Оглавление
- Финансирование и госзакупки
- Советуем прочитать
- Что считается бюджетным учреждением
- Бухгалтерский учет и налогообложение
- Отчетность
- Финансовое обеспечение деятельности
- Система управления
- Классификация
- Формы НКО
- Сравнение
- Основные различия между Бюджетными, Автономными и Казенными государственными (муниципальными) учреждениями
- В чем заключается разница
- Нормативное регулирование деятельности
- Отличия и схожесть автономных и бюджетных учреждений. журнал
- Требования и контроль
- Основные характеристики казенного учреждения
- Выводы
Финансирование и госзакупки
Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.
Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные. Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство
В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания
Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.
Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:
- Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
- Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
- Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
- Проводят инвентаризацию.
- Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
- Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.
Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.
Советуем прочитать
Бюджетная смета — документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Бюджетные ассигнования — предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Казенное учреждение — государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Лицевой счет — счет, открытый в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Особо ценное движимое имущество учреждения — движимое имущество учреждения, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
Субъекты Российской Федерации — Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Внешние ссылки
12.08.2021
Что считается бюджетным учреждением
К бюджетным относят организации некоммерческого профиля, созданные для реализации перечня услуг на основании действующих федеральных законов. Как и автономные, данные структуры относятся к субъектам РФ. Область деятельности бюджетных подразделений распространяется на спорт, социальные программы, образование, здравоохранение, занятость граждан.
Похоже на автономучреждение. Но на этом сходство заканчивается. Потому что данная организация финансируется из бюджета. Но может пользоваться также и внебюджетными фондами. Только государственными. Расход средств регулируется сметой.
Распределение финансов осуществляется федеральным казначейством либо уполномоченным на данные действия госорганом. Разновидности бюджетных организаций включают:
- госучреждение (ГБУ);
- муниципальное (МБУ);
- государственное образовательное (ГБОУ);
- муниципальное образовательное (МБОУ).
Далее выясним, в чем заключается разница между бюджетным и автономучреждением.
Бухгалтерский учет и налогообложение
Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:
- средств в форме субсидий и субвенций;
- доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
- недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
- объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.
Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:
- приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
- методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
- алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
- особенности организации документооборота;
- рекомендации по систематизации информации;
- формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
- инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.
КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).
Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:
- по ресурсам, получаемым из казны;
- по внебюджетным средствам.
Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.
КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.
Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.
Отчетность
Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.
Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:
- Ежемесячные отчеты — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
- Ежеквартальные и годовые – индивидуально (в зависимости от вида распорядителя).
Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.
Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.
Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм
Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).
Если решились на переход:
- Попробуйте устроиться в централизованную бухгалтерию, это будет аналогично опыту работы в аутсорсинге и поможет освоиться.
- Пообщайтесь с коллегами-бюджетниками на форумах и в специализированных группах.
- assistentus.ru регулярно размещает статьи и новости, посвященные не только традиционному, но и бюджетному учету – следите за публикациями.
- В этой статье приведено много ссылок на нормативные документы, воспользуйтесь ими.
Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.
Финансовое обеспечение деятельности
Порядок финансового обеспечения деятельности закреплен в Гражданском кодексе, в соответствии со ст. 120 которого бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником. Деятельность бюджетного учреждения финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ). Дополнительным источником финансирования бюджетных учреждений является разрешенная предпринимательская деятельность. При этом доходы бюджетного учреждения, полученные от такой деятельности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг (ст. 42 БК РФ).
Согласно Закону N 174-ФЗ собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления его деятельности и использование закрепленного за учреждением имущества. Они поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано. Иными словами, автономные учреждения самостоятельно зарабатывают средства на свое существование.
Однако основной механизм финансирования деятельности автономного учреждения заключается в том, что учредитель устанавливает для автономного учреждения задания в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью. Согласно этим заданиям автономное учреждение выполняет работы, оказывает услуги как за плату (частичную плату), так и бесплатно. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных им за счет средств, выделенных ему учредителем на его приобретение, расходов на уплату налогов по такому имуществу. Учредитель также финансирует развитие автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.
В целях обеспечения равных условий хозяйствования ст. 20 Закона N 174-ФЗ предусмотрено, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения.
Л.Максимова
Главный редактор
журнала «Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Система управления
Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:
- руководителем;
- коллективом наблюдательного совета;
- общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).
Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.
Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.
