Приказ минздрава рф от 24.09.2020 n 1010н

Оглавление

Порядок оказания услуг при самостоятельном обращении

Платные медицинские услуги в учреждениях здравоохранения предоставляются в следующем порядке:

  1. Клиенту предоставляют прейскурант и по требованию дополнительные документы – лицензию, выданную клинике и отдельным медицинским работникам.
  2. Оформляется договор, в котором указывают все выбранные услуги, ФИО врача – исполнителя, стоимость и сроки.
  3. Проводятся все лечебные мероприятия.
  4. Выносится медицинское заключение. Врач должен рассказать пациенту о результатах исследований, и о диагнозе. Назначается лечение.

Поликлиника или больница выдают клиенту квитанции о получении денежных средств, чеки и копию договора. Вся эта документация необходима организации для ведения бухгалтерской и статистической отчетности.

«Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Зарегистрировано в Минюсте России 7 ноября 2017 г. № 48808

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру медицинских услуг.

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2012 г., регистрационный № 23010);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 794н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30977);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 813н «О внесении изменений в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2015 г., регистрационный № 35569);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 751н «О внесении изменений в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 октября 2016 г., регистрационный № 44131);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 августа 2017 г. № 548н «О внесении изменения в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2017 г., регистрационный № 48161).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.

Министр В.И.Скворцова

В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение?

Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения налоговых вычетов. Максимальный размер налогового вычета на лечение не превышает 120 тыс. руб. в год, однако расходы на дорогостоящее лечение можно предъявить к вычету полностью (). Узнать, относится ли лечение к категории дорогостоящих, можно из постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (далее – Постановление № 201)

При оформлении в справке об оплате медицинских услуг следует обратить внимание на код оказанных услуг: значение «2» означает, что оказанные услуги относятся к категории дорогостоящего лечения и к вычету их можно предъявить в полном объеме

При этом необходимо учитывать, что социальные налоговые вычеты рассчитываются совокупно (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 мая 2011 г. № 03-04-05/7-388). Поэтому если за отчетный год налогоплательщик понес расходы на обучение в размере 100 тыс. руб. и подал декларацию с принятием их к вычету, то вычетом на лечение он может воспользоваться только в размере 20 тыс. руб., однако расходы на дорогостоящее лечение можно предъявить к вычету полностью.

Важно отметить, что получить вычет на лечение можно только по тем видам медицинских услуг и лекарств, которые содержатся в специальных. К ним относятся:

К ним относятся:

диагностика и лечение при оказании скорой медицинской помощи; диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация в стационарных медицинских учреждениях (в том числе дневных), включая проведение медицинской экспертизы; диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы; диагностика, профилактика, лечение и медицинская реабилитация в санаторно-курортных учреждениях

Обратите внимание, что в этом случае к вычету можно предъявить только расходы непосредственно на медицинские услуги (письмо Минздрава России от 1 ноября 2001 г. № 2510/11153-01-23); услуги по санитарному просвещению

На любые иные виды лечения налоговый вычет не предоставляется.

Что же касается лекарств, то с 2019 года вычет можно получить в размере стоимости любых лекарственных средств, приобретенных налогоплательщиком по назначению врача. До 2019 года вычет на покупку лекарственных средств предоставлялся только в отношении медикаментов, поименованных в специальном . Он являлся закрытым и не подлежал расширенному толкованию.

Еще одним ограничением является требование наличия российской лицензии на оказание соответствующих медицинских услуг у организации или ИП, предоставившего такие услуги. Поэтому, в отличие от вычета на обучение, получить вычет на услуги по лечению в зарубежных клиниках невозможно (, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 25 сентября 2013 г. № 03-04-05/39799).

Кроме того, пациент не сможет получить вычет, если его лечение было оплачено работодателем (даже при оказании им целевой материальной помощи на лечение) (, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2011 г. № 03-04-05/5-475). Если же налогоплательщик возместит работодателю сумму расходов, произведенных за его лечение, вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в оплату лечения, подтверждается справкой, выданной работодателем (письмо ФНС России от 31 августа 2006 г. № САЭ-6-04/876@).

Вычет можно получить и на понесенные самостоятельно расходы по приобретению полиса ДМС (). К тому же страховка должна предусматривать оплату исключительно медицинских услуг (письмо Минфина России от 10 декабря 2014 г. № 03-04-07/63495).

Что включает Раздел «В» в Номенклатуре медицинских услуг?

Сюда включены медицинские услуги, которые являются комплексными медицинскими вмешательствами. Они также направлены на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Здесь в отличие от раздела А после кода «Тип услуги» идет кодовое значение от 001 до 070, которое обозначает не анатомо-функциональную область, как в первом разделе», а медицинскую специальность.

