Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда? сроки проведения соут

Оглавление

Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

Проведение специальной оценки является обязанностью работодателя в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса. Поэтому отказ или нарушение порядка влечет за собой меры ответственности, применяемой в рамках ст.2.27.1 КоАПП.

К нарушениям относятся:

  • несоблюдение сроков проведения СОУТ;
  • ненадлежащее оформление результатов;
  • отказ от ознакомления работников с результатами проведенной на их местах работы оценки;
  • иные нарушения, в том числе проведение оценки не на всех местах, без оформления приказа и назначения комиссии.

Привлекаются к ответственности организация и ее руководитель. Размеры и виды наказаний в случае отказа от проведения СОУТ или нарушения порядка ее проведения следующие:

  • выносится предупреждение и указывается на обязательное исправление нарушений с установлением срока;
  • если нет угрозы жизни и здоровью людей, накладывается штраф в размере 60-80 тыс. рублей в отношении организации и 5-10 тыс. руб. в отношении должностного лица или индивидуального предпринимателя;
  • нарушение, выявленное повторно, увеличивает штраф на организацию до 100-200 тыс. рублей, на должностное лицо или ИП – до 30-40 тыс. рублей;
  • надзорный орган вправе приостановить деятельность организации или ИП на период до 90 суток (если существует угроза жизни и здоровью людей);
  • повторное нарушение влечет дисквалификацию организации на срок от 1 до 3 лет.

Травматизм и профзаболевания

Документы (заключения, справки, сведения) о причинах заболеваемости работников организаций
5 лет

Затем документ может быть отобран на постоянное хранение по результатам экспертизы их ценности

Пункт 418

Документы (акты, протоколы, заключения, сведения, справки, переписка) о расследовании и учете профессиональных заболеваний
75 лет, если закончены делопроизводством до 1 января 2003 года, 50 лет – если после 1 января 2003 года
Пункт 419

Договоры добровольного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
5 лет после истечения срока действия договора,

после прекращения обязательств по договору

Пункт 420

Документы (акты, заключения, отчеты, протоколы, справки, эскизы, схемы, фото и видеодокументы, выписки из журналов инструктажа по охране труда) о производственных травмах, авариях и несчастных случаях на производстве:
Пункт 425

по месту составления
45 лет

Связанные с крупным материальным ущербом и человеческими жертвами – Постоянно

в других организациях
5 лет

Книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий
45 лет
Пункт 424

Обязанность медицинских и фармацевтических организаций проводить СОУТ

Проведение СОУТ рабочих мест врачей, фельдшеров, медсестер, санитаров в больницах и поликлиниках имеет свои особенности, ведь и рабочие места эти отличаются спецификой. В медицинских организациях СОУТ проводится в соответствии с общей методикой, утвержденной упоминавшимся ниже Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, однако Приказом Минтруда России от 24.04.2015 № 250н установлены дополнительные нормы, касающиеся проведения СОУТ на рабочих местах при оказании некоторых видов медпомощи:

  • экстренная и неотложная медпомощь вне стен медицинских организаций (на улице, на дому у пациента, в машине скорой помощи, на станции скорой помощи и т.д.), в том числе, во время медицинской эвакуации;
  • реанимация, интенсивная терапия, операционные, отделения анестезиологии и др. рабочие места, где необходимо поддерживать определенное состояние микробиотической среды;
  • диагностика и лечение с использованием медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования);
  • психиатрическая и иная медицинская помощь и обслуживание лиц с психическими расстройствами.

Основные особенности СОУТ на этих рабочих местах мы представили в виде таблицы.

Рабочие места, на которых проводится спецоценка Дополнительные требования к экспертам Измеряемые факторы вредности Присутствие работодателя и пациентов при проведении СОУТ
Вне медучреждения (машина и станции скорой помощи, на дому, на улице и т.д.) Химический фактор;
шум;
вибрация;
параметры микроклимата (в салоне транспортного средства);
биологический фактор;
тяжесть трудового процесса;
напряженность трудового процесса;
травмоопасность
Не допускается проведение замеров в присутствии пациентов.
Обязательно присутствие и контроль работодателя
Операционные, оперблоки, палаты интенсивной терапии, реанимации Наличие заключения об отсутствии инфекционных заболеваний;
прохождение полной санитарной обработки в санитарном пропускнике со сменой одежды и дезинфекцией рук, нахождение в санитарной одежде (халат, бахилы, шапочка, маска);
Химические факторы;
неионизирующее излучение;
ионизирующее излучение;
биологический фактор;
тяжесть трудового процесса;
напряженность трудового процесса.
Не допускается проведение замеров в присутствии пациентов.
Обязательно присутствие и контроль работодателя
Рабочие места медиков, осуществляющих лечение и диагностику с аппаратурой Наличие заключения об отсутствии инфекционных заболеваний;
обеспечение соблюдения требований, связанных с необходимостью поддержания устойчивого режима функционирования медицинской аппаратуры; изучение технической документации на аппаратуру
Не допускается проведение замеров в присутствии пациентов.
Обязательно присутствие и контроль работодателя
Психиатрические, психоневрологические, нейрохирургические, наркологические лечебно-профилактические медицинские организации и учреждения, в т.ч. детские;
бюро медико-социальной экспертизы
Химический фактор;
биологический фактор;
тяжесть трудового процесса;
напряженность трудового процесса;
травмоопасность
Не допускается проведение замеров в присутствии пациентов.
Обязательно присутствие и контроль работодателя

Что работодатель будет дополнительно получать от компании-оценщика с 2021 года

С 2021 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?
Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?
Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?
Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ

Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст

318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?
Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?
Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

Если СОУТ выполняется до конца 2018г.

В этом году к спецоценке условий относиться необходимо особенно серьезно, ведь этот год последний для того, чтобы работы были проведены в полном объеме

На руководство предприятий возложены обязанности по проведению СОУТ, причем неважно, какое это производство (машиностроительное, строительство, курьеры или кладовщики)

В трудовом договоре должны быть обязательно прописаны условия труда и гражданин перед трудоустройством должен быть обязательно с ними ознакомлен. На основании требований законодательных актов СОУТ не нужно проводить, если граждане занимаются работой на дому.

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

  • о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
  • рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
  • об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
  • на проведение специальной оценки условий труда
  • труда государственным нормативным требованиям охраны труда
  • к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Виды СОУТ

Их два:

  • плановая;
  • внеплановая.

Плановую специальную оценку условий труда проводят в соответствии с установленным законодательством один раз в год. Оценке подвергают все рабочие места. Плановая СОУТ может быть поэтапной. Но все зависит от условий производственной деятельности. В некоторых случаях проведение оценки труда в несколько этапов запрещено законодательством.

Внеплановую СОУТ проводят в таких случаях:

  • Компания организовала новые рабочие места, которые еще не были сертифицированы и проверены, а на них уже организован технологический процесс.
  • Производственные процессы привели к возникновению профессиональных заболеваний сотрудников.
  • На производстве произошел несчастный случай с летальным исходом или с серьезными производственными травмами.
  • Работодатель для безопасности деятельности своих сотрудников стал использовать новые средства индивидуальной защиты.
  • Профсоюзная организация выдвинула требования о проведение внеплановой СОУТ.
  • Компанией были изменены условия производства и технологические процессы. Они могут повлечь за собой нанесение ущерба здоровью работника.

Согласно законодательству, компания должна провести внеплановую проверку условий труда не позднее, чем через 6 месяцев после возникновения необходимости.

Im:Внеплановую проверку рабочих мест, которые еще не были обустроены, не проводят.

За нарушение законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

Какие сроки устанавливаются на устранение нарушений

На основании проведенной спецоценки условий труда подготавливаются следующие документы:

  • карты спецоценки условий труда;
  • протокола замеров воздуха рабочей зоны, шума, освещенности, микроклимата;
  • протокол травмоопасности и обеспеченности СИЗ (СИЗОД);
  • мероприятия по улучшению условий труда.

Нарушения по результатам СОУТ должны быть устранены до следующей проверки

На выполнение пунктов мероприятия даются сроки, а именно:

  1. Если устранение нарушения не требует затрат ни материальных, ни физических, то его можно произвести немедленно по получению документа. Например, не наклеена этикетка с указателем напряжения у розетки. Это действительно выполняется быстро.
  2. Когда запланировано проведение мероприятия, требующего существенных вложений средств, то и сроки на устранение увеличиваются. К примеру, реконструкция системы вентиляции и кондиционирования. В данном случае эксперты предварительно советуются с администрацией организационной структуры о том, какие сроки установить.

Кто обязан проводить СОУТ

Обязанность проводить СОУТ установлена для всех работодателей. Если сотрудники официально трудоустроены и регулярно выходят на свои рабочие места (будь то магазин, медицинская организация, образовательное учреждение, офис или производственный цех), то в их отношении обязательно нужно проводить СОУТ

Обратите внимание, что спецоценка требуется даже там, где, казалось бы, никаких вредных или опасных факторов нет (например, на рабочих местах бухгалтера, менеджера, помощника нотариуса и т.д.). При этом срочный трудовой договор, заключенный лишь на определенный период, а также работа вахтовым методом не освобождают работодателя от проведения спецоценки (см., например, решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 27.07.2020 г

по делу № 12-258/2020).

В то же время ч. 3 чт. 3 закона № 426-ФЗ устанавливает, что некоторые работодатели могут не проводить спецоценку. Это:

  1. Религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке (закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ).
  2. Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников.
  3. Самозанятые граждане (закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Любым работодателям также не нужно проводить СОУТ в отношении дистанционных и надомных работников.

Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 310 ТК РФ надомниками являются лица, которые осуществляют свою работу дома с использованием своих собственных материалов и инструментов или с предоставлением их работодателем. При этом надомники могут привлекать к труду и членов своей семьи без оформления отношений между этими лицами и работодателем. Дистанционные работники выполняют свою трудовую функцию, не находясь на территории работодателя или рабочем месте, контролируемом работодателем, а для взаимодействия с руководством и выполнения своих трудовых обязанностей использует интернет (ч. 1, 2 ст. 312.1 ТК РФ). Следует учесть, что трудовой договор с надомником или дистанционным сотрудником должен в обязательном порядке содержать условие о надомном или удаленном характере деятельности.

Если рабочее место вакантно, то СОУТ также не проводится, так как при отсутствии работника штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не осуществляются, и произвести замеры не представляется возможным. Провести спецоценку возможно будет только после приема сотрудника на это место. Такие разъяснения были даны Минтрудом России в письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Если в компании множество одинаковых (их называют аналогичными) рабочих мест (например, работает 15 менеджеров с одинаковыми условиями труда), то спецоценка проводится в отношении только 20% из них, и результаты СОУТ автоматически распространяются на всех остальных менеджеров.

Как провести спецоценку

Для организации спецоценки нужна комиссия. ИП может самостоятельно выполнять все ее функции, если не получается создать полноценную комиссию. Обычно в нее входят: специалист по охране труда, представители профсоюза и работодателя, сам ИП или руководитель организации. 

Комиссия составляет график проведения спецоценки и перечень рабочих мест, которые подпадают под спецоценку. Это формальная процедура, дополнительно с документами ничего делать не нужно, просто сохраните их. Специальной формы для этих документов нет, можете оформить их на свое усмотрение. 

Спецоценку проводят не для конкретного сотрудника или должности, а для рабочего места. Поэтому количество сотрудников иногда отличается от количества рабочих мест. Если один сотрудник совмещает две должности, то и рабочих мест у него может быть два. И наоборот, если сотрудники работают у станка в две смены, то рабочее место у них будет одно на двоих. 

Если эксперты найдут вредные или опасные факторы на каких-то рабочих местах, то проведут измерения и присвоят класс: оптимальный, допустимый, вредный или опасный. От этих классов зависят размеры взносов «на травматизм» и доптарифы по пенсионным взносам.

В конце процедуры организация, которая проводила спецоценку, предоставляет отчет о ее проведении. На этом история со спецоценкой не заканчивается, самое ответственное впереди.

Что появилось нового в процедуре СОУТ с 2021 года

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2021 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
проведенной до 01.01.2014.

2. Если аттестация рабочих мест ранее не проводилась, то спецоценка осуществляется:

  • в кратчайшие сроки – в отношении рабочих мест, перечисленных в п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ;
  • поэтапно до 31.12.2018 – в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ (к ним относятся офисные рабочие места) и введенных в эксплуатацию до 01.01.2014.

Кроме этого, работодатель обязан проводить внеплановую специальную оценку в случаях, перечисленных в ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Права и обязанности работника при проведении СОУТ

Работники также вовсе не бесправны при проведении СОУТ в отношении их рабочих мест и при желании могут занимать активную позицию. В частности, сотрудники вправе присутствовать при проведении спецоценки на рабочем месте, обращаться к эксперту и работодателю с предложениями и вопросами, связанными с проведением СОУТ, представлять письменные возражения и замечания по поводу результатов работодателю или в профсоюз и даже обжаловать их (ст. 5 закона № 426-ФЗ).

Но даже при отсутствии замечаний и возражений работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.

Ситуация:

Работники родильного дома подали в суд коллективный иск с требованием признать недействительными результаты спецоценки условий труда, а действия работодателя — незаконными. Свои требования они мотивировали тем, что фактически спецоценка не проводилась, и заключение является мнимым: измерения и исследования не проводились, как следствие, отсутствуют протоколы измерений, работники не присутствовали при проведении СОУТ. В результате такой спецоценки рабочим местам были присвоены классы вредности ниже, чем были установлены ранее, хотя условия труда в лучшую сторону не менялись. В результате работников лишили дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели и компенсационных выплат за вредность. Заключение экспертизы, назначенной судом, подтвердило, что качество проведенной СОУТ не соответствует требованиям законодательства. Суд признал действия работодателя по завершению СОУТ незаконными, а отчет по результатам проведенной СОУТ недействительным (см. решение Волгодонского районного суда Ростовской области от 16.08.2015 по делу № 2-1320/2015).

