Зачем гбу «жилищник» собирает под свое крыло сотни многоквартирных домов

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Финансирование и госзакупки

Мы привыкли к тому, что средства организации расходуются в соответствии с решениями, принимаемыми руководителем и учредителями, причем происходит это обычно довольно гибко, но в бюджете все регламентировано жестче. Целевое расходование — это один из основных его принципов, другой – экономия, а если точнее – эффективность. Есть даже такая статья в Бюджетном кодексе. Поэтому многие покупки в бюджетной сфере происходит через систему государственных закупок.

Важно! Некоторые учреждения имеют более широкие права (хотя несут больше обязанностей и ответственности), например, автономные. Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство

В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания

Осуществление платных услуг возможно, если разрешает законодательство. В качестве распространенного примера – школы. Наравне с обычным обучением они организуют дошкольное образование (так называемые «малышкины школы»), где будущие первоклассники знакомятся с азами учебы (а заодно и с самим учебным заведением, учителями), проверяют свои знания.

Для ведения контроля за расходованием предоставленных средств бюджетные организации:

  • Ведут учет методом двойной записи. Формируют внутренние регистры, налоговую, бухгалтерскую и бюджетную отчетность.
  • Придерживаются принятой учетной политики учреждения и действующим планом счетов.
  • Все операции подтверждают оформленными в соответствии с законодательством первичными документами.
  • Проводят инвентаризацию.
  • Проходят проверки как аналогичные «стандартным» выездным – от ФСС, ПФР и налоговой службы, так и внутренние (ведомственные).
  • Публикуют сведения и своей деятельности, в том числе с предоставлением финансовых отчетов.

Заметили, что многие пункты один в один как у коммерческих? Это возвращает нас к общим основам ведения учета, они одинаковы везде.

Что это

Государственное бюджетное учреждение «Автомобильные дороги» – это ведущая организация, функционирующая в сфере дорожно-коммунального хозяйства. Компания работает в отрасли комплексного обслуживания автомобильных дорог Москвы. В ведении фирмы – 32 миллиона километров и более 500-а различных объектов, в числе которых МКАД, Садовое кольцо, Тверская улица, Ленинградский проспект и пр. Все центральные магистрали столицы эксплуатируются, реставрируются и обслуживаются сотрудниками ГБУ «Автомобильные дороги».

Главное направление деятельности компании – ремонт и реконструкция асфальтовых дорожных покрытий. Специалисты предприятия ответственны за нанесение разметки, благоустройство прилежащих территорий и постройку придорожной инфраструктуры. На сегодняшний день, в парке организации «Автомобильные дороги» находится более 4,5 тысячи единиц различной профильной спецтехники. Фирма владеет собственными заводами, занимающимися производством асфальта.

Нормативная база

Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:

  1. Общие правила их взаимодействия с другими органами власти.
  2. Порядок госрегистрации.
  3. Правила лицензирования, технического регулирования, нормирования, надзора и контроля при осуществлении госучреждениями определенной деятельности.
  4. Общий обязательный порядок ведения и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченным службам с целью налогообложения и обобщения экономической информации.

Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон №161-ФЗ;

  • Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

  • Закон № 223-ФЗ.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Раздел о финансовом обеспечении и имуществе

В этой части устава указываются сведения о материальных ценностях, находящихся в оперативном управлении, их собственнике, порядке распоряжения ими, а также особенности поступления средств. Кроме этого, в разделе о финансовом обеспечении и имуществе указывается:

  1. Порядок распоряжения материальными ценностями, приобретенными организацией, за исключением тех, которые были куплены на средства, выделенные собственником.
  2. Правила заключения крупных сделок и подписания договоров, в которых присутствует заинтересованность.
  3. Запрет на совершение действий, последствиями которых может стать обременение или отчуждение имущества, закрепленного за казенным учреждением на правах оперативного управления, или материальных ценностей, приобретенных на средства, выделенные бюджетным (внебюджетным) фондом соответствующего уровня, если другое не предусматривается в законодательстве.
  4. Положение об открытии в отделениях Федерального казначейства л/с, а также иных счетов, созданных для организации согласно нормативно-правовым актам.
  5. Порядок, в соответствии с которым осуществляется ликвидация казенного учреждения на основании решения собственника материальных ценностей и положения о последующем распоряжении им имуществом предприятия, прекратившего деятельность, если другое не установлено в законодательных нормах.
  6. Указание на субсидиарную ответственность. По обязательствам федерального учреждения казенного типа отвечает РФ в лице исполнительного госоргана, исполняющего функции и реализующего полномочия учредителя.
  7. Информация о представительствах и филиалах организации.
  8. Другие разделы, если они предусмотрены в законодательных документах.

Уполномоченный исполнительный орган издает постановление, в соответствии с которым утверждаются изменения, внесенные в устав.

Госбюджет по странам мира

Государство Национальная валюта (Тикер) ЦБ Доходы ($ млрд.) Расходы ($ млрд.) Дефицит или профицит (%, 2017 год)
1 Австрия Евро (EUR) ЕЦБ 197,8 201,9 -2,07
2 Бельгия Евро (EUR) ЕЦБ 249,7 260 -4,12
3 Беларусь Белорусский рубль (BYN) НББ 22,8 22,54 +1,2
4 Болгария Болгарский лев (BGN) БНБ 19,53 20,31 -3,99
5 Великобритания фунт стерлингов (GBP) Банк Англии 1077 1120 -3,99
6 Венгрия Венгерский форинт () НБ Венгрии 63,63 66,96 -5,23
7 Германия Евро (EUR) ЕЦБ 1598 1573 +1,57
8 Греция Евро (EUR) ЕЦБ 95,36 98,08 -2,85
9 Дания Датская крона (DKK) НБ Дании 173,5 175,5 -1,15
10 Эстония Евро (EUR) ЕЦБ 9,77 9,89 -1,22
11 Ирландия Евро (EUR) ЕЦБ 85,41 87,22 -2,11
12 Испания Евро (EUR) ЕЦБ 492,4 535,9 -8,83
13 Италия Евро (EUR) ЕЦБ 884,5 927,8 -4,89
14 Исландия Исландская крона (ISK) ЦБ Исландии 9,96 9,73 +2,31
15 Кипр Евро (EUR) ЕЦБ 7,67 7,87 -2,60
16 Латвия Евро (EUR) ЕЦБ 10,13 10,43 -2,96
17 Литва Евро (EUR) ЕЦБ 21,18 21,63 -2,12
18 Люксембург Евро (EUR) ЕЦБ 27,6 27,38 +0,8
19 Мальта Евро (EUR) ЕЦБ 4,29 4,35 -1,39
20 Молдова Молдавский лей () НБ Молдовы 2,79 3,02 -8,24
21 Нидерланды Евро (EUR) ЕЦБ 344,8 340,2 +1,34
22 Норвегия Норвежская крона (NOK) Норвежский банк 214,3 198 +7,61
23 Португалия Евро (EUR) ЕЦБ 92,99 96,83 -4,12
24 Польша Злотый (PLN) НБ Польши 90,8 102,2 -12,55
25 Румыния Румынский лей () НБ Румынии 58,5 65,54 -12,03
26 Россия Российский рубль (RUB) Банк России 253,9 287,5 -13,23
27 Словакия Евро (EUR) ЕЦБ 37,09 38,52 -3,85
28 Словения Евро (EUR) ЕЦБ 20,2 20,97 -3,46
29 Украина Гривна (UAH) НБУ 35,6 38,91 -9,29
30 Финляндия Евро (EUR) ЕЦБ 136,8 140,7 -2,85
31 Франция Евро (EUR) ЕЦБ 1334 1412 -5,84
32 Черногория Евро (EUR) ЕЦБ 1,62 1,95 -20,37
33 Чехия Чешская крона (CZK) НБ Чехии 83,62 83,93 -0,37
34 Хорватия Хорватская куна (HRK) Хорватский НБ 25,79 26,92 -4,38
35 Швеция Шведская крона (SEK) Банк Швеции 274,8 269,9 +1,79
36 Швейцария Швейцарский франк (CHF) НБ Швейцарии 223,5 222,1 +1,08
Океания
37 Австралия Австралийский доллар (AUD) РБ Австралии 461 484,9 -5,18
38 Новая Зеландия Новозеландский доллар (NZD) РБ НЗ 73,2 71,9 +1,78
Азия
39 Азербайджан Азербайджанский манат () ЦБ АР 9,85 10,4 -5,58
40 Армения Армянский драм (AMD) ЦБ Армении 2,53 2,91 -15,01
41 Вьетнам Вьетнамский донг (VND) ГБ Вьетнама 54,59 69,37 -27,07
42 Гонконг Гонконгский доллар (HKD) КДУГ 66,19 62,86 +5,04
43 Грузия Лари () НБ Грузии 4,26 4,85 -13,84
44 Израиль Шекель (ILS) Банк Израиля 92,82 102,1 -9,99
45 Индия Индийская рупия (INR) РБ Индии 544,4 725,0 -33,17
46 Индонезия Индонезийская рупия (IDR) Банк Индонезии 130,6 154,8 -18,52
47 Ирак Иракский динар (IQD) ЦБ Ирака 63,97 76,35 -19,35
48 Иран Иранский риал (IRR) ЦБ Ирана 77,22 86,26 -11,70
49 Казахстан Тенге () НБ РК 34,13 37,89 -11,01
50 Киргизия Сом (KGS) НБ КР 2,05 2,3 -12,19
51 Китай Китайский юань (CNY) НБ КНР 3312 3787 -14,34
52 Кувейт Кувейтский динар (KWD) ЦБ Кувейта 52,87 61,39 -16,11
53 Малайзия Малайзийский ринггит (MYR) БНМ 51,23 60,26 -17,62
54 ОАЭ Дирхам ОАЭ () ЦБ ОАЭ 83,44 112,4 -34,70
55 Пакистан Пакистанская рупия (PKR) ГБ Пакистана 45,64 59,28 -29,88
56 Республика Корея Южнокорейская вона (KRW) Банк Кореи 351,6 338 +3,87
57 Саудовская Аравия Саудовский риял (SAR) АДО СА 260 294,9 -13,42
58 Сингапур Сингапурский доллар (SGD) ДКУС 53,4 56,49 -5,78
59 Таджикистан Сомони (TJS) НБ Таджикистана 2,21 2,31 -4,52
60 Таиланд Тайский бат (THB) Банк Таиланда 82,00 107,00 -30,48
61 Туркмения Новый туркменский манат (TMT) ЦБ Туркмении 4,43 4,7 -6,09
62 Турция Турецкая лира (TRY) ЦБ ТР 173,9 190,4 -9,48
63 Узбекистан Узбекский сум (UZS) ЦБ РУ 20,11 19,92 +0,95
64 Филиппины Филиппинское песо (PHP) ЦБ Филиппин 44,74 53,55 -19,69
65 Шри-Ланка Шри-ланкийская рупия (LKR) ЦБ ШЛ 12,64 16,66 -31,80
66 Япония Японская йена (JPY) Банк Японии 1678 1888 -12,51
Северная Америка
67 Доминиканская Республика Доминиканское песо (DOP) ЦБ ДР 11,18 12,77 -14,22
68 Канада Канадский доллар (CAD) Банк Канады 623,7 657,4 -5,40
69 Куба Кубинское песо (CUP) ЦБ Кубы 52,36 60,57 -15,67
70 Мексика Мексиканское песо (MXN) Банк Мексики 292,8 314,9 -7,54
71 Панама Бальбоа (PAB) НБ Панамы 12,6 13,56 -7,61
72 США Доллар США (USD) ФРС 6028 6807 -12,92
Южная Америка
73 Аргентина Аргентинское песо (ARS) ЦБ АР 123,3 161,1 -30,65
74 Бразилия Бразильский реал (BRL) ЦБ Бразилии 618,8 779,5 -25,96
75 Чили Чилийское песо (CLP) ЦБ Чили 56,73 64,89 -14,38
Африка
76 Алжир Алжирский динар (DZD) Банк Алжира 52,08 70,74 -35,82
77 Египет Египетский фунт (EGP) ЦБ Египта 35,54 55,09 -55,00
78 Марокко Марокканский дирхам (MAD) Банк Марокко 26,63 30,71 -15,32
79 Нигерия Найра (NGN) ЦБ Нигерии 13,97 22,15 -58,55
80 Тунис Тунисский динар (TND) ЦБ Туниса 9,39 11,61 -23,64
81 ЮАР Рэнд (ZAR) ЮАРБ 92,38 103,3 -11,82

Виды государственного бюджета

Источниками финансирования бюджета представлены:

Внутреннее финансирование – доходы от продажи акций и иных ценных бумаг, ссуды, полученные с другого уровня государственного бюджета, средства ЦРБ.
Внешнее финансирование – продажа ценных бумаг на мировом уровне, кредиты в международных организациях и фондах, кредиты иностранными государствами. 

Бюджету необходимо обеспечивать гибкость в экономической политике, т.е. не иметь привязку доходов к расходам, включенность прибыли и расходов подконтрольных государству и иерархия бюджета, выполняющая функцию автономности оных. 

Покрытие дефицита в бюджете осуществляется с помощью выпуска денежных единиц в общества, выпуск облигаций, взятие внешнего долга, т.е. кредиты от других государств. 

Меры по сокращению дефицита представлены:

  • Пересмотр неналоговой системы для улучшения работоспособности; 
  • Пересмотр условий государственных долгов;
  • Надзор за поступлениями и расходами средств в государственном бюджете;
  • Сокращение финансирования на неприбыльные отрасли;
  • Приостановление систем льгот и выплат.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

  1. Внутренние – представлены кредитами от кредитных организаций в валюте страны, заем денежной суммы от другого государства, осуществляемый с помощью выпуска ценных бумаг.
  2. Внешние – государственные займы в иностранной валюте, кредиты от правительства, организаций, физических или юридических лиц иных государств.

Государственный долг – денежная сумма государства по непогашенному кредиту, включая определяемые проценты. Обслуживание долга – оплата процентной сумы и постепенная выплата займа. 

Внутренний государственный долг – невыплаченная денежная сумма, накладывающая финансовые обязательство на правительство. Представлены рыночными долгами (денежный долг на внутреннем рынке), нерыночные (исполнение бюджета, где долг перечисляется в государственный)

Причины, способствующие возникновению внутреннего государственного долга:

  1. Получение кредитов от банков, физических или юридических лиц в национальной денежной единице.
  2. Размещение облигаций от лица правительства.
  3. Бюджетные ссуды предоставляются с одного уровня бюджетной системы на другой.

Внешний государственный долг – непогашенные внешние кредиты государства и невыплаченные проценты международным банках и организациям. Несоблюдение сроков погашения долгов ведёт к санкциям государства.

Реструктуризация государственного долга – пересмотр требований погашения займа. Наблюдается в случае невозможности оплаты долга государством. 

Меры по управлению государственным долгом: 

  1. Недопуск долговых ситуаций, где ресурсы государства задействованы на выплату займа.
  2. Поиск финансовых средств на выплату государственной задолженности.
  3. Эффективные методы ведения денежных средств.
  4. Нейтрализация пагубных воздействий в ходе выплаты долга.

Смотрите также:

  • Роль государства в экономике
  • Налоги
  • Мировая экономика
  • Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Учреждения здравоохранения

Если рассматривать особенности функционирования государственных бюджетных учреждений здравоохранения, то непременно следует выделить особенности их финансирования. Практика показывает, что такая деятельность осуществляется не только из специально созданного государственного фонда и других аналогичных, к числу которых относятся средства федерального и добровольного медицинского страхования. Более того, на финансирование государственных бюджетных учреждений здравоохранения направлены средства, выделяемые из отчислений предприятий, благотворительные взносы, а также деньги, уплаченные населением за оказание услуг медицинского характера. Что касается порядка распределения средств, имеющихся в специализированных фондах, то данный процесс осуществляется органами самоуправления на местах, а также субъектами, осуществляющими исполнительную власть.

К системе муниципальных и бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере предоставления медицинских услуг населению, относятся не только больницы, но также и лечебно-профилактические организации, аптеки и санитарно-эпидемиологические службы, созданные на государственных началах. Структура заведений данного рода является довольно разветвленной, так как каждый указанный тип заведений может быть представлен несколькими видами.

Процесс финансирования современных бюджетных учреждений здравоохранения может осуществляться в двух формах: в виде субсидий на возмещение затрат, предписанных планом, а также других расходов и бюджетных инвестиций. Если конкретная организация здравоохранения принимает участие в государственной программе по обязательному страхованию в сфере медицины, то финансирование ее деятельности может быть осуществлено третьим путем — перечислением денежных средств в форме трансфертов из основного бюджета в территориальный фонд, выделенный на расходы по медицинскому страхованию. Учет всех средств, затраченных на работу учреждений здравоохранения, ведется на основании контроля за лицевыми счетами организации, открытыми в установленном порядке через Федеральное казначейство.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход

Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Дефицит и профицит госбюджета

Дефицит государственного бюджета — превышение расходов над доходами, профицит — превышение доходов над расходами.

В мире мало стран с профицитным бюджетом. Большинство тратит больше, чем зарабатывает. Даже такие мощные в экономическом плане государства как США (минус почти 0,9 млрд. долларов!), Китай (-475 млрд. долларов).

Сверстать идеальный бюджет на год вперед непросто. В доходную часть закладываются потенциальные поступления (ожидания от таможенных сборов, налогов, цен на нефть, котировки национальной валюты и др.), но они могут измениться. Валюта может девальвировать сильней ожидаемого, налогов поступить меньше из-за замедления роста ВВП и т.д.

Что делать государству при дефиците госбюджета:

  • сокращать расходы (уменьшать зарплату бюджетникам, сокращать пособия, отменять льготы, сворачивать финансирование социальных и инфраструктурных проектов);
  • наращивать внешний долг через получение кредитов или выпуск облигаций;
  • опустошать ЗВР;

а что делать, если возник профицит:

  • увеличить расходы через рост зарплат и пособий, дополнительно финансировать важные социальные и инфраструктурные проекты и т.п.;
  • перебросить излишек средств на следующий год;
  • направить избыточные средства в ЗВР, купив золото или иностранную валюту.

Особенности работы государственного унитарного предприятия

Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:

  • В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

  • Орган государственного унитарного предприятия — это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подотчетным.

  • Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.

  • Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.

Зачем нужно знание бюджета

Данные государственного бюджета — на что тратит государство, за счет чего наполняет бюджет, есть ли дефицит и каков его размер — один из показателей, принимаемый аналитиками для оценки экономического состояния государства.

Эти сведения необходимы:

  • политикам и чиновникам у власти, чтобы пояснять избирателям, на что они тратят казенные, т.е. принадлежащие всему народу, деньги;
  • для Центрального банка, чтобы повышать или понижать ключевую ставку, которая влияет на размер кредитов для населения и бизнеса, а значит и ставку по сберегательным и депозитным счетам (подробнее см. таблицу );
  • для валютного рынка (форекс и биржи) — ведь страна с высоким дефицитом бюджета начнет тратить ЗВР, а это может спровоцировать девальвацию национальной валюты к доллару США, евро, британскому фунту, иене, швейцарскому франку и другим мировым резервным валютам, стать причиной медвежьего тренда и высокой волатильности;
  • для финансовых доноров (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР и др.), которые могут предоставить кредит при соблюдении просителем встречных условий (подробнее: );
  • для фондового рынка — не нужно ли пересмотреть котировки основных национальных ценных бумаг и деривативов;
  • для инвесторов и акционеров — доходность их инвестиций в USD и EUR может измениться из-за девальвации национальных фиатных денег;
  • инвестиционных фондов, частных инвестиций, всевозможных инвестиционных портфелей, фондов доверительного управления (ДУ), биржевых фондов (ETF), ПИФов, хедж фондов, поскольку возрастает риск оттока капитала (финансовых активов и квазиденег).

При значительном дефиците бюджета падает привлекательность и цены государственных и муниципальных бондов (чем ниже кредитный рейтинг, тем выше проценты, но и риски невыплаты), фондовых индексов, обыкновенных акций и «префов» ведущих отечественных компаний («голубых фишек»), депозитарных расписок, варрантов, векселей в листинге на местной фондовой бирже (подробнее см. таблицу );

Т.е. показатели госбюджета — один из ключевых макроэкономических показателей вместе с данными о ВВП, внешнем долге, инфляции, ЗВР, уровне безработицы и др. перспектив той или иной страны. Эти данные необходимы трейдерам и инвесторам для комплексного фундаментального анализа.

Комментарий

Бюджетное учреждение это одна из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Бюджетное очреждение может быть создано Российской Федерацией (федеральное), субъектом Российской Федерации (региональное) или муниципальным образованием (муниципальное).

Бюджетное учреждение воздается для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (кроме указанного в п. 13 и 14 ст. 9.2 или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 Федерального закона 7-ФЗ).

Примеры бюджетных учреждений

Российская академия наук является федеральным государственным бюджетным учреждением (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 17».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы «Детский сад присмотра и оздоровления № 766»

Отчетность

Состав отчетности для госучреждений отличается, как вы уже догадались, от привычных нам балансов, деклараций и расчетов. Хотя наряду с бюджетным многие учреждения ведут и обычный бухгалтерский учет, взносы и налоги по заработной плате у них те же, поэтому, конечно, они отчитываются и по стандартным формам.

Есть и специализированная отчетность. Сроки подачи устанавливает вышестоящий орган по инструкциям №33н (Приказ Минфина от 25.03.2011) и №191н (Приказ Минфина от 28.12.2010). Причем ориентировкой для подчиненных учреждений является срок, установленный Федеральным казначейством для распорядителей бюджетных средств:

  • Ежемесячные отчеты — до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
  • Ежеквартальные и годовые – индивидуально (в зависимости от вида распорядителя).

Для бюджетников тоже существует электронная отчетность – система «Электронный бюджет». Через нее учреждения отчитываются по срокам, установленным вышеуказанными инструкциями.

Если присмотреться, то некоторые формы бюджетной отчетности напоминают «свое родное»: баланс учреждения, отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, сведения об остатках денежных средств учреждения. Тем не менее эти формы все-таки нацелены на сбор данных об использовании средств бюджета их распределении, экономии и т.д.

Обратите внимание! В статистику бюджетникам, так же как и простым смертным, приходится отчитываться. Учреждение периодически должно обращаться на сайт Госкомстата и проверять наличие в индивидуальном списке обязательных форм

Подводя итоги: работа в сфере бюджетного учета имеет свои преимущества, но совершенно без подготовки и ликбеза в этой области переходить в госучреждение рискованно, можно допустить серьезные ошибки и испортить репутацию (как говорится, зарабатывается она годами, а разрушается за один день).

Если решились на переход:

  • Попробуйте устроиться в централизованную бухгалтерию, это будет аналогично опыту работы в аутсорсинге и поможет освоиться.
  • Пообщайтесь с коллегами-бюджетниками на форумах и в специализированных группах.
  • assistentus.ru регулярно размещает статьи и новости, посвященные не только традиционному, но и бюджетному учету – следите за публикациями.
  • В этой статье приведено много ссылок на нормативные документы, воспользуйтесь ими.

Мы не коснулись в статье госзаказа и государственных закупок, о них мне бы хотелось поговорить подробнее в будущем. Это тоже очень интересная и достаточно сложная тема.