Негативизм

Оглавление

Проявления негативизма

Негативизм бывает двух видов:

  • пассивный негативизм – игнорирование просьб и требований;
  • активный негативизм – человек громко протестует и делает все наоборот.

Негативизм имеет возрастные особенности. Он, в основном, характерен для детей кризисных периодов: трех лет, подросткового возраста. Часто это явление наблюдается у пожилых (старых) людей также в период возрастного или профессионального (творческого) кризиса. Негативизм обостряется в период личных неудач или в стрессовых ситуациях.

Однако часто наблюдается ситуация, при которой негативизм является не возрастной, а скорее всего личной особенностью. Люди с негативизмом ведут себя протестно независимо от ситуации и возраста.

Если негативизм связан с плохим самочувствием или неважным настроением, то он проявляется сразу во всем: в поведении стиле общения, взглядах на жизнь. Иногда негативизм связан с воспитанием человека, поэтому часто негативные слова расходятся с делом. Супруги могут ругаться и скандалить, но при этом в случае проблем заботятся друг о друге. Также часто ведут себя некоторые родители по отношению к детям. Существуют и противоположные проявления. Вежливые приятные люди по своей сути могут оказаться человеконенавистниками с асоциальными установками.

Негативизм может проявляться в отношении к определенным людям, а может быть направлен на весь мир. Человеку может казаться, что в обществе подавляется его исключительность. Негативщик старается сделать все не так, как делают другие, или чего ожидают от него окружающие.

Человеку с негативизмом трудно жить самому. Но ещё сложнее жить рядом с ним. Вести дела с негативным человеком очень сложно или практически невозможно. Такие люди склонны к негативному мировосприятию. Во всех деталях они склонны видеть негатив (подвох, подставу). Человек от своей деятельности ожидает ошибок, а не удач; проблем, а не возможности; недостатки, а не достоинства.

Интересным является то, что негативщики склонны дружить друг с другом. Им удобно негативно высказываться о жизни, «поливать грязью» окружающих людей. Таких людей совершенно не удивляет, что люди к ним плохо относятся, так как сами они также относятся к окружающим. Естественно, что они не ожидают добра от людей и мира, так как сами не желают добра окружающему.

Глубинный негативизм распознать очень сложно. Трудно заметить в кажущемся позитивным человеке ненавистное отношение к обществу. Такие люди не доверяют окружающим, постоянно видят умысел и вредительство, провоцируя других людей на негативные поступки.

Причины негативизма

Негативизм может быть вызван:

  • генетической обусловленностью;
  • гормональным всплеском в кризисные периоды;
  • особенности воспитания;
  • культурное окружение.

Стоит сказать, что негативизм часто является особенностью менталитета. Многие люди склонны в первую очередь замечать недостатки. Типичной ситуацией может быть то, что люди склонны ругаться, а не разговаривать.

Негативизм может отсутствовать в человеке изначально. Его могут вызвать определенные обстоятельства. Психологическими причинами могут быть:

  • беспомощность в решении проблемы, недостаток умений и знаний;
  • самоутверждение или борьба за власть;
  • желание привлечения внимания;
  • месть, неприязнь.

Иногда у негативизма могут быть причины психиатрического характера.

Борьба с негативизмом

Сложность в борьбе с негативизмом заключается в том, что человеку нельзя напрямую указывать на его проявления. Это опасно, так как люди с негативизмом агрессивно реагируют на любую активность в их сторону. Борьба с чужим негативизмом – явление сложное и неблагодарное. Она под силу только группе людей с творческим отношением к жизни.

Близкие люди негативного человека могут просто не замечать проявления негативизма, окружая родного человека теплом и вниманием. Правда это требует колоссального терпения и настоящей любви. Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей

Если же вы за собой наблюдаете проявления негативизма, то нужно постоянно вести контроль собственного поведения и мыслей.

Выработать позитивное отношение к окружающему – вполне реально. Для этого нужно всего несколько шагов:

  • 1 шаг: снять с себя позицию жертвы: не ныть, не жаловаться, не жалеть себя.
  • 2 шаг: берем на себя роль автора: умение строить свою жизнь.
  • 3 шаг: учимся благодарить окружающих людей и жизнь в целом.

Негативизм – явление неприятное, но вполне поддающееся коррекции, если рядом есть близкие позитивные люди.

Симптомы кризиса трех лет

Кризис трех лет сопровождается определенными трудностями в поведении детей. Л.С. Выготский назвал их «семизвездием симптомов». Давайте ознакомимся с ними. 

  1. Негативизм — ребенок негативно реагирует на любые предложения только потому, что они исходят от взрослого, и поступает вопреки родительским словам, лишь бы сделать наоборот. Малыш ведет себя подобным образом из-за потребности в самоутверждении. Так он защищает свое «Я».
  2. Упрямство — ребенок стремится следовать своим желаниям, не хочет менять свое решение. Например, сказал: «не хочу идти домой» — и не идет, даже если на улице стало скучно и он сам понимает, что пора возвращаться домой.
  3. Строптивость — выражается в капризах ребенка, направленных против образа жизни, сложившегося до трех лет. Например, раньше малыш поднимался или спускался по ступенькам с мамой за ручку — теперь он больше не хочет так делать. Не желает идти рядом, не позволяет держать себя за руку при переходе через дорогу, не хочет мыть руки после улицы и т. д.
  4. Своеволие — у ребенка появляются собственные желания, и он хочет делать все сам: спускаться или подниматься по ступенькам, самостоятельно есть, одеваться и т. д. В этот период времени родители часто слышат от своего чада фразу «я сам».
  5. Протест-бунт (проявляется реже по сравнению с предыдущими симптомами и зависит от применяемых методов воспитания) — ребенок, как бы находится в состоянии войны со всеми окружающими, проявляет агрессию, постоянно вступает в конфликты. Таким образом он заставляет взрослых услышать его и увидеть, воспринимать его всерьез.
  6. Симптом обесценивания взрослых (проявляется реже вышеперечисленных симптомов и зависит от сложившихся отношений со взрослыми) — ребенок обесценивает старые нормы поведения и правила в семье, привязанность к близким людям и предметам. Так, любимая игрушка вдруг становится плохой, мама — злой. В результате малыш ломает игрушки, рвет книжки, обзывает родителей бранными словами.
  7. Деспотизм (данный симптом чаще всего встречается в семьях с единственным ребенком) — это деспотическое подавление желаний и потребностей окружающих. Ребенок заставляет родителей во что бы то ни стало выполнять свои требования. В противном случае закатывает истерики, диктует родителям, что им надо делать, а что нет. Командует ими, вводит новые правила поведения. В сущности, ведет себя как маленький деспот. По отношению к младшим братьям и сестрам деспотизм проявляется как ревность.

Еще раз сделаю акцент на том, что кризисные проявления — это закономерные явления, сопровождающие взросление КАЖДОГО НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ РЕБЕНКА.
Кризисные проявления в поведении ребенка приводят к ломке старых взаимоотношений между взрослыми и детьми и способствуют построению новых, более качественных форм взаимодействия. В этом заключена их огромная польза для гармоничного развития.
 
Имейте в виду, что вяло протекающий кризис трех лет указывает на задержку в аффективной и волевой сферах личности (аффективная сфера — это область чувств и настроений)

Известно, что дети, не прошедшие через кризис трехлетнего возраста, в будущем отличаются от окружающих такими чертами, как безволие и безынициативность.
 
Обратите внимание на следующую фразу: ребенок, проявляющий упрямство и своеволие, тренируется в самостоятельности и инициативности. Поэтому не спешите слишком ограничивать волеизъявления своего малыша, не высмеивайте его первые попытки самостоятельности и ни в коем случае не наказывайте его за проявления инициативы!
 
По Э. Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения

В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным

Эриксону, в раннем возрасте у детей формируется либо автономность, либо в противовес ей – чувство стыда и сомнения. В зависимости от методов воспитания, малыш выйдет из трехлетнего кризиса либо инициативным, бойким и самостоятельным (в той или иной мере, с учетом возраста), либо робким и неуверенным. Излишняя стеснительность и неуверенность в силах мешает ребенку развиваться и делает его несчастным.

Автор Оксана Стази

Детский негативизм

Чаще детский негативизм – преходящее явление. Раздражение взрослого только усилит негативную реакцию ребенка на запрет.

Негативизм Детский — Психологический словарь – dic.academic.ru

Негативизм детский – форма общения – ребенка, в которой он делает попытки отстоять права своей личности – путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм – Психологос – www.psychologos.ru

Помните: от того, как мы будем реагировать на детский негативизм , зависит самое важное – будущая личность, сфера ее отношений, в том числе к людям и к себе

негативизм детский – это Что такое негативизм детский ? – psychology.academic.ru

негативизм детский . — форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – CyberLeninka.ru

Рассматривается проблема детского негативизма с позиций педагогики, раскрываются признаки и причины его проявления.

Негативизм у детей, симптомы, как бороться с детским – www.sweli.ru

. Негативизм у детей. В возрасте от 2 до 3 лет дети склонны проявлять признаки упрямства и Это не так-то просто сделать, когда у двухлетнего малыша истерика. Детское нытье.

Негативизм у детей | Статьи – www.psyportal.net

Детский негативизм являет собой проявление развития ребенка и способ самоутверждения на определенном этапе его жизни.

Детский негативизм – Игры для детей онлайн. Бесплатные – xn—-8sbajyvfd4a8f2ae.xn--p1ai

Детский негативизм – ситуативное явление, пока это не стало привычной моделью поведения. Не позволяйте ребенку находиться в постоянном эмоциональном напряжении

Детский негативизм – zdravnica.net

Негативизм (от лат. отрицание) — Чаще всего негативизм встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей.

Негативизм у детей | Статьи | Фазы детского негативизма – www.psyportal.net

Фазы детского негативизма . Детский негативизм , как возрастное явление, имеет свои фазы развития. Первая фаза: 1,5-3 года.

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ – это Что такое НЕГАТИВИЗМ – pedagogicheskaya.academic.ru

НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ . (от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям

Негативизм у детей, подростков и взрослых – InDepress.ru

Детский негативизм впервые проявляется у детей трех лет. Постепенно при правильной реакции взрослых детский негативизм у дошкольника проходит.

Статья Детский негативизм и причины его проявления – infourok.ru

« Детский негативизм : признаки и причины его проявления ». Составил учитель начальных классов. Проданова Анна Владимировна.

Детский негативизм : признаки и причины его проявления – www.nauka-dialog.ru

Ключевые слова: детский негативизм ; капризность; упрямство; причины негативных проявлений; рассогласо-ванный стиль воспитания; ситуативная рефлексия

Анализы и диагностика

Патопсихологические исследования с использованием методик определения типа функциональных проб позволяет выявить негативные расстройства мышления

Это особенно важно для больных шизофренией, так как имеет огромное значение для диагностики патологического процесса. Наиболее показовыми становятся:

  • рисуночные тесты;
  • опросники, к примеру, для выявления враждебности — Басса-Дарки, определения эмоционального состояния – Сонди и пр.

Важно также провести оценку результатов психодиагностических исследований с учетом состояния собственных механизмов памяти, влияние мотивационных факторов, которые могут существенным образом модифицировать результаты исследований и имитировать ложнонегативное состояние

Особенности подросткового кризиса у девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков подростковый кризис протекает по-разному. В чем особенности этого сложного периода взросления?

Подростковый кризис у девочек

По мнению психологов, девочки немного раньше вступают в кризис развития подросткового возраста. Он начинается в 10-11 лет и заканчивается в 16-17 лет. При этом кризис протекает «мягче».

