Региональные аспекты финансирования здравоохранения

Оглавление

Теневые платежи в сфере здравоохранения

Официальные данные о платных услугах, оказанных в медучреждениях, позволяют рассчитать расходы граждан на уровне 1,5%, что значительно меньше реального показателя. По мнению экспертов, реальный рынок частных медицинских услуг достигает уровня 15%-30% от общего количества расходов на здравоохранение. По приблизительным оценкам только за период 2005-2008 годов оборот средств теневой медицинской экономики увеличился приблизительно вдвое с 77 млрд р. до 140 млрд р. В первую очередь, эксперты связывают рост объемов теневой экономики с увеличением цен на платные медицинские услуги.

Платные услуги в финансовой структуре здравоохранения

В 2017 году платными считаются услуги, которые оплачиваются за счет граждан, работодателей или других источников на основании договоров. Платные услуги могут быть оказаны в разных объемах (полном и частичном). Начиная с 2005 г. и до 2008 наблюдалось постепенное увеличение доли платных услуг со 109,8 млрд р. до 208,1. млрд р. Принципиальным новшеством в законодательстве РФ было разрешение на оказание платных услуг медучреждениями в следующих случаях:

  • Если объемы медицинских услуг превышают размеры, оговоренные законодательством;
  • Если пациент требует сохранения анонимности (кроме случаев, указанных в законодательстве);
  • Если медицинские услуги оказываются иностранцам;
  • В случае обращения граждан по собственной инициативе без выполнения всех требований законодательства к оформлению процедуры оказания медицинской помощи.

Если пациент отказывается от платных услуг, то это не может стать основанием для уменьшения гарантированных государством объемов и видов помощи. Что касается медпомощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам, то они гарантированно должны получать скорую и неотложную медицинскую помощь. Плановая же оказывается в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Бухгалтерские записи по учету средств от предоставления платных услуг

 N п/п
          Операция          
        Дебет       
       Кредит      
 I 
                         Бюджетные учреждения                        
 1 
Начисление доходов за       реализованную продукцию,    выполненные работы,         оказанные услуги в рамках   видов деятельности          учреждения, предусмотренных уставными документами       
220500000           "Расчеты по доходам"(220521560 -        220531560,          220571560 -         220575560)          
240110100          "Доходы            хозяйствующего     субъекта"          (240110120,        240110130,         240110172)         
 2 
Поступление доходов:        
2.1
на лицевой счет в органе    Казначейства                
220111510           "Поступления        денежных средств    учреждения на       лицевые счета в     органе казначейства"
220500000          "Расчеты по        доходам"           (220521660 -       220531660,         220571660 -        220575660)         
2.2
в кассу учреждения          
220134510           "Поступления средствв кассу учреждения" 
220500000          "Расчеты по        доходам"           (220521660 -       220531660,         220571660 -        220575660)         
 II
                        Автономные учреждения                        
 1 
Начисление доходов:         
1.1
за реализованную готовую    продукцию (товары),         выполненные работы,         оказанные услуги, в рамках  видов деятельности          учреждения, предусмотренных уставными документами,      отражается по дебету счета икредиту счета               
220530000           "Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг"       
240110130          "Доходы от оказанияплатных услуг"     
1.2
от аренды имущества         автономного учреждения,     переданного арендаторам     согласно заключенным        договорам                   
220520000           "Расчеты по доходам от собственности"   
240110120          "Доходы от         собственности"     
1.3
от операций с активами      
220570000           "Расчеты по доходам от операций с       активами"           
240110172          "Доходы от операцийс активами"        
 2 
Поступление доходов         
2.1
на лицевой счет в органе    Казначейства                
220111000           "Денежные средства  учреждения на       лицевых счетах в    органе казначейства"
220530000          "Расчеты по доходамот оказания платныхработ, услуг",     220520000          "Расчеты по доходамот собственности", 220570000          "Расчеты по доходамот операций с      активами"          
2.2
в кассу учреждения          
220134000           "Касса"             
III
                         Казенные учреждения                         
 1 
Начисление доходов          
220531560           "Уменьшение         дебиторской         задолженности по    доходам от оказания платных работ,      услуг"              
240110130          "Доходы от оказанияплатных услуг"     
 2 
Поступление денежных средств
2.1
на лицевой счет в органе    Казначейства                
020111510           "Поступления        денежных средств    учреждения на счета в органе            казначейства"       
220531660          "Уменьшение        дебиторской        задолженности по   доходам от оказанияплатных работ,     услуг"             
2.2
на счет в кредитной         организации                 
020121510           "Поступления        денежных средств    учреждения на счета в кредитной         организации"        
220531660          "Уменьшение        дебиторской        задолженности по   доходам от оказанияплатных работ,     услуг"             
2.3
в кассу учреждения          
020134510           "Поступления средствв кассу учреждения" 
220531660          "Уменьшение        дебиторской        задолженности по   доходам от оказанияплатных работ,     услуг"             

Медицинская услуга как товар и специфика финансирования здравоохранения

Хотя основной целью здравоохранения является именно здоровье человека, попытка рассмотреть его как товар очень проблематична. В связи с этим как товар предлагается рассматривать медицинские услуги, а систему здравоохранения – как организованную деятельность, в ходе которой осуществляется производство этих услуг. В рыночной модели медицинские услуги рассматриваются как любой другой товар, который может быть куплен или продан в соответствии с классическими законами рынка (то есть с минимальным учетом его социальной специфики). Как уже отмечалось, типичным примером рыночной модели является рынок медицинских услуг США. Сфера здравоохранения здесь представлена развитой системой частных медицинских учреждений и коммерческим медицинским страхованием, где врачи являются продавцами медицинских услуг, а пациенты – их покупателями. Такой рынок наиболее приближен к свободному рынку и обладает всеми его преимуществами и недостатками.

Из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Это определяет положительные стороны рыночной модели здравоохранения. Рыночная модель организации системы здравоохранения – одна из самых качественных, но, в то же самое время, – эта одна из наиболее дорогих моделей.

Что изменилось в системе ОМС в 2021 году

Новые правила работы страховых компаний отразились на деятельности медицинских организаций в системе ОМС в 2021 году.


Как работала система ОМС до 2021 года

  1. Медучреждение принимало пациента и выставляло счет страховщику. ФФОМС перечисляло на счёт поликлиники финансовое возмещение.
  2. За посреднические функции страховщик получал из системы финансирования ОМС премию в размере 1-2% возмещения.
  3. Страховщик следил за качеством услуг, разрешал конфликты между врачами и больным в случае причинения вреда и так далее.


Как работает ОМС с 1 января 2021 года

Правительство значительно урезало полномочия страховых медицинских организации в системе ОМС. Теперь расчетами с медицинскими организациями и контролем качества лечения занимается непосредственно ФФОМС. Обязанность предъявлять претензии в случае причинения вреда пациенту берет на себя также ФФОМС. Вознаграждение страховых медицинских организаций в системе ОМС будет уменьшено до 0,8-1,1% в связи с уменьшением их непосредственных функций и полномочий.

Источники финансирования здравоохранения в РФ и СССР

В финансировании системы здравоохранения принимают участие бюджеты всех уровней, граждане, международные организации и средства, вырученные в результате медицинского страхования. Наполнение бюджетов происходит за счет уплаты налогов всеми хозяйствующими субъектами РФ (на прибыль, добавленную стоимость, размещения внутреннего займа, лотерей и подоходного налогов).

В СССР потребности системы здравоохранения удовлетворялись за счет средств государства, профсоюзов, колхозов и предприятий. В силу постепенного сокращения расходов на здравоохранение (12,31% бюджета в 1970 г. и 9,12% в 1987г.), поддерживать приемлемый уровень финансирования удавалось за счет хозяйствующих объектов.

Платные услуги в финансовой структуре здравоохранения

В 2017 году платными считаются услуги, которые оплачиваются за счет граждан, работодателей или других источников на основании договоров. Платные услуги могут быть оказаны в разных объемах (полном и частичном). Начиная с 2005 г. и до 2008 наблюдалось постепенное увеличение доли платных услуг со 109,8 млрд р. до 208,1. млрд р. Принципиальным новшеством в законодательстве РФ было разрешение на оказание платных услуг медучреждениями в следующих случаях:

  • Если объемы медицинских услуг превышают размеры, оговоренные законодательством;
  • Если пациент требует сохранения анонимности (кроме случаев, указанных в законодательстве);
  • Если медицинские услуги оказываются иностранцам;
  • В случае обращения граждан по собственной инициативе без выполнения всех требований законодательства к оформлению процедуры оказания медицинской помощи.