Классы в разделе «В» Номенклатуры

В этом разделе также возможно отсутствие присвоенного класса. Это возможно, если для класса в определенном типовом разделе не выделяется конкретная услуга

При этом важно учесть, что за классом сохранен порядковый номер. Здесь также имеются услуги с присвоенным классом «прочие», например, услуга медицинского психолога

Эти услуги, как и в разделе «А», не могут быть классифицированы в том или ином подразделе.

Отсутствие подвидов в разделе «В»

Важно учесть, что определённая часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг. Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщённые наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим

Отмечаем, что Номенклатура содержит обобщённые наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАЗДЕЛ II «НОМЕНКЛАТУРА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ» НОМЕНКЛАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 2017 Г. N 804Н

В соответствии со Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2019, N 52, ст. 7770) приказываю:

Внести изменения в «Номенклатура медицинских услуг» номенклатуры медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н, (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2017 г., регистрационный N 48808), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2019 г., регистрационный N 55024), согласно приложению.

Министр М.А. МУРАШКО

Приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 марта 2020 г. N 148н

Платные медицинские услуги должны соответствовать Номенклатуре и Перечню медуслуг

На сегодня имеется ряд основополагающих нормативно-правовых актов, которые регулируют сферу оказания медицинских услуг. К ним в первую очередь относят Федеральный закон от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», где четко указывается, что медицинская деятельность должна лицензироваться. В соответствии с этим требованием имеется 2 основных нормативно-правовых акта: Положение о лицензировании с Перечнем услуг и Номенклатура медуслуг.

  • В постановлении Правительства РФ от 16 апреля 2012 года №291 «О лицензировании медицинской деятельности» утверждено Положение о лицензировании, где и дается Перечень работ (услуг), которые составляют медицинскую деятельность.
  • В ведомственном приказе от 13 октября 2020 года №804 утверждена Номенклатура медуслуг.

Соответственно, медицинские организации, формируя перечень платных медуслуг, должны ориентироваться на эти документы.

При этом Минздрав указывает в своём Письме, что Номенклатура содержит обобщённые наименования медицинских услуг, и предусмотренный перечень медицинских услуг не является исчерпывающим.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В РАЗДЕЛ II «НОМЕНКЛАТУРА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ» НОМЕНКЛАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ОКТЯБРЯ 2017 Г. N 804Н

1. раздела II «Номенклатура медицинских услуг»:

а) после дополнить позициями А08.30.046.006 — А08.30.046.015 следующего содержания:

«

A08.30.046.006 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала первой категории сложности
A08.30.046.007 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала второй категории сложности
A08.30.046.008 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала третьей категории сложности
A08.30.046.009 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала четвертой категории сложности
A08.30.046.010 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала пятой категории сложности
A08.30.046.011 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала первой категории сложности с использованием телемедицинских технологий
A08.30.046.012 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала второй категории сложности с использованием телемедицинских технологий
A08.30.046.013 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала третьей категории сложности с использованием телемедицинских технологий
A08.30.046.014 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала четвертой категории сложности с использованием телемедицинских технологий
A08.30.046.015 Оценка, интерпретация и описание результатов патолого-анатомического исследования биопсийного (операционного) материала пятой категории сложности с использованием телемедицинских технологий

«;

б) изложить в следующей редакции:

«

A27.05.046 Молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене СНЕК2 в крови методом ПЦР

«;

в) после дополнить позицией A27.05.062 следующего содержания:

«

A27.05.062 Молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене EGFR в крови методом ПЦР

«;

г) изложить в следующей редакции:

«

A27.30.001 Определение микросателлитной нестабильности в биопсийном (операционном) материале методом ПЦР

«;

д) признать утратившей силу;

е) изложить в следующей редакции:

«

A27.30.014 Определение полиморфизма гена DPYD методом ПЦР

«;

ж) изложить в следующей редакции:

«

A27.30.096 Определение транслокации гена C-MYC методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)

«;

з) позиции и признать утратившими силу;

и) после дополнить позициями A27.30.103 — A27.30.112 следующего содержания:

«

A27.30.103 Определение экспрессии pML-RAR-a (количественное)
A27.30.104 Молекулярно-генетическое исследование мутаций в гене EGFR в цитологических образцах
A27.30.105 Определение транслокации гена DDIT3 в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.106 Определение амплификации гена ERBB2 (HER2/Neu) в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.107 Определение транслокации t(14; 18) (q32; q21) в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.108 Определение транслокации гена EWSI в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.109 Определение транслокации гена SYT в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.110 Определение транс локации t(11; 14) (q13; q32) в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.111 Определение транслокации t(11; 18) (q21; q21) в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)
A27.30.112 Определение амплификации гена ТОР2А в биопсийном (операционном) материале методом флюоресцентной гибридизации in situ (FISH)

«.

2. Класс «В» раздела II «Номенклатура медицинских услуг» после дополнить позициями B01.070.011 и B01.070.012 следующего содержания:

«

B01.070.011 Патронаж выездной патронажной бригадой отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым
B01.070.012 Патронаж выездной патронажной бригадой отделения выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям

«.

Что такое «неблагоприятное событие» при обращении медицинских изделий

Напомним, что до внесения изменений в ст. 96 ФЗ № 323 Федеральным законом от 30.04.2021 № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 12 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 128) эта норма звучала так:

«Медицинские изделия, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, подлежат мониторингу безопасности в целях выявления и предотвращения побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий».

Далее в Приказе Минздрава России от 19.10.2020 № 1113н перечисленные выше побочные действия, не указанные в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательные реакции при его применении, особенности взаимодействия медицинских изделий между собой, факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медизделий были названы одним термином «неблагоприятные события».

Этот термин был использован законодателем и при принятии Федерального закона от 30.04.2021 № 128-ФЗ (далее — ФЗ № 128), подробнее о котором мы рассказываем в материале «Новые изменения в законодательство об обращении медицинских изделий». Пункт 15 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 323 в редакции ФЗ № 128 закрепляет, что в число полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья включен мониторинг безопасности медицинских изделий, регистрация побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательных реакций при его применении, особенностей взаимодействия медицинских изделий между собой, фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий (далее — неблагоприятные события). О неблагоприятных событиях говорит и новая редакция ст. 96 ФЗ № 323 (см. выше). Таким образом, термин «неблагоприятные события» сегодня нашел свое закрепление на законодательном уровне, при том что его смысловое наполнение с изменением норм закона по сути не изменилось. И ранее, и сейчас под неблагоприятным событием при обращении медизделия понимаются побочные действия, не указанные в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, нежелательные реакции при его применении, особенности взаимодействия медицинских изделий между собой, факты и обстоятельства, создающие угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий.

Как можно бесплатно попасть в частную клинику по ОМС

Существует два случая, в которых коммерческие медцентры могут принимать пациентов бесплатно:

  • у человека заключен договор, по которому он имеет право обслуживаться в клинике;
  • у него есть направление от врача.

В последнем случае человек даже не подозревает о возможности бесплатного обслуживания в частной лечебнице, поэтому он лечится в государственной. Но в один прекрасный момент его лечащий врач выдает направление на обследование или консультацию специалиста в коммерческом медцентре. Каково удивление пациента, неужели в платных клиниках можно лечиться без денег?

Статья по теме: Проверка и сдача анализов у аллерголога по полису ОМС

Если есть направление, то да. С этим документом нужно обращаться в регистратуру, где сотрудник центра запишет на обследование или процедуру. Однако здесь не все так просто. Если оборудование или специалист, который должен обслуживать клиента, слишком загружен из-за большого потока посетителей, пациенту может быть отказано.

Еще одним поводом для отказа может стать отсутствие необходимых документов. Совместно с направлением у пациента должен быть паспорт и СНИЛС.

Чтобы клиента наверняка обслужили по полису ОМС, стоит прикрепиться к понравившейся клинике. После прохождения формальной процедуры, человек сможет без проблем попасть к нужному специалисту.

Что включает Раздел «А» в Номенклатуре медицинских услуг?

В раздел «A» входят медицинские услуги в виде определённых медицинских вмешательств, которые направленны на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. Такие услуги имеют самостоятельное законченное значение.

  • Числами от 01 до 27 обозначены типы медицинских услуг.
  • Классы, обозначающие анатомо-функциональную область — числами от 01 до 30.

Классы медуслуг могут не предусматривать конкретную услугу

Четвертая, пятая цифры обозначают класс медуслуги. Класс медицинской услуги идентичен во всех типовых разделах. Если для класса в определённом типовом разделе не выделяется конкретная услуга, то этот класс не прописывается, при этом за ним сохраняется его порядковый номер.

Медицинские услуги, которые нельзя отнести к какому-либо конкретному классу

В класс «прочие» входят такие медуслуги, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе (например, выполняемые во время беременности, в родах, новорожденному, лапароскопия диагностическая, обзорный снимок органов брюшной полости).

