Оглавление
- История
- Педагогическая школа санитарного просвещения
- Национальные школьные стандарты санитарного просвещения
- Жане С.Р.
- Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями
- Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства
- Методы и задачи
- Просветительство для женщин
- Цель программы
- Школьное санитарное просвещение во всем мире
- Школьное санитарное просвещение во всем мире
- Рекомендации
- Школьные национальные стандарты санитарного просвещения
- Известные деятели школьного санитарного просвещения
- Роль амбулаторно-поликлинических учреждений
История
Карта мыслей по санитарному просвещению
Цель и подход к санитарному просвещению в Соединенных Штатах со временем менялись. С конца девятнадцатого до середины двадцатого века целью общественного здравоохранения было контролировать вред, наносимый инфекционными заболеваниями, которые к 1950-м годам в значительной степени находились под контролем. Основной недавней тенденцией изменения определений школьного санитарного просвещения является растущее признание того факта, что школьное образование влияет на поведение взрослых.
В 1970-х годах санитарное просвещение в США рассматривалось в основном как средство передачи здоровой медицинской практики тем, кто должен был ее практиковать. К этому времени стало ясно, что сокращение заболеваемости, смертности и роста затрат на здравоохранение может быть наилучшим образом достигнуто за счет сосредоточения внимания на укреплении здоровья и профилактике заболеваний. В основе нового подхода лежала роль санитарного просвещения.
В определениях 80-х годов прошлого века появилась уверенность в том, что образование — это средство расширения прав и возможностей человека, позволяющее принимать обоснованные решения в отношении здоровья. Санитарное просвещение в США превратилось в «процесс оказания помощи людям… в принятии информированных решений по вопросам, влияющим на их личное здоровье и здоровье других». Это определение появилось в том же году, когда было проведено первое общенациональное исследование санитарного просвещения в школах США, которое в конечном итоге привело к гораздо более агрессивному подходу к обучению молодежи вопросам здоровья. В конце 1990-х годов Всемирная организация здравоохранения выступила с Глобальной инициативой в области здравоохранения, направленной на создание «школ, способствующих укреплению здоровья», которые улучшили бы школьные программы здравоохранения на всех уровнях, включая: местный, региональный, национальный и глобальный.
Сегодня школьное санитарное просвещение рассматривается в США как «комплексная программа по охране здоровья», объединяющая общину, школы и практику ухода за пациентами , в которой «санитарное просвещение охватывает весь континуум от профилактики болезней и укрепления здоровья до выявления болезни и лечения. , реабилитация и длительный уход ». Эта концепция недавно прописана в современной научной литературе как « укрепление здоровья », фраза, которая используется как синонимы с санитарным просвещением, хотя укрепление здоровья имеет более широкую направленность.
Педагогическая школа санитарного просвещения
В Соединенных Штатах около сорока штатов требуют преподавания санитарного просвещения. Комплексная программа санитарного просвещения состоит из запланированных учебных мероприятий, которые помогут учащимся достичь желаемого отношения и практики, связанных с критическими проблемами здоровья. Вот некоторые из них: эмоциональное здоровье и позитивная самооценка ; признательность, уважение и забота о человеческом теле и его жизненно важных органах ; физическая подготовка ; проблемы со здоровьем, связанные с алкоголем , табаком , употреблением наркотиков и расстройствами , связанными с употреблением психоактивных веществ ; заблуждения и мифы о здоровье; влияние упражнений на системы организма и на общее самочувствие; питание и контроль веса ; сексуальные отношения и сексуальность , научные, социальные и экономические аспекты здоровья общества и окружающей среды; инфекционные и дегенеративные заболевания, включая болезни, передающиеся половым путем ; готовность к стихийным бедствиям ; безопасность и обучение водителей; факторы окружающей среды и то, как эти факторы влияют на состояние окружающей среды человека или населения (например, качество воздуха, качество воды, санитария пищевых продуктов); жизненные навыки ; выбор профессиональных медицинских и оздоровительных услуг; и выбор профессии в области здравоохранения.
Национальные школьные стандарты санитарного просвещения
Национальные стандарты санитарного просвещения (NHES) представляют собой письменные требования к тому, что учащиеся должны знать и уметь делать к 2, 5, 8 и 12 классам в целях укрепления личного, семейного и общественного здоровья. Стандарты обеспечивают основу для разработки и выбора учебных программ, обучения и оценки учащихся в области санитарного просвещения. Показатели успеваемости четко формулируют, что учащиеся должны знать или уметь делать в поддержку каждого стандарта на основании заключения о каждом из следующих классов: Pre-K – Grade 12. Показатели успеваемости служат планом для организации оценки учеников.
Жане С.Р.