Если пациент отказывается от платных услуг, то это не может стать основанием для уменьшения гарантированных государством объемов и видов помощи. Что касается медпомощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам, то они гарантированно должны получать скорую и неотложную медицинскую помощь. Плановая же оказывается в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Теневые платежи в сфере здравоохранения

Официальные данные о платных услугах, оказанных в медучреждениях, позволяют рассчитать расходы граждан на уровне 1,5%, что значительно меньше реального показателя. По мнению экспертов, реальный рынок частных медицинских услуг достигает уровня 15%-30% от общего количества расходов на здравоохранение. По приблизительным оценкам только за период 2005-2008 годов оборот средств теневой медицинской экономики увеличился приблизительно вдвое с 77 млрд р. до 140 млрд р. В первую очередь, эксперты связывают рост объемов теневой экономики с увеличением цен на платные медицинские услуги.

Динамика объемов медицинской помощи, оказываемой населению РФ бесплатно, с 2013 по 2015 г.

Сокращение объемов государственных расходов с 2013 по 2015 г. уже привело к снижению обеспеченности врачами, стационарными койками и объемами медицинской помощи, оказываемой населению РФ бесплатно. Так, число врачей, работающих в государственных и муниципальных медицинских организациях, снизилось на 25,5 тысяч, или на 7,5%. При этом большинство из них работает с максимально допустимым коэффициентом совместительства – 1,5, т.е. их дальнейшее сокращение приведет к снижению возможности обслуживать имеющиеся потоки пациентов. Число стационарных коек снизилось на 83 тыс., соответственно уменьшились и объемы медицинской помощи (рис. 3). Объемы посещений поликлиник с профилактической целью снизились на 7%, обращения по поводу заболеваний – на 25%, вызовы скорой медицинской помощи – на 12%, случаи госпитализации в стационар – на 12%. При этом количество больных людей в стране не уменьшилось.

Особенности финансирования здравоохранения в РФ и СССР

Основным источником поступления финансов как в СССР, так и в РФ был консолидированный бюджет, который по сей день формируют федеральный, региональные и местные бюджеты. Средства используются согласно решениям, принятыми распорядителями и получателями финансов. Порядок финансирования организаций определяет их подчиненность:

  1. Федерального подчинения — из федерального бюджета.
  2. Регионального подчинения — из бюджета субъекта РФ.
  3. Городского подчинения — из бюджета городского округа.
  4. Районного подчинения — из бюджета муниципального района.

Согласно Бюджетному кодексу организации могут получать дополнительное финансирование от бюджетов ведомств высших уровней. Размеры поступлений в бюджет Министерство финансов определяет по итогам переговоров уполномоченных финансовых структур с органами управления здравоохранения соответствующего уровня, учитывая предыдущий опыт и актуальные потребности. Федеральный бюджет принимается на 3 года, но, согласно Бюджетному кодексу РФ, на уровне субъектов могут принимать его только на 1 год.

Доля прямых расходов населения СССР на медицинское обслуживание была ниже, чем в РФ. Несмотря на это, утверждать, что уровень соцзащиты в СССР был выше, чем в других странах нельзя, так как прямые платежи населения сохранялись на протяжении всего периода существования СССР. Кроме того, в период с 1940 по 1991 год наблюдалось поэтапное снижение доли расходов на здравоохранение в структуре расходов общественных фондов потребления с 22% до 14,2%. После образования РФ начался процесс диверсификации поступлений в бюджет учреждений здравоохранения. На данном этапе увеличилось число организаций, получающих финансирование не через Министерство здравоохранения РФ.

Германия – как родина исторически первой системы государственного медицинского страхования

Исторически первая система государственного медицинского страхования была введена в Германии во времена правления канцлера Отто фон Бисмарка (1883-1889 гг.), поэтому получила название бисмарковской. Она была серией специальных законов о страховании рабочих на случай болезни, от несчастных случаев, по инвалидности и старости. В основу указанных законодательных актов был положен такой принцип: здоровье – капитал, увеличивающий эффективность общественного труда. Однако кроме страхования риска потери здоровья система государственного медицинского страхования обеспечивала перераспределение доходов, путем оплаты медицинских услуг через страховые фонды. Это позволило добиться смягчения остроты социальных проблем, связанных с риском утраты трудоспособности малоимущих слоев населения.

