Свой бизнес: как открыть медицинский кабинет

Что нужно для открытия медицинского кабинета

Если ранее получение различных разрешительных документов было сопряжено с различными проблемами (в основном, бюрократического характера), то теперь процедура их оформления была значительно упрощена. Однако для открытия частного медицинского кабинета требуются немалые вложения, и к этому оказываются готовы далеко не все врачи, которые хотят работать на себя.

У такого вида бизнеса есть и другой, весьма существенный недостаток: при относительно больших вложениях сроки окупаемости частного кабинета составляют не менее двух лет. Далеко не у всех врачей есть возможность ждать столько времени. Тем не менее, увеличение числа частных кабинетов свидетельствует о том, что все же такая медицинская практика может быть выгодным предприятием, особенно в перспективе. Рано или поздно любой специалист, работающий в чужой компании, достигает «потолка». В случае с собственным делом варианты для развития практически не ограничены.

Итак, рассмотрим более подробно процедуру открытия частного медицинского кабинета. Прежде всего, необходимо подобрать подходящее помещение для его расположения. Хорошо, если такое помещение будет находиться в вашей собственности. Кто-то даже использует для кабинета свой дом или квартиру (или же отдельную ее часть). Однако для того, чтобы открыть кабинет в квартире, ее необходимо перевести в нежилой фонд. Само собою разумеется, что эта квартира должна быть расположена на первом этаже многоквартирного дома. Для перевода ее в нежилой фонд потребуется получить согласие всех жильцов вашего дома. В принципе, процесс сбора подписей не представляет сложности. Но, во-первых, он занимает слишком много времени (придется обходить квартиры не один раз, чтобы застать всех собственников дома), а, во-вторых, велика вероятность, что некоторые жильцы просто не согласятся ставить свои подписи (особенно те, чьи квартиры примыкают к вашей).

Другой вариант – арендовать отдельный кабинет (желательно соответствующий вашей специальности) в лечебном учреждении – более удобен, а в некоторых случаях и намного более выгодный. В этом случае у вас будет намного меньше проблем с различными проверяющими органами. Кроме того, вам придется меньше тратиться на рекламу, ведь ваши потенциальные клиенты будут сами приходить к вам. Особенно этот вариант удобен для стоматологических кабинетов. А вот детским врачам специалисты советуют искать отдельное помещение. Многие родители приходят в детскую поликлинику исключительно для оформления необходимых справок и не хотят лишний раз посещать ее из-за опасений, что ребенок может там заразиться от других детей.

Для аренды кабинета в медицинском учреждении необходимо заключить договор аренды с ДИЗО городской администрации. На это уйдет около четырех-пяти недель. При оформлении документов рекомендуется указать точное расписание своей работы: дни и время, в противном случае вы будете оплачивать аренду за 24 часа в сутки, а это может вылиться в итоге в круглую сумму.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения

В настоящее время полномочия Росздравнадзора регламентированы Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». Одним из полномочий Росздравнадзора является лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции службы.

3 октября 2016 года вступили в законную силу изменения, внесенные в статью 15 Закона об основах (изменения внесены Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ), согласно которым полномочия по осуществлению непосредственно лицензионного контроля в отношении организаций (лицензиатов), в том числе в сфере медицинской деятельности, передаются Росздравнадзору. При этом лицензионный контроль лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий также, как и прежде, будут осуществлять органы исполнительной власти субъектов РФ (например, Департамент здравоохранения города Москвы, Минздрав Московской области).

К осуществлению внеплановых проверок органы Росздравнадзора приступили уже с октября 2016 года.

Полномочия по плановым проверкам соблюдения лицензионных требований органы Росздравнадзора начнут осуществлять с января 2017 года (письмо Росздравнадзора от 03.11.2016 № 02И-2155/16 «О соблюдении законодательства»).

