Оглавление
- Введение
- Эвтаназия людей в России, за и против этой процедуры
- Ассистирование в смерти детей
- Как усыпляется животное
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Имеет ли человек право на смерть
- Аргументы против эвтаназии
- За и против
- Частые вопросы:
- Судебные разбирательства в истории
- Практический пример
- Этико-правовые аспекты эвтаназии
- Исторические факты
- Разрешение эвтаназии сквозь призму истории
Введение
Термин эвтаназия происходит от греческих слов eu -“хорошо” и thanatos – “смерть” и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий.
Эвтаназия, как новый способ медицинского решения проблемы смерти (прекращения жизни) входит в практику современного здравоохранения под влиянием двух основных факторов. Во-первых, прогресса медицины, в частности, под влиянием развития реаниматологии, позволяющей предотвратить смерть больного, т.е. работающей в режиме управления умиранием. Во-вторых, смены ценностей и моральных приоритетов в современной цивилизации, в центре которых стоит идея “прав человека”.
Свое летоисчисление эвтаназия начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. В современных публикациях на русском языке используются два термина: “эвтаназия” и “эйтаназия”.
Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти.
В начале нашего столетия юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых “неполноценных” жизней. Такая чудовищная интерпретация понятия “эвтаназия” получила позже широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Умерщвляли новорожденных с “неправильным развитием”, душевнобольных, больных туберкулезом или злокачественными новообразованиями, инвалидов, стариков и др. Была создана специальная индустрия умерщвления в виде газовых камер, душегубок, крематориев и т. д. Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества.
Надо сказать, что сам термин “эвтаназия” отличается крайней противоречивостью, что затрудняет однозначное толкование, вызывает терминологическую путаницу. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают пассивную и активную эвтаназию.
Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют “метод отложенного шприца”) выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти – что на практике достаточно часто встречается и у нас в стране.
Чаще всего, когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду активную эвтаназию.
Под активной эвтаназией (или как ее еще называют “метод наполненного шприца”) понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.
Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:
– “Убийство из милосердия” – происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.
– “Самоубийство, ассистируемое врачом” – происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.
– Сама активная эвтаназия – может происходить и без помощи врача Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.
Эвтаназия людей в России, за и против этой процедуры
Эвтаназия в переводе с греческого языка означает «хорошая смерть». Однако не все медики в России считают медицинскую помощь в уходе из жизни хорошим делом. Но тут мнения разделяются. Есть врачи, которые высказываются за применение эвтаназии к тяжелобольным людям, и юристы поддерживают такие заявления.
Многие врачи при разговоре об эвтаназии ссылаются на клятву Гиппократа, базовый принцип которой — не навредить пациенту. Они считают, что уход из жизни должен быть естественным, даже если человек сильно страдает.
Однако медики, работающие в онкологических центрах, считают, что эвтаназию необходимо применять по желанию больного, поскольку многие пациенты сильно страдают перед смертью. Они испытывают нечеловеческую боль, которую нельзя заглушить медикаментами.
Те люди, которые выступают «за» эвтаназию, считают такую медицинскую помощь не убийством, а милосердием к больному.
Как бы там ни было, но на сегодняшний день в России эвтаназия запрещена. Такая процедура преследуется законом, но по-прежнему в медицинских кругах продолжаются жаркие споры на эту тему. Возможно, когда-нибудь в будущем, будет принят закон в России об эвтаназии, но пока человеческая жизнь важна, никто, даже врачи, не имеют права её отнимать, даже по согласию пациента.
Ассистирование в смерти детей
Отдельного обсуждения заслуживает детская эвтаназия: в каких странах легализована, условия ее осуществления. Впервые в мировой практике умерщвление тяжелобольного ребенка было проведено в Бельгии. Ему было 17 лет, и, как говорят представители медицинской комиссии, это был исключительный случай, поскольку основными условиями проведения этой процедуры являются:
- понимание ребенка, что будет происходить с ним;
- документальное согласие на это его законных представителей.