Современное медицинское страхование Германии в целом сохранило основные принципы бисмарковской организации системы здравоохранения. Финансирование осуществляется путем консолидации средств из различных источников: 60% средств, поступающих в ЛПУ – это средства обязательного медицинского страхования (ОМС), из них 25% — это страхование членов семей трудящихся; 10% — средства добровольного медицинского страхования (ДМС), 15% — государственные средства за счет налогообложения, 15% — личные средства граждан. В свою очередь, фонды ОМС формируются за счет трех источников: государственного бюджета, взносов работников и работодателей. Средний размер взносов на медицинское страхование составляет 13% по отношению к фонду оплаты труда (ФОТ). Взносы выплачиваются работодателями и работниками равными долями, то есть по 6,5%.

Бухгалтерские записи по учету средств обязательного медицинского страхования

 N п/п
          Операция          
        Дебет       
       Кредит      
 I 
                         Бюджетные учреждения                        
 1 
Начисление доходов          медицинскими бюджетными     учреждениями,               осуществляющими медицинскую деятельность по программе   обязательного медицинского  страхования                 
720581660           "Увеличение         дебиторской         задолженности по    прочим доходам"     
740110180          "Прочие доходы"    
 2 
Поступление медицинским     бюджетным учреждениям,      осуществляющим медицинскую  деятельность по программе   обязательного медицинского  страхования (ОМС), денежных средств                     
720111510           "Поступления        денежных средств    учреждения на       лицевые счета в     органе казначейства"
720581560          "Уменьшение        дебиторской        задолженности по   прочим доходам"    
 II
                        Автономные учреждения                        
 1 
Поступление медицинским     автономным учреждениям,     осуществляющим медицинскую  деятельность по программе   обязательного медицинского  страхования (ОМС), денежных средств                     
720111000           "Денежные средства  учреждения на       лицевых счетах в    органе казначейства"
720581000          "Расчеты с         плательщиками      прочих доходов"    
 2 
Начисление доходов          медицинскими автономными    учреждениями,               осуществляющими медицинскую деятельность по программе   обязательного медицинского  страхования                 
720580000           "Расчеты с          плательщиками прочихдоходов"            
740110180          "Прочие доходы"    

Какие факторы влияют на состояние здоровья населения РФ

На здоровье населения влияют социально-экономические факторы, образ жизни, условия внешней среды, доступность и качество медицинской помощи (зависящие от уровня финансирования и эффективности работы системы здравоохранения) (рис. 3).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на здоровье населения

При оценке воздействия системы здравоохранения на здоровье граждан следует иметь в виду, что в странах, где она хорошо финансируется, влияние будет меньшим по сравнению со странами, где есть резервы роста в этом направлении. Например, в РФ увеличение финансирования и повышение эффективности деятельности системы здравоохранения в большей степени повлияют на улучшение здоровья населения, чем это произойдет в странах ЕС. Это было доказано на примере реализации ПНП «Здоровье» в 2005–2012 гг. и других целевых программ, инициированных руководством страны в этот период.

Исследования ВШОУЗ показали, что для РФ в 2011–2015 гг. доли влияния факторов здоровья распределялись следующим образом: темп роста ВВП определял ОПЖ на 30%, снижение потребления алкоголя – на 35%, увеличение государственного финансирования здравоохранения – на 35%. К сожалению, сегодня напряжение и недовольство здравоохранением среди населения очень высоко

Так, по опросам ВЦИОМ, здравоохранение – это третья по важности проблема, которая беспокоит граждан (после отсутствия роста заработных плат и стагнации экономики). С одной стороны, такое отношение связано с завышенными ожиданиями в части доступности медицинской помощи и недопониманием гражданами существующих ограничений в системе здравоохранения

С другой – с 2012 по 2016 г. в результате непродуманных реформ произошло сокращение мощностей государственной системы здравоохранения, и, как следствие, снизилась ее пропускная способность, т.е. возможность оказать бесплатную медицинскую помощь реально уменьшилась.

Все это крайне отрицательно сказалось на процессе взаимодействия пациентов и врачей, последние стали заложниками неверных решений. Так, с 2012 по 2016 г. число больных в РФ увеличилось на 2% (+4,2 млн человек), а обеспеченность врачами сократилась на 4%. И это при том, что уже в 2012 г. большинство российских врачей работали с существенной перегрузкой (коэффициент совместительства составлял не менее 1,5).

