Новшества в системе обязательного медицинского страхования с 2021 года

Про федеральные медицинские организации

С 2021 года к ведению Российской Федерации отнесено финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее – федеральные МО), в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования (статья 5 ФЗ № 326 дополнена пунктом 11).

Отмечается, что федеральная МО включается в единый реестр медицинских организаций на основании заявки на распределение ей объемов медпомощи, речь о которой идет выше. Заявку на следующий год необходимо подать до 25 декабря 2020 года, а в последующие годы – не позднее 1 сентября текущего года на следующий год.

Тарифы на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в федеральных МО будут устанавливаться не тарифным соглашением, о котором сказано в части 2 статьи 30 ФЗ № 326, а непосредственно Правительством РФ в составе базовой программы ОМС (часть 3.1 статьи 30 ФЗ № 326).

Частью 3.1 статьи 35 ФЗ № 326 определено, что в базовой программе ОМС отдельно устанавливаются нормативы объемов предоставления медицинской помощи, оказываемой федеральными МО (специализированной, в том числе высокотехнологичной, в стационарных условиях и условиях дневного стационара), в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления указанной медицинской помощи, а также перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых указанными медицинскими организациями оказывается медпомощь.

При этом такие объемы предоставления МП распределяются и перераспределяются между федеральными МО с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования. Порядок распределения и перераспределения указанных объемов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Введена статья 39.1 ФЗ № 326 о договоре на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, регулирующая правоотношения между федеральными МО и ФФОМС. В рамках данного договора страховые медицинские организации (далее также СМО) исключены из схемы взаимодействия с федеральными МО. По указанному договору на ФФОМС возложены определенные обязанности, в т.ч. по оплате оказанной медицинской помощи и по проведению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Отметим также и то, что изменения коснулись статьи 16 ФЗ № 326 о правах застрахованных лиц. Так ФЗ № 326 в новой редакции предоставляет право застрахованному лицу на выбор медицинской организации (как и было ранее). Однако из новых норм следует, что застрахованный может обратиться в федеральную МО для оказания ему специализированной, в том числе высокотехнологичной, медпомощи по направлению, порядок которого определяется Минздравом. Проект порядка такого направления был опубликован еще 25 ноября 2020 года на портале проектов НПА.

Федеральная медицинская МО имеет право оказывать первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой. А оказание специализированной, в т.ч. высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках территориальной программы будет возможно в случае распределения ей объемов предоставления МП комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ОМС (часть 2.3 статьи 15 ФЗ № 326).

Когда обращаться за помощью в страховую

Любой гражданин имеет право обратиться в филиал страховой компании, в которой был получен полис за консультацией либо с жалобой по причине:

Когда должна помочь страховая компания:

  • ненадлежащего качества лечения;
  • отказа в предоставлении медицинской помощи (отказ в плановой госпитализации по направлению врача, непредоставление диагностической помощи по направлению лечащего врача);
  • взимания денежных средств за медицинскую помощь (кроме помощи, не включенной в полис ОМС);
  • вынуждения приобретения средствами пациента лекарств при стационарном лечении.

Обратиться для получения ответа на вопросы или консультации в страховую компанию можно устно, письменно, через сайты страховой, по телефонам горячей линии.

Жалобы и претензии необходимо отправлять в письменном виде. Срок рассмотрения любого обращения граждан может составлять до 60 дней.

Общие положения Федерального Закона РФ об ОМС

Данный федеральный закон (фз) основан на императивных положениях главного закона страны Конституции и не может противоречить им. Под основным понятием обязательного медицинского страхования (ОСМС) понимается один из видов страховых отношений, направленных на оказание бесплатной медицинской помощи застрахованным гражданам страны при наступлении определенных страховых случаев, которые регламентированы данным законом.

Является подвидом обязательного социального страхования.

Само совершившееся событие считается страховым случаем, при котором происходит непосредственно оказание медицинской помощи и компенсация затрат на нее. Такие случаи предусмотрены только для физических лиц, которые являются застрахованными. Все эти определения указаны в 3 статье настоящего закона.

А статьей 4 регламентируются основные принципы данной системы страхования. К ним относятся:

  1. Предоставление гарантий об оказании бесплатной медицинской помощи.
  2. Обязательность уплаты страховых взносов для страхователей.
  3. Гарантии финансовой устойчивости сформированной системы.
  4. Соблюдение прав всех участников данных правоотношений.
  5. Паритетность во всех субъектов в органах управления страховой системы.
  6. Создание хороших условий и качественной медицины.

За счет данных принципов сформирована действующая система страхования, обеспечивающая бесплатную медицинскую помощь застрахованным гражданам.

За разработку законодательных основ и их реализацию ответственны Российская Федерация, ее субъекты и органы государственной власти федерального и местного уровня. Их полномочия подробно расписаны в главе 2 настоящего закона.

Права и обязанности застрахованных

Застрахованные лица, согласно ФЗ №326, имеют право на:

  • медицинскую помощь, оказываемую бесплатно, при наступлении страхового случая, все страховые случаи перечислены в памятках страховых компаний;
  • выбор и замену страховой компании по собственному желанию;
  • осуществление выбора поликлиники, стационара, врача;
  • возмещение ущерба, в случае причинения вреда здоровью при ненадлежащем лечении;
  • получение информации о видах, условиях и качестве медицинской помощи;
  • защиту персональных данных;
  • получение питания при нахождении в стационаре;
  • отказ от лечения;
  • соблюдение врачебной тайны;
  • допуск адвоката и священнослужителя во время нахождения на стационарном лечении.

Также кроме прав, существуют обязанности:

  • получить полис ОМС, подав заявление в страховую компанию;
  • предъявлять полис при каждом обращении в медицинскую организацию за медпомощью;
  • не нарушать режим лечения, в том числе находясь на больничном, и соблюдать правила поведения в медицинских организациях;
  • при смене места жительства и отсутствия в этом регионе представительства страховой копании, в которой был получен полис ОМС, сменить полис в течение одного месяца.

Как сделать ЭКО бесплатно — .

Общие положения

В законе идет речь об ОМС, что расшифровывается как обязательное медицинское страхование. Благодаря этой страховке, человек может бесплатно обслуживаться в государственных клиниках. То есть, он имеет право на бесплатное лечение и обследование.

В первой главе ФЗ №326 об обязательном медицинском страховании в РФ речь идет об основных принципах и правовых аспектах в этой сфере, даются расшифровки основным понятиям, которые применяются в законе.

Все отношения, которые возникают между участниками ОМС, регулируются не только 326-ФЗ, но также другими федеральными и даже международными договорами. Это закон об охране здоровья, об обязательном социальном страховании и другие.

Согласно ФЗ, ОМС осуществляется по таким принципам:

ОМС находится на обеспечении государства.
Если наступит страховой случай, то застрахованный бесплатно обслуживается в больнице

Здесь важно понимать, что является СС. Это болезнь, травма или другие проблемы со здоровьем, при которых человек нуждается в ОМС

Застрахованным, согласно федеральному закону, является гражданин России.
Страховые взносы уплачиваются страхователями.
Государство дает гарантию защиты прав застрахованных в системе здравоохранения.
Предоставляется качественная врачебная помощь и другое.

Правила оформления полиса

Чтобы получить полис необходимо подать заявление в пункте выдачи полисов.

Подать заявление можно лично либо через представителя. К заявлению необходимо предоставить обязательный пакет документов, который зависит от категории граждан:

Дети до 14 лет:

  • свидетельство о рождении;
  • СНИЛС (при наличии);
  • паспорт законного представителя (родителей).

Дети и взрослые от 14 лет:

  • паспорт;
  • СНИЛС.

Иностранцам, временно проживающим в России:

  • паспорт иностранного гражданина с отметкой о разрешении на временное проживание в России;
  • СНИЛС (если есть).

Иностранцам, постоянно проживающим в России:

  • паспорт;
  • вид на жительство;
  • СНИЛС (при наличии).

необходимо предоставить удостоверение беженца либо другой документ, который подтверждает статус беженца.

Лицам, не имеющим гражданства РФ, для оформления страховки потребуется паспорт иностранного гражданина, вид на жительство и СНИЛС.

Если нет возможности предъявить оригинал паспорта или СНИЛС, то можно предоставить копии документов, предварительно заверив их у нотариуса.

В день обращения будет выдан временный полис, заверенный подписью и печатью, срок действия полиса – 30 дней.

полностью заменяет обычный полис ОМС до момента его получения, со всеми вытекающими правами и обязанностями. По временному полису можно осуществить любое лечение в рамках стандартной программы ОМС.

Также граждане РФ могут получить электронный полис в виде пластиковой карточки, что необходимо указать заранее в заявлении.
Если в заявлении не будет отображено ваше желание получить электронный полис, то будет выдан полис бумажного образца.

На пластиковом полисе установлен электронный чип, в котором будет сохранена вся, необходимая для медицинской помощи, информация о владельце.

На самом полисе содержится основанная информация о застрахованном:

  • номер полиса;
  • ФИО;
  • дата рождения;
  • подпись.

Это необходимо на случай отсутствия в поликлиниках и стационарах электронного считывающего устройства.

Главное простыми словами

Основными изменениями, которые были внесены в действующую систему ОМС стали:

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается . Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также стоит отметить, что страховые компании с 1 января 2021 года лишены права проводить проверки медицинских учреждений. Все контролирующие функции были перераспределены в пользу ФФОМС. Изменилась и схема финансирования медучреждений.

ИНТЕРЕСНО!
Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Заключительные и переходные положения

В рамках данной системы предусматривается включение в действие дополнительных региональных программ, финансируемых дополнительно из средств федерального и местного бюджета. Порядок и форма отчетности по реализации данных программу устанавливается федеральными органами.

Оказание бесплатной высокотехнологичной помощи, которая не включена в базовую программу, возможно при выделении дополнительных вливаний бюджета в территориальную программу.

Данное законодательство распространяет свое действие на всех лиц, включенных в перечень. Данный закон вступил в силу с начала 2011 года и действует по настоящий день.

Базовая Программа обязательного медицинского страхования граждан согласно ФЗ РФ 326

Федеральный стандарт, заложенный в ОМС, корректируется на уровне субъектов федерации, исходя из местных условий: возрастных категорий, состояния здоровья населения и инфраструктуры. Про страхование жизни и здоровья ребенка-спортсмена узнайте в этом материале.

Застрахованные граждане, которые оформили страховые взносы на ОМС, имеют право на бесплатное получение всех видов помощи: от экстренной до профилактической с использованием современного диагностического оборудования и инструментария.

На видео – базовая программа обязательного медицинского страхования:

Федеральный Закон 326-ФЗ, принятый в 2010 году, является основой для функционирования системы обязательного медицинского страхования. Цель документа – установление правовых отношений между участниками, определение базовой Программы, источников финансирования и ответственности сторон, что является обязательным для компаний медицинского страхования.

Общие положения

Федеральное законодательство, регламентирующее систему медицинского страхования, достаточно обширно.

Необходимо выделить несколько основных положений:

  1. Система обязательного страхования направлена на обеспечение бесплатной медицинской помощи за счет средств фондов.
    Простым языком это означает, что все граждане РФ обеспечены равными условиями предоставления медпомощи за счет государственного бюджета и средств ОМС.
  2. Финансирование системы ОМС осуществляется из территориальных и федерального фондов ОМС.
    Устойчивость системы обеспечивается обязанностью уплаты страховых взносов, размер которых регламентируется законодательством. Уплату взносов обязаны производить работодатели, в число которых входят и индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающие частной практикой.
  3. За неработающих граждан взносы осуществляются из бюджета субъектов РФ.

Уплата страховых взносов

Размер и порядок расчета тарифов устанавливается законодательством РФ. Расчетный период считается один календарный год. Страхователи должны ежеквартально представлять отчет по уплаченным взносам.

Ответственность за нарушение данных требований предусмотрена в виде недоимки, а также пеней и штрафов. Пени начисляются за каждый просроченный день в установленном порядке самим страхователем. Ставка для расчета пени признается одна трехсотая ставки Банка России. Пени уплачиваются вместе с основной суммой задолженности.

Если страхователь самостоятельно не насчитывает себе пени, то взыскание всех штрафных санкций предусмотрено в судебном порядке.

О территориальной программе

Внесены изменения в часть 10 статьи 36 ФЗ № 326 о распределении объемов медицинской помощи. Страховые медицинские организации в данной норме уже не упоминаются, для наглядности ниже представлено сравнение формулировок указанной нормы.

Старая редакция Новая редакция
Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи. Объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС, распределяются решением комиссии между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой ОМС.

Услуги в рамках базового ОМС

В законодательстве, регулирующем предоставление медицинской помощи в рамках действия полиса ОМС, предоставлен список заболеваний и состояний, при которых лечение проводится бесплатно. За любые манипуляции, кроме указанных в списке, обратившемуся нужно платить из собственных средств.

В перечень бесплатных услуг входит помощь:

  • начальная;
  • экстренная;
  • специализированная (с использованием новейших или сложных научных технологий);
  • паллиативная.

Начальная помощь предоставляется владельцу полиса обязательного страхования по месту постоянной или временной регистрации. Данный тип медицинского обслуживания предполагает манипуляции, направленные на диагностику, профилактику и лечение болезней, не угрожающих жизни пациента на момент обращения.

Экстренная помощь предоставляется при обострении болезни, отравлениях, ожогах и других травмах, на момент обращения угрожающих жизни пациента. Экстренной помощью считаются выезды на место ДТП, помощь при травмах, полученных на производстве, в бытовых условиях и в результате природных катаклизмов.

Специальная медицинская помощь по полису ОМС предоставляется, когда невозможно диагностировать или улучшить состояние здоровья пациента при помощи классических методов. В таких случаях прибегают к использованию сложного оборудования. Благодаря этому диагностика и лечение заболеваний проходит с большей эффективностью.

Паллиативная помощь может быть предоставлена как в стационарах, так и в поликлиниках. Направлена она на уменьшение страданий (максимально возможное снятие болевого синдрома) у безнадежных больных, имеющих неизлечимые заболевания.

Полис ОМС позволяет получить только базовые медицинские услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности. Законодательством не предусмотрено получение компенсации, если:

  • больной проходил платное лечение за рубежом;
  • проводились косметические медицинские манипуляции;
  • имела место пластическая операция, направленная на улучшение эстетического состояния пациента;
  • больной проходил санаторное лечение;
  • проводилось протезирование зубов.

Полис ОМС выдается бесплатно. В список заболеваний, по которым предоставляется страховая медицинская помощь, входят болезни, имеющие высокий порог осложнений, рецидивов и смертности. Базовая программа обязательного медицинского страхования гарантирует помощь если обнаружены:

  • вирусные инфекции;
  • заболевания, имеющие бактериальное происхождение;
  • злокачественные и не злокачественные новообразования;
  • сбои в работе эндокринной системы;
  • нарушения метаболизма;
  • болезни иммунной системы;
  • врожденные заболевания;
  • расстройства, связанные с ухудшением зрения;
  • ушные болезни;
  • плановая и экстренная стоматологическая помощь (за исключением протезирования и манипуляций эстетического направления);
  • нарушения работы желудочно-кишечного тракта;
  • болезни крови и кожи;
  • генетические отклонения;
  • неполадки в работе опорно-двигательного аппарата;
  • сбои в работе легких и сердечно-сосудистой системы;
  • аборты, беременности, роды, послеродовое восстановление;
  • болезни нервной системы;
  • нарушения функций мочеполовой системы;
  • травмы, увечья.

Кроме указанных заболеваний, под действие полиса попадает плановая вакцинация для профилактики возникновения эпидемий.

Базовая программа медицинской помощи по полису ОМС действует в любом регионе России.

Что такое ОМС?

ОМС — обязательное медицинское страхование, которое обеспечивает всем гражданам Российской Федерации при получении бесплатной медицинской помощи.

Основанием для предоставления услуги по системе ОМС является полис, который выдает страховая организация.

На получение полиса имеют право следующие категории граждан:

  • все работающие граждане РФ;
  • неработающие граждане (дети, студенты, пенсионеры, безработные состоящие на учете в центре занятости);
  • иностранные граждане, проживающие на территории РФ на постоянной или временной основе;
  • иностранцы – работники органов ЕАЭС и граждане Евразийского экономического союза;

Базовая — стандартная программа ОМС определяет виды медпомощи, перечень страховых случаев.

В рамках стандартной программы оказывается:

  • профилактическая медицинская помощь;
  • первичная медицинская помощь;
  • скорая помощь (за исключением эвакуации воздушным транспортом – самолетами, вертолетами);
  • диагностика заболеваний;
  • стационарное и амбулаторное лечение;
  • вакцинация;
  • покупка лекарств по льготным ценам;
  • диспансеризация детей;
  • ведение беременности, роды и послеродовых период.

Контроль

Для полноценной реализации обязательного медицинского страхования должен проводиться регулярный контроль над:

  • объемами;
  • сроками;
  • качеством;
  • условиями оказания медицинских услуг.

Статья 40 настоящего закона устанавливает обязательность проведения данного контроля и необходимость предоставления медицинских услуг в соответствии с законодательством.

Контроль осуществляет по 3 направлениям следующими способами:

  • медико-экономической экспертизой;
  • экспертизой качества услуг;
  • медико-экономическим контролем.

Экспертизой проверяется соответствие фактических сроков и объемов оказанных услуг предоставленным документам. Экспертиза проводится специалистом, который является врачом, имеющим необходимый пятилетний стаж и необходимую экспертную подготовку.

В случае несоответствия оказанных услуг страховая компания может отказать в оплате данных услуг, а также могут быть применены определенные санкции к нарушителям.

Вопросы и ответы

В чём будут ущемлены права пациентов по новому закону ОМС

На сегодняшний день против поправок, которые были внесены в работы системы обязательного медицинского страхования выступают преимущественно страховые организации, которые лишились части своих привилегий.

По их мнению, пациентов может ожидать:

  • ограничение их прав в вопросе выбора лечебного учреждения
  • сбой в работе системы выдачи направлений, выдаваемых по месту проживания пациента и возврат к системе квот
  • ограничение контроля со стороны страховых компаний и, как следствие, ухудшение качества оказываемых гражданам медицинских услуг
  • потеря возможности лечиться в платных клиниках по полису ОМС

Какая система действует сейчас

До наступления 2021 года система ОМС действовала иначе. Страховые компании исполняли роль посредников в системе оказания медицинских услуг пациентам – больница оказывала услугу гражданину, а затем предъявляла счет страховой компании, которая, в свою очередь, предоставлял соответствующие документы в фонд обязательного медицинского страхования, из которого деньги перечислялись в больницу.

При этом одной из главных задач страховой компании являлась обеспечение качества услуг, предоставляемых пациентам в медицинских учреждениях. Список обязательств при этом закреплялся в договоре, который оформлялся при получении гражданином полиса ОМС.

Дополнительно страховые компании осуществляли проверки качества оказываемых медицинских услуг. Проводилась независимая экспертиза, а за нарушения, найденные в ее рамках, на медучреждения накладывались штрафы.

ИНТЕРЕСНО!
За ведение дел пациентов страховики получали от 1 до 2% от суммы, которая перечислялась лечебному учреждению из ФФОМС.

Есть ли выгода для больниц

Исключение посредников, в роли которых выступали страховые организации, позволило увеличить финансирование медицинских учреждений федерального уровня. Выгоден для лечебных учреждений и более прозрачный контроль за оказанием медицинских услуг, который будет осуществляться специалистами ФФОМС.

ВАЖНО!
Таким образом, с вступлением нового закона об ОМС в силу с января 2021 года ответственность за оказание медицинской помощи населению берет на себя государство в лице ФФОМС, а из схемы финансирования лечебных учреждений убирается посредническое звено в виде страховых компаний. Все это должно привести к повышению качества медицинских услуг, оказываемых населению, и доступности помощи для граждан.

 Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте

Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация. 

Договор на оказание и оплату медпомощи

Договор на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС теперь будет трехсторонним.

Сторонами договора будут являться медицинские организации, страховые медицинские организации и ТФОМС. Соответствующая правка внесена в часть 1 статьи 39 ФЗ № 326.

Также установлены нормы, в соответствии с которыми, ТФОМС должны будут оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным, за пределами субъекта, в котором выдан полис ОМС. Подробнее смотрите в таблице ниже.

Часть 2 статьи 39 ФЗ № 326 в старой редакции Часть 2 статьи 39 ФЗ № 326 в новой редакции Новая норма об обязанности оплаты медицинской помощи (часть 2.1 статьи 39 ФЗ № 326)
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется: По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется:  
оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. 1) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой ОМС и в рамках объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи*, распределенных медицинской организации решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования ОМС, в случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта РФ, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования медицинская помощь оплачивается страховой медицинской организацией
2) оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае, если медицинская помощь оказывается за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного медицинского страхования медицинская помощь оплачивается ТФОМС

*Примечание: обращаем внимание, что новая формулировка рассматриваемой нормы не обязывает медицинские организации в рамках договора на оказание и оплату МП оказывать медицинскую помощь сверх тех объемов, которые распределены ей территориальной комиссией.

Заключение

Целью реформирования системы ОМС является обеспечение доступности медицинской помощи гражданам, которые нуждаются в медицинской помощи с использованием современных методов лечения. Медицинские организации федерального подчинения, подавшие соответствующую заявку и включенные в единый реестр, смогут заключить договоры непосредственно с ФФОМС и предоставлять специализированную медицинскую помощь (в том числе, высокотехнологичную) в рамках базовой программы ОМС. Федеральные медицинские организации параллельно могут оказывать первичную помощь в соответствии с территориальной программой ОМС.

ФФОМС будет проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями федерального подчинения.

Реформа повлекла снижение нормативного размера средств, предоставляемых территориальным фондом ОМС страховой медицинской организации, на расходы на ведение дела по ОМС, который устанавливается в диапазоне от 0,8% до 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам (ранее от 1% до 2%).

Разумеется, преобразования в системе здравоохранения вызвали острую общественную дискуссию.

Представители Министерства здравоохранения убеждены, что нормативы отчислений на ведение дел во многих регионах и без того невысоки, изъятие средств сопряжено с возвратом части полномочий страховщика ФФОМС, издержки страховых организации снижаются за счет подключения сервисов госуслуг и многофункциональных центров.

Сторонники реформы отмечают, что недофинансирование федеральных центров со стороны субъектов приводило к оттоку квалифицированных специалистов. С другой стороны, высокотехнологичная помощь является дорогостоящей и неподъемной для некоторых региональных бюджетов, а новый порядок позволит расширить доступ пациентов к ней. Прямое финансирование, по мнению спикера Государственной Думы В. Володина, позволить исключить «лишнее» звено в виде страховых медицинских организаций.

Некоторые эксперты высказываются о поспешности легализации двух подсистем ОМС вместо ранее существовавшей единой, поскольку такой подход может породить неравные возможности получения медицинской помощи для разных категорий пациентов. Кроме того, тот факт, что тарифы для федеральных и иных медицинских организаций будут формироваться по-разному, вызывает опасения их возможное несправедливое неравенство.

Кроме того, страховые организации, будучи независимыми, по мнению ряда экспертов, способны более эффективно контролировать качество предоставляемой медицинской помощи, чем «огосударственный» ФФОМС в отношении «прогосударственных» медицинских организаций. Правительство утверждает, что к проведению контроля будут привлекаться независимые эксперты.

Таким образом, можно заключить, что централизация свойственная всем сферам общественной жизни, нашла выражение в медицине.

Очевидно, что для медицинских организаций федерального подчинения изменения повлекут, как минимум, увеличение бюрократической нагрузки – подача заявок, заключение договоров с ФФОМС в рамках базовой программы и параллельно с ТФОМС и страховыми организациями в целях реализации территориальной программы и администрирование финансовых потоков из различных источников.

Вместе с тем, рынку страховых медицинских организаций реформа дает негативный сигнал, объявляя их «лишним» звеном, по крайней мере, в части обеспечения инновационного лечения. Остается открытым вопрос, почему применительно к одному и тому же учреждению, в оставшейся части услуг, они по-прежнему необходимы и будет ли в дальнейшем урезаться их сфера деятельности.

Кроме того, на первом этапе пациенты также могут столкнуться с неопределенностью в части инстанции, куда следует обращаться при ненадлежащем лечении. Вряд ли все из них способны четко классифицировать течение своей болезни по видам оказанной медицинской помощи. Долгое время пациенты вообще не знали, как защитить свои права, но на сегодняшний момент, благодаря СМИ, люди привыкли звонить по номеру горячей линии, указанному в полисе ОМС. Теперь же некоторым их них придется освоить еще один канал подачи жалоб, который, к тому же, территориально удален от ряда регионов по сравнению с региональными страховыми организациями.