Как обосновать нмцк методом сопоставимых рыночных цен

Как применять новые нормы?

Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.

Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.

Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не требуется выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельной стоимости (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Документальное обоснование цены договора предоставляется вместе с планом-графиком.

Чтобы рассчитать НМЦК при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или продукцию, которая заменяет предмет закупки.
  2. Исследовать конъюнктуру рынка и получить ценовую информацию.
  3. Указать однородность таких цен.
  4. Определить НМЦК по формуле.

Далее разберем подробно, как обосновать НМЦК, используя анализ рынка.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров необходимо проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик воспользуйтесь Методическими рекомендациями, утвержденными .

ВАЖНО!
Для расчета НМЦК и ЦК, заключаемого с единственным поставщиком, заказчики используют рекомендации и формы из приказа Минэкономразвития № 567. Но Минфин планирует обновить действующий порядок и принять новый

обновлений уже готов: сейчас документ проходит стадию общественного обсуждения.

Если после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 Федеральной контрактной системы.

Находим информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о рыночной стоимости товаров, работ и услуг заказчик вправе действовать следующим образом:

  1. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  2. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 Методических рекомендаций № 567).
  3. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик использует несколько инструментов поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о стоимости заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных ценовых показателей по формуле (п. 3.20 МР № 567):

где:

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации находится в пределах 33%, то такие ценовые предложения считаются однородными.

Так выглядит пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ методом анализа рынка:

Госконтракт с поставщиком на УСН

Применение налога происходит на 2-х этапах:

  1. Формирование начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).
  2. Цена заключения контракта.

Если обратимся к Приказу Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013 г., в котором определены способы формирования НМЦК, то увидим, что министерство не дает рекомендаций по включению НДС в НМЦК. Но сообщает, что стоимость должна соответствовать условиям предстоящей закупки. То есть, если предмет заказа входит в перечень объектов налогообложения, организатору торгов надлежит учесть данный взнос в НМЦК (операции, не признаваемые объектом налогообложения, перечислены в ч.2 ст.146 НК РФ).

Фактически, когда заказчик указывает НМЦК, он уже должен учитывать налог на добавленную стоимость.

Если исполнитель, например, работает на «упрощенке» (УСН), то в контракте в графе указания цены ставится прочерк, либо прописывается формулировка «НДС не облагается».

Согласно общему правилу организации и ИП, работающие по упрощенной системе налогообложения, не являются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В этом случае сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этой позиции придерживаются:

  • Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173;
  • Минфин РФ в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02;
  • Минэкономразвития РФ в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741;
  • ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

В письме ФАС от 06.10.2011 г. №АЦ/39173 отмечается:

Из текста письма, можно сделать вывод, что организации или ИП, работающие по УСН, находятся в более выгодном положении, в отличие от участников на ОСНО.

Разберемся на практике:

Допустим, на участие в запросе котировок поданы 2 заявки. Первая подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 тыс. руб., а вторая — участником на ОСНО с ценой 120 тыс. руб. включая НДС.

Процедуру выиграл участник, предложивший наиболее выгодные для заказчика условия, т.е. участник на УСН с ценой контракта – 110 тыс. руб.

Второй участник сразу заложил в свое ценовое предложение сумму НДС. Если бы не НДС, его цена была бы 100 тыс.руб. и победителем стал бы именно он.

Следует отметить, что сравнение цен без учета НДС пользуется популярностью среди заказчиков по 223-ФЗ.

В Письме Минфина РФ от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02 встречаем такое мнение:

В Письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741 по этому вопросу такая формулировка:

ФНС — письмо № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.:

Позиция судебной практики:

Однако судьи не разделяют мнение приведенных выше ведомств. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановлении ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановлении ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 суд встал на сторону заказчика, оплатившего исполнителю обязательства в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В Решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также вынес решение в пользу заказчика, который в проекте контракта указал сумму, предложенную победителем электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот скриншот фрагмента из этого решения:

Такое же решение вынесено и в Решении Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-6052/2015.

Следует отметить, что встречаются примеры, когда решение выносилось в пользу исполнителя, находящегося на УСН. Примером этого служит Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения ();
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 );
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 );
  • электросвязь, почтовая связь ().

Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.

Расчет коэффициента по формуле

В 44-ФЗ нет порядка определения коэффициента снижения стоимости. Для исчисления необходимого коэффициента необходимо применить несложную формулу:

КС = ОЦП / НМЦК в документации,

где:

КС – коэффициент снижения;

ОЦП – окончательное ценовое предложение;

НМЦК – начальная максимальная цена контракта.

Пример: НМЦК в извещении — 1 млн. руб., итоговая сумма, предложенная победителем – 750 тыс. руб., КС равен 750000/1000000 = 0,75.

Если невозможно точно пересчитать стоимость договорных обязательств с учетом коэффициента снижения, то заказчик имеет право указать в контракте цену из итогового протокола. Об этом говорится в пояснениях Минфина и не противоречит законодательству. То есть, при возникновении расхождения в смете на 1 копейку, ее можно суммировать к любой позиции в смете. Но также исполнитель может в спецификации прописать свои цены на продукцию, а не те, которые рассчитал заказчик (кроме закупок по п.2 ст.42 44-ФЗ).

Как правильно уменьшить количество товара?

В Постановлении Правительства РФ № 1090 от 28.11.2013 г. дается специальная методика для уменьшения количества товаров при понижении суммы договорных обязательств. Основанием для данного пропорционального снижения является п.6 ст.161 БК РФ и п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ.

Придерживаться следует следующих правил методики:

Если заказчику урезали финансирование, а исполнитель не согласен на понижение цены без сокращения объемов товара и переноса сроков исполнения обязательств, то им необходимо договориться об изменении существенных условий — уменьшении количества поставки

Организатор торгов имеет право сократить объем поставляемой продукции, если необходимо выполнить обязательства первостепенной важности по госконтракту (ч.4 ст.95 44-ФЗ). Применяется в случае закупки товаров для нормального жизнеобеспечения населения или тех, обязательства по которым исполнены исполнителем

При уменьшении объема предмета закупки заказчик все равно должен достигнуть плановых результатов по госпрограммам. Нужно руководствоваться обязанностями по возмещению издержек в ходе исполнения обязательств и исполнению выделенного финансирования. Сокращение объема товара сопровождается понижением суммы контракта и необходимостью сохранения величины прибыли в составе цены. Прибыль не может превышать 1% затрат исполнителя на комплектующие изделия и 20% иных издержек по госконтракту. Сокращение поставок напрямую зависит от суммы урезанного бюджета учреждения. Основой снижения являются подтверждающие документы исполнителя – расшифровка затрат на выполнение условий договора, расчет и обоснование дохода.

Если требуется сократить объемы строительных работ, работ по реконструкции, капремонту, приобретению недвижимости государством, то делать это нужно согласно нормам действующего законодательства.

Госконтракт с физическим лицом

Руководствуясь положением п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в текст договора вносятся обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физлицу, в том числе зарегистрированному в качестве ИП, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если согласно законодательству РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт подписывается с физлицом в тексте обязательно нужно отразить  условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой обязательств.

Так, заказчик оплачивает физлицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Сумма налога переводится заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физлицу (ст. 226 НК РФ).

Речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

Подведем итог из вышесказанного:

  • закупки проводятся на общих для всех участников основаниях, независимо от налогового режима;
  • при оплате работ заказчик обязан руководствоваться ценой, предложенной победителем и указанной в контракте;
  • на условия контракта не влияет применяемый выигравшим участником «спецрежим»;
  • заказчик не вправе вносить изменения в цену договора без согласования с исполнителем.

Судьи же не пришли к единому мнению по этому вопросу. Некоторые из них разделяют нашу точку зрения и выносят решения в пользу поставщиков на «упрощенке», другие – принимают сторону заказчика.

Кто работает по 223-ФЗ

По 223-ФЗ работают организации, в уставном капитале которых, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50% и больше. Закон выделяет (ч.2 ст.1 223-ФЗ):

  • государственные компании с долей участия государства свыше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, железнодорожные компании т д.)
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение)
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет пожертвований, грантов, средств субподряда, собственных средств
  • государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, проводящие закупки за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы
  • федеральные государственные унитарные предприятия, имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства (перечень Распоряжение Правительства РФ №2931-р от 31.12.2016)

Такие заказчики, как правило, имеют существенное финансовое обеспечение для реализации целей, определенных в Уставе. Закупочная деятельность таких организаций должна быть прозрачна, стимулировать поставщиков к участию в закупках, развивать конкуренцию, минимизировать риски коррупции. При этом денежные средства должны расходоваться эффективно. Для этих целей, а также ради минимизации рисков злоупотребления при проведении закупок, создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Соответствующие реестры размещены:

– Реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – РПП) – https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/;

–  Реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена ЕАЭС, за исключением РФ (далее – РПП ЕАЭС) – https://gisp.gov.ru/pp616/pub/app_eaeu/search/;

– Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее – ЕРРРП) – https://gisp.gov.ru/documents/10546664/.

Правила квотирования, установленные ПП №2013 не применяются к договорам, заключенным до 01.01.2021г. (п.4 ПП №2013) и к закупкам, которые объявлены до 01.01.2021г., но договоры по которым заключены после 01.01.2021г. (п.3 ПП №2013).

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные законом о контрактной системе и методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК. В ходе закупок у единственного поставщика стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Этот способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены.

Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.

НДС в 223-ФЗ

223-ФЗ не дает четких инструкций для определения НМЦК и заключения контракта. В ст.4 говорится только, что в извещении должна быть информация о НМЦК и порядке ее формирования (с учетом затрат или без них на уплату пошлин, налогов и иных обязательных платежей). Положением о закупке должно регулироваться сравнение ценовых предложений потенциальных исполнителей, работающих с разными налоговыми режимами.

Мнения по данному вопросу снова разделились:

  1. В Решении Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 г. по жалобе № Т02-405/15, Решении Хабаровского УФАС России от 30.09.2014 г. № 157 говорится, что НДС необходимо учитывать при оценке предложений, в противном случае нарушается принцип равноправия и экономически эффективного расходования бюджета.
  2. В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.05.2015 г. № Ф02-1709/2015 по делу № А33-10428/2014, Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2017 г. по делу № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015 наоборот сообщается, что оценка без учета НДС не создает неравные условия участия.

Нет единого мнения на расчет стоимости договора, заключаемого с исполнителем на спецрежиме. Уменьшение цены договора на ставку НДС с победителем практически всегда признается неправомерным, однако на практике снижение в случае применения исполнителем договора упрощенной системы признавалось законным (решение Челябинского УФАС от 03.11.2016 г. по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Из-за того, что ведомства не имеют четкой позиции по данному вопросу, возникают определенные риски для сторон. Поэтому Положение о закупке – это единственный инструмент урегулирования спорных ситуаций, в нем нужно конкретно обозначать все требования.

Начальная цена на этапе планирования

ВАЖНО!

Составлять дополнительные документы для обоснования закупки не надо.

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Вот примерный образец обоснования начальной (максимальной) цены для госконтракта с единственным поставщиком:

ВАЖНО!

Предельную цену планируемого контракта инициатор торгов обязан закрепить в плане-графике окончательно не позднее десяти дней до размещения документации о закупке в ЕИС.

Значение

С 01.07.2020 начальная цена влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 300 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 300 млн рублей — не менее 7 дней. А в закупках строительных работ с НМЦК до 2 млрд срок приема предложений 7 дней, а если больше, то 15 суток.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 300 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не превышает 1 рабочий день.

ВАЖНО!

Определение предельной стоимости закупки — важный этап участия. Исходя из сведений, предоставленных в плане-графике и документации о закупке, делают выводы о ситуации на рынке среди конкурентов и о шансах на победу в тендере.

Обоснование

Извлечение из Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091; 2015, N 27, ст. 3947; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169; 2018, N 1, ст. 65, 89; 2019, N 31, ст. 4422; 2020, N 17, ст. 2702; N 52, ст. 8598; Российская газета, 2021, 26 февраля) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 2 после слов «в том числе» дополнить словами «порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее — формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,»;

2) в статье 4:

а) в пункте 5 части 9 слова «(цена лота)» и слова «, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора,» исключить;

б) в части 10:

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
  • сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм ().

С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ. С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Методы определения НМЦ, которые можно применять при закупках по 223 ФЗ

Законодательство о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ не указывает на обязанность заказчиков обосновывать цену контракта, поэтому здесь также детально не рассматриваются конкретные способы и методы ее обоснования.

При определении НМЦ заказчик должен исходить из принципов:

  1. Отсутствия дискриминации поставщиков товара или услуги.
  2. Отсутствия необоснованного ограничения конкуренции.
  3. Обеспечения целевого и эффективного, с экономической точки зрения, расходования денежных средств.
  4. Реализации мер, направленных на уменьшение издержек на необходимые заказчику услуги.

Но на практике заказчики по 223-ФЗ обычно используют методики определения цены, которые применяются по 44-ФЗ при государственных и муниципальных закупках, либо разрабатывают свои схемы расчета.

Анализ используемых методик определения цены в рамках 223-ФЗ позволяет выделить такие варианты расчета стоимости:

  1. Нормативный метод.
  2. Тарифный метод.
  3. Проектно-сметный метод.
  4. Затратный метод.
  5. Рыночный.

Наиболее популярным является рыночный метод определения цены договора. При его использовании заказчику необходимо провести анализ рынка закупаемых товаров и услуг на наличие здесь соответствующих ценовых предложений по определенной закупке. Это сведения относительно цены заключенных сделок при закупках товаров данного рода.

При этом при применении рыночной методики полученная цена корректируется с позиции условий конкретной сделки (например, ее объема, региона поставки или технических особенностей самого продукта) и затем предполагает вычисление ориентировочного уровня чистой цены на продукцию.

Также в ходе проведения анализа поставщик может запросить коммерческие предложения на поставку у трех поставщиков для определения начальной цены. При этом он может взять за основу НМЦ как полученное наиболее высокое ценовое предложение, так и наименьшее либо рассчитанное среднее арифметическое.

Решение о порядке и алгоритме определения цены принимается самим заказчиком в зависимости от специфики деятельности и фиксируется в положении о закупке.

При специфической закупке цена договора может быть установлена на основании стоимости схожего товара, который имеет небольшие отличия в качественных и функциональных характеристиках. При этом, что именно можно считать несущественным признаком для данного товара, определяет заказчик.

При использовании проектно-сметного метода НМЦК цена определяется на основании калькуляции цен на составляющие закупку товары и услуги (работы, оборудование, товары, механизмы и пр.) при учете их объема. Обычно затратный метод применяется для определения НМЦК в части проведения строительных и отделочных работ.

При тарифном методе используются действующие тарифы на оказание определенных услуг и применяется при закупках у естественных монополий и предприятий, которые занимаются регулируемыми видами деятельности.

В ходе определения цены тарифным методом рекомендовано использовать расценки как минимум трех компаний-лидеров рынка, которые специализируются на оказании необходимых услуг. Возможны следующие варианты:

  1. НМЦ может производиться на основании усредненных цен (как их среднее арифметическое), если разница в ценах составляет 10% и более.
  2. Наибольшей единичной цены, установленной по результатам опроса фирм при различии минимальной и максимальной стоимости не более 10%.

Затратный метод предполагает расчет НМЦК как суммарные затраты с учетом прибыли, являющейся обычной для данного вида деятельности. Данный метод используется достаточно редко: в основном как дополнение к другим методикам или при невозможности применить другие методы.

Затратный метод предполагает учет трат на производство, покупку и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр. Такие сведения могут быть получены на основе анализа других контрактов.

Нормативный метод – это расчет НМЦ на основе установленных предельных цен для данного вида товаров или услуг. В 223-ФЗ не приведены данные нормативы, но их можно позаимствовать из 44-ФЗ.

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.

Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:

  • метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • нормативный;
  • затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную стоимость контракта. Выбранная методология зависит от закупаемого объекта и специфики предмета закупки. К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применяется для тех ТРУ, стоимость которых регулируется государством.

ВАЖНО!
Приоритетным способом по умолчанию признается анализ рынка или метод сопоставимых рыночных цен.

Тарифный метод

Данный метод определения НМЦК эффективен в случае установления на закупаемые товары, работы или услуги регулируемых государством или муниципальными образованиями цен (тарифов).

Согласно п. 5.1 Методических рекомендаций тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Также указанными методическими рекомендациями установлено, что, при применении тарифного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности. По мнению Минэкономразвития России, в случае если предельные цены (тарифы) на товары, работы, услуги по предмету закупки установлены правовыми актами органов местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности, заказчик вправе применить тарифный метод для определения НМЦК7.

Особой разновидностью тарифного метода является его применение при закупке лекарственных препаратов, включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Порядок определения НМЦК в данном случае определён Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2017 г. № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения». Особенность заключается в том, что НМЦК рассчитывается одновременно тремя способами (пункт 3 вышеуказанного приказа):

• одним из методов, предусмотренных статьёй 22 Закона № 44-ФЗ;

• средневзвешенной ценой, то есть ценой на основании всех исполненных заказчиком государственных (муниципальных) контрактов или договоров на поставку планируемого к закупке лекарственного препарата с учетом эквивалентных лекарственных форм и дозировок за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета;

• референтной ценой, то есть ценой, рассчитываемой автоматически в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения и передаваемой в ЕИС в сфере закупок.