Кроме того, органы Росздравнадзора в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2016 № 93-ФЗ наделяются полномочием по приостановлению, возобновлению действия и аннулирования лицензий, проведению мониторинга эффективности лицензирования деятельности. Отметим, что порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии установлен статьей 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Аннулирование лицензии на сегодняшний день является полномочием суда, а не Росздравнадзора.

Оснащение медицинских кабинетов

Это самая затратная часть в открытии вашего бизнеса. Даже страшно подумать, сколько необходимо закупить приборов, чтобы оборудовать хотя бы маленький врачебный кабинет. При этом все оснащение должно быть специализированным, даже мебель закупить обычную вы не сможете.

Так, например, стоимость врачебного стула, предназначенного только для приема пациента (стул для специального осмотра понадобится другой), составляет не менее 20 тысяч рублей. Это всего лишь один стул! Посудите сами, какой будет итоговая сумма затрат. Да, недешевое это удовольствие – медицинский кабинет. Бизнес-план должен быть составлен максимально качественно, просчитайте все расходы и хорошенько подумайте, по карману ли они вам.

Представим только ориентировочные цены. Наверняка, вы хотите, чтобы ваши услуги пользовались спросом у населения, а для этого следует предоставлять людям качественную помощь, что, в свою очередь, требует использования медицинского оборудования серьезных производителей, работающих по западным стандартам. Современная аппаратура стоит очень дорого.

Ультразвуковой аппарат обойдется вам не менее чем в 5 миллионов рублей, диагностические аппараты стоят в пределах от 300 тысяч до двух миллионов рублей, цены на стоматологические установки варьируются от 450 тысяч до 2,5 млн рублей.

Лицензирование объединенных, но не тождественных услуг

Следует обратить внимание, что в новый Перечень работ (услуг) вошла услуга «организация здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиология». Ранее «эпидемиология» указывалась в качестве самостоятельного вида деятельности и не была связана с организацией здравоохранения и общественным здоровьем

По данному вопросу в профессиональном сообществе высказывалось предположение, что объединение двух указанных услуг является опиской. Национальная ассоциация медицинских организаций в этой связи направила в Минздрав обращение с просьбой разъяснить, в частности, нужно ли переоформлять лицензию на организацию здравоохранения и общественное здоровье для включения в услугу позиции «эпидемиология» и повлечет ли это обязательство медорганизации по принятию на работу врача-эпидемиолога.

На наш взгляд, описка здесь маловероятна. Для применения нового Перечня работ (услуг) в этой части следует обращаться к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).

Нормы данного закона говорят, что в случае, если нормативным правовым актом РФ изменяется наименование лицензируемого вида деятельности, перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, то необходимость переоформления лицензии должна определяться этим же нормативным правовым актом (ч. 2.1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Поскольку п. 2 Постановления № 852 не содержит прямого указания на переоформление лицензии на услугу «организация здравоохранения и общественное здоровье» и услугу «эпидемиология», называя их одной услугой «организация здравоохранения и общественное здоровье, эпидемиология», и не соотносит их в Перечне тождественных (работ) услуг – переоформлять ранее полученные лицензии по ним пока не требуется. Но какова будет итоговая позиция Минздрава и Росздравнадзора и что будет дальше – вопрос остается открытым.

В связи с объединением в новом Перечне двух указанных работ (услуг) в одну отметим уже возникшую необходимость изменений в приказ Минздрава России от 29 декабря 2020 г. № 1399н «Об установлении требований к организации и выполнению работ (услуг) по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также по медицинской статистике», поскольку указания на эпидемиологию данный приказ не содержит.

«Свежие» изменения в сфере лицензирования на подходе

В скором времени ожидается принятие поправок, в том числе в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) о внесении изменений в реестр лицензий в соответствии с нормативным правовым актом РФ, изменяющим наименование лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности. Соответствующий закон принят Госдумой 26 мая, одобрен Советом Федерации 2 июня, и в ближайшее время его должен подписать президент.

Порядок внесения указанных изменений в реестр лицензий будет зависеть от того, установлена ли в этом нормативном правовом акте РФ необходимость оценки соответствия лицензиата измененным лицензионным требованиям. Такая оценка соответствия будет проводиться в форме документарной и (или) выездной оценки.

Если данная необходимость установлена, лицензиат должен будет подать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Если не установлена – лицензирующий орган внесет изменения без заявления лицензиата.

Вероятно, что данный закон, в случае его принятия, будет очень кстати, если возникнет вопрос о внесении изменений в лицензии, выданные ранее на работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью либо по эпидемиологии.

Также в числе новелл отметим норму, согласно которой при выявлении несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в отношении отдельных работ (услуг), лицензия будет предоставлена по его просьбе на те виды работ (услуг), в отношении которых соответствие соискателя лицензионным требованиям в ходе проверки было подтверждено; возможность сокращения общего срока предоставления лицензии для отдельных видов деятельности, которые определит Правительство РФ (будет ли это медицинская деятельность еще вопрос); освобождение лицензиата от уплаты госпошлины, если изменения в реестр лицензий, касающиеся смены номера телефона, адреса электронной почты, он внесет самостоятельно и т. д.

Кто выдает, основания, сроки действия

Лицензированием деятельности занимаются специально уполномоченные на то государственные органы. В случае медицинских услуг, высокотехнологичной медицинской помощи и ИП — это вопрос Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития – Росздравнадзора.

Законодательная база

Получение разрешения на предоставление врачебных услуг определяется следующими нормативными актами:

  • Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291;
  • Приказ Минздрава «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».

В соответствии с N99-ФЗ от 4 мая 2011 все виды медицинских лицензий Росздравнадзора являются бессрочными.

Переоформление лицензии на производство медтехники

Предусмотрены следующие причины переоформления лицензии:

 1 в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования;  Срок переоформления 10 рабочих дней   
 2 в случаях изменения наименования юридического лица, индивидуального предпринимателя наименования, адреса места нахождения; 
в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.  Срок переоформления 30 рабочих дней 
Прекращением деятельности по одному из адресов  Срок переоформления 10 рабочих дней

Перечень документов при переоформлении лицензии в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в случаях изменения наименования юридического лица, индивидуального предпринимателя наименования, адреса места нахождения:

 1 Заявление; 
Оригинал действующей лицензии; 
Сведения/документы, свидетельствующие вносимых изменениях ; 
Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 750.00 руб.    

Перечень документов при переоформлении лицензии в случае осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии.

1 Заявление 
Оригинал действующей лицензии; 
Сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники; 
4 Регистрационное удостоверение с актуальным адресом производства 
5 Сведения о наличии сотрудников, соответствующих лицензионным требованиям; 
6 Свидетельства о поверке средств измерений, сведения о наличии вспомогательного оборудования, эксплуатационная документация на обслуживаемую медтехнику; 
7 Реквизиты эксплуатационной документации производителя, необходимой для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска применения (при наличии); 
8 реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата системы менеджмента качества, соответствующей требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 13485-2017; 
9 Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 3500.00 руб.

Перечень документов при переоформлении лицензии в случае намерения лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники

1 Заявление 
Оригинал действующей лицензии; 
3 Сведения о документах, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования помещений, зданий, сооружений по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, необходимых для осуществления деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники; 
4 Регистрационное удостоверение с актуальным адресом производства 
5 Сведения о наличии сотрудников, соответствующих лицензионным требованиям; 
6 Свидетельства о поверке средств измерений, сведения о наличии вспомогательного оборудования, эксплуатационная документация на обслуживаемую медтехнику; 
Реквизиты эксплуатационной документации производителя, необходимой для технического обслуживания заявленных групп медицинских изделий по классам потенциального риска применения (при наличии); 
8 реквизиты документов, подтверждающих наличие у лицензиата системы менеджмента качества, соответствующей требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 13485-2017; 
Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 3500.00 руб.

