Оглавление
- Организация питания в детских палаточных лагерях
- Главные аспекты организации питания в школьной столовой.
- 3.3. Требования к хранению пищевых продуктов
- 3.2. Требования к организациям, вырабатывающим пищевые продукты с пролонгированными сроками годности
- Оборудование школьной столовой по СанПиН
- Что изменилось в питании в образовательных организаций
- Требования к оборудованию школьной столовой
- Требования СанПиН для школьной столовой
- Примерное меню учащихся
- Питьевой режим
- СанПиН 2021: что изменилось для школ
- Нормы питания
- Чем должен питаться школьник по СанПин.
- Изменения СанПиН в 2019 году
- СанПиН 2021: что изменилось для всех образовательных организаций
- Основные требования СанПиН
- Меню школьника.
- 3.1. Требования к регламентации сроков годности
- Организация оптимальных условий ведения образовательного процесса в школах невозможна без обеспечения учащихся и кадрового состава горячим питанием, соответствующим требованиям рациональности, безопасности и разнообразности
Организация питания в детских палаточных лагерях
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
Главные аспекты организации питания в школьной столовой.
В частности в Положении прописаны:
- В каком виде можно подавать блюда (приготовление
блюд «на месте», торговля готовой продукцией). - Порядок оснащения школьных столовых (инвентарь,
моечные, помещения для столовой и т.п.). - Частота вывоза отходов, содержание мусорных
контейнеров (не допускается сжигать мусор на пришкольной территории, вывозят
отходы ежедневно). - Количество кранов (на кв.м.) для мытья рук или с
питьевой (фильтрованной) водой. - Как действовать обслуживающему персоналу, если
из строя выходят холодильники (порядок корректировки меню).
По СанПин мытье посуды в школьной столовой должно быть строго разграничено.
Нельзя вместе складировать использованные предметы для приготовления пищи и тарелки, вилки, ложки, которыми пользуются учащиеся.
Для дезинфекции, мытья посуды и инвентаря берут только разрешенные дезсредства по инструкции.
Рекомендуется брать моющие средства с вирулицидным эффектом (убивающим микробы, вирусы) (пп. 5.17-5.18).
В шкафах, где хранится хлеб, убирают крошки и протирают раствором уксуса (1%) не реже, чем раз в 5-7 дней (п. 5.19).
Если в ОУ своя столовая, приготовление пищи идет «с нуля», то предусмотрена маркировка полуфабрикатов или иных продуктов.
В раздаточных помещениях, куда привозят уже приготовленную пищу в изотермических емкостях, не предусмотрено наличие шкафов, холодильников с сырой продукцией.
Готовить в таких столовых-раздатках тоже нельзя.
На складах поддерживается собственный микроклимат (температура, влажность).
Обслуживающий персонал должен ежедневно следить за параметрами в комнатах, холодильных установках.
3.3. Требования к хранению пищевых продуктов
3.3.1. Для
скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны
устанавливаться условия хранения, обеспечивающие пищевую ценность и
безопасность их для здоровья человека.
3.3.2. Хранение пищевых
продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих
параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида
продукции.
3.3.3. Количество
продукции, хранящейся на складе организации-изготовителя или организации
торговли должно определяться объемом работающего холодильного оборудования (для
продуктов, требующих охлаждения) или размерами складского помещения,
достаточными для обеспечения соответствующих условий хранения в течение всего
срока годности данного продукта.
3.3.4. Не допускается
совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми к
употреблению пищевыми продуктами.
3.2. Требования к организациям, вырабатывающим пищевые продукты с пролонгированными сроками годности
3.2.1. Производство
продукции с пролонгированными сроками годности допускается при наличии санитарно-эпидемиологического
заключения на указанную продукцию.
3.2.2. Производство
продукции должно осуществляться в организациях (в цехах):
— отвечающих санитарным правилам для организаций соответствующей отрасли
промышленности и имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на вид
деятельности по производству указанных пищевых продуктов, выданное в
соответствии с установленным порядком;
— располагающих необходимым технологическим оборудованием, отвечающим
требованиям нормативной документации;
— имеющие стабильное снабжение сырьем и материалами, соответствующими
гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности и нормативной
документации;
— на которых организован производственный контроль в установленном
порядке.
Оборудование школьной столовой по СанПиН
- облегчают или автоматизируют приготовление большого количества блюд из типового меню (например, кухонные комбайны, промышленные мясорубки);
- гарантируют возможность рационального использования помещений пищеблока;
- способствуют снижению коммунальных расходов и трудозатрат работников.
