Прокурорские проверки: понятие, виды

Как подготовиться к прокурорской проверке

Чтобы избежать крупных штрафов и наказаний по результатам прокурорской ревизии, важно к ней правильно подготовиться. Предлагаем ознакомиться с ключевыми правилами подготовки:

Уточните предмет контрольно-ревизионных мероприятий. Проведите предупредительную ревизию по данному направлению деятельности организации собственными силами либо с привлечением сторонних экспертов. Выявленные ошибки следует исправить в установленном порядке.
Проверьте локальные нормативные акты, которые регламентируют предмет проверки. Например, положение по оплате труда, приказы на выплату премий, стимулирующих и компенсационных доплат. Определите законность данных распоряжений.
Проконтролируйте наличие подписей ответственных должностных лиц на первичных и учетных документах. Например, в расходных кассовых ордерах или актах на списание материальных запасов.
Удостоверьтесь, что все подтверждающие документы в наличии. Например, чеки, квитанции или акты выполненных работ. Отсутствие подтверждающих документов может быть расценено как нарушение.
Проверьте целевое назначение расходов

В первую очередь обратите внимание на предмет договоров, контрактов и соглашений: они должны отвечать целевым назначениям. В противном случае такие расходы признают нецелевыми.

В ходе проведения контрольных мероприятий не препятствуйте действиям органов прокуратуры. Не пытайтесь скрыть или подделать факты деятельности организации. За такие действия предусмотрена уголовная ответственность, как и за дачу взятки.

ВАЖНО!

Независимо от предмета планируемой прокурорской проверки подготовьте следующие документы:

  1. План финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год.
  2. План-график и план закупок вашей организации.
  3. Локальное положение о проведении закупок товаров, работ и услуг для выполнения государственных (муниципальных) нужд.
  4. Прочую документацию, регламентирующую деятельность учреждения в сфере закупок.

Исполнение законодательства в сфере закупок — самый актуальный предмет прокурорских проверок.

Обжалование прокурорской проверки

В случае, если должностное лицо на основании акта выносит постановление, то защита производится по нормам КоАП, предписание обжалуется согласно КАС. Выявленные нарушения или неправомочность установленных взысканий являются основанием для обжалования прокурорской проверки в срок 10 дней после уведомления. Суду отводятся на рассмотрение жалобы два месяца, если речь идет о постановлении, и три месяца на рассмотрение претензий по представлению прокуратуры.

Подготовку документальной базы и составление искового заявления следует поручить профессионалу, поскольку от грамотного сопровождения в первую очередь зависит положительный исход процесса.

Не откладывайте решение Ваших проблем!
Санкт-Петербург
8 (921) 917-90-91
Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 41

Юристы «Юридического центра Сиан» предлагают предпринимателям консультацию юриста по обжалованию прокурорской проверки. Мы рассмотрим сложившуюся ситуацию и предложим план дальнейшего разрешения этого вопроса.

Комментарии и отзывы

АЛЕКСАНДР 02 мая 2020г. в 16:34:49

В ТЕЧЕНИИ КАКОГО ВРЕМЕНИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПРОВЕРКИ СВЕДЕНИЙ ПСИХИА
ТРЫ МОГУТ ОБРАТИТЬСЯ В СУД ИЛИ АППЕЛЯЦИЮ И ПРИЗНАТЬ ЭТИ СВЕДЕНИЯ ЛОЖНЫМИ

Основные положения о прокурорской проверке

Главные положения по регламенту и осуществлению прокурорских инспекций установлены ФЗ-№2202-1 «О прокуратуре РФ». Осуществление прокурорского надзора отличается от правил, установленных для других государственных контролирующих организаций. В частности, при прокурорской проверке не действует ФЗ-294 «О защите прав юридических лиц…». Основанием для проверки являются полученные прокуратурой сведения об имеющихся нарушениях, при этом законодательством не установлены сроки и предпосылки для плановых проверок.

Поскольку прокуратуре отводится 30 дней для реагирования на поступившие жалобы и сообщения, то в этот период должна быть осуществлена проверка. Инспекция может быть выездной и документальной. Согласно ст.22 ФЗ «О прокуратуре», проверяющие имеют установленные полномочия:

  • иметь неограниченный доступ к документам, отражающим все аспекты деятельности проверяемой организации;
  • затребовать и получать комментарии руководителя или его представителя, в устной и письменной форме;
  • вызывать сотрудников предприятия, которые могут дать показания по рассматриваемому вопросу.

Выявленные в ходе инспекции нарушения отображаются в акте, копию которого предпринимателю должны направить не позднее 10 дней.

Меры прокурорского реагирования по результатам проверки могут быть представлены следующими документами:

  • представление. Выносится только для юридических лиц в адрес руководителя. Требования об устранении выявленных нарушений должны быть исполнены в течение 30 дней, о чем руководитель обязан уведомить прокуратуру официально. После своевременного отчета о проведенных мероприятиях, представление считается исполненным;
  • постановление о возбуждении административного дела. В обязанности прокуратуры не входит привлечение к ответственности, но материалы проверки направляются на рассмотрение в суд общей юрисдикции (для ИП), арбитражный суд (для юридических лиц) или уполномоченные контролирующие организации;
  • судебный иск прокуратуры в отношении проверяемого лица. Направляется в суд по принадлежности, в случае неисполнения представления прокуратуры в установленный 30 дневный срок;
  • постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования при наличии признаков нарушения УК РФ.

Можно ли воспользоваться жалобой в прокуратуру в личных целях?

Довольно часто прокурорские проверки являются «по душу» тех предпринимателей, которые не смогли договориться со своими контрагентами. Для последних жалоба в прокуратуру становится отличной альтернативой судебному иску:

  • обращение в прокуратуру для заявителя бесплатно;
  • гарантирована быстрая реакция (максимум в месяц);
  • ответ прокурора должен быть обоснован, а значит, будет проведено серьезное разбирательство.

Если нарушение будет доказано, работники прокуратуры самостоятельно инициируют судебное разбирательство.

К СВЕДЕНИЮ! Просто так свести счеты с конкурентом, «натравив» на него прокуратуру, не стоит надеяться. За необоснованное заявление, которое не подтвердится в ходе проверки, можно привлечь клеветника к ответственности. А если в его заявлении намеренно используются обтекаемые формулировки по типу «есть основания предполагать», то ничто не мешает противнику, в свою очередь, подать жалобу, которая повлечет встречную проверку.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное. Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру

Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Советы проверяемым

Кроме служебного удостоверения, никаких других документов проверяющий предъявлять не обязан. Разъяснение по поводу предмета проверки может быть дано им в устной форме.

Однако, предприниматель может запросить письменный документ, который вызвал проверку (жалобу, поручение от прокурора). Если такой документ показать ему отказываются, он может запросить его в прокуратуре письменно, сославшись на упоминавшееся выше постановление Конституционного Суда, в котором говорится, что прокурорская проверка должна быть гласной.

Не стоит препятствовать прокурору в осуществлении его требований, иначе можете попасть под уголовное преследование. Если вы считаете, что проверяющий интересуется тем, что не имеет отношения к предмету проверки, можно действовать одним из следующих способов:

  • предъявить требуемые материалы, а затем обжаловать действия прокурора в суде;
  • отказать в предъявлении, а когда прокуратурой будет возбуждено дело о препятствовании проверке, доказывать, что требования были незаконными, так как не относились к предмету проверки;
  • прежде чем предъявлять или отказывать в материалах, попросить прокурора уточнить, какие материалы и на каких основаниях ему требуются, а одновременно с этим направить в прокуратуру письменное обоснование невыдачи материалов, отметив, что требования будут исполнены после их конкретизации.

Передавая прокурору оригиналы документов, составьте их реестр под подпись.

Любое неисполнение или частичное исполнения требований проверяющего обязательно оформляйте письменно – обосновывайте объективные причины и уточняйте, что выполните требования после их устранения.

Не лишней будет видеосъемка процесса проверки или ведение аудиозаписи.

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

О введении права прокурора (его заместителя) на приостановку проверки

Ч. 6 ст. 21 ФЗ № 2202-1 определены следующие основания, при наличии которых проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

  • при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;
  • если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;
  • в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

При этом, в ч. 7 ст. 21 ФЗ № 2202-1 установлен общий максимальный срок приостановлений проведения проверки — не более 6 месяцев.