Организация спецоценки: роль работодателя

Итак, работодатель выступает в роли того, кто организует специальную оценку условий труда. Когда решение о выполнении СОУТ принято, и исполнитель выбран, его основной обязанностью становится формирование комиссии. Она составит список рабочих мест для организации обследования и подготовит необходимые документы для передачи исполнителю. Закон допускает возможность оптимизации работ, если в компании имеются аналогичные рабочие места: в этой ситуации оценку можно провести только для 20% из них, а затем экстраполировать результаты на остальные позиции. При этом проверке должны подвергнуться не менее двух мест.

После того, как все подготовительные мероприятия выполнены, заказчику остается только дождаться получения от исполнииеля итогового отчета и утвердить его. Затем нужно применить результаты обследования, а именно:

  • составить и передать в территориальный орган Роструда декларацию о соответствии, которая оформляется для рабочих мест с оптимальными и допустимыми условиями;
  • проконтролировать передачу исполнителем сведений о результатах в Федеральную систему учета итогов СОУТ;
  • ознакомить сотрудников с результатами СОУТ на их местах под роспись;
  • опубликовать на официальном портале компании информацию об итогах спецоценки.

Проинформировать персонал и общественность о полученных результатах нужно в срок, не превышающий 30 дней с даты утверждения отчета. Кроме этого, работодатель также должен принять меры по предоставлению сотрудникам льгот и компенсаций, предусмотренных законом согласно результатам проведенной специальной оценки условий труда.

Организация спецоценки: роль исполнителя

Получив требуемые документы от заказчика, организация-исполнитель приступает к выполнению работ на территории предприятия. Они реализуются в несколько этапов:

  • проверка наличия вредоносных факторов на всех местах, которые включены в список для проведения оценки;
  • определение позиций, на которых такие факторы не выявлены или обнаружены в пределах, не превышающих разрешенных нормативов;
  • проведение замеров интенсивности влияния вредоносных факторов на остальных рабочих местах;
  • проверка эффективности применяемых средств защиты от вредоносных факторов;
  • анализ полученных результатов;
  • классификация рабочих мест в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минтруда № 33н;
  • составление отчета и передача его заказчику на утверждение.

После того, как работодатель в лице комиссии по СОУТ согласовал отчет, организация-исполнитель должна передать эти сведения в Федеральную систему учета результатов оценки.

Сроки организации спецоценки

Новая компания должна провести эту процедуру в течение 12 месяцев с даты регистрации. Затем ее нужно выполнять каждые пять лет. Однако некоторые организации могут рассчитывать на послабления. Если по результатам СОУТ на предприятии выявлены только рабочие места с оптимальными и допустимыми условиями, повторную спецоценку можно не проводить. Для этого достаточно подготовить декларацию о соответствии рабочих мест действующим государственным требованиям и направить ее в территориальное подразделение Роструда. По истечении пяти лет с момента проведения предыдущей спецоценки ее действие продлится автоматически.

Однако этот упрощенный порядок будет действовать только при нормальной работе предприятия. Это значит, что в течение этого периода в компании не должно быть происшествий и несчастных случаев, случаев выявления профессиональных заболеваний и нарушений правил охраны труда. При возникновении такой ситуации действие декларации приостанавливается, и компании придется проводить внеплановую спецоценку. Она также потребуется при организации новых рабочих мест, изменении технологии производства, замене средств защиты или получении предписания со стороны контролирующих органов.

Обязанность провести СОУТ и санкции за ее невыполнение

Ответственность за своевременное проведение спецоценки на всех рабочих местах возложена работодателя. Невыполнение этого требования повлечет за собой применение достаточно суровых санкций, предусмотренных статьей 5.27.1 КоАП РФ. Максимальный штраф за непроведение СОУТ для организаций составляет 80 тысяч рублей. Если же организация уже получила от контролирующих органов предписание об устранении такого нарушения, но не выполнила его, штраф за повторное нарушение может быть увеличен до 200 тысяч. Кстати, его могут заменить остановкой работы компании на период до трех месяцев. Аналогичное наказание применяется в случаях, если в процессе проведения СОУТ были нарушены правила ее организации.