Виды и подвиды мед Номенклатуры

Числа от 001 до 999 обозначают вид медицинской услуги. Эти услуги имеют законченное диагностическое или лечебное значение.

Последние числа от 001 до 999 обозначают подвид медуслуги. Они определяются в зависимости от способов (методик) выполнения той или иной услуги.

Важно заметить, что часть медицинских услуг может не содержать подвиды услуг

Лицензирование массажа

На практике достаточно часто возникают вопросы в необходимости получать лицензию на оказание услуг по различным направлениям массажа тела, в том числе тайского.

Росздравнадзор дает разъяснения на выше поставленные вопросы. В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 № 1664н, к медицинским услугам отнесены общий массаж, массаж рук, шеи, лица, волосистой части головы и т.д., и которые классифицированы, преимущественно, по анатомическому признаку. Включение в номенклатуру медицинских услуг различных наименований массажа, которые могут быть сформулированы по историческим, географическим, маркетинговым и иным соображениям и признакам, не представляется возможным. Ключевым при отнесении того или иного массажа, в том числе тайского массажа, к медицинскому массажу следует признать характер самой услуги, манипуляции, предлагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека. В связи с вышеизложенным, массаж тела, в том числе, тайский массаж по своему характеру является медицинской услугой и, соответственно, подлежит лицензированию в качестве работ (услуг) по медицинскому массажу (Письмо Росздравнадзора от 13.03.2013 № 16и-243/13 «О лицензировании тайского массажа»).

Таким образом, достаточной большой спектр косметологических услуг, в том числе и массаж, относиться к простым медицинским услугам и требует получение лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Отметим, что с 1 января 2020 года действует новая Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н. Однако, классификация массажа по анатомическому признаку осталась в прежнем варианте, установленным утратившим силу Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н.

«Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

Зарегистрировано в Минюсте России 7 ноября 2017 г. № 48808

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446; 2013, № 27, ст. 3459, 3477; № 30, ст. 4038; № 39, ст. 4883; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6951; 2014, № 23, ст. 2930; № 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; № 43, ст. 5798; № 49, ст. 6927, 6928; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 10, ст. 1403, 1425; № 14, ст. 2018; № 27, ст. 3951; № 29, ст. 4339, 4356, 4359, 4397; № 51, ст. 7245; 2016, № 1, ст. 9, 28; № 18, ст. 2488; № 27, ст. 4219) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру медицинских услуг.

2. Признать утратившими силу:

  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2012 г., регистрационный № 23010);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 794н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30977);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. № 813н «О внесении изменений в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2015 г., регистрационный № 35569);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. № 751н «О внесении изменений в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 октября 2016 г., регистрационный № 44131);
  • приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 августа 2017 г. № 548н «О внесении изменения в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1664н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2017 г., регистрационный № 48161).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2018 года.

Министр В.И.Скворцова

Соблюдение стандартов медицинской помощи при оказании платных медуслуг

Минздрав в Письме указал, что платные медицинские услуги можно оказывать в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента частично:

  • в виде осуществления отдельных консультаций
  • отдельных медицинских вмешательств.

Также возможно оказывать медуслугу в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Платные услуги в перечне услуг медорганизаций, участвующих в реализации программы бесплатного оказания гражданам медпомощи возможны.

В соответствии с пунктом 7 Правил (Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) такие медорганизации могут оказывать платные медицинские услуги в 4 случаях:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

  • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
  • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 323-ФЗ, и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Организация платных услуг

Прежде, чем оказывать медицинские услуги населению на платной основе, организация – поликлиника или больница, должна подготовить стандартный, единый бланк договора по образцу:

  • стандартные данные «шапка» документа, в которой указывают ФИО клиента, его жалобы и заказанные услуги, а также вписывается наименование самого учреждения, адрес и номер разрешительной документации (лицензии). Дополнительно можно указать особые требования клиента, например, чтобы лечение производил конкретный врач или просьба об анонимном осмотре. В последнем случае личные данные не указываются в стандартной медицинской карте;
  • список анализов, консультаций, обследований и лечебных процедур, заказанных клиентом. Они предоставляются только на основании договора;
  • дата обращения и фактического проведения процедур;
  • дата окончания мероприятий – указывается после посещения лечебного кабинета;
  • стоимость каждой услуги по прейскуранту и общая стоимость, которая будет указана в чеке;
  • способ оплаты;
  • обязательно отмечается ФИО лица, заключающего соглашение с клиентом;
  • отдельным пунктом прописываются все условия и ответственность каждой из сторон, которая наступит, если условия не будут соблюдены. Также можно указать, каким образом спор может быть решен самостоятельно;
  • порядок расторжения договора и внесения изменений, дополнительные вложения;
  • иные условия – по желанию сторон.

