Операционное дело

Первичная специализированная аккредитация специалистов

С введением в действие Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это явилось предпосылкой для создания в стране единой национальной системы аккредитации и поставило задачу проведения системной работы по обновлению образовательных программ, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки выпускников медицинских колледжей.

Закон дает определение аккредитации как процедуры определения соответствия готовности лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.

Подготовка к первичной специализированной аккредитации

Подготовка к первичной специализированной аккредитации (ПСА) специалистов для лиц, получивших после 1 января 2020 года дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки, разработанных на основании требований соответствующих ФГОС среднего профессионального образования (приказ Минздрава России от 21 декабря 2018 г. №898н)

Информируем вас о том, что для лиц, получивших дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки после 1 января 2020 года, на портале «Методический центр аккредитации» (http://fmza.ru/) размещены необходимые материалы для подготовки к первому и второму этапам первичной специализированной аккредитации специалистов в рамках перечня специальностей.

  1. Перейдите на сайт портала «Методический центр аккредитации» (далее – «Портал») (http://fmza.ru/).
  2. Инструкция пользователяпоможет Вам сориентироваться в работе с Порталом.
  3. Зайдите в раздел «Первичная специализированная аккредитация (СПО)»и выберите свою специальность из перечня.
  4. После выбора специальности вы сможете ознакомится с тестовыми заданиями и пройти репетиционный экзамен (первый этап), а также ознакомиться с Перечнем практических навыков для оценки в симулированных условиях, паспортом практического задания и оценочными листами (чек-листы) для оценивания практических навыков (умений).

 Основные этапы аккредитации

  1. Регистрация поступивших документов и проверка соответствия поступивших документов
  2. Проведение заседания и принятие решения о допуске аккредитуемого к аккредитации специалиста и о сроках проведения аккредитации.
  3. Процедура аккредитации специалиста состоит из 2-х этапов:

1-й этап: тестирование

Процедура включает в себя компьютерное тестирование (60 вопросов 60 мин.). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

2-й этап: оценка практических навыков (умений)

Процедура включает в себя выполнение одного практического  задания и демонстрацию трех практических навыков: двух по специальности, одного на проведение  сердечно-легочной реанимации (30 мин. на выполнение). На выполнение данного этапа дается 3 попытки.

Общение с пациентом

На второй части экзамена эксперты оценивали практические навыки специалистов и умение работать в стрессовых ситуациях. Медиков попросили пройти в учебную виртуальную клинику, где им предстояло отработать множество манипуляций, включая навыки сердечно-легочной реанимации, экстренной и неотложной медицинской помощи. Обстановка в “экзаменационной больнице” максимально приближена к реальной: в наличии манекены и тренажеры, в точности повторяющие медицинскую технику – электрокардиографы, дефибрилляторы. В отдельных случаях предлагалось “оказать помощь” пациентам – их изображают специально подготовленные актеры, обученные в точности имитировать симптомы разных заболеваний.

Хотя задания для каждой ситуации диктовал оператор, последовательность и правильность действий врача также беспристрастно фиксировал компьютер. Учитывалось все до мелочей: как долго медик проводил первичный осмотр, достаточно ли полно опрашивал пациента, верно ли определил порядок действий. Для врача общей практики городской поликлиники №6 (филиал №3) Ларисы Марченко процедура прохождения экзамена оказалась “сродни посещению международной конференции”.

“Просто фантастические технологии, позволяющие полностью ощутить себя в рабочей обстановке. Учитывая, что мне 71 год, считаю, что при достаточно ответственном отношении к подготовке к прохождению добровольных оценочных процедур справиться с ними вполне по силам. Нужно просто верить в себя и любить свою профессию”, – пояснила она.

Врач общей практики городской поликлиники №12 (филиал №3) Наталия Верзина выразила мнение, что практические занятия на симуляторах ничем не отличаются от повседневной работы.

“Мне приходилось оказывать экстренную помощь пациентам в поликлинике, так что ничего принципиально нового и невыполнимого в этом не было. Думаю, врач с хорошим практическим опытом имеет все шансы справиться с любым из таких заданий”, – сказала собеседница агентства.

В каких мероприятиях можно участвовать

О мероприятиях, аккредитованных для системы НМО, вы можете узнать на сайте Координационного совета. На главной странице сайта в меню слева выберите «Мероприятия», «Модули» или «Вузы», чтобы посмотреть, какие организации принимают участие в программе и какие курсы можно пройти.

Чтобы узнать, какие аккредитованные мероприятия проводят в вашем регионе, зайдите на соответствующую вкладку, выберите свою специальность, регион и даты, в которые вы хотели бы пройти обучение.

На вкладке «Модули» можно посмотреть дистанционные модули, которые доступны для конкретной сестринской специальности. Российская ассоциация медсестер подготовила 14 электронных образовательных модулей.

Курсы повышения квалификации разрабатывают высшие и средние учебные заведения в каждом регионе. Это короткие программы, которые рассчитаны на 16–36 часов. Информацию о них можно найти на сайте http://edu.rosminzdrav.ru.

Для работы на портале медсестры тоже должны зарегистрироваться в личном кабинете. При регистрации система попросит ввести данные СНИЛС, который и станет основным идентификатором, фамилию, имя, отчество и дату рождения.

После регистрации в вашем личном кабинете появится доступ к следующим основным вкладкам:

·         общая информация;

·         личные сведения;

·         для допуска к аккредитации;

·         для допуска к сертификации;

·         индивидуальное расписание;

·         образовательное портфолио;

·         дополнительная информация.

Правила работы на портале мы объяснили в инструкции.

Главная страница портала НМО.

Внимание: курсы повышения квалификации могут проходить в симуляционных центрах учебных заведений.

Там медсестры не только учат теорию, но и отрабатывают практические навыки.

Как учесть баллы за участие в конференции

Тяните билет

Третий, заключительный, этап проверки знаний проводился по аналогии с экзаменом в высших учебных заведениях. “Тяните билет”, – спокойно и невозмутимо проговорил член комиссии, указав жестом на уложенные ровными рядами текстом вниз листы бумаги. Даны симптомы болезни и краткое описание пациента, задача медика – структурировано описать ход действий во время приема. “Что спрашивать у пациента”, “какие назначить анализы”, “с чего начать терапию” – на эти и другие вопросы предстояло ответить специалистам, прежде чем комиссия вынесла вердикт.

По итогам окончания экзамена, член экспертной комиссии, главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению департамента здравоохранения Москвы Андрей Тяжельников отметил, что “врачи, которые пришли сдавать его без должной подготовки, надеясь на формальный подход, преодолеть эту планку не смогли”. “Те же, кто жертвовал своим личным временем на подготовку, внимательно изучал тестовые задания, посещал тренировки в симуляционном зале, сдали экзамен с очень хорошими результатами. Причем и на этапе тестирования, и в ходе демонстрации практических навыков, и при решении ситуационных задач”, – подчеркнул он.

Кто из первых тридцати соискателей станет обладателем статуса “Московский врач”, будет известно позже, после очных встреч с медиками, где они пройдут собеседование и проведут самопрезентацию. Выступая с напутствием, Хрипун и Глыбочко посоветовали медикам постоянно учиться, повышать квалификацию, почаще посещать симуляционные центры для отработки и закрепления полученных медицинских навыков. Также немаловажным остается повышение культуры общения с пациентами, считают они.

Процедура проведения аккредитации

Аккредитацию специалистов проводит аккредитационная подкомиссия. Для каждого вида аккредитации формируется определенная подкомиссия, состоящая из специалистов по конкретному направлению, имеющих действующие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации.

Для каждого вида аккредитации предусмотрены свои этапы, представленные ниже в таблице:

Первичная аккредитация Первичная специализированная аккредитация (СУЗ) Первичная специализированная аккредитация (ВУЗ) Периодическая аккредитация
Тестирование Тестирование Тестирование Портфолио
Оценка практических навыков (симуляция) Оценка практических навыков (симуляция) Оценка практических навыков (симуляция) или решение ситуационных задач
Решение ситуационных задач (для специальностей «Клиническая медицина») Решение ситуационных задаx (для выпускников 2020 года и позднее)

Тестирование для специалистов проводится в течение 60 минут, для людей с проблемами со зрением время может быть увеличено до 120 минут по медицинским показаниям или по решению аккредитационной подкомиссии. Тестирование состоит из 60 вопросов-тестов, которые в автоматическом режиме выбираются из заданий Единой базы оценочных средств, которая формируется Методическим центром аккредитации специалистов.

Если специалист ответил правильно на 70% вопросов и более, то тестирование считается сданным. Лицо, проходящее аккредитацию, допускается к следующему этапу.

Если количество правильных ответов 69% и менее – специалист не сдал тестирование, и его не допускают к следующему этапу.

Оценка практических навыков в симулированных условиях проводится с использованием тренажеров и манекенов. В некоторых случаях могут привлечь стандартизированных пациентов, то есть определенного человека, который будет изображать из себя пациента. Выбор ситуационной задачи осуществляется с помощью Единой базы оценочных средств.

На данном этапе аккредитационная подкомиссия оценивает деятельность специалиста в практических ситуациях:

  • правильность выполнения заданий;
  • правильность последовательности действий.

Если аккредитация принимается у лица, окончившего ВУЗ, количество ситуационных задач должно составлять не менее 5. Если проводится оценка практических знаний специалиста, имеющего среднее образование, то ему могут поставить только 1 ситуационную задачу.

Специалист, имеющий высшее образование, должен выполнить одно задание в течение 10 минут. Если медик окончил СУЗ, то время на выполнение ситуационной задачи составляет 30 минут.

Результат оценки проставляется сразу после выполнения задания и указывается в процентах. Если специалист «получил» 70% правильных действия и более, то он сдал данный этап аккредитации. Если 60% и менее – не сдал.

Еще один из этапов аккредитации – решение ситуационных задач. По каждой из них специалист должен ответить на 12 вопросов. Лицо, проходящее аккредитацию, решает две такие задачи, то есть отвечает на 24 вопроса.

На решение каждой ситуационной задачи выделяется 30 минут. После решения задачи система определяет процент правильных ответов и действий. При 70% и более правильных ответов оценивается как «сдано». Если правильных ответов 69% и менее – «не сдано».

После прохождения аккредитации аккредитационная подкомиссия составляет протокол, в котором прописываются результаты каждого этапа и выносится решение о признании аккредитуемого прошедшим или не прошедшим аккредитацию.

В тестировании результаты оглашаются сразу после сдачи теста, на всех остальных этапах результаты становятся известны позднее.

Вступительные тесты в мед. колледж: как подготовиться

Средние профессиональные учебные заведения редко выкладывают на сайтах программу психологического тестирования для мед. колледжей. Тем не менее, практика показывает, что психологи обычно берут за основу один из профориентационных тестов, иногда дополняя его другими:

  1. Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.
  2. Методика Д. Холланда.
  3. Опросник Шмишека и Леонгарда.

Эти опросники есть в интернете, поэтому вы можете заранее пройти психологические тесты для мед. колледжа онлайн. Не помешает пройти и другие профильные тесты.

Психологическое тестирование в мед. колледж: примерные вопросы

Многие тесты в мед. колледж построены на основе выбора между двумя профессиями. Например, в тесте Холланда абитуриент должен выбрать, какая профессия ему ближе: вязальщика или санитарного врача. В таких тестах нужно выбирать только медицинские специальности или те, которые связаны с биологией, химией, физикой.

Более сложными могут оказаться вопросы для поступления в медицинский колледж, направленные на определение характера. Например, от будущего врача ожидают отрицательного ответа на вопросы «Вы чувствительны к оскорблениям?», «Часто ли у вас бывают смены настроения?», «Вы часто не можете сопротивляться сильным порывам?» и др.

Абитуриентам интересно, есть ли способ точно пройти тестирование для поступления в медицинский колледж. Для этого нужно отвечать на вопросы так, как бы вы хотели, чтобы отвечал ваш лечащий врач. Никто не хочет, чтобы его лечил человек, подверженный перепадам настроения, грубый и раздражительный. Исходя из этого и нужно давать ответы.

Поступление — первый шаг на пути к заветному диплому. Пройти остальные поможет студенческий сервис. Его эксперты оперативно справятся с любой учебной проблемой.

Тихо! Идет экзамен

Глава департамента лично присутствовал на оценочных процедурах и контролировал ход их выполнения вместе со своим коллегой, ректором Первого Московского государственного медицинского университета (МГМУ) имени И.М.Сеченова Петром Глыбочко.

Реклама 30

С раннего утра в холле Методического центра аккредитации специалистов “Сеченовки” царила атмосфера строгости. Соискатели – давно уже не студенты: большинство из них опытные врачи и с возрастом научились скрывать волнение. На экзамене все по-настоящему: за списывание – “незачет”, такая же “санкция” за пользование шпаргалками и мобильными телефонами.

У каждого медика свой рецепт успешного прохождения испытания. Одни считают, что считанные минуты до начала экзамена надо провести с пользой, проштудировать конспекты, повторить заученные фразы. Другим кажется оптимальным – “собраться с мыслями”, выпить чашку кофе, прогуляться на свежем воздухе.

Психологическое тестирование в мед. колледж: что это такое

При поступлении в любой медицинский ссуз Москвы и РФ абитуриенты сдают психологическое тестирование. Это не экзамен на знание психологии, а собеседование в медицинский колледж, который должен пройти каждый поступающий. Оно нужно, чтобы комиссия убедилась: поступающий осознанно выбрал профессию и сможет добиться в ней успеха.

Тесты для поступления в мед. колледж сдают и выпускники 9-го класса, и те, кто получил полное среднее образование.

От результатов тестирования зависит, поступит абитуриент или нет: в большинстве колледжей тех, кто не прошел тестирование, не допускают к дальнейшим экзаменам.

Зачем проводят психологический тест для поступления в медицинский колледж

Психологическое тестирование в медицинский колледж помогает на этапе приема отсеять людей, которые не подходят для этой профессии. К таким относятся:

  • рассеянные и невнимательные;
  • безответственные;
  • паникеры;
  • грубые и бестактные;
  • замкнутые и нерешительные;
  • равнодушные;
  • жестокие и агрессивные.

Цель психологического теста в мед. колледж — определить тип темперамента и ведущие качества характера абитуриента, а также его профессиональные склонности.

Тесты для поступления в медицинский колледж позволяют психологам отобрать тех, кто сможет стать хорошим врачом. Для этого нужны такие качества характера:

  1. Ответственность и чувство долга.
  2. Гуманность и эмпатия.
  3. Стрессоустойчивость.
  4. Решительность.
  5. Умение хранить врачебную тайну.
  6. Инициативность.
  7. Коммуникабельность.

Как проходит психологическое испытание при поступлении в мед. колледж

Процедура тестирования зависит от техникума или мед. училища. В некоторых ссузах поступающим выдают бланк с вопросами и ответами, где нужно отметить свои варианты.

В других колледжах беседу с абитуриентами проводит психолог (или несколько), иногда — в присутствии других членов комиссии.

В этом процессе нет ничего страшного, тем более, к любым тестам можно подготовиться.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

В медицине много разных составляющих. Ключевые из них гуманность и любовь к своему делу

Освежить знания

Верзина добавила, что участие в проекте “Московский врач” для нее было интересно именно с точки зрения возможности профессионального развития. “Думаю, вне зависимости от результатов прохождения добровольных оценочных процедур, каждому из нас было полезно освежить свои знания и узнать что-то новое. Ведь все тестовые задания находились в открытом доступе, и даже просто внимательное ознакомление с ними было чем-то вроде курсов повышения квалификации”, – пояснила собеседница агентства.

По словам Хрипуна, в ближайшем будущем оценочные процедуры пройдут еще более двух тысяч специалистов, которые подали заявки на участие в проекте. “Очень скоро москвичи смогут попасть на прием к специалистам, имеющим такой статус. Уверен, что участие максимально большого количества врачей будет способствовать повышению как престижа профессии, так и качества медицинской помощи для москвичей”, – отметил он.

Принять участие в проекте смогут все практикующие медики федеральных, городских, ведомственных и частных медицинских организаций со всей России. Надбавки к заработанной плате будут выплачиваться за каждую специальность, по которой кандидат получил данный статус. Претендовать на гранты смогут только врачи, работающие в медицинских организациях государственной системы здравоохранения столицы. Участие в проекте бесплатное и добровольное.

Как сообщалось ранее, рзмер ежемесячных выплат медикам, получившим статус «Московский врач» составит 15 тыс. рублей. Подробнее читайте.

Номенклатура специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ

  • Организация сестринского дела
  • Лечебное дело
  • Акушерское дело
  • Стоматология
  • Стоматология ортопедическая
  • Эпидемиология (паразитология)
  • Гигиена и санитария
  • Дезинфекционное дело
  • Гигиеническое воспитание
  • Энтомология
  • Лабораторная диагностика
  • Гистология
  • Лабораторное дело
  • Фармация
  • Сестринское дело
  • Сестринское дело в педиатрии
  • Операционное дело
  • Анестезиология и реаниматология
  • Общая практика
  • Рентгенология
  • Функциональная диагностика
  • Физиотерапия
  • Медицинский массаж
  • Лечебная физкультура
  • Диетология
  • Медицинская статистика
  • Стоматология профилактическая
  • Судебно-медицинская экспертиза
  • Медицинская оптика
  • Бактериология
  • Медико-социальная помощь
  • Наркология
  • Реабилитационное сестринское дело
  • Сестринское дело в косметологии
  • Скорая и неотложная помощь

График сдачи квалификационной документации во 2 полугодии 2021 года

Дата сдачи

аттестационных дел

Дата проведения тестирования

Дата заседания

аттестационной комиссии

Для специальностей:

Организация сестринского дела, Сестринское дело, Сестринское дело в педиатрии, Общая практика (семейное дело), Диетология, Медико-социальная помощь

10.09

14.09, 15.09

16.09

21.09, 22.09

11.10, 12.10

18.10

20.10, 21.10

22.10

15.11

16.11, 17.11

23.11

24.11

07.10

07.10

07.10

12.10

11.11

12.11

18.11

18.11

14.12

14.12

20.12

20.12

13.10

14.10

15.10

19.10

18.11

19.11

22.11

25.11

21.12

22.12

24.12

27.12

Для специальностей:

Скорая и неотложная помощь, Лечебное дело, Акушерское дело, Наркология

10.09

14.09, 15.09

11.10, 12.10

18.10

15.11

16.11, 17.11

07.10

07.10

11.11

12.11

14.12

14.12

13.10

14.10

18.11

19.11

21.12

22.12

Для специальностей:

Стоматология, Стоматология ортопедическая, Стоматология профилактическая

16.09

21.09, 22.09

23.11

24.11

07.10

12.10

20.12

20.12

15.10

19.10

24.12

27.12

Для специальностей:

Физиотерапия, Лечебная физкультура, Медицинский массаж, Реабилитационное сестринское дело, Сестринское дело в косметологии

10.09

21.09, 22.09

23.11

24.11

07.10

12.10

20.12

20.12

13.10

19.10

24.12

27.12

Для специальностей:

Лабораторная диагностика, Лабораторное дело, Бактериология, Гистология, Судебно-медицинская экспертиза, Эпидемиология (паразитология), Дезинфекционное дело, Гигиена и санитария, Гигиеническое воспитание, Энтомология

14.09, 15.09

16.09

11.10, 12.10

18.10

15.11

16.11, 17.11

07.10

07.10

11.11

12.11

14.12

14.12

14.10

15.10

18.11

19.11

21.12

22.12

Для специальностей:

Рентгенология, Функциональная диагностика

20.10, 21.10

22.10

23.11

24.11

18.11

18.11

20.12

20.12

22.11

25.11

24.12

27.12

Для специальностей:

Операционное дело, Анестезиология и реаниматология

20.10, 21.10

22.10

15.11

16.11, 17.11

18.11

18.11

14.12

14.12

22.11

25.11

21.12

22.12

Для специальности:

Медицинская статистика

20.10, 21.10

18.11

22.11

Для специальности:

Фармация

18.10

12.11

19.11

Отчет предоставляется за последний год работы:

в сентябре  с 01.09.2020 по 01.09.2021

в октябре  01.10.2020 по 01.10.2021

в ноябре  01.11.2020 по 01.11.2021

Чем отличается аккредитация от аттестации и сертификации

Вместо сертификата специалиста с 1 января 2016 года медсестры могут получить свидетельство об аккредитации. Оно подтверждает знания и квалификацию медсестер. Если у сотрудника несколько специальностей, он может подтверждать их все, но для каждой аккредитацию придется проходить отдельно.

До 2021 года включительно медсестры имеют право продлевать сертификат специалиста. Действовать он будет до 2026 года. Это правило устанавливают статьи и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Определение 

Сертификация – процедура, которая позволяет получить допуск к осуществлению медицинской деятельности.

Условия выдачи сертификата специалиста медработникам: наличие диплома о получении медицинского или фармацевтического образовании; сдача сертификационного экзамена либо прохождение государственной итоговой аттестации.

Аттестация медицинских работников – это добровольная процедура, связанная с присвоением (второй, первой и высшей) на основании имеющейся специальности, которая подтверждается сертификатом специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи или фармацевтической деятельности.

Аккредитация – это по сути процедура, аналогичная процедуре получения и подтверждения сертификата специалиста, и это процедура обязательная.

Для медсестер существует три вида аккредитации:

·         первичная – проходят медицинские сестры, впервые завершившие обучение в образовательной организации по какой-либо специальности;

·         первичная специализированная – ее предстоит пройти медсестрам, которые завершили обучение программ по профессиональной переподготовке или получили образование на территории иностранного государства;

·         периодическая – будут проходить медсестры каждые пять лет по специальности, по которой у них уже есть допуск к профессиональной медицинской деятельности.​​​​​

Ситуация

Этапы внедрения процедуры аккредитации

С 2016 года происходит поэтапный переход от процедуры сертификации к процедуре аккредитации специалистов ().