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в его работе.
Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюллетеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу, на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать — заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически — инструкторы по санитарному просвещению.
Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление своего здоровья.
Медицинские сестры поликлинических учреждений вместе с семейными врачами должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание достаточно времени. Сюда относятся:
- оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;
- работа по нормализации психологического микроклимата в семье и на работе;
- борьба с имеющимися вредными привычками;
- борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.
Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте — гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства
Медицинские сестры стационаров осуществляют пропаганду ЗОЖ в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных. В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате — индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку. Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии специализированной аппаратуры) тематические презентации.
В обязанности медицинских сестер диспансеров входит пропаганда ЗОЖ и отдельных ее составляющих как меры профилактики кожных, онкологических заболеваний, туберкулеза, неспецифических заболеваний легких и др. Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров — в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.
Действия медицинского персонала учат элементам ЗОЖ не меньше, чем слово. Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».
Долг средних медицинских работников — учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.
Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями
Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:
- индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые медицинские рекомендации;
- групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
- выдачу специальной «Книжки диспансеризуемого», являющейся основным элементом заочного обучения (в которой отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем).
«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего образа жизни, что способствует закреплению в его сознании полученных санитарно-просветительных рекомендаций, врачу — контролировать их выполнение пациентом.
В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.
Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»
Санитарное просвещение: принципы, организация, методы и средства
Санитарноепросвещение— совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.
Сцелью обеспечения высокого уровняздоровья цель каждого медицинскогоработника в своей работе — опиратьсяна профилактическую направленность.Уровень профилактики в стране отражаетхарактер общественно-экономических,научно-технических и политическихусловий жизни.
Взадачи санитарного просвещения входит:
•распространениемедицинских и гигиенических знаний;•воспитание санитарно-гигиеническихнавыков с целью сохранения и укрепленияздоровья;• повышение санитарно-гигиеническойкультуры.
Санитарно-гигиеническоепросвещение должно проводиться с учетомпола, возраста, климато-географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.
В своейработе по воспитанию здорового образажизни фельдшер должен учитывать иусловия жизни населения, куда входятматериальные и нематериальные факторы(социальные, политические идуховно-нравственные). Индивидуальноеи общественное здоровье зависит отвышеперечисленных факторов.
ПриказомМЗ Российской Федерации осанитарно-просветитель-ской работе длясредних медицинских работниковпредусмотрено ежемесячно уделять 4 чпропаганде здорового образа жизни всчет рабочего времени с проведениемпланирования и отчета по проделаннойработе.Службу санитарного просвещениявозглавляет Главное санитарно-эпидемиологическоеуправление, Отдел медицинских проблемформирования здорового образа жизни,Центральный научно-исследовательскийинститут санитарного просвещения МЗРоссийской Федерации.
Методыи средства санитарно-просветительскойработы
Ворганизации своей санитарно-просветительскойработы фельдшер наряду с традиционнымиметодами обучения населения по вопросамохраны здоровья, такими как:
•собеседование;•групповые дискуссии;• лекции;•тематические вечера;• вечера вопросови ответов;• беседы за круглым столом;
•устныежурналы;• школы здоровья;• публикациив прессе;• конференции,широкоиспользует и методы наглядной агитации:•стенгазеты;• санбюллетени;•выставки и уголки здоровья;• книжныевыставки.
Методы и задачи
Повышение квалификации «Организация санитарного просвещения» с применением дистанционных технологий позволят освоить новые компетенции, повысить профессиональный уровень и пройти аккредитацию в рамках 5 летнего цикла повышения квалификации для медицинских работников и специалистов сферы здравоохранения. Инновационный образовательный процесс позволяет слушателям овладеть необходимыми знаниями из любой точки планеты без отрыва от основного вида деятельности.
Планируете пройти повышение квалификации в рамках 5 летнего цикла для врачей и специалистом сферы здравоохранения, хотите обновить имеющиеся знания? Только у нас Вы сможете пройти специально разработанную образовательную программу. После прохождения обучения Вы сразу можете приступить к выполнению профессиональных задач.
Повышение квалификации «Организация санитарного просвещения» длится до 29 дней. Интенсивность обучения вы контролируете сами, в зависимости от Вашей загруженности и времени, которым располагаете для освоения курса. По окончании обучения и успешной аттестации Вам выдается удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста с присвоением специальности «Организация санитарного просвещения» гигиеническое воспитание.
Просветительство для женщин
Санитарно-просветительное воспитание в среде женского населения дифференцируется по возрастному признаку и подразделяется на работу со здоровыми лицами, женщинами групп риска и больными с гинекологическими диагнозами. Работа ведется как с группами посетительниц, так и индивидуально. Пациенткам выдаются буклеты для дальнейшего изучения с мужем.