Все данные выносятся в смету, которая является одним из обязательных документов для частных и государственных больниц и поликлиник, где можно получить услуги по факту обращения. В договор данные переносятся из сметы, с которой клиент может ознакомиться в любой момент.

Лечебное учреждение обязано предоставлять платные услуги только после получения письменного согласия клиента.

Если во время оказания стандартных услуг, описанных в договоре, возникла экстренная ситуация, и появилась необходимость добавить другие услуги с целью устранения угрозы жизни, врачи любого медицинского учреждения обязаны оказать эти услуги на безвозмездной основе.

Какое место занимают платные медицинские услуги в перечне?

Платные медицинские услуги могут быть дополнением к законодательно гарантированному объёму бесплатной медицинской помощи гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых на ее основе соответствующих территориальных программ в субъектах Российской Федерации.

В Правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) указано, что медицинские организации могут оказывать платные медицинские услуги на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

При этом важно, что оказывать платные медуслуги необходимо с сооблюдением порядка оказания медпомощи, которые утвердил Минздрав. Об этом гласят части 3 и 4 статьи 84 Федерального закона № 323-ФЗ и пункты 9 и 10 Правил при предоставлении платных медицинских услуг

Как проверить предоставленные виды медицинской помощи?

В «Личном кабинете» можно проверить информацию не только об оказанных поликлиниками и больницами услугах, но и об их стоимости, то есть о той сумме, которую получает за обслуживание вас, как пациента, врач и мед. учреждение. Таким образом, возможности портала довольно обширны. Рассмотрим их более подробно.

Как пользоваться личным кабинетом на Госуслугах?

Страховые компании, которые выдают гражданину полис ОМС, обрабатывают все оказанные в сфере бесплатной медицины услуги и предоставляют эти данные порталу «Госуслуги». На данном портале сведения обо всех операциях с использованием полиса ОМС обрабатываются согласно «Закону о защите персональных данных» (ФЗ N 152 от 27 июля 2006 г.) и предоставляются только самому пациенту. В личном кабинете хранится следующая информация:

  • личные данные застрахованного лица: ФИО, регион его проживания, номер выданного полиса, контакты пациента, номер поликлиники, в которой он обычно получает медицинские услуги;
  • сведения об имеющихся хронических и ранее перенесенных заболеваниях, травмах, и других показателях, влияющих на здоровье (группе крови, выявленных аллергических реакциях и прочем);
  • виды услуг, которые получал пациент по полису обязательного медицинского страхования с января 2020 года по настоящий момент, а также их стоимость.

Данная информация представляется в виде выписки за выбранный вами период. Особо отметим, что информация об услугах за период до 2015 года в большинстве случаях не предоставляется. Однако в некоторых регионах — например, в Москве — оцифровка сведений о пациентах началась до 2020 года, поэтому информация о предоставленной медпомощи в более ранний период может быть доступна в «Личном кабинете застрахованного лица».

Проверить информацию об оказанных вам услугах можно в четыре шага.

Кроме того, через Госуслуги можно подать заявление на прикрепление к другой поликлинике или смене страховой компании, а также вызвать врача на дом. Помимо этого, данный электронный сервис предоставляет возможность планирования вашего лечения. Вы можете воспользоваться календарем мероприятий и получить напоминание о предстоящем вам визите в медучреждение по электронной почте.

Доступ к «Личному кабинету застрахованного лица» предоставляют также территориальные порталы ОМС (так называемые ТФОМС), на которых можно найти расширенную информацию об услугах по полису, предоставленных пациенту, проживающему в этом регионе. Проверить, есть ли ТФОМС в вашем регионе, можно на официальном портале.

Организация анонимных услуг

Платные анонимные медицинские услуги должны оказываться в соответствие с нормами российского законодательства.

В учреждениях здравоохранения, где клиенты могут получить помощь в условиях анонимности, обязательно должны соблюдаться следующие требования:

  1. Анонимные медицинские услуги оказываются платно, после заключения договора, при условии, что организация имеет необходимую разрешительную документацию.
  2. Если медицинская организация действует в рамках государственной программы, то клиенты могут получать анонимные услуги.
  3. Также лечение на условиях анонимности можно получить в частных медицинских клиниках, но в некоторых случаях, например, если речь не идет о заболевании СПИДом или другими опасными болезнями.

Необходимые услуги клиент выбирает по прейскуранту, в котором обязательно должны быть указаны цены.