Перечень документов при переоформлении лицензии в случае прекращения деятельности по одному из адресов:

1 Заявление; 
Оригинал действующей лицензии; 
3 Платежное поручение об оплате госпошлины в размере 750.00 руб. 

Требования к штату

Соискатель лицензии должен подтвердить:
Эти работники должны иметь необходимое профессиональное образование и (или) квалификацию.
Допускается вместо наличия таких работников представить договор с организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующей деятельности.
Порядками оказания медицинской помощи устанавливаются штатные нормативы, которые являются обязательными для медицинских организаций государственной сферы. Например, для косметологического кабинета штатные нормативы выражаются в следующих цифрах:
  • врач-косметолог – не менее 1 должности
  • медицинская сестра – не менее 1 должности
  • санитарка – не менее 0,25 должности

Кроме того, предъявляются требования к наименованиям должностей. Они должны соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

В соответствии с Приложением 1 к Квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, предъявляются следующие требования к врачу-косметологу, а также к заведующему структурным подразделением (отделением, кабинетом и др.) медицинской организации — врачу-косметологу:

наличие высшего образования — специалитета по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия».

В случае, если врач имеет подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Дерматовенерология», требуется профессиональная переподготовка по специальности «Косметология». Врач обязан повышать квалификацию не реже одного раза в 5 лет на протяжении всей трудовой деятельности.

Когда нужна

Полный список услуг, которые подлежат лицензированию, указан в приказе Министерства здравоохранения № 142 от 29 апреля 1998 года. В этом нормативно-правовом акте указано, на что именно нужно получать лицензию.

Помощь амбулаторная и поликлиническая Андрология
Акушерство и гинекология
Анестезия
Аллергологические мероприятия
Гематология
Генетическая помощь
Гериатрия
Помощь дерматовенеролога и диетолога
Лечение диабета
Иммунология и иммунопрофилактика, а также деятельность инфекциониста
Паразитология
Кардиология и лечение сердечно-сосудистых заболеваний
Клиническая трансфузиология
Проктология
Косметология (в том числе хирургическая)
Наркология
Нейрохирургия, неврология и терапевтическая помощь в данной сфере
Нефрология
Онкология
Фониатрия
Сурдология
Помощь отоларингологов
Офтальмология, а для коррекции зрения дополнительная лицензия
Сексология, экстракорпоральное оплодотворение, лечение патологий в данной и других областях
Педиатрия
Психиатрия и психотерапия
Радиология и пульмонология
Ревматология
Стоматология (лицензии отдельно на каждый вид услуг для детей и для взрослых)
Хирургия
Физиотерапия
Урология
Фтизиатрия
Эндоскопия
Эпидемиология
Помощь эндокринолога
Эндоскопия
Дневной стационар
Помощь в стационаре Экстракорпоральное оплодотворение
Акушерство, гинекология, нефрология
Андрология
Анестезиология
Помощь аллерголога
Реанимационные мероприятия
Баротерапия
Гематология
Гастроэнтерология
Генетика
Гериатрия
Дерматовенерология и дерматология
Диетология и помощь больным диабетом
Иммунологическая помощь
Работа инфекциониста
Кардиология
Паразитология
Клиническая фармакология
Колопроктология
Трансфузиология клинического типа
Комбустиология и литотрипсия
Косметология
Работа с пациентами, которым требуется ЛФК
Наркология
Неонатология
Нейрохирургическая помощь
Онкология
Сурдология
Отоларингология и офтальмология
Педиатрия
Помощь в устранении патологий профессионального типа
Психотерапевтическая и психиатрическая помощь
Радиология и пульмонология
Ревматология
Хирургия (отдельно лицензии для детского и взрослого отделения)
Эндокринология
Эндоскопия
Эпидемиология
Фармацевтика Закупка лекарственных препаратов для их дальнейшей реализации
Хранение лекарств на складе
Контроль за использованием препаратов из больничной аптеки на закрепленной за ней территории
Приобретение и организация контроля и хранения наркотических веществ
Производство медицинских препаратов
Традиционная медицина Гомеопатия и мануальная терапия
Медицинский массаж всех видов
Гирудотерапия и рефлексотерапия
Традиционная диагностика
Заготовка тканей и органов Выполнение манипуляций с органами и тканями
Изъятие и организация правильного хранения доноров
Осуществление донорства
Работа с человеческой кровью
Трансфузиология
Экспертная деятельность Все виды экспертной деятельности, которые касаются медицинского, генетического, цитологического или иного рода лабораторного исследования
Санаторно-курортная деятельность Все медицинские услуги, которые оказываются в рамках стационара или поликлиники
Санитарно-гигиеническая и противоэпидемиологическая работа Дератизация, дезинфекция, дезинсекция, стерилизация, ведение санитарного и бактериологического контроля

Страховые компании, которые контролируют работы медицинских организаций, не нуждаются в профильной лицензии. Также это разрешение не нужно фирмам, которые оказывают услуги не из этой таблицы.

Изменение требований при подаче заявления соискателя на получение лицензии

При подаче заявления на получение лицензии соискатель теперь может не представлять нотариально удостоверенные копии учредительных документов юридического лица. Этот подпункт исключен из списка прилагаемых документов, что соотносится с подп. 1 ч. 3 ст. 13 Закона № 99-ФЗ.

Поскольку для соискателей теперь предъявляется требование о размещении сведений о медицинской организации и медработниках в ЕГИСЗ, при подаче заявления на получение лицензии следует представить сведения о внесении такой информации в федеральный реестр медицинских организаций и федеральный регистр медицинских работников ЕГИСЗ.

При этом если соискатель уже внес сведения в ЕГИСЗ о наличии на праве собственности или ином праве владения и пользования медицинских изделий, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), и их государственной регистрации, а также о медицинском и фармацевтическом образовании и квалификации работников, с которыми заключены трудовые договоры, – то соответствующие копии этих документов к заявлению прикладывать не нужно (п. 10 нового Положения). Эта же норма прописана и для лицензиата в п. 12 нового Положения.

Правовая база

Основными нормативными документами, которые регулируют лицензирование в стоматологии, на сегодняшний день являются:

  • Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ, устанавливающий общие правила выдачи лицензий в Российской Федерации;
  • Постановление Правительства от 16 апреля 2012 года № 291, определяющее порядок оформления лицензий на ведение медицинской деятельности, включая область лечения зубов;
  • Приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года № 910н, определяющий правила предоставления помощи в стоматологической области для детей;
  • Приказ Минздрава от 31 июля 2020 года № 786н, устанавливающий требования к оказанию медицинской помощи взрослому населению при возникновении заболеваний или патологий в области зубных манипуляций.

Кто вправе получить лицензию

В соответствии с пунктом 1 приложения, утвержденного постановлением № 291, выдача лицензий осуществляется компаниям любых организационно-правовых форм и индивидуальным предпринимателям. Но следует учитывать, что лицензирование медицинской деятельности и стоматологии осуществляется только при условии полного выполнения всех действующих требований к соискателям лицензий.

Лицензируемые направления деятельности

Работа стоматологических медицинских учреждений всех форм собственности, включая лицензирование ИП для стоматологии, возможна только при условии наличия у них лицензии, разрешающей такую деятельность. Это обусловлено тем, что статья 12 99-ФЗ, устанавливающего общие правила лицензирования в России, вводит обязательный порядок лицензирования всех видов медицинских услуг.

В свою очередь, список услуг, входящих в эту категорию, определен отдельным нормативным документом – постановлением № 291. В приложении к этому постановлению приводятся конкретные области деятельности, на которые распространяется данное условие. В стоматологической области он включает следующие направления:

  • гигиеническое;
  • общее;
  • детское;
  • направление общей практики;
  • ортопедическое;
  • профилактическое;
  • терапевтическое;
  • хирургическое.

Последствия работы без разрешения

Работа без медицинской лицензии:

  • без нанесения вреда здоровью — влечет за собой административное наказание по ч. 2, 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ и предусматривает систему штрафов от 1500 руб для ИП, от 40000 руб для юридических лиц.
  • при нанесения ущерба здоровью — здесь в силу вступает ст. 171 и ст. 235 УК РФ. В зависимости от нанесенного ущерба сумма штрафа доходит до 500000 руб, в некоторых случаях – тюремный срок.

Это возможно в случае грубейших нарушений лицензионных требований или при отсутствии исправлений этих нарушений. Происходит приостановление только через суд по заявлению проверяющей инстанции.

Лицензионные требования при оказании косметологических услуг

Основная задача лицензирующего органа – проверка соблюдения лицом, претендующим на получение лицензии, лицензионных требований, установленных в нормативных актах.

Применительно к косметологии как виду медицинской деятельности, речь идет о требованиях, установленных в упомянутом выше Постановлении Правительства РФ № 291 (пункт 4).

Этот документ устанавливает следующие категории лицензионных требований:

  • Требования к материально-техническому обеспечению;
  • Требования к образованию и стажу руководителей;
  • Требования к штату;
  • Требования к контролю качества.

Рассмотрим каждую из категорий подробнее.

Административная ответственность и штрафы за оказания услуг при отсутствии разрешения

Частные лица, включая компании коммерческого и некоммерческого типа, работающие в медицинской сфере, при отсутствии лицензирования будут подвергаться привлечению к ответственности посредством административных взысканий, регламентированных статьями Кодекса об АП РФ № 14.1, 6.2, 19.20.

Часть вторая ст. 14.1 Кодекса об АП РФ гласит, что нелицензированное предпринимательство наказывается штрафными санкциями:

  • от двух до двух с половиной тыс. руб. для физических лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и имеющегося сырья;
  • от четырех до пяти тыс. руб. в отношении должностных лиц, включая конфискацию рабочего инструмента, продукции и сырья;
  • для юридических лиц порядка 40 – 50 тысяч рублей с конфискацией рабочего инструмента, продукции и сырья.

Мнение эксперта

Морозов Иван Северинович

Юрист-консульт с 6-летним стажем. Специализация — уголовное право. Имеет опыт в защите в суде.

Ведение деятельности при отсутствии соответствующей лицензии Росздравнадзора, позволяющей ее осуществлять, влечет за собой применение следующих штрафных санкций:

  • административное взыскание на сумму между тридцатью и пятьюдесятью тысячами российских рублей в отношении должностных лиц или введение ограничения на право работать сроком на 1-3 года;
  • для лиц, ведущих деятельность предпринимателя без официальной регистрации статуса юридического лица, санкции составляют 30 – 40 тыс. рублей или осуществляется остановка их работы на 90 дней;

Негрубые нарушения

Ч. 2 ст. 19.20 и ч. 3 ст. 14.1 из Кодекса об АП определяют ответственность за неправомерную медицинскую практику, заключающуюся в наложении штрафных санкций:

для граждан они равны 1,5 – 2 тысячам рублей;

Помимо незначительных нарушений лицензионной деятельности имеются и «грубые», заключающиеся в неисполнении лицензиатом условий, утвержденных пунктами 4 и 5 Постановления № 291 и совершении действий, несущих определенные последствия, указанные в части 11 статьи 19 законопроекта «О лицензировании».

Грубые нарушения

Согласно ч. 4 ст. 14.1, ч. 3 ст. 19.20 Кодекса об АП, грубые нарушения наказуемы штрафными взысканиями:

от четырех тысяч рублей до восьми или остановкой деятельности на 90 дней для лиц, занимающихся предпринимательством без официальной регистрации;