Женщин репродуктивного возраста агитируют вести здоровый образ жизни. Рассказывают о материнстве, планировании семьи, преподносят знания о медико-генетических исследованиях с целью профилактики наследственных или генетических патологий у будущего ребенка
Также медицинские работники уделяют внимание информированности женщин о методах профилактики нежелательной беременности, гинекологических заболеваний, разъясняют вред аборта. Призывают к прохождению регулярных гинекологических осмотров и явки к специалисту при наступлении беременности
Пациенткам с диагностированными заболеваниями даются дополнительные рекомендации по дальнейшему поведению с целью скорейшего выздоровления. Каждую посетительницу знакомят с информацией по профилактике онкологических заболеваний.
Женщинам старшей возрастной группы рассказывают об особенностях течения климакса и менопаузы, широко освещаются вопросы гигиены в этом периоде, рекомендуют меры профилактики возрастных гинекологических заболеваний, в том числе онкологических.
Работа с беременными ведется на протяжении всего срока вынашивания ребенка. Женщине прививаются знания о поведении, навыки, способствующие здоровью матери и ребенка, сохранению и благополучному разрешению беременности. Специалисты в индивидуальном порядке и на коллективных лекциях рассказывают о поведении во время родов, в послеродовом периоде, дают знания об уходе за младенцем с первых часов его жизни, пропагандируют грудное вскармливание.
Будущим матерям выдается печатный материал, где систематизирована информация о гигиеническом поведении в каждом периоде беременности, родов. Также проводится просветительная работа с родственниками женщины, в первую очередь с будущим отцом.
Цель программы
Санитарное просвещение входит в обязанности врачей. Оно проводится в учебных заведениях, медицинских учреждениях, предприятиях и т.д. В последнее время получило широкое распространение просвещение по вопросам в популярных медицинских теле- и радиопередачах и в других СМИ. Однако санитарное просвещение без обратной связи и без учёта особенностей реципиента может вызвать негативные последствия (ятрогения). Чтение людьми без медицинского образования специализированной литературы приводит к внушаемым болезням. Проводя гигиеническое воспитание, врач должен просвещать население о том или ином заболевании, его предупреждении, давать рекомендации по безопасности жизнедеятельности, рассказать о различных точках зрения на проблему и высказать своё мнение
Важно уметь заинтересовать адресата, преподнести материал не в декларативной, а в ненавязчивой форме, без лишних подробностей, уметь отвечать на поступающие вопросы. Врач, осуществляющий просветительскую работу, становится в определённой степени психологом; если адресата взволнует та или иная информация, и его реакция на сказанное будет слишком эмоциональной, врачу нужно уметь его успокоить
Школьное санитарное просвещение во всем мире
Румыния
С 2001 года Министерство образования, науки, молодежи и спорта разработало национальную учебную программу по санитарному просвещению. Национальная программа санитарного просвещения в румынских школах считалась приоритетной для вмешательства GFATM (Глобального фонда) и агентств ООН.
Япония
Shokuiku (Кандзи: 食 育) — это Японский срок для «еда образование». Закон определяет это как» получение знаний о еде и питание, а также способность принимать соответствующие решения на основе практического опыта с едой с целью развития у людей способности жить на здоровый рацион питания».
Это было инициировано Саген Ишизука, известный военный врач и пионер макробиотическая диета. После введения западной быстрое питание в конце 20-го века японское правительство обязало образование в области питания и происхождения продуктов питания, начиная с Основного закона Сёкуйку в 2005 году, а затем с Законом о школьном здоровье в 2008 году. Университеты также разработали программы для обучения сёкуику в государственных школах. как исследование его эффективности посредством академических исследований.
Основные проблемы, которые привели к развитию закона сёкуйку, включают:
- Школьники пропускают завтрак.
- Дети покупают еду в магазине, а не едят вместе с родителями.
- Семьи не едят вместе.
На занятиях сёкуйку будут изучены процессы приготовления пищи, такие как сельское хозяйство или ферментация; как добавки создают аромат; и откуда берется еда.
Польша
Санитарное просвещение в Польше не является обязательным, но исследования показали, что даже с внедрением санитарного просвещения подростки Польши все еще не выбирали здоровый образ жизни. Санитарное просвещение по-прежнему необходимо в Польше, но фактор того, что действительно доступно, особенно в сельской местности, и что доступно, влияет на решения больше, чем то, что является здоровым.
Тайвань
Санитарное просвещение в Тайвань фокусируется на нескольких темах, в том числе:
- Обучение учащихся для улучшения состояния их здоровья
- Помогает родителям использовать ресурсы здравоохранения и информацию о санитарном просвещении
- Научите студентов понимать конкретные заболевания и базовые медицинские знания
Школьное санитарное просвещение во всем мире
Румыния
С 2001 года Министерство образования, науки, молодежи и спорта разработало национальную учебную программу по санитарному просвещению. Национальная программа санитарного просвещения в румынских школах считалась приоритетной для вмешательства GFATM (Глобального фонда) и агентств ООН.
Япония
Сёкуику ( кандзи : 食 育) — это японский термин, обозначающий « пищевое образование ». Закон определяет это как «приобретение знаний о пище и питании , а также способность принимать соответствующие решения на основе практического опыта в области питания с целью развития у людей способности жить на здоровой диете ».
Его инициировал Саген Ишизука , известный военный врач и пионер макробиотической диеты . После введения западного фаст-фуда в конце 20-го века японское правительство обязало образование по вопросам питания и происхождения продуктов питания, начиная с Основного закона Сёкуйку в 2005 году, а затем с Законом о школьном здоровье в 2008 году. Университеты разработали программы обучения Shokuiku в государственных школах, а также исследует его эффективность посредством академических исследований.
Основные проблемы, которые привели к развитию закона сёкуйку, включают:
- Школьники пропускают завтрак.
- Дети покупают еду в магазине, а не едят вместе с родителями.
- Семьи не едят вместе.
На занятиях сёкуйку будут изучены процессы приготовления пищи, такие как сельское хозяйство или ферментация; как добавки создают аромат; и откуда берется еда.
Польша
Санитарное просвещение в Польше не является обязательным, но исследования показали, что даже после внедрения санитарного просвещения подростки в Польше все еще не выбирали здоровый образ жизни. Санитарное просвещение по-прежнему необходимо в Польше, но фактор того, что действительно доступно, особенно в сельской местности, и что доступно, влияет на решения больше, чем то, что является здоровым.
Тайвань
Санитарное просвещение на Тайване сосредоточено на нескольких темах, в том числе:
- Обучение студентов для улучшения состояния их здоровья
- Помогает родителям использовать ресурсы здравоохранения и информацию о санитарном просвещении
- Научите студентов понимать конкретные заболевания и базовые медицинские знания
Рекомендации
- Маккензи, Дж., Нейгер, Б., Теккерей, Р. (2009). Санитарное просвещение также можно рассматривать как профилактическую медицину (Marcus 2012). Санитарное просвещение и укрепление здоровья. Планирование, реализация и оценка программ укрепления здоровья. (стр. 3-4). 5-е издание. Сан-Франциско, Калифорния: Pearson Education, Inc.
- Донателле Р. (2009). Содействие изменению здорового поведения. Здоровье: основы. (стр.4). 8-е издание. Сан-Франциско, Калифорния: Pearson Education, Inc.
- Всемирная организация здоровья. (1998). Список основных терминов. Глоссарий по укреплению здоровья. (стр.4). Проверено 1 мая 2009 г., frogym oyoh http://www.who.int/hpr/NPHj/ddoocs/hp_glossary_en.pdf.
- Коттрелл, Гирван и Маккензи, 2009 г.
Школьные национальные стандарты санитарного просвещения
Национальные стандарты санитарного просвещения (NHES) представляют собой письменные требования к тому, что учащиеся должны знать и уметь делать к 2, 5, 8 и 12 классам для укрепления личного, семейного и общественного здоровья. Стандарты обеспечивают основу для разработки и выбора учебных программ, обучения и оценки учащихся в области санитарного просвещения. Показатели успеваемости четко формулируют, что учащиеся должны знать или уметь делать в поддержку каждого стандарта на основании заключения о каждом из следующих классов: Pre-K – Grade 12. Показатели успеваемости служат планом для организации оценивания учеников.
Известные деятели школьного санитарного просвещения
Елена Слипцевич был ведущей фигурой в развитии санитарного просвещения как академической дисциплины и профессии. В 1961 году она работала в Университете штата Огайо профессором санитарного просвещения. Там она помогала руководить исследованием школьного санитарного просвещения с 1961 по 1969 год. Большинство программ санитарного просвещения используются сегодня в школах.[куда?] основаны на десяти концептуальных областях, определенных в этом исследовании. Они сосредоточены на здоровье населения, здоровье потребителей, здоровье окружающей среды, семейной жизни, психическом и эмоциональном здоровье, предотвращении травм и безопасности, питание, личное здоровье, профилактика болезней и борьба с ними, а также употребление наркотиков и злоупотребление ими.[нужна цитата]
Роль амбулаторно-поликлинических учреждений
В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:
- Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
- Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.
В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.
В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.
С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами — памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия — лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.
К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, — гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.
Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.