После чего заказчик использует для обоснования НМЦК с минимальным значением.

Административная практика по ПП №2013

Материалы административной практики по ПП №2013, которые доступны на данный момент, касаются неверного толкования заказчиками его норм, но, чаще всего, не относятся непосредственно к  выполнению установленной ПП №2013 обязательной доли закупок российских товаров. Полагаем, что такие материалы появятся в 2022 году по результатам выполнения обязательной квоты за 2021 год.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021по Сахалинской области от 25 марта 2021 г. N 065/07/3-168/2021

Заказчик проводил закупку бульдозеров и составил техническое задание таким образом, что по техническим характеристикам документации о закупке соответствовал только один товар единственного китайского производителя. Комиссия УФАС установила, что минимальная доля   закупок бульдозеров (ОКПД 28.92.21) российского происхождения по ПП №2013 в 2021 году составляет 90 процентов. Соответственно доля закупки соответствующего товара иностранного происхождения должна составлять не более 10 % от общества количества данного товара. В соответствии с планом закупок заказчика, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок, приобретение бульдозеров в 2021 году, за исключением оспариваемой закупки заказчиком не планируется. Комиссия УФАС признала заказчика нарушившим в т.ч. п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона №223-ФЗ и выдала заказчику предписание по устранению выявленных нарушений.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха   (Якутия) от 19 февраля 2021 г. N 014/07/3-192/2021

Заказчик закупал фронтальный погрузчик, под требуемые технические характеристики из документации о закупке подходил только один товар единственного китайского производителя. Участник пожаловался на ограничение конкуренции заказчиком, выразившееся в намеренном ограничении  участников закупки, лишении  их возможности предложить погрузчики других производителей с аналогичными характеристиками. Участник указывал также на нарушение заказчиком ПП №2013, так как согласно прилагаемому перечню к данному постановлению, доля закупаемых фронтальных погрузчиков в 2021 г. должна быть не менее 50% (п. 161), а согласно плана закупки товаров, работ услуг заказчика, данное требование не соблюдается.  Комиссия Якутского УФАС рассмотрев дело, приняла сторону заказчика и указала, что заказчик действовал в соответствии с Законом №223-ФЗ и своим положением о закупке. Минимальная доля закупок российских товаров по ПП №2013 устанавливается в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном году и вступает в силу с 01 января 2021 г. Согласно положениям ПП №2013 на дату подачи жалобы не определен годовой объем закупок товаров соответствующего вида, осуществленных Заказчиком в отчетном 2021 году, так как отчетный период не истек.

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2021 г. N 077/07/00-5225/2021).

В данном решении рассмотрена ситуация, возникшая при закупке осветительного оборудования, включенного в ЕРРРП. Участник закупки пожаловался, что заказчик не установил в документации ограничение по Постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 и условия об отклонении всех заявок, содержащих предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств. УФАС признало жалобу необоснованной, отметив: «При проведении конкурентных закупок в соответствии с нормами Закона о закупках, спорное постановление (имеется в виду ПП №878) используется заказчиком в целях определения минимальной доли закупок товаров российского происхождения (постановление Правительства Российской Федерации от 03.01.2020 N 2013 “О минимальной доле закупок товаров российского происхождения”), при этом ограничения на участников закупки не накладываются, за исключением обязательного требования ко всем конкурентным процедурам, а именно декларации участником закупки в заявке наименования страны происхождения согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами”.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта?

Когда исполнитель согласен с изменяемыми условиями договора, составляется дополнительное соглашение. В нем прописываются стандартные пункты:

  • новая цена;
  • новый объем поставки, если снижение произошло из-за сокращения поставки (пп. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • новые ценовые условия. Если количество продукции не изменилось, можно обойтись только этим пунктом (пп.«а» п.1, п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ);
  • измененная величина применяемых штрафов (при необходимости).

Дополнительное соглашение составляется в 2-х экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания организатор торгов направляет откорректированные сведения в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. В противном случае заказчика ждет штраф – 20 тыс. руб.

Образец допсоглашения: