Оглавление
- Расчет для автобусов
- Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)
- Базовый показатель
- Приказ на увеличение нормы расхода топлива образец – ПраваРешения
- Как провести инвентаризацию ГСМ
- Бланкер.ру
- Бухгалтерский учет ГСМ
- Составление и утверждение акта
- Основные методы снизить расход
- Порядок учета и списания топлива
- Расчет для автобусов
- Фактический расход
Расчет для автобусов
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Показатели, существенные для объема списания (срок эксплуатации автомобиля и др.)
Базовая норма расхода горючего устанавливается в количестве его литров, расходуемых на 100 км пробега автотранспорта. Для специализированных авто, дополнительно оборудованных техникой, работающей на том же топливе, существует еще одна норма, отражающая расход, обеспечивающий работу этого оборудования. Она указывается в литрах на 1 час работы.
Однако объем расхода ГСМ определяют еще и множество иных факторов, которые в основном приводят к увеличению этого объема, но могут служить и основанием для снижения расхода. В первую очередь, это факторы, которые отражают варианты нормальной работы (загрузка грузом или пассажирами, наличие прицепов/полуприцепов и их вес или загрузка) и приводят к необходимости деления норм на:
- базовые, отвечающие стандартному снаряжению авто конкретного вида, обычному для него топливу, типовым условиям эксплуатации;
- транспортные, учитывающие грузоподъемность, конкретный вес груза или нормальную загрузку пассажирами; для грузовых авто их устанавливают в литрах на 100 тонно-километров.
Каждая из этих норм корректируется на поправочные коэффициенты, отражающие реальные условия эксплуатации. Повышающие их значения (с необходимой детализацией в зависимости от градации, применяемой для конкретного фактора) установлены для работы:
- в горной местности;
- в крупных населенных пунктах;
- с частыми остановками;
- с пониженной скоростью при движении;
- при обкатке нового или прошедшего ремонт авто;
- при перегоне или буксировке;
- без учета транспортной составляющей перевозок;
- в качестве специального или технологического транспорта;
- в условиях отсутствия дорог;
- в период чрезвычайных климатических явлений.
Учитывают при использовании повышающих коэффициентов для списания ГСМ также срок эксплуатации автомобиля и его пробег. Увеличение нормы возможно на величину:
- до 5% при сроке использования, превышающем 5 лет, или пробеге свыше 100 тыс. км;
- до 10% при сроке использования, превышающем 8лет, или пробеге свыше 150 тыс. км.
Кроме того, повысить норму позволяют:
Подпишитесь на рассылку
- учебная езда;
- применение кондиционера или установки «климат-контроль»;
- наличие дополнительного оборудования (например, рефрижераторов);
- невозможность выключения двигателя в пунктах погрузки-разгрузки;
- работа в холодное время года (в зависимости от региона);
- необходимость перемещений для осуществления техобслуживания;
- увеличение собственной массы авто.
Снизить норму можно, когда:
- собственная масса авто уменьшена;
- работа ведется на несложных трассах в слабохолмистой местности.
Применяемые коэффициенты можно суммировать с учетом отражающего их суть знака (повышающие или понижающие).
Базовый показатель
Профильное министерство Российской Федерации активно вмешивается в вопрос рационального использования топлива. И правильно поступает. Проводимая корректировка нормативов по городам, климатическим зонам вполне оправдана. Приведем один пример. Автотранспорт, эксплуатируемый в горной местности, сжигает больше топлива, чем на равнине. Там обновленными абзацами распоряжения, нормирование топлива увеличено на 20 процентов.
То есть базовые уровни различные по регионам и городам страны. Расход топлива минтранс разработал в текущем году на каждый вид автомобилей. Директивные постановления разработаны на отечественные и зарубежные модели. Сегодня каждой группе автомобилей доведены нормы расходования моторного топлива.
Приказ на увеличение нормы расхода топлива образец – ПраваРешения
Приказ о нормах расхода ГСМ нужен для того, чтобы списать топливо в налоговом учете. Без него опасно учитывать расходы, так как на проверке их могут снять. Образец приказа о нормах расхода ГСМ и топлива в 2019 году вы найдете в статье.
В 2019 списывать ГСМ можно по нормам Минтранса, утвержденным в распоряжении от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Однако это не обязанность, а право компании. А значит, можно списывать бензин по собственным нормативам. Риск споров невелик, так как специалисты Минфина признали, что Налоговый кодекс РФ не требует нормировать расходы на горючее (письмо от 27 января 2014 г. № 03-03-06/1/2875).
Подробнее о том, как правильно рассчитать нормы расходов, списываемых на затраты, расскажут эксперты системы “Главбух”.
Обратите внимание: при расчете налога на прибыль можно учесть только обоснованные, то есть экономически оправданные затраты. По этой причине списывать стоимость бензина по своим нормам безопаснее только в отношении автомобилей, для которых нет норм в распоряжении Минтранса России от 14 марта 2008 г
№ АМ-23-р.
Однако не запрещается использовать комбинированный метод признания расходов на ГСМ, когда по одним машинам компания применяет нормы Минтранса, а по другим — собственные лимиты. Последние должны основываться на реальных цифрах, будь то данные производителя или самостоятельно произведенные замеры.
Дата, с которой действуют новые нормы ГСМ
В приказе о нормах расхода топлива необходимо предусмотреть дату, с которой компания их применяет. Эта дата может быть привязана, например, к моменту покупки нового авто или ко дню, когда Минтрансовс пересмотрит нормы. Узнайте, как правильно составить приказ о нормах расходов ГСМ и топлива >>
Сведения об автомобиле
В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.
Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.
Основание для новых норм
Если компания меняет нормы вслед за Минтрансом, укажите на это в приказе. Для проверяющих это будет обоснованием пересмотра норм.
Также возможно, вы купили автомобиль, которых в компании раньше не было, и решили установить для него отдельные нормативы расхода ГСМ. Тогда так в приказе и запишите.
Надбавки к нормам расхода топлива
Расход топлива в весенне-летний и осенне-зимний периоды разный. Поэтому надо установить в приказе летние и зимние нормы. Как вариант, можно закрепить зимнюю надбавку в процентах, за счет которой на зимний период будет увеличиваться норма расходования топлива. Размеры надбавок для разных регионов есть в распоряжении Минтранса.
Посчитать выгодные надбавки к нормам расхода ГСМ и топлива поможет удобный сервис, который разработали эксперты системы “Главбух”.
Если транспорту больше пяти лет или пробег больше 100 000 км., нормы можно увеличить еще на 5 процентов. По автомобилям старше 8 лет или с пробегом больше 150 000 км. надбавка — 10 процентов.
Ответственные сотрудники
В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением новых норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника, а также работника бухгалтерии, который отвечает в компании за учет ГСМ.
Учитывать ли в приказе о нормах расхода ГСМ те автомобили, за которые платится компенсация
Расходы на бензин не принимайте к налоговому учету, если уже платите сотруднику компенсацию за работу на личной машине (письмо Минфина России от 10 апреля 2017 г. № 03-03-06/1/21050). Поэтому автомобили, за которые персонал компании получает компенсацию, не нужно упоминать в приказе о нормах расхода ГСМ.
Компенсацию за использование личного автомобиля можно списать только в пределах норм (постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92). Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см включительно это 1200 руб. в месяц. Если объем двигателя больше, то 1500 руб. в месяц.
Чиновники считают, что в эти суммы уже входят затраты работника на бензин. Поэтому списывать в налоговом учете стоимость топлива еще раз нельзя. Позиция спорная, но чтобы избежать конфликтов, безопаснее списывать только компенсацию
Узнать больше
На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.
Как провести инвентаризацию ГСМ
Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.
Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.
Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака. А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки. Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.
Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.
Бесплатно получить демо‑версию сервиса для заполнения и учета путевых листов
Бланкер.ру
You are here
Списание ГСМ, использованных на профилактические и ремонтные работы, происходит на основании лимитно-заборных карточек, расходных накладных, актов во исполнение работ.
Расходы ГСМ определяются на основании утвержденных норм. Виды норм расходов ГСМ:
базовая линейная норма на 100 км пробега;
норма на поездку с грузом (эта норма связана с маневровкой автомобиля и выполнением операций погрузки-разгрузки);
норма на 100 км пробега при выполнении специальных работ;
норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (рассчитанная на один час или одну операцию);
В случае выявления сверхурочных расходов ГСМ, составляется ведомость таких расходов и подается руководителю предприятия для принятия решения о возмещении стоимости перерасходованных ГСМ. Как правило, сверхурочные расходы горючего рассматриваются как недостача, подлежащая возмещению за счет виновных лиц. При бригадном методе работы, по согласию рабочих допускается введение солидарной ответственности за недостачу.
За экономию ГСМ водителям могут выплачиваться премии. Такое премирование предусматривается специально разработанным на предприятии положением. Выплаты премий за экономию ГСМ происходят на основании приказа руководителя предприятия.
В бухгалтерском учете эти виды премий зачисляются на соответствующий счет расходов по элементу «Расходы на оплату труда». Общий размер выделенных на такое премирование расходов не должен превышать размер экономии ГСМ. Количественные показатели списания топлива удобней рассчитывать в программе.
Бухгалтерский учет ГСМ
Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Важно! С 2021 года учет МПЗ ведется в соответствии с новым федеральным стандартом ФСБУ 5/2019 «Запасы» (он заменил ПБУ 5/01). О том, как изменились правила учета МПЗ, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс
Вы можете посмотреть разъяснения, если получите пробный доступ к правовой системе. Он бесплатный.
Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):
- по средней себестоимости;
- по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).
Есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.
Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.
Составление и утверждение акта
Акт – важнейший документ, к содержанию которого предъявляется особый перечень требований. Обычно в нем производится отражение следующих моментов и нюансов.
Методология расчетных мероприятий
В этой ситуации речь традиционно ведется о методике на базе фактических параметров. При всем этом в ходе ее определения предприятие наделено правом ориентира на нормативную часть, согласно рекомендациям Министерства транспорта от 14.03.2008 г. №АМ-23-р.
К примеру, в приказном документе может быть прописан тот факт, что при выходе из строя средств техники измерения по расходу топлива (когда подсчет затрат осуществляется по факту) могут производиться на базе нормативов.
Положения о предоставлении полномочий
Речь идет о положениях, связанных с предоставлением тем или иным работникам нужного набора полномочий, а также возложением на них ответственности. Это необходимо в целях контроля реализационной процедуры в отношении принятой методики расчета расходов по ГСМ. Каждый из сотрудников обязуется провести ознакомление с этим приказным документом под расписку.
Основные методы снизить расход
Для уменьшения расхода дизельного топлива или бензина необходимо:
- проводить регулярное техническое обслуживание с заменой изношенных или поврежденных деталей;
- использовать горючее, соответствующее сезону (для дизелей) и имеющее требуемое изготовителем машины октановое число (для бензиновых моторов);
- переводить двигатель на газообразное топливо (с учетом рентабельности и требований законодательства).
Регулярные ТО
Проведение технического обслуживания с заменой технологических жидкостей и фильтров позволяет поддерживать двигатель в рабочем состоянии. Например, при загрязнении воздушного фильтра ухудшаются условия заполнения цилиндров, что приводит к падению экономичности. Деградирующее моторное масло не обеспечивает смазки и охлаждения трущихся поверхностей, увеличивая затраты горючего.
Правильный выбор марки ГСМ
Информация об октановом числе бензина указана в документации на машину и на крышке заливной горловины. Бюджетные двигатели способны работать на топливе сорта А-92, моторы со средней степенью форсирования или наддувом используют бензин А-95. Высокооктановый А-98 используется в моторах с двойным наддувом и повышенной степенью сжатия. При подборе дизельного топлива учитывают температуру окружающей среды: зимний сорт солярки используют при -1°С и ниже, арктическое топливо применяется при падении температуры ниже -30°С.
Установка ГБО
Для снижения затрат устанавливают газобаллонное оборудование. Резервуар для горючего монтируют в нишу для запасного колеса, на грузовиках баллон располагают на лонжеронах рамы. Метод экономически целесообразен для машин, проезжающих за год не менее 40 тыс. км. Установка осуществляется в специализированном сервисе с последующим внесением изменений в документы на автомобиль. При обнаружении незарегистрированного оборудования эксплуатация машины запрещается. При повторной регистрации нарушения на водителя может налагаться арест на 15 суток.