Также следует отметить, в каких странах разрешена детская эвтаназия. На данный момент основным государством, где возможно проведение ассистированной смерти, является Бельгия. С 2002 года там действует закон, в соответствии с которым разрешена медицинская помощь по уходу из жизни больным, страдающим от неизлечимых заболеваний, а в 2014 году был подписан и правовой акт, закрепляющий возможность проведения «хорошей смерти» и для детей. Нельзя сказать, что в нем все однозначно, поскольку есть ряд нерешенных процедурных моментов, как то: что делать, если один из родителей или опекунов не согласен, но имеется выраженное согласие на это самого ребенка; как можно точно определить уровень понимания несовершеннолетнего и многое другое. Проведение эвтаназии с 12 лет также возможно и в Нидерландах.
Как усыпляется животное
Обычно эвтаназия совершенно безболезненна для животного. У кошки или собаки останавливается дыхание, прекращается сердцебиение. Анестезия сначала вводит животное в глубокий сон, сильнее хирургического наркоза. Нервная система перестает функционировать, исчезает болевая чувствительность, отключается двигательный аппарат, кошка засыпает. Точно также происходит усыпление собаки.
Во время сна продолжает активно работать нервная система, сердце продолжает биться, дыхание не прерывается. Затем для прекращения работы сердечной мышцы, вводится сульфат магния или усиливается наркоз.
Осуществление эвтаназии происходит в виде внутривенной инъекции. У больных и старых кошек вены достаточно хрупкие, поэтому не всегда удается сделать укол с первой попытки.
Если кошка или собака сильно нервничают, им дают успокоительное средство. Они успокаиваются и чувствуют себя перед смертью максимально комфортно.
Иногда после проведенной инъекции можно наблюдать:
- Спазмы мышц;
- Мочеиспускание;
- Дефекацию;
- Глубокий вдох, так называемое «посмертное дыхание»;
- Кровотечение из носа.
Такие действия абсолютно нормальны. Их нельзя ошибочно принимать за жизненные признаки. После окончания эвтаназии, врач обязан констатировать наступление клинической смерти. Он проверяет состояние животного через каждые пять минут. Только через 15 минут можно оставить животное.
хедер>
Этико-правовые аспекты эвтаназии
Все-таки, с какой бы стороны защитники самоубийства тяжело больных пациентов при помощи врача не оправдывали идею реализации эвтаназии — это убийство. В связи с чем этико-правовые аспекты не позволяют многим странам легализовать эвтаназию.
В сухих формулировках могут быть чьи-то жизни и кто мечтает о смерти, когда другой борется за бессмысленную участь. Если для одного — это вопрос, который он себе никогда не задавал, то другой, увидев мучения воочию — выстрадал одобрение эвтаназии вопреки своим принципам. И даже с учетом того, что это убийство — это становится для многих спасительной соломинкой, пусть и с тяжелым грузом на душе, остающемся после всего.
Тяжесть мук тех, кто переживает терминальную стадию болезни — не представима обычным, живущим самой обыкновенной жизнью людям. И часто многие, заявляя о своей позиции по отношению к эвтаназии, судят настолько поверхностно и нелепо, будто о предметах бренных и неважных рассуждают — такое мнение не имеет веса.
Когда находятся осуждающие самоубийство, например, человека, который болел раком 4-й стадии, и они разводят руками его беду, обвиняют посмертно в слабости, слабоволии, то эти осуждающие и не понимают, что берут на себя прерогативы Бога. Как убийство, как самоубийство — грех, но судить — тоже.
Я, как и большинство людей, никогда не задумывалась всерьез над вопросами оправдания или осуждения эвтаназии, пока на одном ресурсе не прочитала о том, что это не просто грех, а еще и почему это противоречит принципам жизни.
Через страдания и предсмертные муки, болезни очищается душа, в Библии есть строки о том, что страдающий плотью не может грешить. И в конце концов — «Бог дал — бог взял», давать и забирать жизнь — дело небес, поэтому как убийство, так любые содействия скорому уходу человека в мир иной — есть вмешательство в волю свыше.
Душа таким образом очищается, смиряется, и для кого-то это даже благо: ведь здесь жизнь миг, а вечность бесконечна, и вот высшие силы предоставляют кому-то (кто не примет смирение через только веру) возможность уйти на Тот Свет очищенным.
Эффект от прочитанного я переживала продолжительное время… Как можно согласиться с тем, что смертельная болезнь для кого-то благо? Люди не должны болеть, ведь не зря в той же священной книге христиан описано столько случаев исцеления.
Но в итоге я пришла к осознанию того, что у каждого свой путь, как гласит одна психологическая теория: треть знает о себе человек, другую треть знают о нем люди, и еще одну треть не знает о нем никто. И зачем с человеком происходит то или иное — на это иногда не в силах ответить ни он сам, ни окружающие.
Ключевое значение имеет то, что решение об уходе принимается человеком в осознающем суть происходящего состоянии, то есть больной должен быть психически дееспособен, вменяем, несмотря на депрессии и даже психосоматические расстройства. Как бы ни были тяжелы страдания, но человек отвергает версию об очищении души и выбирает осознано путь облегчения земных мук в обмен на неизвестность в вечности, в которую, судя по всему и не верит.
«Профессия репортер» — Подарите мне смерть. Эвтаназия
Имеет ли человек право на смерть
Закон об эвтаназии подразумевает то, что юридически человек имеет право на осознанно выбранную смерть. За пределами государства, где данная процедура одобряется законодательной базой любой человек, несмотря на медицинские показания и уровень испытываемых страданий не имеет такого права. Грубо говоря, там, где запрещена эвтаназия, она приравнивается к убийству, и врач, помогающий пациенту, несмотря на всевозможные заверения и разрешения будет считаться убийцей, и приговорен к соответствующей уголовной ответственности.
Компромиссным вариантом считается отключение от аппаратов поддержания жизни людей, находящихся в коме, добровольный отказ от поддерживающего лечения или процедур (вентиляции легких, трансплантации органов и прочее). Фактически данные способы не являются прямым убийством, однако способствуют смерти. В ситуации если пациент не подписывает отказ от процедур, лечащий врач также будет нести уголовную ответственность. Помимо медицинских показателей непереносимых мучений есть разрешение на эвтаназию по желанию человека. Так могут уйти из жизни люди, кому она стала непереносима вследствие психологических мучений, а не только физически испытываемой боли.
Однако проблема эвтаназии не только определяется юридическими моментами, но также религиозными аспектами. Во многих верованиях самостоятельный уход из жизни считается грехом. Эвтаназия приравнивается к нему, как опосредованный вариант. При этом действия врача или посредника расцениваются церковью или требованиями как преднамеренное убийство. Лишь в немногих культах, шаманских направлений и приближенных к языческим традициям существует одобрение на добровольную смерть. Соответственно в зависимости от конфессии человека, и того верит ли он вообще в высшие законы у него может быть сформирован либо запрет либо разрешение на эвтаназию.
Большинство настоятелей религиозных сообществ и работников хосписов говорят о том, что человек жаждет не столько прекращения жизни, сколько страданий. Насколько гуманным, цивилизованным и понимающим окажется общество, чтобы разрешить другому человеку прекратить свои мучения зависит от уровня внутренней духовной культуры.
Аргументы против эвтаназии
Так как тема эвтаназии существует уже много столетий, у неё появились как обоснованные плюсы, так и минусы. Всю проблематику вопроса, а также доказательства обеих позиций собрали в одном произведении А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян «Этика». Они рассматривали эвтаназию с позиции этики и рассуждали о том, стоит вообще её поддерживать или нет.
Первый аргумент был рассмотрен на фундаментальном понятии жизни как величайшей ценности.
Такая позиция опирается на отношение к смерти как к концу всего, а жизнь, хоть и в страданиях, лучше, чем ничто. Конечно, достоверного ответа на вопрос, что ждёт нас после смерти, нет. Есть только множество теорий. Но в рамках большинства из них жизнь всё равно намного предпочтительнее смерти. К тому же эта позиция заставляет размышлять о понятии «жизнь» и о том, стоит ли её ценить.
Из вышесказанного вытекает следующий аргумент против эвтаназии:
По мнению многих философов, сама жизнь является высшим благом, так как всё, что происходит с нами, невозможно без жизни. Эту позицию поддерживают и в большинстве демократических государств. Так, закон в первую очередь защищает право на жизнь любого человека и жестоко карает тех, кто посмел на неё покуситься. Право на убийство обычно есть лишь у государства, и для того, чтобы им воспользоваться, необходимы особые условия.
А все случаи применения эвтаназии рассматриваются как преступления, связанные либо с оставлением человека в опасности (пассивная эвтаназия), либо с помощью в совершении самоубийства — в случаях когда врачи выписывают больному препараты, а тот сам их вводит (активная эвтаназия).
Последним рассматривается аргумент против эвтаназии как преступления против этики. Лишение жизни, с какой стороны ни посмотри, не может быть оправдано с точки зрения этики. Убийства аморальны, и прибегать к ним нельзя ни в каких случаях.
За и против
Мнения относительно эвтаназии разделены, и у приверженцев каждой стороны имеются свои доводы «за» и «против». Какие пункты называются той или иной стороной?
Доводы противников эвтаназии
- Врачебные ошибки. Доктор может неверно диагностировать смертельный недуг, и человек, еще способный вылечиться, идет на эвтаназию.
- Убийство. Некоторые считают эвтаназию убийством, которое могут провоцировать, например, родственники, заинтересованные в скорейшем получении наследства.
- Несогласие с волей Бога. По убеждениям верующих, люди являются творением господним, что накладывает на них разные ограничения. Только Бог определяет продолжительность жизни человека, и то, как она будет закончена.
- Необратимость. Пациент может попросить эвтаназию, и потом передумать, но процесс уже нельзя будет вернуть вспять.
- Замедление прогресса. Узаконенная во всех странах эвтаназия перестанет стимулировать ученых на разработку новых препаратов, облегчающих боль и продлевающих жизнь.
Доводы приверженцев эвтаназии
-
Гуманность. Предполагается, что эвтаназия переносится безболезненно, что делает такой уход из жизни весьма гуманным. Сторонники эвтаназии полагают, что лучше прекратить чужие страдания, а не продлевать мучения, поддерживая в пациенте жизнь.
-
Право человека на смерть. Люди имеют право распоряжаться своей жизнью и телом, имея право выбрать день смерти. По мнению приверженцев эвтаназии, смерть – личное дело, и если она не несет никому вреда, то никто не имеет права мешать больному осуществить задуманное гуманным способом.
-
Экономия медицинских препаратов. Справедливое распределение медицинских ресурсов. Многие медицинские препараты ограничены количеством. Нередко они тратятся на поддержание жизни пациента, желающего умереть и не имеющего шанс на выздоровление. В то же время больные, способные выжить, иногда остаются без нужных ресурсов.
Отношение россиян
В России «Закон о добровольном уходе их жизни» не действует, и местное население относится к нему неоднозначно. Согласно различным исследованиям, на постсоветском пространстве отношение к легализации процедуры преимущественно негативное. Например, в сознании некоторых респондентов присутствует установка, что в критическом положении их могут лишить жизни для минимизирования бюджетных расходов.
Максим Руднев, российский исследователь, решил выяснить, что влияет на отношение россиян к добровольному уходу из жизни в медицинских условиях. Проведенный репрезентативный опрос 1200 респондентов дал интересные результаты. Опрошенным предлагалось оценить три состояния больного – умирает, мучается, ощущает себя бременем. Состояния комбинировались с несколькими вариантами эвтаназиями (пассивная, активная, непрямая эвтаназия и ассистированное самоубийство). Опрошенным предлагалось ответить, нужно ли при желании пациента принять какой-то вид умерщвления.
Стало очевидно, что отношения к эвтаназии определяет доверие к медикам и системе здравоохранения. Менее половины респондентов ответили, что доверяют мнению врача в вопросах лечения. Выяснилось, что люди, не доверяющие врачам, в основном негативно относятся и к эвтаназии.
На мнение влияла и религиозность опрашиваемого. Чем религиознее человек, тем меньше он допускает возможность прерывания жизни с помощью докторов. Состояние больного при этом роли не играет.
Даже если пациент страдает от неизлечимой болезни и невыносимых мук, прося об эвтаназии, только 27% респондентов позволили бы врачам ввести близкому человеку смертельный препарат. При этом 36% согласились бы на пассивную эвтаназию (прекращение лечения).
Частые вопросы:
Как попасть в Швейцарию на эвтаназию? Какое заболевание должно быть диагностировано, чтобы врачи провели процедуру?
В Швейцарии каждый неизлечимо больной и страдающий от болей и дискомфорта человек имеет право на смерть. Чтобы попасть в эту страну, необходимо оформить визу и пролететь в Цюрих (потому что соответствующие медицинские цены работают только в этом городе). Специалистам центра необходимо представить все документы и историю болезни. Более того, в местных клиниках возможно проведения эвтаназии и людям, которые не страдают от неизлечимых заболеваний, но эта задача крайне сложна в своем решении.
Возможно ли проведение добровольной эвтаназии в Швейцарии? Сколько будет стоить осуществление этой процедуры и возможна ли она для граждан России?
Судебные разбирательства в истории
Самыми громкими делами об эвтаназии в судебной практике на территории РФ могут считаться два случая.
Первое судебное разбирательство о неофициальной эвтаназии в России состоялось в 2004 году. Наталья Баранникова из Ростовской области, парализованная после автокатастрофы, попросила ухаживавшую за ней девочку, 14-летнюю Марту Шкерманову, посодействовать в уходе из жизни, предложив ей вознаграждение.
Школьница согласилась и пригласила на помощь свою 17-летнюю подругу Кристину Патрину. Вдвоем девочки по просьбе больной задушили ее веревкой и забрали обещанные за проведение эвтаназии драгоценности.
Через пару дней их задержали и судили за убийство с целью наживы, и в конце декабря 2004 года Кристина получила пять лет тюрьмы, Марта — четыре года. (https://ria.ru/society/20041130/747462.html).
В 2011 году в Московской области бывший офицер полиции Владимир Корсаков получил четыре года условно за то, что задушил свою мать, которая невыносимо страдала от тяжелой формы рака и просила сына убить ее. (https://www.newsru.com/crime/21jun2012/polmurdmomfreepdm.html).
Таких дел в России немного, но всех лиц, способствовавших активной эвтаназии, судили за убийство. Реальные сроки получили не все, во многих случаях, как в примере с офицером полиции, суд ограничился присуждением условного срока.
При совершении пассивной эвтаназии картина другая. Пациент по закону имеет полное право отказаться от врачебной помощи в любом виде. Отказ оформляется соответствующей записью в медицинских документах. Пациент либо его представитель по закону и сам врач должны его подписать.
В этом случае никаких последствий для лиц, способствовавших пассивной эвтаназии, не предполагается. В случае, если отказ будет исходить от родителей ребенка, не достигшего возраста 15 лет, или опекунов недееспособного человека, больница в лице администрации может обратиться в суд для обеспечения защиты пациентов. В реальной практике известных случаев в РФ отключения детей от аппаратов жизнеобеспечения нет.
Убийством человека является не только эвтаназия. Про другие виды преступления можно прочитать в наших статьях:
доведение до самоубийства;
причинение смерти по неосторожности;
убийство ребенка;
подстрекательство к преступлению;
покушение;
убийство человека несовершеннолетним;
злодеяние в состоянии алкогольного опьянения.
Практический пример
Как по факту может осуществляться эвтаназия в России? Например, в стационар поступил пациент с неизлечимой патологией в терминальной стадии. Этот гражданин пишет отказ от реанимационных мер. Медики, в свою очередь, обязанные соблюдать нормативные предписания и интересы больного, не вмешиваются и допускают смерть человека. В этой ситуации будут, в принципе, довольны все. В первую очередь те, кто выступает против того, чтобы применялась эвтаназия в России. В указанном примере нет нарушений — ни закона, ни интересов пациента. При этом даже рассматриваемый термин нигде не звучит. Вместе с этим будут довольны и те, кто выступает за то, чтобы эвтаназия в России практиковалась. Фактически в примере произошла та самая «быстрая смерть» страдавшего человека.
Этико-правовые аспекты эвтаназии
Все-таки, с какой бы стороны защитники самоубийства тяжело больных пациентов при помощи врача не оправдывали идею реализации эвтаназии — это убийство. В связи с чем этико-правовые аспекты не позволяют многим странам легализовать эвтаназию.
В сухих формулировках могут быть чьи-то жизни и кто мечтает о смерти, когда другой борется за бессмысленную участь. Если для одного — это вопрос, который он себе никогда не задавал, то другой, увидев мучения воочию — выстрадал одобрение эвтаназии вопреки своим принципам. И даже с учетом того, что это убийство — это становится для многих спасительной соломинкой, пусть и с тяжелым грузом на душе, остающемся после всего.
Исторические факты
Сам термин «эвтаназия» употребил впервые Бэкон в 16 столетии. Этим понятием он дал определение «легкой смерти». Перед Второй мировой идея об этом была достаточно широко распространена в некоторых европейских странах. В то время евгеника и эвтаназия были весьма популярны в медицинских кругах. Но действия нацистов, в частности по программе Т-4, на достаточно продолжительное время дискредитировали эту процедуру. Среди известных личностей стоит отметить Фрейда, у которого была диагностирована неизлечимая форма рака в полости рта. При участии доктора Шура он совершил эвтаназию в своем доме, пережив перед этим 31 хирургическое вмешательство по удалению опухолей. Операции проводились под местным наркозом, поскольку общая анестезия тогда не применялась.
Разрешение эвтаназии сквозь призму истории
Если обратиться к фактам, то окажется, что все передовые и демократичные законы, направленные на легализацию добровольной и не очень смерти с врачебной помощью, уже имели место в первой половине XX века в одной развитой и процветающей стране. Только называлось все это «Программа умерщвления Т — 4», она же — «Операция Тиргартенштрассе 4», и убивали пациентов не в комфортабельных палатах клиник, а в менее приятных условиях. Уничтожались тяжелобольные люди, инвалиды, душевнобольные, страдающие генетическими заболеваниями дети – список можно продолжить. Что ждет нас дальше? Принудительная эвтаназия нежелательных членов общества?
Вроде бы сейчас дело обстоит мягче и добровольно, а самоубийцы даже платят за то, чтобы отправиться на тот свет. За исключением тех, кто не способен отвечать за свои поступки и нуждается в лечении, а не в уколе милосердия. Но родственники ведь имеют право решать за них.
«Я служил своему отечеству, как и многие до меня» – это были последние слова доктора Брандта, ответственного за «Операцию Тиргартенштрассе 4», перед тем, как приговор Нюрнбергского суда был приведен в исполнение. То же самое смогут сказать и врачи, осуществляющие помощь по уходу из жизни. Однако любую грань так легко перейти: кто в будущем станет выбирать, кого можно убить?
В каких странах разрешена эвтаназия, а в каких нет – зависит от взгляда на жизнь. Этичность определяется личным восприятием. Главное не забывать, что все это уже было в прошлом и далеко зашло за границу человечности.