Однако, в той же норме указано, что в случае невозможности в течение данных 6 месяцев завершить указанные ч. 6 ст. 21 ФЗ № 2202-1 мероприятия (сложные исследования, экспертизы и т.д.) либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора РФ, но не более чем на 6 месяцев.

Возобновление проведения проверки осуществляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных в ч. 6 ст. 21 ФЗ № 2202-1.

Следует учитывать, что соответствии с ч. 10 ст. 21 ФЗ № 2202-1 в случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемой организации должны быть возвращены ей (за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы для решения вопроса об уголовном преследовании или для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки).

Прокурорская проверка: что это такое и что с этим делать?

Главная цель любой прокурорской проверки – убедиться в том, что буква закона соблюдается. Поэтому, если в организации или государственном органе на этот счет все в порядке, никаких лишних вопросов со стороны прокуратуры быть не должно.

Поскольку надзор имеет открытый характер, то есть осуществляется гласно, гражданин имеет право ознакомиться с результатами проверки.

Конечно, если речь не идет о государственной тайне. Когда началась проверка, предприниматель вполне может позвонить своему адвокату и попросить его поучаствовать в процессе, чтоб зафиксировать возможные превышения полномочий – на камеру или диктофон.

Что делать, если прокурор запрашивает документы, которые, как вам кажется, к предмету контроля ну никак не относятся? На конфликт ни в коем случае идти не нужно, как и препятствовать получению этих сведений.

Сценариев тут может быть два: либо вы предоставляете документы, либо нет.

В первом случае можно обжаловать действия прокурора в суде, во втором случае (если сотруднику прокуратуры отказали) субъект контроля рискует стать фигурантом административного дела, поскольку воспрепятствовал законным требованиям. Тогда нужно доказать их незаконность.

В том случае, если прокурор намерен лично опросить сотрудников компании, следует помнить, что есть 51-ая статья Конституции, которая прямо говорит, что свидетельствовать против себя никто не обязан.
Иными словами, отказ от дачи показаний – неотъемлемое право человека, гарантированное основным законом. Дать показания можно, но все-таки стоит проконсультироваться с юристом.

Если во время проверки прокурор обнаружит новые нарушения закона, то может начаться новая проверка.

Если контрольные мероприятия проводятся в крупном промышленном холдинге, который имеет развитую сеть филиалов, то сроки проведения проверки будут исчисляться по каждому отдельному подразделению.
Еще до начала проверяемые должны получить на руки документ, где указываются все основания и цель проведения проверки. Нет нарушений закона?

Тогда руководитель организации со спокойной совестью получает соответствующий акт.

Этапы проведения

Инициация прокурорской проверки происходит после получения информации о нарушениях, которые на данной стадии нельзя подтвердить или опровергнуть без организации проверки. Решение о необходимости прокурорской проверки принимается самим прокурором или же его заместителем.

Прокуратура должна уведомить организацию/орган, которая/ый подлежит проверке, за сутки до инициации мероприятия. В этом случае должно быть предоставлено решение, где указываются цели и предмет проверки, а также основания.

Если же в период проверки правоприменительный орган получит информацию о других нарушениях со стороны организации\органа, которую невозможно подтвердить или опровергнуть без проверки, прокурор или его заместитель могут расширить предмет проверки для выявления потенциальных нарушений или же инициировать новое мероприятие. Также необходимо уведомить об этом руководство или представителей руководства организации/органа.

Решение о проверке содержит следующую информацию:

  • Ф.И.О. и должность прокурора или его заместителя.
  • Наименование проверяемого органа/организации.
  • Цель, основание и предмет проверки.
  • Временной интервал проведения прокурорских мероприятий.
  • Ф.И.О. и должность лиц, которые займутся инициацией проверки.
  • Требование уведомить о решении руководителя/его представителя проверяемой организации/органа.
  • Подпись прокурора или его заместителя.

В решении о расширении проверки должен быть дополнительный пункт, где указаны основания расширения проверки.

Ранее изъятые документы/материалы для проведения проверки и получения информации возвращаются представителям проверяемого объекта, если прокурорская поверка была приостановлена, за исключением следующих случаев:

  1. В случае необходимости в возбуждении уголовного дела.
  2. В случае необходимости проведения экспертиз, исследований и прочего.