Порядок учета и списания топлива
Бухгалтерский учет топлива
Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».
Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).
При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.
Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:
Дебет счета | Кредит счета | Наименование операции |
10.3 «Топливо» | 60 «Расчеты с поставщиками» | Отражена операция по приобретению бензина у поставщика |
10.3 | 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо |
19 | 60,71 | Отражен НДС по покупке ГСМ |
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов | 10.3 | Списано расчетное (или фактическое) количество бензина |
Налоговый учет списания топлива
На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).
То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.
Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.
Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.
При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.
Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.
Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.
Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:
-
марки автомобилей,
-
рассчитанные лимиты по расходу.
При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.
Расчет для автобусов
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
где:
- Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
- Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
- S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
- Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
- T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
- D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Фактический расход
Разобравшись с методиками расчета нормативного расхода топлива для различных автотранспортных средств, перейдем к проблемам его фактического расхода и списания. И на этом этапе основным документом для бухгалтера будет путевой лист автомобиля. Только теперь ему потребуются сведения не о пробеге и условиях работы автомобиля, а о количестве топлива (остаток при выезде и возвращении в гараж, количество заправленного в бак горючего).
Напомним, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 3 «Топливо» счета 10 «Материалы». В момент выдачи топлива водителю <5> его стоимость со счета 10-3 не списывается, движение отражается на субсчетах второго порядка проводкой: Дебет 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств» Кредит 10-3-1 «Топливо на складах» — на стоимость отпущенного водителям топлива.
<5> На основании ведомостей учета выдачи ГСМ, требований, лимитно-заборных ведомостей, накладных.
Выданное водителям топливо находится у них под отчетом. Основанием для списания ГСМ из-под отчета водителя на затраты производства является путевой лист. При этом в учете делают проводку: Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 10-3-2 «Топливо в баках транспортных средств». По состоянию на последний день месяца количество топлива, содержащегося в баках автомобилей, подтверждается актом снятия остатков.
Очевидно, что фактический расход ГСМ по путевому листу может быть:
- равен нормативному;
- меньше нормы;
- больше расхода по норме.
В первом из названных случаев, а также при незначительных отклонениях от нормы (колебания в ту или иную сторону в разные дни, не приводящие в целом за месяц к излишкам или перерасходу) на затраты производства (в том числе и для целей налогообложения прибыли) списывают стоимость фактически израсходованного топлива. Обычно при рассмотрении данной темы авторы отмечают, что организации необходимо тщательно расследовать факты перерасхода ГСМ с тем, чтобы установить причины этого явления. При проведении таких расследований комиссия проверяет правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, проводит контрольные замеры, выясняет причины перерасхода, составляет акт с указанием результатов расследования и предложений.
Причиной перерасхода может быть техническое состояние автомобиля, например наличие конструктивных дефектов. В этом случае оформленный комиссией акт позволит списать стоимость ГСМ исходя из фактического расхода (понятно, что автомобиль должен быть поставлен на ремонт).
Если перерасход произошел по вине водителя, то руководитель предприятия на основании предложений комиссии может привлечь работника к материальной ответственности (взыскать стоимость ГСМ из заработка). В этом случае в расходы включают стоимость топлива по норме, сумма сверхнормативного расхода списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с последующим отнесением на счет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». Конечно, работодатель вправе снизить размер взыскиваемой с водителя суммы (например, с учетом его материального состояния) либо полностью освободить работника от материальной ответственности (даже при наличии вины). В этом случае стоимость сверхнормативного топлива списывается в состав прочих расходов проводкой Дебет 91-2 Кредит 94 и не учитывается при расчете налога на прибыль.
С большой долей вероятности можно утверждать, что инспекторы, выявив при проверке факты необоснованного перерасхода топлива, потребуют восстановления НДС. Арбитры разных судебных инстанций, вплоть до высшей, неоднократно признавали претензии ИФНС о доначислении ранее правомерно принятого к вычету НДС необоснованными. Однако отстаивать позицию, отличную от официального мнения Минфина, организации нужно будет в суде. Если бухгалтер согласится с требованиями чиновников, то восстановленную сумму НДС необходимо отнести на увеличение размера причиненного работником ущерба и либо взыскать из причитающегося ему заработка, либо списать в прочие расходы, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль.