Оглавление
О статусе заключений врачей-консультантов Центра дистанционного консультирования
На основании анализа информации, поступившей из обратившейся медицинской организации, дежурный врач-анестезиолог-реаниматолог будет осуществлять дистанционную (в т.ч., с применением телемедицинских технологий) консультацию либо определять необходимость направления выездной бригады Центра (в Центре обеспечивается наличие круглосуточной дежурной выездной бригады в составе врача-анестезиолога-реаниматолога и медицинской сестры-анестезиста, осуществляющей консультативную и лечебную специализированную медицинской помощи пациентам при угрожающих жизни состояниях в медицинских организациях субъекта РФ).
Обращаем внимание на то, что Правилами № 16 предусмотрено, что в случае если дежурный врач-анестезиолог-реаниматолог проводит консультацию, медицинская организация, в которой находится пациент, обязана уведомить Центр об изменениях в состоянии пациента после проведения рекомендованных лечебных и диагностических мероприятий в установленное дежурным врачом-анестезиологом-реаниматологом Центра время (заключение врача-анестезиолога-реаниматолога Центра будет подлежать внесению в медицинскую документацию пациента). Считаем важным отметить, что, по нашему мнению, из представленной редакции проекта изменений в Порядок неясным остается вопрос о статусе заключений врачей-консультантов из Центра, в т.ч
вопрос об обязательности их исполнения и соответственно, о возможной ответственности за содержание самих рекомендаций, равно как и за последствия их соблюдения/несоблюдения
Считаем важным отметить, что, по нашему мнению, из представленной редакции проекта изменений в Порядок неясным остается вопрос о статусе заключений врачей-консультантов из Центра, в т.ч. вопрос об обязательности их исполнения и соответственно, о возможной ответственности за содержание самих рекомендаций, равно как и за последствия их соблюдения/несоблюдения.
Так, Проект не предусматривает прямой нормы, устанавливающей обязательность соблюдения заключений врачей из Центра, однако косвенно вывод об обязательности рекомендаций врачей Центра следует из представленной выше нормы о том, что медицинская организация, в которой находится пациент, обязана уведомить Центр об изменениях в состоянии пациента после проведения рекомендованных дежурным врачом-анестезиологом-реаниматологом Центра лечебных и диагностических мероприятий (то есть предполагается, что рекомендованные мероприятия все-таки должны быть проведены пациенту).
В то же время, схожий вывод (т.е. вывод о обязательности заключений врачей Центра) косвенно может быть подкреплен и нормами ч. 2 с. 70 ФЗ № 323-ФЗ, в которой определено, что рекомендации врачей-специалистов-консультантов, которых привлекает лечащий врач (при определенных обстоятельствах, названных в ч. 2 с. 70 ФЗ № 323-ФЗ), реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи. Безусловно медицинская помощь в сфере АиР чаще всего характеризуется именно экстренными условиями ее оказания.
Если руководствовать указанными положениями ФЗ № 323-ФЗ, то получается, что рекомендации консультантов Центра все-таки в основном будут являться обязательными, поскольку обязательность соблюдения рекомендаций установлена для тех случаев, когда речь идет об оказании экстренной медицинской помощи.
Полагаем, что Минздраву до утверждения окончательного текста приказа с изменениями следует обратить внимание на обозначенную проблему и четко указать на обязательность/необязательность соблюдения врачами, запросившими консультацию из Центра, рекомендаций, предоставленных врачами-работниками Центра. При этом, отметим, что при определении обязательности/необязательности рекомендаций Центра Минздраву следует учесть и возможные последствия указанного (так обязательность соблюдения рекомендаций может привести к размыванию ответственности за результат лечения, а необязательность вообще ставит под вопрос необходимость создания и финансирования подобного центра в подобном формате)
Обзор документа
В 2013 г. Минздраву России выделены бюджетные ассигнования на реализацию мер по совершенствованию государственной социальной политики. Речь идет, в частности, об увеличении зарплаты врачей.
Средства доводятся до подведомственных учреждений на основании соглашений. Главный распорядитель на основании отчетов организаций формирует общий отчет.
На основании этого утверждена форма отчета для учреждений Министерства.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Об исключении некоторого оборудования из стандартов оснащения
Отметим, что проектом изменений в Порядок предлагается также сократить некоторое оборудование из следующих стандартов оснащения:
Стандарт оснащения: | Что исключено: |
---|---|
Стандарт оснащения группы анестезиологии-реанимации для взрослого населения (Приложение № 3 к Порядку) |
Утрачивают силу требования о том, что при отсутствии в группе (в отделении) системы централизованного снабжения медицинскими газами и вакуумом группа (отделение) оснащается концентраторами кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета:
|
Стандарт оснащения отделения анестезиологии и реанимации для взрослого населения (Приложение № 6 к Порядку) | |
Стандарт оснащения отделения анестезиологии- реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения (Приложение № 9 к Порядку)* |
Онкометр (в настоящее время требуется в количестве 1 шт.). Также утратившими силу признаются следующие нормы примечания к данному стандарту оснащения:
|
Стандарт оснащения отделения реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения (Приложение № 12 к Порядку)* |
Онкометр (в настоящее время так же требуется в количестве 1 шт.). Утрачивает силу также требование о том, что при отсутствии в отделении системы централизованного снабжения медицинскими газами и вакуумом отделение оснащается концентраторами кислорода с функцией сжатого воздуха и вакуума из расчета одна установка на 1 — 2 пациенто-места в операционной, манипуляционной, диагностическом кабинете (данное требование установлено в примечании № 1 к рассматриваемому стандарту оснащения. А установленная в примечании № 2 норма о том, что аппараты искусственного кровообращения, экстракорпоральной оксигенации, контрпульсации, интраоперационного сбора крови, экстракорпоральной детоксикации, фильтрации, не инвазивные и инвазивные мониторы для оценки гемодинамики, транскраниальный оксиметр, метаболографы, ожоговые кровати и другие устройства предусматриваются в зависимости от потребности в них была сохранена (в отличие от представленного в предыдущем разделе настоящей таблицы стандарта оснащения)). |
*Примечание: из пояснительной записки к проекту изменений в Порядок следует, что изъятие оборудования из названных стандартов оснащения необходимо произвести в связи с тем, что такое оборудование является избыточным (?). Относительно же причин изъятия оборудования из двух других стандартов, представленных в таблице выше, пояснений нет.
Дополнительно о некоторых критерии соответствия/несоответствия
В завершение данного раздела настоящей статьи нам хотелось бы обратить внимание наших читателей на следующую проблему, связанную с требованиями законодателя к оснащению операционных блоков, где проводится наркоз. Требования к оснащению операционных (операционных блоков), в которых проводятся медицинские манипуляции под наркозом установлены не только рассматриваемым в настоящей статье Порядком, но и:
Требования к оснащению операционных (операционных блоков), в которых проводятся медицинские манипуляции под наркозом установлены не только рассматриваемым в настоящей статье Порядком, но и:
- рядом других специализированных порядков оказания медицинской помощи, например:
- Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 922н;
- Порядком оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утв. Приказом Минздрава России от 31.05.2018 № 298н;
- Порядком оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 918н;
- Порядком оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 915н;
- Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нейрохирургия», утв. Приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 931н;
- а также СнПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее — СнПиН 2.1.3.2630-10).
А проблема заключается в том, что требования к оснащению в СанПиН 2.1.3.2630-10 и порядках оказания медицинской помощи противоречат друг другу (а, зачастую, существенно противоречат), при том, что медицинская организация обязана соблюдать как первые, так и вторые.
На практике наличие указанных противоречий приводит к тому, что медицинская организация при получении необходимой разрешительной документации проходит экспертизу Роспотребнадзора и получает необходимые документы для осуществления медицинской деятельности, если действует согласно СнПиН 2.1.3.2630-10 (сэз на медицинскую деятельность, включая право оказания конкретных медицинских услуг), а далее сталкивается с отказом лицензирующего органа на предоставление лицензии на осуществление медицинской деятельности из-за несоответствия порядкам оказания медицинской помощи (а соблюдение таких порядков является одним из важнейших лицензионным требованием). Конечно же ряд серьезных проблем указанные противоречия создают и непосредственно в рамках осуществления медицинской деятельности для медицинских организаций, которые уже имеют необходимую разрешительную документацию (для них всегда будет существовать риск привлечения к ответственности за несоответствие требованиям, установленным либо в порядках, либо в СанПиН 2.1.3.2630-10).
Таким образом, на сегодняшний день совершенно не ясно каким именно требованиям к оснащению операционных, где проводится наркоз, должна соответствовать медицинская организация при осуществлении медицинской деятельности/при прохождении процедуры лицензирования.
Полагаем, что законодателю следует так же обратить внимание на обозначенную нами проблему и постараться ее устранить (в том числе, путем внесения соответствующих поправок в Порядок) (отметим, что сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что на сегодняшний день лицензирующие органы обязывают медицинские организации соблюдать в первую очередь требования, установленные именно Порядком)