Аффективно-респираторные приступы у детей

Что делать во время приступа?

Прежде всего, не впадать в панику самим. Эмоциональное состояние окружающих взрослых передается малышу, и если растерянность и страх «подогревать», то будет только хуже. Сделайте задержку дыхания сами. Почувствуйте, что с вами и малышом от временной задержки дыхательных движений не произошло ничего страшного. Подуйте на носик малыша, похлопайте его по щекам, пощекочите. Любое такое воздействие поможет ему быстрее прийти в себя и задышать.

При длительном приступе, особенно с судорогами, положите малыша на ровную постель и поверните его голову набок. Так он не захлебнется рвотными массами, если его стошнит

Брызните на него холодной водой, оботрите лицо, осторожно пощекочите

Если во время приступа родители «рвут на себе волосы», то состояние малыша утяжеляется. После приступа, даже если были судороги, дайте малышу отдохнуть. Не будите его, если он уснул

Важно после приступа сохранять спокойствие, говорить негромко, не шуметь. При нервозной обстановке приступ может повториться

При любом приступе с судорогами нужно проконсультироваться с неврологом. Только врач сможет отличить АРП от эпилепсии или других неврологических расстройств.

Договоритесь с врачом о консультации, если это случилось впервые. Нужно отграничить болезнь и аффективную реакцию. Если приступ был уже не раз, а болезни нет, нужно подумать о воспитании малыша.

Если с малышом такое случилось впервые, следует вызвать детскую «скорую помощь», особенно в том случае, если возникли судороги. Педиатр оценит тяжесть состояния и решит вопрос, требуется ли госпитализация. Ведь не всегда родители могут в полной мере уследить за малышом, и так могут проявиться последствия черепно-мозговой травмы, отравления или острого заболевания.

Простые правила для родителей

Задача родителей – научить малыша распоряжаться своим гневом и яростью так, чтобы это не мешало жить остальным членам семьи.

Недовольство, гнев и ярость – естественные человеческие эмоции, никто от них не застрахован. Однако для малыша должны быть созданы границы, которые переходить он не вправе. Для этого нужно вот что:

Родители и все взрослые, живущие с ребенком, должны быть едины в своих требованиях. Нет ничего пагубнее для ребенка, когда один разрешает, а другой запрещает. Ребенок вырастает отчаянным манипулятором, от которого потом страдают все.
Определить в детский коллектив. Там иерархия выстраивается естественным образом, ребенок научается «знать свое место в стае». Если приступы происходят по дороге в сад, нужна консультация детского психолога, который конкретно укажет, что нужно делать.
Избегать ситуаций, когда возникновение приступа вероятно. Утренняя спешка, очередь в супермаркете, долгая прогулка на пустой желудок – все это провоцирующие моменты

Нужно так распланировать день, чтобы малыш был сыт, имел достаточный отдых и свободное время.

Переключать внимание. Если ребенок расплакался и плач усиливается, нужно постараться отвлечь чем-нибудь – проезжающей машиной, цветком, бабочкой, снегопадом – чем угодно

Нужно не дать эмоциональной реакции «разгореться».

Четко обозначить границы. Если ребенок точно знает, что он не получит игрушку (конфету, гаджет) ни от бабушки, ни от тети, если запретили папа или мама, то после самого отчаянного плача он все равно успокоится. Все происходящее нужно проговаривать спокойным тоном. Объяснить, почему плач бесполезен. «Посмотри, никто в магазине не плачет и не кричит. Нельзя – значит нельзя». Чувствительным детям нужно добавить, что мама или папа его очень любят, он хороший, но есть правила, которые не позволено нарушать никому.
Называть вещи своими именами и проговаривать последствия капризов. «Ты сердишься, и я это вижу. Но если ты будешь продолжать плакать, то успокаиваться тебе придется одному в своей комнате». С детьми нужно быть честными.

Апноэ у грудничков

Апноэ – это внезапная остановка дыхания, которая не связана с эмоциональной нагрузкой. Заболеванию подвержены груднички и новорожденные дети. У взрослых апноэ может происходить во время сильного кожного раздражения. Особую опасность представляет внезапная остановка дыхания при апноэ во сне. При этом дыхание останавливается более чем на 25 секунд, что может иметь негативные последствия для ребенка. Нарушение следует лечить, в противном случае возможно развитие ряда неврологических патологий, вплоть до нарушения развития малыша.

Внезапное нарушение дыхания во сне – это повод для беспокойства. У грудничков нарушение может развиться по следующим причинам:

  • травма при родах;
  • врожденные аномалии строения носа;
  • отек слизистой оболочки носоглотки при простудных и вирусных заболеваниях;
  • сильное ожирение.

В старшем возрасте такие нарушения наблюдаются редко. Остановки дыхания у детей возрастом от 8 месяцев напрямую связаны с эмоциональным состоянием ребенка и, по мнению многих специалистов, являются первыми предвестниками невроза и истерии в будущем.

Почему развивается расстройство

Соматоформное расстройство – это заболевание психологической природы, при котором симптомы поражения внутренних органов носят функциональный, а не органический характер.

Подобная дисфункция выявляется у 0.5% населения земного шара, и страдают ею преимущественно женщины. Причина кроется, прежде всего, в психологическом состоянии человека.

Первая группа факторов, влияющих на возникновение синдрома – это наследственность и особенности характера. Например, чаще его развитию подвержены люди с астеноневротическим и истероидным типом характера. Они отличаются сверхчувствительностью, робким или демонстративным поведением. Для таких людей характерна быстрая нервная истощаемость, как правило, они пессимистически настроены.

Вторая группа – это психогенные травмирующие внешние воздействия. К ним относят острые стрессорные факторы, когда мощный психологический одномоментный удар приводит к расстройству нервной деятельности. Это может быть потеря близкого человека, снижение социального статуса, ситуация сильного испуга.

Хронический стресс возникает в результате систематического умственного и физического перенапряжения, отсутствия положительных эмоций, неудовлетворения потребностей и завышенных требований к себе.

Стоит отметить, что соматоформное расстройство очень часто развивается у людей эмоционально скупых, скрывающих свои чувства, не умеющих их выражать. А так как эмоциям в любом случае требуется выход, они находят его в таком своеобразном способе. Подобное состояние может сопровождать членов религиозных семей, где царит обстановка строгой морали.

К другим факторам, провоцирующим расстройство, относят осложненную беременность, травмы, инфекции, некоторые соматические болезни.

Несколько слов об «эпи»-признаках и заключении ЭЭГ.

Стандартное заключение ЭЭГ многословно, в нем подробно описываются особенности режима функционирования головного мозга. Большая часть описываемых изменений всего лишь нейрофизиологические особенности Вашего организма в данный момент времени и не требуют какой-либо лечебной коррекции, иными словами и с «легкими» и с «умеренными диффузными изменениями» на ЭЭГ люди живут долго и счастливо. Как правило ЭЭГ заключение должна завершать фраза о наличии или отсутствии «очаговых (локальных)» и «пароксизмальных» изменений/нарушений. Строго говоря и то и другое нормой не являются, но и каким-либо «однозначным приговором» никогда не были, наличие в описании ЭЭГ очаговых или пароксизмальных изменений мотивация посетить врача-невролога, который уже на основании ЭЭГ, других исследований и собственного диагностического мышления подскажет какой лечебной тактики надо придерживаться в каждом конкретном случае.

Даже при наличии типичных – как на картинке в учебнике – ЭЭГ изменений патогномоничных для эпилептических нарушений врач функциональной диагностики не имеет право поставить диагноз эпилепсия. Мало того, нередко за эпилептические пароксизмальные изменения принимают то, что к эпи-активности не имеет никакого отношения – например высокочастотную активность в бета-диапазоне (15 и более Гц). Подобный вид активности описывается как явление ирритации (по-русски: раздражение) и свидетельствует о высоком уровне возбуждения в коре. Он может быть признаком, к примеру, депрессивного расстройства, но никак не свидетельствует в пользу эпилепсии.

Ниже приведены «яркие» примеры пароксизмальных изменений эпилептического характера.

Нестойкая паркосизмальная активность — по типу «острые волны-медленные волны», искаженная, спровоцирована фотостимуляцией.

А вот такую активность можно назвать стойкой пароксизмальной и добавить «эпиформного характера», волны настолько высокие что на иллюстрации масштаб уменьшен в два раза.

У того же пациента «цифровая достройка» пространственной локализации очага патологической активности с помощью программы BrainLoc 6.0 (программа пространственной локализации источников патологической активности в структурах головного мозга)

Важно отметить что по сравнению с теми методами диагностики которые оказывают побочное «вредное» воздействие на организм – такие как рентген, МРТ, КТ — снятие биопотенциалов с поверхности тела человека при проведении ЭЭГ, ЭКГ – оказывает на самого человека не больше воздействия чем работающий рядом компьютер

01 Дек Аффективно – респираторные приступы у детей

Posted at 19:00h
in Статьи по педиатрии
by

Ребёнок плачет – обычная картина, но внезапно начинает «заходиться»: пытается вдохнуть , широко открывая рот, сначала бледнеет, затем может посинеть. Возможно, это так называемый аффективно-респираторный приступ.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются в основном в возрасте от 6 месяцев до 3- 4 лет. Проявляются чаще всего во время плача внезапной остановкой дыхания на вдохе в течение  от 10-15 секунд до  10-20 минут. У ребёнка появляется бледность, а затем и цианоз (синева) носогубного треугольника, при продолжительном приступе может наступить потеря сознания и даже судороги. Частота приступов может быть различной: от  единичного  в несколько месяцев,  до нескольких раз в день

Отличительной и очень важной   чертой является проявление их непосредственно на фоне плача. Вот, например, ребёнок упал или  ударился и очень сильно расплакался ( многие родители даже отмечают непохожесть плача в данном случае на другой, т.е

он более выражен), затем беззвучно открывает рот, синеет, а через определённое время приходит в себя. Внешне проявляются эти приступы бурно  и очень пугают родителей. Внимательные родители, у которых ребёнок страдает данным недугом очень чётко определяют, когда может развиться данный приступ (плач очень сильный и выраженный). Обусловлены аффективно-респираторные приступы недостаточным поступлением кислорода к головному мозгу, поэтому при достаточно длительной их продолжительности может сформироваться эпилептический очаг, дающий в последующем различные судороги. Вполне обоснованы в данном случае страхи родителей в отношении схожести этих приступов с эпилепсией. По данным кафедры детской неврологии БелМАПО,  аффективно-респираторные приступы в  5,8%  могут «перерасти» в эпилепсию, но опасность существует только в определённых случаях:

  • при продолжительных приступах (более 10- 20 минут);
  • при наличии в роду больных эпилепсией (наследственная предрасположенность);
  • при наличии у ребёнка ещё каких-либо судорог;
  • возникновение аффективно-респираторных приступов спонтанно, т.е. внезапно, когда им не предшествует плач.

Что же делать, если у вашего ребенка развился подобный приступ? В это время необходимо отвлечь ребёнка каким-либо другим родом деятельности, что  в плане предотвращения приступа может быть очень эффективным и в некоторых случаях  единственным способом борьбы с недугом. Вывести из этого состояния ребенка можно воздействуя каким-либо внезапным раздражителем: подуть на ребёнка, побрызгать холодной водой, дать вдохнуть пары нашатырного спирта.

Но при наличии у вашего ребёнка аффективно-респираторных приступов обязательно необходимо обратиться за помощью к детскому неврологу в любом случае, даже если вы научились сами справляться с ними, не говоря уже  об описанных выше проблемах.

Специалист после того, как проведёт сбор анамнеза (подробно расспросит вас о характере приступов у ребёнка, провоцирующих факторах, наследственности, уточнит как у вас протекала беременность, роды и послеродовой период), осмотрит малыша, назначит  ряд обследований, который будет включать:

  •  проведение ультразвукового исследования ( УЗИ) головного мозга при наличии открытого большого родничка на темени;
  • электроэнцефалограмму (ЭЭГ), т.е. исключить судорожную готовность головного мозга.

Нужно понимать, что это абсолютно безопасные и  безболезненные, но достаточно информативные методы исследования. В каждом конкретном случае могут понадобиться дополнительные методы исследования. Кроме того необходимо исключить  патологию со стороны внутренних органов (сердечно- сосудистой системы, эндокринной системы, системы органов дыхания).

Также желательна консультация врача-психотерапевта, так как в более взрослом возрасте дети могут манипулировать взрослыми, попросту симулируя данные приступы.

При своевременном обращении к специалисту купирование аффективно-респираторных приступов является безопасным и эффективным.

Подводя итог вышесказанному, следует ещё раз обратить внимание, что  родителям  детей с аффективно-респираторными приступами не стоит впадать в панику,  но и нельзя оставлять её без внимания. Дубоделова Мария Александровна, врач – невролог первой категории

Дубоделова Мария Александровна, врач – невролог первой категории.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Воспитание детей с АРП

Истерики и АРП зачастую идут рука об руку, и важно, чтобы родители быстро научились предупреждать приступы. Раздражение и протестное поведение вполне типично для подрастающих малышей, оно периодами проявляется в любом возрасте, если ребенок раздражен или в ярости

Но по мере возраста, дети учатся контролировать и сдерживать свои эмоции, недовольство, а в возрасте 2-4 лет все это открыто выливается на родителей. Роль последних при истериках и АРП заключается в том, чтоб привить ребенку навыки самоконтроля, помочь в сдерживании эмоции и контроле за дыханием.

Важно

В развитии и дальнейшем повторении пароксизмов определенное значение будет иметь само неверное отношение со стороны родителей к детям и их выходкам. Если детей оберегать от малейших переживаний и расстройств, позволять им любые капризы и потакать всем просьбам, только бы кроха не плакал и не закатывался в приступе, последствия такого воспитания будут фатальными на всю его оставшуюся, затем и взрослую жизнь.

Помимо того, неправильное воспитание малыша с АРП грозит вылиться в формирование дальнейших истерических припадков. Под «правильным» понимают такое воспитание, когда со стороны всех членов семьи тактика в отношении ребенка едина, чтобы он не мог использовать внутрисемейные разногласия в вопросах воспитания в свою пользу. Не нужна ребенку с АРП и чрезмерная опека, он не смертельно болен, его приступы – это особенность развития, но не смертельная болезнь.

Показано хождение в детские учреждения – группы развития или садик, там приступы зачастую не возникают. Если же приступы АРП проявились как реакция на начало посещения яслей, тогда стоит временно изъять малыша из коллектива, выяснив истинные причины приступов, зачастую они имеют место.

Важно

Отказ родителей идти на поводу у ребенка и применение более гибкой системы воспитания зачастую отлично «лечит» подобные приступы.

Есть ряд рекомендаций педиатров и неврологов, соблюдение которых поможет справляться с приступами или предотвращать их развитие:

избегать вспышек, предчувствовать их. Малыш скорее зайдется в истерике и будет раздражен при сильном его утомлении, если он голодный или его торопят, он переживает. Стоит заранее обходить такие моменты, чтобы не провоцировать лишних истерик. Не стоит ходить в магазины с голодными или уставшими детьми, утром стоит вставать пораньше, чтобы не слишком спешить в садик. Нужно определить «острые углы» отношений и поведения ребенка, сглаживая их.

переключать команды со стопора на движение. Малыши склонны активнее реагировать на команды что-либо сделать, так называемые побудительные, команды «вперед», нежели на просьбы что-либо не делать или «стопорные». Дети плохо слушают запреты и слово нельзя. Так, когда ребенок кричит, стоит попросить его пойти к вам, а не требовать немедленного прекращения рыданий. Побудительную просьбу дети выполнят охотнее.