Если возникает необходимость в продлении проверки, её приостановлении или возобновлении, то каждый раз прокуратура должна уведомлять об этом представителей проверяемого объекта не позже, чем за два дня после принятия решения о мероприятии.

Полномочия прокурора и предмет проверки

Прокурор может действовать исключительно в пределах своих полномочий. Предметом рассматриваемого типа мероприятия является то, что проверяет прокуратура в организации, и за какие сроки. К подведомственности прокуратуры посредством закона относится все то, что не включается в компетенцию контролирующих организаций специального назначения. Если судить данное положение относительно некоммерческих организаций, то может сделать вывод, что прокуратура не наделена никаким правом проверки всех тех вопросов, которые относятся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации, государственных органов по налогам и налогообложению и так далее.

Допустим, если прокуратурой проверены религиозные, образовательные организации, то это говорит о том, что была исключена проверка соответствия устава действующему законодательству, отчетности перед государственными налоговыми органами и органами юстиции и так далее. Тогда, когда в прокуратуру поступила жалоба (сообщение) по поводу нарушений, которые допустила та или иная некоммерческая организация в определенной области деятельности, где осуществлением контролирующих функций занимается другой государственный орган, первая так или иначе обязуется передать жалобу (сообщение) второму в соответствии с подведомственностью.

Как пример возможной проверки в организации некоммерческого типа со стороны прокуратуры можно рассмотреть нарушение в отношении Федерального законодательного акта «О противодействии деятельности экстремистского характера». Проверка прокуратуры религиозных организаций или иных некоммерческих структур может быть произведена, потому что данный нормативный акт так или иначе предусматривает полномочия прокурора, связанные с контролем за объединениями общественной направленности деятельности.

Важно отметить, что в ситуации с прокурорской проверкой проверяемый период не устанавливается законодательным образом, однако в любом случае необходимо руководствоваться принципом справедливости и разумности. Что проверяет прокуратура в организации? Необходимо знать, что практически все полномочия прокурора перечислены в части первой статьи двадцать второй российского Федерального закона «О прокуратуре»

Среди них стоит отметить следующие пункты:

  • Беспрепятственное вхождение в помещения и, понятно, на территорию проверяемых структур после предъявления служебного удостоверения.
  • Наделение доступом к документации и информации проверяемых организаций.
  • Возможность ознакомления с необходимой документацией, материалами, статистическими и другими сведениями.
  • Возможность получения объяснений со стороны специалистов проверяемой организации по возникающим в процессе проведения мероприятия вопросам.
  • Возможность вызова граждан и должностных лиц для объяснений в плане нарушений законодательства.

Как выяснилось, проверка организации прокуратурой является весьма многогранной. Кроме того, ко всему перечисленному можно добавить еще несколько штрихов, рассмотренных в следующей главе.

Итоги проведения проверки прокуратурой

Важно отметить, что в ходе прокурорской проверки нарушения в деятельности структур могут быть не выявлены вовсе. Однако при обстоятельствах, предполагающих выявление некоторых нарушений, прокурор наделяется следующими правами:

  • Внесение представления с требованием об устранении нарушения со стороны сотрудников организации.
  • Внесение предостережения по поводу недопустимости определенного рода правонарушений.
  • Обращение в судебные органы с иском по поводу ликвидации организации (общества, объединения). В случае же нарушения антиэкстремистских законов, как правило, приостанавливается деятельность объединения также через обращение в суд.

Тогда, когда в процессе проверки прокурором выявлены иные нарушения, никаким образом не касающиеся оснований начала мероприятия по проверке, и они содержат признаки преступления или правонарушения административной природы, то проверяющее лицо обязано действовать в пределах соответствующего кодекса. Тогда, когда подобные нарушения относятся к компетенции иных органов, к примеру, государственной налоговой службы, то так или иначе прокурор обязуется передать актуальную информацию туда, куда необходимо. Факты нарушений никоим образом не должны быть проигнорированы. Как отмечалось выше, под прокурором в данном случае следует рассматривать также и его заместителя. Помощники же наделены правом только вынесения постановления по поводу возбуждения дела, связанного с правонарушением административного характера.

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.