях, когда заинтересованной стороне нужно переоформлять ранее полученную лицензию, он должен обязательно предоставить старое свидетельство в первозданном виде.
Уполномоченная комиссия проводит комплекс проверочных мероприятий и принимает компетентное решение в течение 2 месяцев после подачи заявления в обработку. Затем выносится уведомление в формате приказа.
Основанием принятия положительного решения считается предоставление исчерпывающего комплекта документации и корректное выполнение всего набора заявленных требований.
Реквизитыдокументов о государственной регистрации медицинских изделий
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 марта 2012 г. N 121 «Об утверждении типов средств измерений»
6 апреля 2012
Об утверждении типов средств измерений и типов стандартных образцов см. справку
Во исполнение приказа Минпромторга России от 30 ноября 2009 г. N 1081 «Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, установления и изменения срока действия указанных свидетельств и интервала между поверками средств измерений, требований к знакам утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений и порядка их нанесения», зарегистрированного в Минюсте России 25 декабря 2009 г. под N 15866, приказываю:
1. Утвердить типы средств измерений согласно прилагаемому .
2. Управлению метрологии (В.М. Лахову), ФГУП «ВНИИМС» (С.А. Кононогову) обеспечить в соответствии с Временным порядком рассмотрения и прохождения документов при утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2010 г. N 3349, оформление свидетельств на утвержденные типы средств измерений с описанием типов средств измерений и выдачу их юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Заместитель РуководителяФедерального агентства | Е.Р. Петросян |
Приложениек Федерального агентствапо техническому регулированиюи метрологииот 2 марта 2012 г. N 121
Перечень типов средств измерений
N п/п | Типы средств измерений | Изготовитель средства измерения | Регистрационный номер в Государственном реестре средств измерений | Методика поверки средств измерений | Интервал между поверками средств измерений |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ПС 750/500/220/110/10 кВ «Владимирская» для энергоснабжения ООО «Капитал-Про» Зав. N 125 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49194-12 | МП 49194-12 | 4 года |
2 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ЗАО «Корпорация «ГРИНН» Гипермаркет «ЛИНИЯ» г. Смоленск Зав. N 117 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49195-12 | МП 49195-12 | 4 года |
3 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ПС 220 кВ «Луч» для энергоснабжения ООО «Дом отдыха им. А.П. Чехова» Зав. N 126 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49196-12 | МП 49196-12 | 4 года |
4 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ООО «Лебедянский машиностроительный завод» Зав. N 118 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49197-12 | МП 49197-12 | 4 года |
5 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ООО «Логопарк Пышма» Зав. N 127 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49198-12 | МП 49198-12 | 4 года |
6 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ПС 220 кВ «Радищево» для энергоснабжения ООО «СтройКапитал Инновация» Зав. N 132 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49199-12 | МП 49199-12 | 4 года |
7 |
Система автоматизированная информационно-измерительная коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) ПС 500/220/110/35 кВ «Михайловская» для технологического присоединения ПС 110 кВ «Серебрянь» Зав. N 131 |
Общество с ограниченной ответственностью «Росэнергосервис» (ООО «Росэнергосервис»), г. Владимир | 49200-12 | МП 49200-12 | 4 года |
8 | Трансформаторы тока элегазовые ТРГ | ЗАО «Энергомаш (Екатеринбург) — Уралэлектротяжмаш», г. Екатеринбург | 49201-12 | ГОСТ 8.217-2003 | 10 лет |
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 марта 2012 г. N 121 «Об утверждении типов средств измерений»
Текст приказа официально опубликован не был
О дополнительных требованиях к руководящему составу
В этот раз проект по сравнению со «старым» предлагает более мягкий вариант по требованиям к руководящему составу организаций, желающих заниматься медицинской деятельностью. Так, для лиц, желающих оказывать доврачебную помощь, предлагается выделить отдельные требования к образованию и квалификации:
- для руководителей – это наличие высшего образования – магистратуры по специальности «Управление сестринской деятельностью» и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг);
- для заместителей руководителя медицинской организации, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности – наличие высшего образования, предусмотренного квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности «Управление сестринской деятельностью» и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг);
- для индивидуальных предпринимателей – наличие высшего образования (бакалавриат) по направлению подготовки «Сестринское дело» или среднего профессионального образования и свидетельства об аккредитации специалиста или сертификата специалиста по специальности, необходимой для выполнения заявленных работ (услуг).
Приведем пример. В настоящее время, при лицензировании работы кабинета забора крови (сестринское дело), соискатель лицензии или лицензиат обязан иметь в штате руководителя с высшим медицинским образованием и сертификатом по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». В случае принятия данного проекта обсуждаемой клинике (кабинету) будет достаточно специалиста с высшим сестринским образованием, что логично, так как спектр предлагаемых кабинетом услуг ограничивается доврачебной помощью. Однако все не так просто в связи с тем, что имеется дефицит кадров с высшим сестринским образованием. В остальном требования к образованию, квалификации стажу работы руководящего состав остаются прежними.
И об услугах
В этот раз Минздрав предлагает исключить небольшое количество медицинских услуг из Перечня услуг (работ), составляющих медицинскую деятельность. В категорию на вылет вошли:
- бактерология;
- вирусология;
Примечание: указанные услуги предлагают объединить в услугу (работу) по медицинской микробиологии.
- гигиена в стоматологии (на наш взгляд, абсолютно верно, поскольку данная услуга дублируют услуги (работы) по «стоматологии профилактической»);
- клиническая микология;
- лабораторная микология;
Примечание: специальности «клиническая микология», «лабораторная микология» в свое время не вошли в Приказ № 700н от 07.10.2015;
- наркология;
- неотложная медицинская помощь (здесь без комментариев);
- операционное дело;
- паразитология;
- санитарно –гигиенические лабораторные исследования;
- судебно – медицинская экспертиза (оговоримся, что разработчики предлагают вообще убрать отдельную услугу по смэ, оставив только ее подвиды (которые остаются без изменений);
- хирургия (абдоминальная);
- энтомология.
Кроме того, услуги по лечебной физкультуре и спортивной медицине предлагается отделить друг от друга, сделав самостоятельными услугами. К слову, Приказ № 1183н как раз содержит должность врача по спортивной медицине, а Приказ Минздрава России № 700н — общую специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина».
Также стоит отметить, что экспертиза качества медицинской помощи остается в списке услуг (работ), подлежащих лицензированию, что не совсем правильно, поскольку ЭКМП в силу ст. 64 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» проводиться либо в рамках ОМС (Приказ ФФОМС от 28.02.2019 № 36), либо в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Приказ Минздрава России от 16.05.2017 № 226н). Фактически ЭКМП это инструмент контроля. Таким образом, Росздравнадзор и ФФОМС должны иметь лицензию…