называть все своими именами. Зачастую ребенку раннего возраста сложно осознать свои эмоции и описать их, прочувствовать свою злость и раздраженность. Чтоб он мог лучше контролировать эмоции, их нужно описывать ему словами, дать им конкретные названия. Объективно нужно отражать его чувства, не давая своей оценки при этом. «Ты сердит в силу того, что не купила машинку»

Но важно также указать ему и на границы его поведения. Можно сказать, «хотя ты и сердит, но тебе не стоит кричать на весь магазин»

Это помогает ребенку понимать, возникают отдельные ситуации, где такое поведение недопустимо.

говорить правду о последствиях. При разговоре с малышами часто полезно описывать последствия поведения ребенка. Стоит объяснить ваши действия конкретно: «Ты не можешь себя сдерживать, кричишь, и нам нужно сделать это самим за тебя, поэтому придется увести тебя из магазина».

Такие приемы зачастую помогают снизить число истерик и АРП до минимума, но иногда они все равно возможны.

Первая помощь при панической атаке у ребенка

Успокоить ребенка спокойным тоном и объяснить в максимально доступной форме, что с ним происходит. Дать понять, что скоро это состояние пройдет и не нанесет ему никакого вреда. Создать максимально комфортную обстановку вокруг: устранить провоцирующий фактор (если это возможно), нормализовать температурный режим, обеспечить доступ свежего воздуха, снять неудобную одежду и пр. Если есть возможность, то следует умыть ребенка очень теплой/холодной водой или дать ему подержать руки под струей воды необходимой температуры. Температура воды в этих случаях определяется состоянием ребенка по принципу «наоборот» – если ему жарко, то она должна быть холодной и наоборот. Попытаться помочь ребенку выполнить дыхательные упражнения для успокоения

Дышать он должен ровно и выдох должен быть несколько удлиненным: вдох на два счета, выдох на 3 счета и задержка дыхания на 1 счет. Посоветовать ребенку не фиксировать внимание на тех ощущениях, которые испытываются им на физическом уровне. Для этого можно отвлечь его другой интересной для него темой, задать вопрос о ком-то из близких

Более взрослый ребенок, оказавшийся без сопровождения, может попытаться повторить про себя считалочку, стихотворение или поговорить с родственниками по телефону. При сильной панике дать принять рекомендованное специалистом седативное средство (например, экстракт валерьяны, Персен, препарат на основе брома и пр.). Посоветовать ребенку заняться чем-то: сложить в стопку книги, пересчитать деревья вокруг, понаблюдать за рыбками в аквариуме и т. п. Ни в коем случае не кричать на ребенка во время приступа и не ругать его за возникшее состояние. При беседе с ним тон голоса должен оставаться максимально спокойным, уравновешенным и уверенным.

Профилактические мероприятия

Приступы не повторятся и лечение медикаментами или народными средствами не понадобится, если родители осознают – в большинстве случаев причина АРП у ребенка кроется в его неудовлетворенности эмоциональной обстановкой в семье. Конфликты между родителями, постоянные наказания от мамы или папы или же, наоборот, чрезмерная опека и вседозволенность – именно такие факторы становятся причиной нестабильного состояния крохи и его неадекватного поведения в нестандартной, выходящей за рамки привычной, ситуации.

Придумывать наказания за каждый приступ истерии, так же, как и идти на уступки, лишь бы деточка успокоилась и не каталась по полу с дикими воплями, нельзя. Задача родителей – разъяснить ребенку, что в жизни нужно уметь идти на компромисс и иногда соглашаться даже с тем, что не очень нравится. Так будет лучше всем, и ничего плохого или направленного лично против ребенка тут нет.

Основная проблема – в искаженном мировосприятии малыша. И основное лечение заключается в его коррекции. Мама и папа при всем желании не смогут вечно оберегать и ограждать от всех невзгод своего кроху. Другим же людям не будет до его капризов никакого дела.

Потому, чтобы в будущем ребенок не столкнулся с куда большими проблемами и не получил серьезную психологическую травму от мнимых агрессии и непонимания окружающих, нужно еще в детстве изменить его мировоззрение и отношение к жизни.