Список функций наблюдательного совета:
- формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
- согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
- разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
- обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
- анализ перспективности сделок с недвижимостью;
- формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
- принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
- инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
- утверждает проекты отчетности и положение о закупках.
Классификация
Среди основных видов бюджетных организаций следует выделить:
- Органы местного и государственного управления.
- Правоохранительные структуры.
- Учреждения культуры, образования, науки, соцзащиты, медицинской помощи и так далее.
Классификация организаций может проводиться по различным признакам. В зависимости от исполняемых функций (то есть, по роду своей деятельности), выделяют государственные учреждения, финансируемые в соответствии с разделами бюджетной классификации. В их числе:
- Местное самоуправление и госуправление. В эту систему, в частности, входят Минобороны, Счетная палата, Минфин и пр.
- Судебные органы (Конституционный Суд, ВАС, ВС, инстанции общей юрисдикции).
- Представительства и посольства, осуществляющие деятельность за рубежом.
В зависимости от источников финансирования, выделяют учреждения, получающие средства из федерального, регионального или местного бюджетов. Как выше было сказано, организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Например, высшее государственное бюджетное образовательное учреждение вправе оказывать платные услуги по обучению студентов на заочной форме. В зависимости от источников формирования доходов, выделяют, таким образом, организации:
- Оказывающие услуги юрлицам и гражданам за плату.
- Осуществляющие деятельность бесплатно. Например, бюджетные общеобразовательные учреждения в большинстве своем являются бесплатными.
Формы НКО
НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
-
;
В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:
-
потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);
-
товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);
-
публично-правовые компании;
-
адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;
-
нотариальные палаты.
Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.
Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).
Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.
При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:
-
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;
-
№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;
-
№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;
-
№ 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;
-
№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;
-
№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;
-
№ 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;
-
№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;
-
№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;
-
№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.
-
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.
Сравнение
Сравнительные характеристики каждого из учреждений помогут лучше разобраться в том, чем они схожи, а в чем отличаются друг от друга. По имеющимся в законах сведениям бюджетным будет называться такое учреждение, которое имеет статус некоммерческой организации. Основывается оно на базе государственной или муниципальной компании, которая ставит перед собой цели, связанные с оказанием различных и неизменно качественных услуг или выполнения работ в других сферах, которые являются важными для человека. Финансирование работы производится из бюджета страны и/или региона. Примеры таких учреждений: школы, ВУЗы.
Если говорить об автономных учреждениях, то здесь также присутствует некоммерческая составляющая. Учредителем является государство или муниципальное образование. Главной задачей работы в этом случае для такого типа учреждения становится оказание в первую очередь образовательных и развивающих услуг. Учреждение находится в собственности у РФ или муниципалитета. При этом автономная организация отличается более выраженной независимостью от государства. Финансирование за счет бюджетных средств может полностью отсутствовать.
Также присутствуют и другие формы, по которым можно проводить сравнение:
- В случае необходимости совершения государственных закупок автономная организация имеет право руководствоваться 223 ФЗ, а бюджетная 44 ФЗ.
- Получение кредитования и различных займов в первом случае разрешено, во втором (для бюджетных компаний) присутствуют некоторые ограничения, требующие согласования с контролирующими государственными органами.
- Для автономных организаций процесс распоряжения имуществом не ограничивается, если оно приобретено на собственные средства. В случае с бюджетной формой требуется наличие подтвержденного согласия от того, кто являлся источником финансирования.
- Открытие и использование расчетных счетов для автономной формы разрешено и не имеет ограничений по выбору компании кредитора. Если организация бюджетная, то для открытия и использования расчетных счетов требуется сначала обратиться в казначейство и получить от него разрешение и только потом искать подходящую кредитную компанию.
Различия имеются также в сфере налогообложения. В случае с автономной формой работы разрешается выбирать упрощенку для снижения финансового бремени. Если организация получает финансирование за счет средств бюджета, то упрощенную форму выбирать нельзя.
Основные различия между Бюджетными, Автономными и Казенными государственными (муниципальными) учреждениями
Источник бюджетного финансирования:
Автономное — субсидии
Бюджетное — субсидии
Казенные — на основе бюджетной сметы
Основной документ:
Автономное — План финансово-хозяйственной деятельности
Бюджетное — План финансово-хозяйственной деятельности
Казенные — Смета доходов и расходов
Поступающие доходы:
Автономное — в самостоятельное распоряжение
Бюджетное — в самостоятельное распоряжение
Казенные — зачисляются в бюджет
Денежные счета:
Автономное — В кредитных организациях и в органах федерального казначейства
Бюджетное — в органах федерального казначейства (финансовых органах)
Казенные — в органах федерального казначейства (финансовых органах).
Различия в функциях между казенными, бюджетными и автономными государственными (муниципальными) учреждениями.
Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036 «О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ» (п. 1) разъясняет:
Рубрики:
В чем заключается разница
Между двумя разновидностями организаций много схожих черт. Это касается выполняемых функций, задач. И те, и другие могут заниматься культурой, трудоустройством граждан, медициной. Деятельность данных подразделений регулируется ФЗ.
Теперь переходим к разнице. Суть автономучреждения заключена в названии. «Автономное» – значит, независимое. Владеет правом открывать счета в финансовых структурах. Бюджетному это нельзя.
Также автономучреждение наделено полномочиями пользоваться правом получения займа. И в отношении кредитов, распоряжения имуществом свобод побольше, чем у бюджетного аналога. Там деятельность четко подчиняется контролю со стороны государства, включая управление сметой и основными фондами.
«Бюджетники» практически интегрированы в соответствующие муниципальные, госструктуры. И связаны с ними четкими правилами, требованиями, документами.
Источник pohozhie.ru
Нормативное регулирование деятельности
В современном законодательстве имеется ряд актов нормативного характера, содержанием которых регулируется деятельность бюджетных организаций, функционирующих в государстве. К их числу, прежде всего, относится Конституция страны, которая своим содержанием закрепляет наличие таковых структур в общем числе предприятий, а также определяет основной источник финансирования их деятельности.
Особенное значение также имеет российский закон «О некоммерческих организациях», который своим содержанием закрепляет перечень возможных видов таких структур, их особенности, а также порядок создания, функционирования и последующей ликвидации юридических лиц данного вида. Частично аналогичные понятия раскрываются и в содержании ФЗ о госрегистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Что касается основных характеристик, свойственных организациям некоммерческого типа, то они предусмотрены содержанием Гражданского кодекса РФ. Более того, данный акт предписывает особенности отношения этих организаций к имуществу, а также ответственность по возможным долгам и цели функционирования.
Отдельное внимание следует уделить бюджетному законодательству, представленному кодексом, а также Инструкцией по учету. Эти акты нормативного характера включают в свое содержание особенности финансирования рассматриваемых организаций
Подобные вопросы также регулируются различными приказами, изданными Министерством финансов.
Отличия и схожесть автономных и бюджетных учреждений. журнал
Озерова Н.Б.,начальник управления экономики ифинансов МГТУ им. Н.Э. Баумана, лауреат премииПрезидента РФ в области образования, почетныйработник высшего профессионального образования РФ,консультант-эксперт журнала “Советник в области образования”
В предыдущей публикации о Федеральном законе от 08.05.2010 № 83-ФЗ (см.
“Советник бухгалтера в образовании” № 3 за 2010 год) мы рассказывали о новой форме бюджетного учреждения, о проблемах и преимуществах, возникающих в связи с расширением прав бюджетных учреждений по отношению к тем правовым отношениям в финансово-хозяйственной деятельности, которые существуют в настоящее время.
В этой статье журнала мы будем рассматривать, в чем состоит разница в правах относительно финансово-хозяйственной деятельности между автономными и бюджетными учреждениями. Это позволит в будущем выбрать правильное решение об организационно-правовой форме, в которой будут работать учреждения образования.
Сопоставительная таблица по правам и особенностям ГАУ и ГБУ
Государственные, муниципальные учреждения подразделяются на автономные и бюджетные.
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (АУ) | БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (БУ) |
В сфере деятельности АУ и БУ отличий нет | |
1. Автономным учреждением (АУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами | 1. Бюджетным учреждением (БУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах |
УЧРЕДИТЕЛЬ | |
Правительство РФ | Орган исполнительной власти |
2. АУ является юридическим лицом. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Учредителем АУ является Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности | 2. БУ является юридическим лицом. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Функции и полномочия учредителя в отношении БУ, созданного Российской Федерацией, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти |
ИМУЩЕСТВО | |
В порядке распоряжения имуществом различий нет | |
3. АУ без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом | 3. БУ без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом |
Субсидиарная ответственность государства снята и для автономных, и для бюджетных учреждений. Различие в том, что по договору поручительства могут быть оговорены отдельные моменты, при которых собственник выполняет принятые по данному договору обязательства и является соответчиком по принимаемым автономным учреждением обязательствам |
Требования и контроль
Рассматриваемые некоммерческие организации оказывают широкий спектр различных общественно-полезных услуг и исполняют функции, которые оплачиваются не потребителями, а финансируются из соответствующих фондов на безвозвратной основе. По такой схеме, например, работает государственное бюджетное учреждение здравоохранения, культуры, спорта и пр. Такая модель деятельности, с одной стороны, ослабляет контроль над качеством функций, реализуемых организацией, с другой — над эффективностью использования полученных средств. Формирование цены на услуги осуществляется преимущественно директивным методом. При этом учитывается не только реальный размер затрат, но и возможности бюджетного фонда. Таким образом, финансовое состояние рассматриваемых организаций, расчетов с кредиторами и дебиторами в существенной мере зависят не столько от качества и количества услуг, сколько от полноты и своевременности выделения средств. Доходы, которые муниципальное бюджетное учреждение получает от продажи своих услуг, необходимо тратить и распределять согласно требованиям законодательства. Этот факт негативно отражается на гибкости хозяйственного управления, возможностях осуществлять оперативное маневрирование в стремительно изменяющихся экономических условиях. Необходимо учесть, что только при сочетании всех вышеназванных признаков можно говорить о том, что организация является бюджетным учреждением.
Основные характеристики казенного учреждения
Казенное учреждение — это государственное либо муниципальное предприятие. Оно формируется для того, чтобы максимально реализовать планы по улучшению жизни населения.У организации нет никакого права распоряжаться в своих личных целях имуществом, предназначенным для проведения работ и осуществления указанных функций.
Структура и особенности финансовой деятельности
Согласно всем прописанным учредительным бумагам, организация такого вида может заниматься деятельностью, направленной на получение дохода. Но стоит отметить, что учреждение не имеет возможности брать кредиты и покупать ценные документы и акции.Финансирование осуществляется исключительно по бюджетной смете государственного бюджета без каких-либо субсидий и кредитов.
Особенности предпринимательской деятельности
Казенные органы имеют право получать доход через платные услуги. Этим они сильно различаются с бюджетным типом. Так как все они не являются коммерческими, то и предпринимательство не является их главной целью. Поэтому заниматься такой деятельностью можно только по основным направлениям, которые предусмотрены уполномоченным аппаратом.Пример:Больницы и оздоровительные центры не могут проводить развлекательные мероприятия и брать с посетителей деньги. Поэтому в таком случае предпринимательство проявляется своеобразно и многочисленными способами. Но все заработанные этим путем средства поступают в итоге в бюджет. И не факт, что они вернутся в организацию путем финансирования либо каким-то другим путем. Это является еще одним отличием казенного учреждения от бюджетного, которое распоряжается своими средствами без особых ограничений.
Система налогообложения
Казенные, как и другие, организации, сдают все общепринятые счета и отчеты и платят налоги. В этой сфере никаких важных особенностей казенные органы не имеют.
Общий вывод
Итак, кратко подытожим все характеристики организаций казенного типа:
- обладают минимальным объемом прав;
- все материальное имущество принадлежит владельцу;
- содержание и финансирование осуществляется благодаря государственному бюджету;
- контроль над всей проводимой деятельностью;
- доходы от всех мероприятий идут в общий бюджет.
Выводы
Основываясь на приведенных выше признаках, можно отметить, что бюджетное учреждение:
- Не может создаваться кооперативами, акционерными обществами и прочими хозяйствующими субъектами.
- Формируется для реализации некоммерческих целей. Однако тот факт, что основная деятельность осуществляется не для извлечения прибыли и распределения полученных средств между учредителями, не выступает как запрет на оказание платных услуг. Организация может заниматься предпринимательством, если оно соответствует поставленным целям.
- Поучающее доход от оказания платных услуг, должно направлять средства по согласованию с главным распорядителем исключительно на развитие и расширение деятельности, для которой оно создано.
- Обладает имуществом, сформированным из материальных ценностей, вверенных ему собственником, а также приобретенных самой организацией. Бюджетное учреждение, осуществляющее оперативное управление, пользуется и владеет объектами в рамках, определенных в законодательстве, и в соответствии с целями, ради которых оно создано. Если прочее не установлено в нормативных актах, организация распоряжается имуществом с согласия собственника.
- До начала отчетного года обязано составить смету расходов/доходов, а в конце периода — отчет о ее исполнении.