В 2019 году аккредитацию прошли выпускники:

·         получившие высшее образование по основным образовательным программам «Здравоохранение и медицинские науки»;

·         получившие среднее профессиональное образование;

·         получившие высшее образование по основным образовательным программам – уровень ординатуры – и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальностям: «неврология», «кардиология», «общая врачебная практика (семейная медицина)», «онкология», «педиатрия», «терапия».

В 2020 года процедуру аккредитации пройдут лица:

·         получившие медицинское и фармацевтическое образование в иностранных государствах;

·         получившие высшее образование по основным образовательным программам;

·         получившие высшее образование по основным образовательным программам в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» – уровни бакалавриата, магистратуры, ординатуры;

·         получившие дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки.

С 2021 года процедуру аккредитации будут проходить все медработники.

Ситуация

Минздрав отменил выдачу сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года

Минздрав установил мораторий на получение сертификатов специалистов и свидетельств об аккредитации до конца 2020 года (). Если действие сертификата врача, медсестры истекает в этом году, оно продлевается еще на 12 месяцев ().

Срок действия сертификатов, которые истекали после 6 апреля 2020 года, пролонгируется на год. Поскольку с 1 января 2021 года все медработники должны получать свидетельство об аккредитации, то те, кому продлили срок действия сертификатов, после его окончания должны будут проходить не сертификацию, а аккредитацию. Фактически с 26 апреля в России окончательно останавливается сертификация. 

Выпускники, которые должны проходить первичную аккредитацию, сдадут экзамены на нее в этом году, получат справку, а свидетельство им выдадут в следующем году.

Кто проводит аккредитацию

Медсестра решает ситуационные задачи во время аккредитации.

по каждой специальности формирует образовательное учреждение, например вуз, в котором есть аккредитационный центр. В комиссию входят представители профессиональных ассоциаций, регионального министерства или департамента здравоохранения, медорганизаций, профсоюзов, образовательных или научных медицинских организаций.

Медсестры могут пройти аккредитацию в региональном центре аккредитации на базе медицинского училища и колледжа. Список аккредитационных центров ежегодно утверждает Минздрав в специальном приказе.

Как теперь подтверждать квалификацию

Вместо сертификата специалиста с 1 января 2016 года медсестры могут получить свидетельство об аккредитации. Оно подтверждает знания и квалификацию медсестер. Если у сотрудника несколько специальностей, он может подтверждать их все, но для каждой аккредитацию придется проходить отдельно.

До 2021 года включительно медсестры имеют право продлевать сертификат специалиста. Действовать он будет до 2026 года. Это правило устанавливают статьи и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пример: какие законы регулируют НМО?

НМО регулирует несколько федеральных законов и приказов Минздрава.

Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ: «Работать в медорганизации имеют право только специалисты, которые получили медицинское образование и свидетельство об аккредитации».

Подзаконные акты, которые касаются аккредитации, разрабатывает Минздрав.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»: «Медработник может получить сертификат специалиста до 2021 года. Работать на основании сертификата – до 2026 года».

регулирует сроки и этапы аккредитации. Медсестры, которые оканчивают учебное заведение, с 1 февраля 2018 года обязаны получать свидетельство об аккредитации.

утверждает положение об аккредитации.

утверждает Порядок выдачи свидетельства об аккредитации.

определяет квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

В зависимости от этапа обучения и стажа работы по конкретной специальности, например медсестрой-анестезистом или акушеркой, средний медперсонал проходит один из трех видов аккредитации: первичную, первичную специализированную и периодическую. Первичная предназначена для медсестер, которые завершили обучение в медколледже. Первичную специализированную проходят медработники, которые окончили курсы профессиональной переподготовки или получили дипломы за рубежом. Все специалисты, которые уже работают по профессии и впервые будут получать свидетельство об аккредитации, пройдут эту форму экзамена. предназначена для специалистов, которые раз в пять лет должны подтверждать квалификацию.

Чтобы пройти аккредитацию, нужно участвовать в программе непрерывного медицинского образования (НМО) и набрать 250 учебных баллов за пять лет. Баллы можно получить за учебные курсы – как очные, так и заочные – и за практические занятия. За год минимально нужно набрать 50 баллов. В год можно набрать 14 баллов за конференции, вебинары и семинары, а 36 нужно получить во время курсов повышения квалификации.

Как работает система НМО и что в ней изменилось за последний год