Медицинские информационные системы

Пользователи системы

  • пациенты;
  • медицинский персонал регистратуры;
  • медицинский персонал методических кабинетов;
  • врачи-специалисты поликлиники.

Основной задачей, решаемой разработанной системой, является автоматизация деятельности медицинских организаций в части обеспечения записи на прием к врачу и обслуживания пациентов, реализованной в электронном виде, в том числе:

  • Предоставление возможности записи на прием (консультацию, диагностику) работниками регистратур (врачами) как внутри одной медицинской организации, так и в узко-профильные медицинские учреждения и к специалистам других медицинских организаций.
  • Учет случаев обращения пациента, включая регистрацию фактов открытия, закрытия случая и результата обращения.
  • Обеспечение выписки рецептов в рамках Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 г. N 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания».
  • Организация учета листков временной нетрудоспособности в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности».
  • Возможность получения статистических и отчетных документов.

Система разработана на основе веб-технологий и может функционировать как централизованно — на уровне центра обработки данных (ЦОД), так и на уровне медицинской организации путем развертывания локального веб-сервера и предоставления доступа авторизованного медицинского персонала других медицинских организаций.

Система базируется и использует для хранения данных об оказанной медицинской помощи и сопутствующей информации базу данных программного комплекса «ТМ:МИС», функционирующего в медицинских организациях Омской области.

Зачем нужна ЕГИСЗ

Цели и задачи системы подробно описаны в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 555 от 5 мая 2018 года. Документ большой и объемный, но мы тезисно перевели его с юридического на русский.

Итак, ключевые задачи Единой государственной системы в сфере здравоохранения:

  • создание единой информационной среды для оператора, поставщиков и пользователей данных. Участники ЕГИСЗ получают доступ к системе исходя из целей и задач. Поставщики передают информацию, которая распределяется по 13 категориям (расскажем о них чуть ниже). А пользователи, в свою очередь, получают доступ к данным;

  • информирование населения касательно здорового образа жизни, профилактики заболеваний, порядка оказания медпомощи, сведений о рецептах на лекарства;

Внимание-внимание!

Что такое ERP-система для медицины?

Согласно принятой на западе классификации ERP-система для медицины состоит из 3-х типов компонент:

  • Медицинская информационная система, которая выполняет функции администрирования потоков пациентов, биллинга, ЭМК
  • Вспомогательных информационных систем, так как больничная аптека, диетического питания, клинической лаборатории, системы для архивирования и передачи изображений (PACS), системы для накопления данных с прикроватного оборудования
  • Финансово-хозяйственной системы (бухгалтерия, зарплата и кадры)

Все 3 компонента ERP системы являются источниками данных для расчета себестоимости медицинской помощи.

ERP-системы используют процессный подход к автоматизации медицинских организаций.

  • процессный подход к автоматизации медицинских организаций;
  • увязка финансов, ресурсов (материальных, трудовых) и качества оказания медицинской помощи для согласованного управления ими
  • мониторинг себестоимости оказываемой медицинской помощи и калькуляция затрат

Классификация МИС по внутренней организации

В зависимости от возможностей, которыми обладает система, выделяют пять поколений МИС: Сборщик (The Collector), Документатор (The Documentor), Помощник (The Helper), Коллега (Colleague), Наставник (Mentor).

Первое и второе поколение позволяют наладить работу с медицинской документацией и упростить формирование отчетности. Третье поколение интегрирует в систему визуальные данные исследований, поддерживает подключение пользователя к общим информационным сетям разного масштаба. Четвертая и пятая ступени развития МИС описывают этап перехода от накопления данных к их анализу и интерпретации с использованием информационных технологий. На последнем уровне развития, Наставник/​Ментор, система выдает перечень возможных диагнозов и предлагает конкретные методы лечения.

Радиологические информационные системы

Вид МИ по классификатору: 157300 – «Прикладное программное обеспечение информационной системы для ведения карты пациента», 240270 – «Прикладное программное обеспечение для обработки изображений стандарта DICOM в радиологии», 321450 – «Программное обеспечение для медицинской системы управления изображениями многопрофильное», 240320 – «Прикладное программное обеспечение информационной системы для радиологии» и пр.

Продукт Класс риска   Номер реестровой записи Дата регистрации
Комплексы аппаратно-программные для ввода, обработки и хранения диагностической информации в составе: АРМ врача-диагноста «Гамма Мультивокс Д1» и АРМ врача-диагноста «Гамма Мультивокс Д2»; АРМ для просмотра изображений «Гамма Мультивокс П», АРМ медицинской сестры/рентгенлаборанта «Гамма Мультивокс Р» и сервер базы данных «Гамма Мультивокс С»   o5207 29.12.2008
Программное обеспечение Centricity PACS-IW для получения, диагностики и архивирования медицинских изображений и данных  o44229 27.01.2011
Комплекс программ для визуализации, обработки, архивирования и экспорта медицинских изображений и данных Myrian 1.X o45182 11.07.2011
Комплекс программно-аппаратный по обеспечению охраны материнства и детства ASTRAIA с принадлежностями o45883 18.08.2011
Программное обеспечение Siemens Syngo Workflow MLR — Радиологическая Информационная Система (РИС) o78922 08.12.2011
Программно-аппаратный комплекс iQ-SYSTEM PACS для получения, описания, архивирования и обработки медицинских изображений и данных и управления системными элементами с функциями телемедицины o81908 17.07.2012
Программное обеспечение IntelliSpace PACS DCX для получения, архивирования, рассылки, записи и управления медицинскими изображениями o85707 11.04.2013
Программное обеспечение для получения, просмотра, обработки, архивирования и передачи медицинских изображений и данных Centricity Universal Viewer Zero Footprint 16174  07.10.2016
Система планирования лучевой терапии Pinnacle3 с принадлежностями 21899  13.02.2017
Комплекс программы «ЛИНС Махаон DICOM» (PACS-система) 15743, 15745, 15746 07.04.2017, 06.04.2017
Программное обеспечение для целей медицинской диагностической визуализации и анализа — ResolutionMD 5.1 24212 19.06.2017
Программное обеспечение для просмотра, обработки, получения, передачи, хранения и архивирования офтальмологических изображений на цифровых носителях, варианты исполнения Merge Eye Care PACS, Merge Eye Station, c принадлежностями 28494 01.08.2018
Программно-аппаратный комплекс Centricity Enterprise Archive для хранения диагностической медицинской информации с принадлежностями 1 31018 26.09.2018
Комплекс программ Jemys (DICOM-сервер, система обработки эндоскопических данных, РИС) 31763, 31576, 31573 10.12.2018, 20.12.2018
Программное обеспечение для визуализации, архивирования и экспорта медицинских изображений «ИНОБИТЕК» 3070 18.04.2019
Программный комплекс обработки, трёхмерной реконструкции, передачи и хранения медицинских диагностических изображений Kometa 3Di PACS 36289 04.06.2019
Программное обеспечение специализированное «АПК АрхиМед» 30374 13.06.2019

Импортозамещение

Из технологических требований, пожалуй, самым главным и тяжелым для отрасли будет п. 9 б), согласно которому создание и последующее развитие информационных систем в сфере здравоохранения должны соответствовать требованиям постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Мы детально рассмотрели этот нормативный акт и дополнения к нему в статье http://www.kmis.ru/blog/o-trebovaniiakh-k-informatsionnym-sistemam-zdravookhraneniia-v-chasti-podderzhki-otechestvennogo-po. 

Для ясности поясним, что данное требование в приказе 911н означает, что МИС МО, ГИС СЗ и ИС ФО, начиная с 1 июля 2019 г., должны:

•    Присутствовать в «Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных», https://reestr.minsvyaz.ru/ 
•    Обеспечивать работу пользователей на ПК и терминалах (тонких клиентах)
•    Обеспечивать идентификацию и аутентификацию пользователей, в том числе с помощью ЕСИА.
•    Работать в русском интерфейсе.
•    Не требовать дополнительное ПО и шрифты, имеющие ограничения на его свободное распространение на территории РФ (читай – в Крыму).
•    В случае работы через браузер поддерживать применение не менее 3 браузеров разных производителей, сведения хотя бы об одном из которых включены в единый реестр российского ПО.
•    Поддерживать работу клиентской части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows версии 7 и выше.
•    Поддерживать работу серверной части под управлением не менее 2 ОС, включенных в единый реестр российского ПО, а также работу под управлением сертифицированных версий Microsoft Windows Server версии 2008 и выше.
•    Иметь реализованные и задокументированные программные интерфейсы (API) для интеграции с другими системами, в том числе с ЕГИСЗ и иными информационными системами в сфере здравоохранения.
•    Поддерживать достаточно широкий спектр возможностей по импорту/экспорту данных.
•    Иметь развитую документацию, поставляемую с системой в электронной форме на русском языке.

Ну и наконец обратим внимание, что разработчик соответствующих систем должен будет соблюдать ряд дополнительных требований при оказании услуг технической поддержки, включая:

  • Информационная поддержка пользователей должна осуществляться на всей территории РФ без ограничений.
  • Сопровождение пользователей обеспечивается по телефону и электронной почте на русском языке в круглосуточном режиме.
  • Контактная и иная информация должна быть доступна на официальном сайте компании-производителя.
  • Должна быть обеспечена возможность сторонним разработчикам тестировать свои продукты в режиме интеграции с поставленной МИС МО, ГИС СЗ или ИС ФО.

Думаю, в настоящее время у нас на рынке пока отсутствуют программные продукты, которые абсолютно соответствовали бы всем заявленным требованиям импортозамещения и при этом имели бы выверенный и глубокий функционал, соответствующий всем положениям приказа. Боюсь, у операторов соответствующих систем некоторое время будет очень сложный выбор между продуктами, которые имеют всю необходимую функциональность и интеграции, но скорее всего лишь частичное соответствие импортозамещению и продуктами, полностью соответствующие предъявленным техническим требованиям – но не имеющие достаточной функциональности.

ТМ:МИС.Интеграция с PACS

Современная медицинская информационная система должна обеспечивать доступ ко всем диагностическим данным пациента с любого рабочего места врача.

Архив медицинских изображений (PACS) представляет собой инструмент для архивного хранения и предоставления доступа к медицинским изображениям. PACS-архив обеспечивает возможность сохранения информации о пациенте, его исследованиях, сериях изображений, а также возможность получения аналогичной информации по запросу из учреждений здравоохранения.

В состав «ТМ:МИС» включен новый модуль «Интеграция с PACS», который позволяет подключать к системе внешние PACS-решения. «ТМ:МИС» отправляет запросы к PACS, принимает медицинские изображения и протоколы диагностических исследований пациента по стандарту DICOM.

Модуль интеграции с PACS позволяет реализовать следующие функции:

  • регистрация и направление пациентов на исследования;
  • поиск и получение изображений из медицинского архива;
  • отправка изображений в медицинский архив;
  • просмотр результатов медицинских исследований на рабочем месте врача;
  • ведение протокола диагностического исследования в медицинской карте пациента;
  • учет оказанных медицинских услуг и формирование соответствующей отчетности.

Главные особенности

В отличие от действовавших ранее «Методических рекомендаций», Приказ 911н имеет ряд существенных моментов, на которые необходимо обязательно обратить внимание и учитывать в текущей работе. Самое первое – это общий характер документа

Раньше по МИС МО был свой документ, по РМИС – свой, а по ИФ ФО его вообще не было. Теперь Минздрав издал единый нормативно-правовой акт, регулирующий нормативные требования ко всем информационным системам здравоохранения

Самое первое – это общий характер документа. Раньше по МИС МО был свой документ, по РМИС – свой, а по ИФ ФО его вообще не было. Теперь Минздрав издал единый нормативно-правовой акт, регулирующий нормативные требования ко всем информационным системам здравоохранения.

Второе – документом урегулированы не только и не столько требования к функциям, но и требования к безопасности, применяемым общесистемным решениям и протоколам, а также к информационному взаимодействию информационных систем между собой, а также с ЕГИСЗ. 