В результате обеспеченность врачами в РФ сегодня установилась на уровне стран ЕС, и это при большем потоке больных и существенно бо’льших расстояниях. Обеспеченность стационарными койками за 2012–2016 гг. в РФ также сократилась на 13%. Как следствие, сократилось число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (на 12%) и госпитализацций (на 13%).

Дефицит кадровых и материально-технических ресурсов во многом обусловлен недофинансированием. В 2016 г. государственные расходы на здравоохранение в РФ составили 3,1 трлн руб., или 3,6% ВВП. В «новых-8» странах ЕС эта доля в 1,4 раза выше – 5,0% ВВП. Недостаточная ресурсная обеспеченность российского здравоохранения усугубляется неэффективным управлением. Оно проявляется в том, что в отрасли не выделены приоритеты, действует противоречивая нормативная база, сами нормативные требования зачастую не обеспечены необходимыми ресурсами, статистические данные противоречивы или закрыты, не проводится объективный системный анализ деятельности, как следствие, не принимаются правильные решения.

Так, требования обязательных порядков не согласованы с методическими документами, прилагаемыми к Программе государственных гарантий. Требования стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания зачастую не обеспечены ресурсами, а соответственно, не выполнимы. При этом на соответствие требованиям порядков и стандартов проводятся многочисленные проверки контрольно-надзорных органов, но эффективность этих проверок под большим вопросом. Более того, сами контрольные мероприятия и критерии для проверок множатся. Так, в приказе Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» определено около 2400 показателей.

В развитых странах для контроля медорганизаций обычно применяются не более 30–50 результирующих показателей.

Объем и структура государственных расходов на здравоохранение в 2017 г.

В 2017 г. общие государственные расходы на здравоохранение предусмотрены в сумме 3035,4 млрд руб. Расходы федерального бюджета составят 13% (380,6 млрд руб.) от общих государственных расходов на здравоохранение, расходы ФОМС – 57% (1735,0 млрд руб.), расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ – 30% (919,8 млрд руб.).

Структура общих государственных расходов на здравоохранение по источникам представлена на рис.2. 

Рисунок 2. Структура общих государственных расходов на здравоохранение в РФ

Запланированные государственные расходы на здравоохранение на 2017 г. (3035,4 млрд руб) на 183 млрд руб. (или на 6,4%) больше, чем было запланировано на 2016 г. (2852,7 млрд руб.). С учетом инфляции на 2017 г., представленной в прогнозах социально-экономического развития РФ – по базовому варианту она составляет 4,0%, в реальных (сопоставимых) ценах эти расходы возрастут только на 2,1%. Однако по сравнению с 2013 г. в 2017г. государственные расходы на здравоохранение сократятся на 8,6% в реальных ценах (см. таблицу).

Великобритания – пример государственной модели финансирования здравоохранения

Если же социальная специфика рассматривается как основной параметр медицинских услуг, то факт покупки или продажи медицинской помощи будет означать опосредованную покупку национального здоровья. В таком случае при организации системы здравоохранения важнейшим станет принцип равнодоступности медицинских услуг. Обеспечить это легче всего централизованным образом, подчинив систему здравоохранения контролю государства.

Таким образом, именно социальные приоритеты превалируют в бюджетной системе здравоохранения. Типичным примером государственной модели является рынок медицинских услуг Великобритании. Этот рынок основан на системе государственного здравоохранения. На этом рынке гораздо легче соотнести приоритеты здоровья нации с другими приоритетами национальной экономики. Данная модель организации системы здравоохранения тяготеет к рынку централизованных планово-распределительных экономик и имеет соответствующие таким экономикам характерные положительные и отрицательные черты. К недостаткам этой модели следует отнести отсутствие естественных факторов, стимулирующих развитие. Это ведет к медленному росту качества медицинской помощи, недостаточной гибкости организационных структур, к возможности длительного осуществления неэффективных стратегий и использованию старых медицинских технологий. Но есть и очевидные преимущества. Прежде всего – это ориентация на профилактику заболеваний. Так, в конце концов, если оплачивается здоровье, то врач объективно заинтересован в уменьшении заболеваемости, снижении объемов медицинских услуг, тогда как на свободном рынке он объективно заинтересован в обратном.

Нередко равнодоступность медицинской помощи достигается путем жесткого ограничения свободы выбора пациентом лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) или врача. На современном этапе во многих странах, использующих государственную модель, пытаются устранить такой очевидный недостаток организации системы здравоохранения. Например, в Швеции лишь в 1991 г. после экспериментальной апробации было принято решение о предоставлении каждому шведу права свободного выбора медицинского учреждения или врача на всей территории страны. Аналогичное решение было принято и в Дании, а вот в Финляндии пациент может выбрать любого врача общей практики или специалиста только в определенном медицинском центре или больнице.

Анализ расходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ

Расходы федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с 2016 г. возрастут только на 2% в текущих ценах, в реальных ценах сократятся на 2,3%, а по сравнению с 2013 г. – на 41%.

Следует учитывать, что при сравнении расходов федерального бюджета в 2013–2017 гг. их необходимо приводить в сопоставимые значения с учетом включения или исключения расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь (см. таблицу).

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2017 г. по сравнению с 2016 г. сохранятся практически на том же уровне в реальных ценах. Однако в регионах РФ ежегодно складывается дефицит финансирования территориальных программ, финансируемых за счет средств этих бюджетов. Например, в 2015г., по данным Счетной палаты, этот дефицит составил 127 млрд руб. Соответственно на эту сумму населению не оказана медицинская помощь. Покрытие дефицита за 2016 г. необходимо дополнительно учитывать в расходах 2017г.

Бухгалтерские записи по учету прочих поступлений

 N п/п
          Операция          
        Дебет       
       Кредит      
 1 
                         Бюджетные учреждения                        
1.1
Начисление доходов          (полученных пожертвований,  грантов), благотворительных (безвозмездных) перечислений
220500000           "Расчеты по доходам"(220552560,         220553560,          220581560)          
240110100          "Доходы            хозяйствующего     субъекта"          (240110152,        240110153,         240110180)         
1.2
Поступление доходов на счет в органе Казначейства       
220111510           "Поступления        денежных средств    учреждения на       лицевые счета в     органе казначейства"
220500000          "Расчеты по        доходам"           (220552660,        220553660,         220581660)         
1.3
Поступление доходов в кассу учреждения                  
220134510           "Поступления средствв кассу учреждения" 
220500000          "Расчеты по        доходам"           (220552660,        220553660,         220581660)         
 2 
                        Автономные учреждения                        
2.1
Начисление доходов          (полученных пожертвований,  грантов), благотворительных (безвозмездных) перечислений
220500000           "Расчеты по доходам"(220552000,         220553000,          220580000)          
240110100          "Доходы            хозяйствующего     субъекта"          (240110152,        240110153,         240110180)         
2.2
Поступление доходов на счет в органе Казначейства       
220111000           "Денежные средства  учреждения на       лицевых счетах в    органе казначейства"
220500000          "Расчеты по        доходам"           (220552000,        220553000,         220580000)         
2.3
Поступление в кассу         учреждения пожертвований,   грантов                     
220134000           "Касса"             
220581000          "Расчеты с         плательщиками      прочих доходов"    
 3 
                         Казенные учреждения                         
3.1
Начисление доходов          (полученных пожертвований,  грантов), благотворительных (безвозмездных) перечислений
220500000           "Расчеты по доходам"(220552560,         220553560,          220581560)          
240110100          "Доходы            хозяйствующего     субъекта"          (240110152,        240110153,         240110180)         
3.2
Поступление доходов на счет в органе Казначейства       
220111510           "Поступления        денежных средств    учреждения на       лицевые счета в     органе казначейства"
220500000          "Расчеты           по доходам"        (220552660,        220553660,         220581660)         
3.3
Поступление доходов в кассу учреждения                  
220134510           "Поступления средствв кассу учреждения" 
220500000          "Расчеты           по доходам"        (220552660,        220553660,         220581660)         

Согласно ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия .

Понятие грантов дано в ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ. Гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями .

Таким образом, финансирование медицинских учреждений осуществляется в разнообразных формах: бюджетных ассигнований, средств обязательного медицинского страхования, средств от оказания платных услуг, пожертвований, грантов и прочих поступлений. Каждый из этих видов финансирования учитывается раздельно, что обеспечивается применением соответствующего признака в 18-м разряде бухгалтерского (бюджетного) счета.