Девочки-подростки гораздо реже проявляют негативизм, скрытую или пассивную агрессию. Это во многом связано с тем, что они крайне остро переживают внутренний конфликт из-за осознания того, что нарушают общепринятые нормы поведения, которые приписываются женщинам. Большинству девочек свойственен жесткий контроль за своим поведением в подростковом кризисе — они пытаются вести себя правильно, чтобы не вызвать недовольство взрослых.

Еще одной отличительной особенностью трудного кризиса возраста в подростковом периоде у девочек является тот факт, что они часто зациклены на несовершенствах своей внешности. Девушки ищут всевозможные способы, чтобы достичь недосягаемого идеала красоты. И зачастую эти методы совсем не оправдывают цель, подрывая здоровье, — например, жесткие диеты. А яркий вызывающий макияж девочки, которым она пытаются «украсить» себя, совершенно неуместен в средних и старших классах.

Некоторые девочки-подростки демонстрируют негативизм с общественно-значимой направленностью — пытаются защитить права других людей, ограждают близких друзей от неприятностей.

Подростковый кризис у мальчиков

У мальчиков психологический кризис подросткового возраста начинается в 11-12 лет и заканчивается в 17-18 лет. Протекает он зачастую очень бурно. Дело в том, что у юношей уже начинает складываться представление о мужском типе поведения. Но не всегда это правильные поведенческие установки — многие проблемы мальчик пытается решить силой, проявляя агрессию. Другая крайность — полный уход в себя и отдаление от близких, чтобы скрыть свои истинные чувства, ведь считается, что «мужчина не должен проявлять эмоций». А в подростковом возрасте, учитывая, насколько сильно «бунтуют» гормоны, сложно скрывать свои чувства — проще стать «одиночкой».

Мальчики более спокойно воспринимают собственные проявления агрессии, имея установку на то, что мужчинам в случае необходимости свойственно такое поведение. Никакого сожаления и рефлексии. Свои вспышки ярости подростки чаще списывают на внешние факторы — «я не виноват, так сложились обстоятельства».

НАИМЕНЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.

Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.

Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.

Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.

Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.

Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.

Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.

Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.

Как заметить негативизм

Главные симптомы негативизма:

  • Мы много сетуем, купаясь в волнах самобичевания и жалея себя.
  • Мы чувствуем себя отверженными и обиженными. Нас не любят и не ценят, и нам не доверяют.
  • Наша жизнь несправедлива и кажется уже проигранной битвой.
  • Хронически плохое настроение, чувство беспокойства, тревоги, обиды и горечи всюду преследуют нас.
  • Мы умеем мастерски портить хорошие моменты.
  • Осуждаем быстро, наспех и склонны немедленно замечать в людях недостатки и изъяны.
  • Мы склонны замечать и помнить только дурные качества, а хорошие профессионально игнорируем.
  • Судим всех и тех, кого знаем лично, и тех, кого никогда не встречали, например, политиков и «звезд».
  • Если положение позволяет, то мы будем в глаза говорить о недостатках людей, даже если никто и не спрашивает. А вот комплиментов и похвалы от нас не дождаться.
  • А еще страстно и самозабвенно осуждаем других за их спиной.
  • Критикуем людей за мелкие и пустяковые вещи, а иногда нам для критики и повод не нужен.
  • Судим о человеке в целом, выбирая один недочет.

Мы предсказываем мрачное будущее и действуем так, будто способны предугадать результат.
Сосредотачиваемся только на негативе: экономика рушиться, безработица и преступность растет, озоновый слой разрушается, зомби апокалипсис близится, инфекции становятся резистивными к антибиотикам, люди только и делают, что умирают.
У нас нет желания что-то делать — ведь что бы мы не делали, все пойдет не так.
Нам важно поделиться с другими своими мрачными предсказаниями, ведь они тоже должны остановиться, пока не поздно.
А еще нам важно делиться своими кошмарами. Начать свое дело? Пфф, мой знакомый недавно прогорел

Вернуться к учебе? Зачем, ведь безработица самая высокая среди выпускников. Уйти с ненавистной и низкооплачиваемой работы? Ха, радуйся, что у тебя вообще работа есть!

Когнитивные искажения

Предвзятость интуиции: я чувствую — значит прав

  • Недоверие. В этом мире никому нельзя доверять и не на кого положиться. Люди беспечны, не осмотрительны, враждебны и неискренни. На партнера нельзя рассчитывать, и не получается почувствовать себя в безопасности.
  • Выученная беспомощность. Негативизм ведет к пассивности — если человек не верит, что все можно изменить, то зачем стараться?
  • Пессимизм.
  • Изоляция. Никто не любит жалобщиков и ворчунов, от них исходит только негатив.
  • Сговор. Несмотря на отталкивающие свойства негативистов, всегда найдутся те, кто их поддержит и разделит их взгляд на этот несовершенный мир. Они будут жаловаться друг другу, сочувствовать и сетовать на жестокость людей. Хоть и считается, что вместе веселее, но компания подбирается невеселая, и чем дольше продолжается взаимный обмен жалобами, тем глубже в пучину негативизма погружаются люди.
  • Депрессия.

Можно ли/нужно ли реагировать

Кроме описанного выше неконструктивного негатива, на который не стоит реагировать, есть еще несколько случаев, когда лучше не отвечать:

  • Люди, которые не хотят разобраться в ситуации, а хотят отстоять определенную позицию. Мы написали про них целую статью.
  • Вы не можете довести решение проблемы пользователя до конца и не можете повлиять на ситуацию. Пример: вы работаете с федеральной сетью супермаркетов эконом-класса. В сети пока не отстроены до конца бизнес-процессы, и вы не можете на самом деле влиять на политику работы с персоналом в магазине в уральском городе. В таком случае не надо обещать пользователю, который пожаловался на грубость охранника, разобраться с ситуацией. Невыполнение обещания (о чем вы знаете заранее) только усугубит негатив. Во многих случаях даже извинения будут выглядеть как лицемерие: вы извиняетесь в интернете, а охранник продолжает хамить.

Когда еще не надо реагировать?

Отвечайте на негатив осмысленно – не реагируйте инстинктивно.

Инстинктивная реакция на негатив, как правило, является эмоциональным взрывом, инициированным нашим эго, и полностью отключенным от рациональной стороны нашей личности. Обычно она срабатывает за долю секунды до того, как включается наш разум и интуиция, и может перехватить контроль над вашими мыслями до такой степени, что вы начнете действовать, руководствуясь лишь ею.

Когда вы чувствует раздражение или гнев из-за того, что вам приходится иметь дело с негативным человеком, это признак того, что вместо осмысленной реакции вы реагируете на его слова и поступки на уровне инстинктов. Если вместо того, чтобы реагировать на негатив сразу же, вы остановитесь и немного обдумаете ситуацию, то, как правило, сможете ответить на нее куда более осмысленно, тактично и не накаляя обстановку еще сильнее.

Примечание: Имея дело с негативными людьми, ни за что не реагируйте на них, осыпая их оскорблениями в ответ и вступая в словесную перепалку. Помните о том, что вы выше этого, и не опускайтесь до их уровня.

Истинная сила и храбрость лежат не в готовности быть грубияном, а в умении, если нужно, оставить бессмысленную грубость без ответа и уйти с высоко поднятой головой.

Родители в недоумении

Не все родители могут сразу понять, что именно происходит с их детьми, еще вчера такими милыми и послушными. Позади остался сложный период адаптации к школьному обучению, все слабые и сильные стороны уже известны, выводы сделаны, вроде только жизнь вошла в спокойное русло. Одиннадцатилетний ребенок мало отличается от десятилетнего в глазах родителей. Первые звоночки выглядят вовсе не устрашающе. Ну сорвался ребенок — с кем не бывает. Вдруг огрызнулся на ровном месте — мало ли, может, с другом поругался или просто устал. Вдруг отказался наотрез есть какое-либо блюдо или надевать вещь, которую еще недавно он вообще, скорее всего, не заметил бы. Просыпается индивидуальный вкус — это же нормально.

Обычно родители начинают замечать проблему, когда процесс зашел уже слишком далеко. Досадных недоразумений становится слишком много, и их уже нельзя списать на объективные причины или индивидуальные особенности. В отношениях начинают преобладать нотки негатива. Да что там нотки — скорее редкостью становятся ситуации, когда подростки не раздражены, их что-то не обидело, они не видят повода возразить и раскритиковать что угодно. Любые мелочи вдруг становятся необычайно важными, причем в основном для того, чтобы выразить свое неудовольствие. Отношения в семье становятся тяжким испытанием для всех родственников.

Виды негативизма

Негативное восприятие может проявляться как в активной форме, так и в пассивной. Активный негативизм характеризуется открытым неприятием просьб, такие люди делают все наоборот, о чем бы их ни просили. Характерен он для детей трех лет. Достаточно часто в это время встречается речевой негативизм.

Маленькие упрямцы отказываются выполнять любые просьбы взрослых и делают все наоборот. У взрослых людей данный вид патологии проявляется при шизофрении, так больных просят повернуться лицом, они отворачиваются в противоположную сторону.

Пассивный негативизм характеризуется полным игнорированием требований и просьб. Обычно он присутствует при кататонической форме шизофрении. При попытке изменить положение тела больного, он сталкивается с сильным сопротивлением, которое возникает в результате повышения мышечного тонуса.

Кроме того, выделяют поведенческий, коммуникативный и глубинный негативизм. Поведенческий характеризуется отказом выполнять просьбы или действием наперекор. Коммуникативный или поверхностный проявляется во внешнем проявлении неприятия чьей-то позиции, однако что касается конкретного дела, такие люди вполне конструктивны, общительны и позитивны.

Глубинный негативизм – внутреннее неприятие требований без внешних проявлений, которое характеризуется тем, что независимо от того, как человек ведет себя внешне, внутри у него присутствует негативное предубеждение

Взаимосвязь с возрастом

Возрастные кризисы, которые характеризуют переход от одного жизненного периода к другому, часто сопровождаются изменениями в характере и мышлении, частыми переменами настроения.

В это время человек становится конфликтным и даже в определенной мере агрессивным, преобладает пессимистичный взгляд на окружающий мир. Негативизм почти всегда является симптомом такого кризиса, который как раз проявляется в стрессовых ситуаций, когда человек максимально уязвим и беззащитен.

Критические возрасты

В течение жизни человек переживает несколько возрастных кризисов, большая часть которых приходится на возраст до 20 лет:

  • кризис новорожденного;
  • кризис 1-го года жизни;
  • кризис 3 лет;
  • кризис 6-7 лет («школьный кризис»);
  • кризис подросткового возраста (примерно с 12 до 17 лет).

Во взрослой жизни человека поджидает всего два критических периода, связанных с переходом от одного возраста к другому:

  • кризис среднего возраста;
  • стресс, связанный с выходом на пенсию.

Патологическое сопротивление у детей 3-х лет

Естественно, первым двум периодам негативизм не характерен, но уже возрасте трех лет, когда дети начинают проявлять стремление к самостоятельности, родители сталкиваются с первыми проявлениями детского упрямства и категоричности.

Именно поэтому этот период часто называют «Я сам», так как это название лучше всего описывает состояние ребенка в три года. Ребенок хочет выполнять большинство действий самостоятельно, но при этом желания не совпадают с возможностями, что приводит к фрустрации, которая, как уже было указано выше, является одной из основных причин этого состояния.

При этом не стоит путать негативизм и простое непослушание ребенка. Когда малыш отказывается делать то, что он не хочет, это нормально. Негативизм же проявляется в тех ситуациях, когда ребенок отказывается выполнять какие-то действия именно в том случае, если ему это предложили взрослые люди.