Требования к функциональным возможностям носят теперь обобщённый характер и направлены на информационное сопровождение ключевых бизнес-процессов как внутри МО, так и в сфере управления здравоохранением, а не на детальное прописывание реализации той или иной функции. Иными словами, ранее Минздрав своими «Метод. рекомендациями» точно и детально говорил, какая функция должна быть в той или иной подсистеме, и какова должна быть глубина реализации этой функции. Теперь регулятор формулирует свои требования скорее к процессам, а не к функциям, оставляя тем самым разработчикам больше свободы в практической реализации требуемых возможностей и даже в известной степени открывая пространство для новых идей, развития и конкуренции, но вынуждая при этом обеспечивать глубину проработки информационной системы в том или ином процессе. 

Сами требования к функциям теперь даны в очень сжатой форме. Например, «Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей МИС МО» содержали раньше 82 страницы текста, в новом Приказе Минздрава эти же функциональные возможности описаны на 4 листах.

Еще одно важное изменение: и в «Метод. рекомендациях» и в первых версиях Приказа 911н предусматривался поэтапный переход и развитие функциональных возможностей

Для этого все они были разделены на «базовый» и «расширенный» наборы. Базовые возможности следовало реализовать в течение 1 года после вступления приказа в силу (т.е. с 1 января 2020 г.), а расширенные – к 31.12.2020. Все это в финальной версии документа было удалено. Таким образом, как только приказ вступит в силу – все это требования к ГИС СЗ, МИС МО и ИС ФО сразу становятся обязательными к соблюдению.

Какие МИС бывают

Существует несколько подходов к классификации медицинских информационных систем. Первый основан на технологическом устройстве цифровой платформы. Он описывает, каким предельным функционалом обладает каждая конкретная разработка МИС.

Второй подход определяет виды информационных систем применительно к сложившейся структуре отрасли здравоохранения, и их назначение. Согласно ему, выделяют четыре организационных уровня: базовый, учреждение, территориальный и государственный. 

МИС базового уровня – это информационные системы, которые используют доктора в своей ежедневной практике. Они оказывают информационную, справочную, экспертную поддержку врачебной деятельности. Сюда же относят оборудование для проведения диагностических и лабораторных тестов, лечебного воздействия и автоматизированные рабочие места специалистов.

МИС уровня учреждения предназначены для использования в различных медицинских организациях. В их составе предусмотрены модули консультирования врачей в ходе диагностики и лечения пациентов, базы данных по количеству и составу работников клиники, адресному перечню населения, их медицинским картам, системы скрининга и профилактики. Информационные системы научно-​исследовательских предприятий и профильных образовательных учреждений также входят в эту группу.

Территориальные МИС выполняют управленческую функцию на уровне региона, государственные или федеральные МИС – на уровне страны.

Рассмотрим подробнее каждый из перечисленных уровней информационных систем в следующих разделах.

Что такое ЕГИСЗ

Расшифровывается как Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Пользователями и участниками ЕГИСЗ являются три стороны:

  1. Поставщики данных. Вот здесь все куда интереснее. Предоставлять информацию в ЕГИСЗ должны все интересанты, которых она так или иначе затрагивает. Это сам Минздрав, Федеральная налоговая служба, медицинские учреждения, фонд медицинского страхования, фармацевтические организации. У них задач поменьше, главное — вовремя передавать в систему достоверные сведения, а также отвечать за исправность собственных программно-аппаратных средств. 

  1. Пользователи. Если упростить, пользователями будут две вышеперечисленные группы плюс граждане Российской Федерации. Они получают доступ к данным ЕГИСЗ в соответствии с законодательством РФ. 

Как правильно обновлять программу:

запустите программу в основном месте ее расположения (обычно в той же папке, где находится база данных)
убедитесь, что к базе данных нет других подключений. Показатель количества лицензий не должен быть больше 1/Х.
в разделе Настройки-Системные-Общие параметры нажмите кнопку Проверить наличие обновлений
после окончания заливки обновлений программа предложит перезапустить себя. 
если после обновления не требуется обновление структур, то программа просто запустится в новой версии. Если же обновление структур требуется, то программа об этом сообщит.
для обновления структур запускаем Service.exe в том же расположении. Жмем кнопку Обновить структуры

Все.
ВНИМАНИЕ! Не нужно сначала обновлять структуры, а потом программу. Это неверно, можете потерять часть данных

В этом случае при обновлении структур в окне будут ошибки и успешное завершение обновления структур не будет никак обозначено. В этом случае сделайте откат к резервной копии, которая всегда создается перед обновлением структур.

Регистратура

Работа с расписанием

  • Формирование расписания и примечаний
  • Внесение изменений в расписание
  • Удаление расписания на период
  • Отмена записи в расписании
  • Ограничение записи на бирки
  • Просмотр пациентов записанных к врачу на день и печать списка записанных
  • Бирки с типом «Групповой прием»
  • Обработка запроса амбулаторной карты от врача поликлиники
  • Поиск амбулаторной карты по штрих-коду
  • Выбор другой амбулаторной карты
  • Выдача амбулаторной карты
  • Групповая печать ТАП

Работа с данными пациента

  • Поиск пациента в Системе
  • Добавление пациента в Систему
  • Изменение полиса пациента
  • Полис отсутствует в БДЗ
  • Сервис объединения двойников
  • Редактирование периодик
  • Социальный статус БОМЖ, неизвестные пациенты, пациенты без полиса ОМС
  • Порядок идентификации пациентов

Запись пациента

  • Запись к врачу:
    • Запись пациента на прием (сначала поиск пациента)
    • Запись в расписание (сначала поиск врача и времени)
  • Запись пациента из очереди
  • Запись на исследования
  • Запись пациента в другую МО
  • Запись пациента на несколько бирок
  • Печать талона на прием к врачу
  • Печать бланков документов

Стационар

Приемное отделение

  • Прием планового пациента в отделение
  • Прием пациента без записи
  • Регистрация данных поступления
  • Заполнение первичного осмотра в приемном отделении
  • Оказание услуг
  • Использование лекарственных средств
  • Оформление госпитализации
  • Оформление отказа от госпитализации
  • Госпитализация в дневной стационар из приёмного
  • Оформление активного вызова
  • Пациенты СМП в приемном отделении

Профильное отделение стационара

  • Размещение пациента в отделение
  • Назначение лечащего врача
  • Определение КСГ
  • Назначение режима лечения
  • Назначение диетического стола
  • Назначение наблюдения за состоянием пациента
  • Назначение медикаментов
  • Оказание услуг
  • Назначение манипуляций, процедур, оперативного лечения. Направление на лабораторную и функциональную диагностику
  • Учет медикаментов
  • Направление пациента
  • Заполнение осмотров, дневниковых записей и эпикризов
  • Выписка пациента
  • Добавление ЛВН
  • Удаление КВС
  • Добавление новорожденного в движении
  • Медико-технологический лист (выбор соответствующего шаблона)
  • Выписка направления на ВМП

Круглосуточный стационар

  • Создание службы с типом направления на осмотр с целью госпитализации
  • Добавление расписания на осмотр с целью госпитализации
  • Выписка направлений на осмотр с целью госпитализации
  • Печать списка записанных пациентов на осмотр с целью госпитализации

Как частной клинике передавать сведения в ЕГИСЗ

14 августа 2020 года Минздрав утвердил «Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения». 

Нормативный документ определяет подключения и передачи данных от частных клиник в Единую систему. 

Методичка предполагает три возможных формата обмена информацией:

  • частная МИС взаимодействует с ЕГИСЗ через региональную ГИС;

  • частная МИС подключается к региональной ГИС через третью информационную систему;

  • частная МИС и ЕГИСЗ обмениваются информацией напрямую.

Как вы догадались, для обмена данными между частной клиникой и ЕГИСЗ вам понадобится медицинская информационная система — МИС, например, ArchiMed+.

Через ArchiMed+ вы можете выгружать данные в ЕГИСЗ легко и быстро. Передача сведений идет через облачный сервис N3 Health в защищенном режиме. Все происходит автоматически, без участия человека. Это облегчает работу и снижает нагрузку на персонал. Сервис работает в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555.

Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам касательно подключения к ЕГИСЗ и других функций МИС ArchiMed+.

2021: Ирина Яровая попросила провести аудит эффективности региональных медицинских ИТ-систем

26 апреля 2021 года вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, выступая на Совете законодателей России, предложила провести аудит эффективности ИТ-систем в здравоохранении, чтобы «выйти на логику цифровизации, полезной пациенту, и эффективного использования бюджетных средств».

Сегодня есть информационные системы управления пациентами, но не их лечения: ЕГИСЗ, ГИС СЗ субъекта РФ, МИС в медицинских организациях, ИС фармацевтических организаций, создается ВИМИС по отдельным группам заболеваний… Проведенный мною анализ, а также постоянная работа с гражданами по обращениям и организация получения ими медицинской помощи говорят о том, что ни одна из федеральных информационных систем на практике не решает вопрос оформления направления, дистанционной выдачи справок, ведения истории болезни с сопоставлением анализов, — подчеркнула Яровая.

Яровая предложила организовать аудит эффективности региональных медицинских ИТ-систем

По ее словам, необходимо реализовать технологию умной медицинской электронной карты и организовать обмен данными между медицинскими учреждениями без участия пациента и без создания дополнительных систем.

Среди других предложения Яровой: по желанию пациентов направлять результаты исследований по электронной почте, федеральным центрам принимать электронные письма с направлениями и результатами исследования, бесплатно выдавать справки.

Речь не идет о создании систем в системе, речь идет о настройке взаимодействия через существующие электронные средства, — подчеркнула вице-спикер (цитата по «РИА Новости»).

Он добавила, что цифровые платформы, которые использует Москва и ориентированы на удобство пациента и на помощь пациенту, необходимо распространить в других субъектах РФ и провести обучающий семинар с участием Москвы, «чтобы созданный интеллектуальный продукт был использован и другими регионами».

Классификация МИС по иерархии управления

В зависимости от особенностей решения, МИС относят к различным типам информационных систем. Рассмотрим две наиболее известные классификации — по иерархической структуре и по внутренней организации системы (классификация Gartner).

Классификация МИС по иерархии управления была предложена в начале 2000‑х годов. Согласно ей выделяется четыре уровня отрасли: базовый, уровень учреждения, территориальный и федеральный (государственный). Внутри каждого уровня МИС дополнительно дифференцируются исходя из спектра решаемых задач.

Базовый уровень

Здесь осуществляется информационная поддержка работы специалистов — врачей разного профиля. 

Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/​Телеканал Fox

Сюда относят такие системы как:

  • информационно-​справочные — аккумулируют в себе большое количество данных и выдают их пользователю
  • консультативно-​диагностические (КДС) — в широком смысле, системы ППВР и экспертные МИС
  • приборно-​компьютерные — совокупность медицинского, лечебного и диагностического оборудования
  • автоматизированные рабочие места специалистов (АРМ)

Уровень учреждения

МИС уровня «учреждение» предполагает большее количество участников процесса, разветвленную структуру подразделений и необходимость взаимодействия как в рамках отдельного подразделения, так и между ними. В базу вносятся данные не только о пациенте, получающем медицинскую помощь, но и обо всех потенциальных пациентах, прикрепленных к этому учреждению (например, если речь идет о поликлинике), а также о составе и численности его работников. 

Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/​Телеканал Fox

  • консультативных центров
  • ЛПУ
  • НИИ и медвузов
  • банки данных медицинских служб, персонифицированные регистры
  • скрининговые системы

МИС территориального и федерального уровня

Медицинские информационные системы территориального и федерального уровня решают ряд вопросов управления в масштабе отдельных регионов или всей страны, включая отраслевые и специализированные направления, ведут статистический мониторинг для последующей оптимизации работы сферы здравоохранения, инфоподдержку нижестоящих по иерархии ИС, а также создают общее информационное пространство в отрасли.

2019: Утверждены требования к медицинским информационным системам

17 июня 2019 года Минюстом России зарегистрирован приказ Минздрава России № 911н «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций».

Приказ определяет обязательный состав функций, которые должны обеспечивать информационные системы в медицинских организациях, а также в государственных информационных системах регионального здравоохранения, в том числе: ведение электронной медицинской карты, централизованных систем (подсистем) хранения и обработки результатов диагностических исследований (медицинских изображений) и лабораторных исследований, диспетчеризации скорой медицинской помощи, телемедицинских консультаций, льготного лекарственного обеспечения, управление потоками пациентов (электронная регистратура), а также ряд функций, обеспечивающих управление ресурсами здравоохранения и принятие решений

Важной составляющей приказа являются требования к защите информации, содержащейся в информационных системах, и к программно-техническим средствам этих систем.. Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года и является обязательным для выполнения мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение», предусматривающих реализацию качественной информационной поддержки деятельности врачей и медицинских работников при оказании медицинской помощи, взаимодействие в цифровом формате участников системы здравоохранения в целях организации электронных услуг и сервисов для граждан

Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года и является обязательным для выполнения мероприятий федерального проекта «Создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение», предусматривающих реализацию качественной информационной поддержки деятельности врачей и медицинских работников при оказании медицинской помощи, взаимодействие в цифровом формате участников системы здравоохранения в целях организации электронных услуг и сервисов для граждан.

МИС уровня учреждение

Информационные системы, используемые в медицинских организациях, тоже подразделяются на несколько функциональных групп:

  • МИС консультационных центров
  • Информационные банки
  • Персонифицированные регистры пациентов
  • Системы скрининга
  • МИС лечебно-​профилактических учреждений (ЛПУ)
  • МИС профильных образовательных, научных и исследовательских учреждений

Задача МИС консультационных центров – предоставить информационную поддержку врачам в случае оказания неотложной помощи. Так же указанные системы обеспечивают работу самих консультационных центров.

Информационные банки – это системы, в которых содержатся необходимые данные по медицинским организациям и службам. Например, численность и перечень специалистов, описание закрепленной за учреждением территории, статистика по населению и другие.

Персонифицированные регистры можно отнести к системам информационно-​справочного типа. В них агрегируются медицинские сведения по пациентам, которые обследуются в медцентре. Оцифровка и централизованное хранение записей существенно упрощают доступ к ним со стороны различных специалистов и администрации учреждения.

Системы скрининга направлены на повышение качества профилактики заболеваний, выявление групп риска и людей, которые нуждаются в оказании врачебной помощи. Работа с системой происходит через заполнение специальных анкет или в диалоговом режиме пациент-компьютер.

МИС профильных образовательных, научных и исследовательских учреждений решают задачи автоматизации и информатизации, только не лечебного, а учебного (или исследовательского) процесса.

МИС лечебно-​профилактических учреждений (ЛПУ) предназначены для автоматизации и синхронизации работы медицинского учреждения и подразделений, входящих в его состав. 

Все административные и врачебные действия, выполняемые сотрудниками ЛПУ, заносятся и отражаются в информационной системе. Можно отследить историю и вехи любого события. При этом события имеют строгую очередность, согласно регламенту работы учреждения и действующему законодательству. Попробуем объяснить это на простых примерах.

До начала практики в конкретной медорганизации, врач должен быть официально в ней трудоустроен. Для этого формируется пакет внутренних документов – приказ о зачислении работника в штат, трудовой договор и так далее. Информация о пополнении штата вводится в систему и сопровождается подписанными документами. До выполнения указанных действий невозможно будет сформировать необходимые права доступа для пользования МИС. Новый сотрудник не может работать в системе, заполнять электронную медицинскую карту, выписывать назначения. То есть каждое последующее событие не может быть создано, пока не оформлено предыдущее. Точно так же выстраивается работа с пациентами. Сначала больной проходит через приемное отделение, где оформляется его электронная карта, затем распределяется на профильное отделение, получает место в палате. Логика очередности и событийности сохраняется для каждого ответвления МИС в структуре ЛПУ, будь то хозяйственный учет или выполнение диагностического обследования.

Другой важной особенностью МИС лечебных учреждений является наличие нескольких уровней доступа в систему. Чаще всего это просмотр, внесение новых записей и изменение существующих

Каждый сотрудник имеет определенные права доступа или набор из нескольких возможных опций, например, и просмотр и редактирование. При этом специалисты отделений могут иметь право управлять записями только внутри модуля МИС своего отделения. Тогда как главный врач наделен полномочиями просматривать информацию по всем отделениями клиники.

Важно сказать о том, что наполнение МИС дифференцируется в зависимости от нужд конкретного подразделения ЛПУ или статуса самого учреждения. Выделяют готовые информационные решения для стационаров, служб скорой помощи, поликлиник

Описанные в данном разделе группы МИС уровня учреждения могут входить в структуру МИС ЛПУ. И, как было сказано выше, неотъемлемой частью медицинской организации является комплекс автоматических рабочих мест для врачей.