Скачать перечень оборудования для столовой по СанПиН
- производственными столами из нержавеющей стали с нанесением соответствующей маркировки (например, СМ — сырое мясо, СР — сырая рыба, Х — хлеб и т.д.);
- стеллажами, предназначенными для хранения пищевого сырья, посуды, инвентаря. Высота нижней полки стеллажа должна располагаться на расстоянии как минимум 15 см от пола (п.4.6 СанПиН 2.4.5.2409-08).
- шкафами (посудные, для мойки, угловые, со столешнией), укомплектованными практичной системой открывания;
- подтоварниками, оптимально — с регулируемой высотой ножек;
- моечными ванными, котломойками, умывальниками для мытья рук.
Скачать рекомендованный минимальный набор оборудования для полноценной столовой и кухни образовательного учреждения
Что изменилось в питании в образовательных организаций
Вендинговые автоматы. Для дополнительного питания можно установить автоматы для продажи готовой продукции. В них можно продавать соки, нектары, стерилизованное молоко, питьевую воду, орехи кроме арахиса, сухофрукты и мучные изделия в отдельной упаковке. У продуктов должны быть сертификаты качества и соблюдены условия и сроки хранения. Автоматы нужно мыть и дезинфицировать по мере загрязнения, но не меньше двух раз в месяц.
Дежурство детей. Дети могут быть допущены к дежурству по кухне: чистить и резать сырые овощи, нарезать хлеб, сервировать и убирать стол, мыть посуду под присмотром взрослых. Дети должны работать на кухне в фартуках и головных уборах.
Требования к оборудованию школьной столовой
Посуда, тара, инвентарь, оборудование школьной столовой должны соответствовать санитарным требованиям:
- стулья, столы, табуреты и другая мебель в столовой должны быть выполнены из материалов, которые можно мыть;
- стеллажи и другая кухонная мебель должны располагаться на 15 сантиметров выше пола, чтобы можно было проводить влажную уборку;
- в столовой можно использовать только фарфоровую, стеклянную и фаянсовую посуду и столовые приборы из нержавеющей стали. Также допускается использование одноразовой посуды и приборов, но материалы, из которых они изготовлены, должны быть безопасными;
- кухонную посуду с отбитыми краями, трещинами, сколами, поврежденной эмалью и другими дефектами использовать запрещено. Нельзя использовать и столовые приборы из алюминия, а при приготовлении блюд – разделочные доски из пластмассы и фанеры.
Не так давно в школах начали устанавливать автоматы с соками, нектарами и другими напитками. Если такое оборудование появилось в учебном заведении, оно также должно соответствовать нормам СанПиН. Так, если в таком холодильнике есть молоко, оно должно быть только стерилизованным и расфасованным в упаковки не более 350 миллилитров. Чистая вода в таких автоматах должна быть негазированной, а объем бутылок не должен превышать 500 миллилитров.
На складах и в помещениях для хранения продуктов постоянно должен поддерживаться рекомендуемый уровень влажности и температуры. Для контроля можно использовать специальные термометры (не ртутные). Проверку же всего оборудования обычно проводят ежегодно перед началом учебного года.
Требования СанПиН для школьной столовой
- базовым организационным единицам (комбинаты питания), обеспечивающим полный цикл работы — от закупки продовольственного сырья до выдачи готовых блюд;
- станциям общественного питания доготовочного типа, осуществляющих обработку кулинарных полуфабрикатов; школьным столовым, работающим с разными типами пищевого сырья в рамках утвержденного меню;
- буфетам и раздаточным, специализирующимся на реализации готовой кулинарной продукции.
- Вода, централизованно подаваемая по системам холодного и горячего водоснабжения, должна соответствовать нормативам, утвержденным для питьевой жидкости.
- Во всех производственных помещениях школьной столовой должны быть установлены источники водоснабжения (раковины, моечные ванные), в том числе резервные, которые могут быть использованы при проведении ремонтных и профилактических работ. В обеденном зале необходимо монтировать умывальники из расчета одна единица на 20 человек, а также оборудовать установку с электро- или одноразовыми полотенцами.
- При отсутствии возможности подключения к централизованному водоснабжению образовательная организация обязана обустроить водопровод, подпитываемый из артезианской скважины, с системой водозабора и коптажа. Аналогичные требования применяются к регулированию хозяйственной деятельности школ, которые по причине инфраструктурных особенностей не могут быть подключены к канализационной системе, при этом порядок утилизации сточных вод и бытовых отходов должен быть согласован с локальными органами исполнительной власти.
- В ходе проведения работ по капитальной реконструкции здания требованиями СанПиН для школьной столовой предусмотрена установка дополнительной системы кондиционирования воздуха в горячих цехах, на складе школьного пищеблока. Зоны повышенного загрязнения пищеблока (моечные ванные, тепловые установки) должны быть оборудованы точками вытяжной системы вентиляции в дополнение к приточно-вытяжному модулю. Источники искусственного освещения, которые должны быть защищены от влаги и пыли специальным напылением, запрещено размещать над источниками тепла (плитами), разделочными столами, функциональным оборудованием.
Примерное меню учащихся
Примерное меню школьников разрабатывает предприниматель или юридическое лицо, которое обеспечивает питание в школе. После этого меню согласовывается с директором школы и территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический контроль.
Согласно СанПиН, меню разрабатывается на период не менее 10–14 дней. При этом нужно учитывать сезон, время пребывания в школе, суточную калорийность рациона и возрастные группы учащихся (7–11 и 12–18 лет). Одни и те же блюда не должны повторяться в течение дня или двух-трех последующих дней.
Все блюда, которые будут употреблять в пищу учащиеся, должны быть отварными, тушеными, запеченными или приготовленными на пару, что соответствует принципам здорового питания. Чистую воду разливать в стаканы в столовой нельзя, разрешено продавать ее исключительно в закрытых бутылках.
Примерное меню в образовательных учреждениях такое:
Завтрак: закуска, горячее блюдо, горячий напиток. Рекомендуется добавить овощи и фрукты.
Обед: закуска (салат из огурцов, помидоров, моркови, свежей или квашеной капусты с зеленью), первое, второе (горячее блюдо из мяса/птицы/рыбы), сладкое блюдо.
Полдник: напиток (сок/молоко/кисломолочный продукт/кисель) с булочным изделием или пирожным без крема.
Ужин: каша/овощное/творожное блюдо, основное второе блюдо (мясо/птица/рыба), напиток (сок/чай/кисель).
По СанПиН некоторые продукты и блюда готовить и продавать в школах запрещено, в частности:
- яйца водоплавающих птиц и яйца с загрязненной скорлупой;
- непотрошеную птицу;
- мясо диких животных;
- консервы в деформированных упаковках и упаковках без этикеток;
- овощи с признаками порчи;
- острые приправы – горчицу, хрен, уксус;
- остатки приготовленной накануне пищи;
- квас, простоквашу, творог из непастеризованного молока;
- пирожные и торты с кремом;
- газированные напитки;
- натуральный кофе, энергетические напитки;
- жевательную резинку;
- арахис, ядра абрикосовой косточки.
Сегодня организации питания школьников уделяется пристальное внимание. За 2019 год Роспотребнадзор проверил больше семи тысяч школьных пищеблоков
Все выявленные нарушения руководство учебных учреждений должно исправить в кратчайшие сроки.
Также в конце октября Госдума в первом чтении приняла законопроект о питании в школах, реализацию которого планируется начать уже в 2020 году. Основной посыл – обеспечение школьников горячим питанием, причем все блюда должны соответствовать СанПиН и принципам здорового рациона. Пока планируется в обязательном порядке бесплатно кормить учеников начальных классов.
Дети проводят в школе большую часть времени, и полноценное, сбалансированное питание – залог поддержки их здоровья и улучшения образовательного процесса.-
Питьевой режим
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
СанПиН 2021: что изменилось для школ
Требования к количеству учеников. Раньше учеников в классе должно было быть не больше 25, теперь их количество не ограничено. Главное, чтобы на одного человека в классе было не меньше 2,5 кв.м.
Свободный объем домашних заданий. В предыдущих СанПиН бы прописан объем домашних заданий, теперь он не ограничен. Но у учеников должен быть один облегченный учебный день в среду или в четверг.
. Нельзя проводить больше одного экзамена в день. Перерыв между экзаменами составляет не меньше 2 дней. Если школьники сдают много экзаменов по выбору, они могут делать это через день. При продолжительности экзамена от 4 часов и более обучающиеся обеспечиваются питанием. Независимо от продолжительности экзамена обеспечивается питьевой режим.
Нормы питания
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
Особенности установления норм питания для детей-сирот.
Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:
-
больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
-
нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.
Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Чем должен питаться школьник по СанПин.
Не используют при приготовлении пищи способы, плохо влияющие на ЖКТ и организм в целом.
Никакой жареной картошки-фри, фастфуда, газировок.
Что разрешено (пп. 6-17-6.22):
- Молочные продукты.
- Раз в 2-3 дня дают творог, сыр, рыбу, яйца.
- Мясо, масло.
- Кусок качественного хлеба с каждым блюдом.
На завтрак ребенок должен получать горячее блюдо, напиток, закуску, овощи и фрукты.
В обед – суп, второе с мясом, рыбой или птицей, сладкое, салаты, орехи, сухофрукты.
На полдник предусмотрен перекус, чаще это кисель, сок, булочка, вафли.
Ужин состоит овощей, каши или творога.
Иногда, согласно приложению 6, допускается замена ингредиентов, но обязательно в пределах установленной пищевой ценности.
Изменения СанПиН в 2019 году
Последние поправки к СанПиН были утверждены весной 2019 года, и коснулись они всех сфер школьной жизни. Что касается столовой, то теперь окна в пищеблоке и обеденном зале не обязательны. Разрешено и отсутствие инсоляции в административно-хозяйственных помещениях. Раньше существовало требование к ориентированию окон в классах: на восточную, южную и юго-восточную стороны. Окна столовой могли выходить на север. Однако в 2019 году это требование утратило силу.
Второе существенное изменение санитарных норм коснулось дополнительного обогащения рациона витаминами и микроэлементами. Так, сегодня в некоторые продукты и готовые блюда могут добавляться специальные витаминно-минеральные премиксы (предварительно смешанные сухие компоненты). Дополнительно учащиеся могут получать витаминизированные напитки. С начала 2020 года при приготовлении блюд будет использоваться только йодированная поваренная соль.
Йод относится к жизненно важным элементам, но в России практически нет территорий, где бы не было дефицита йода в почве, воде и местных продуктах. Как следствие, возникает дефицит йода в организме у взрослых и детей. Он приводит к ухудшению общего самочувствия, головным болям, постоянному чувству усталости, снижению концентрации, сонливости, задержке психического и физического развития, нарушениям работы ЖКТ. По этой причине было решено проводить массовую йодную профилактику, а замена обычной поваренной соли йодированной – самое простое и эффективное решение.
СанПиН 2021: что изменилось для всех образовательных организаций
. Теперь педагоги и другие сотрудники образовательных организаций должны не только иметь заполненную медкнижку и проходить профессиональную гигиеническую подготовку, но и проходить обязательную вакцинацию. Раньше это уже было записано в законе о вакцинации, но теперь закреплено и в СанПиН.
Обязательное горячее питание. С 1 сентября 2020 года младших школьников должны кормить горячими обедами. Теперь это закреплено в СанПин. Также сказано, что для всех, кто занимается в организациях больше 4 часов, должна быть организована возможность горячего питания. Это не значит, что детей нужно кормить бесплатно, но значит, что в учреждениях дополнительного образования должны появиться не только буфеты, но и столовая. По крайней мере, если дети в этих учреждениях занимаются в нескольких секциях подряд.
Запрещен детский труд. Детей нельзя допускать к уборке туалетов, душевых, умывальных, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим работам с вредными и опасными условиями труда. Теперь субботники будут проходить в другом формате (если, конечно, они останутся).
Требования к детским комнатам и центрам. Теперь их деятельность регламентируется: у них может не быть собственной территории, но должны быть комната для персонала, место для мытья и хранения игрушек; они могут использовать туалеты соседних организаций; должны организовать доступ к питьевой воде; обязаны не допускать детей с визуальными признаками инфекционных заболеваний. В детских центрах, работающих как группы дневного пребывания, должны быть свой туалет и, если дети занимаются больше 4 часов, должно быть организовано питание.
. Для дистанционного обучения нельзя использовать мобильные телефоны. Но как будут проверять наличие ноутбука у каждого ученика, неизвестно. При этом ученики младших классов могут использовать ноутбуки только при наличии дополнительной клавиатуры, чтобы сидеть подальше от экрана. Уроки должны длиться не дольше 40 минут и заканчиваться не позже 18.00.
Основные требования СанПиН
Требования, предъявляемые к работе школ, утверждены на государственном уровне. Они затрагивают все аспекты деятельности образовательного учреждения: обеспечение безопасности детей, формирование классов, требования к мебели, освещению, квалификации сотрудников. Работа столовой не исключение. Соответствующий СанПиН утвержден главным санитарным врачом России. Сегодня действует документ 2010 года.
Администрации школ, лицеев, гимназий, колледжей, кадетских корпусов, интернатов, а также компании, организующие питание в образовательных организациях, должны придерживаться правил, прописанных в документе. Все эти правила направлены на поддержание здоровья детей и предотвращение возникновения инфекционных заболеваний и отравлений.
В частности, из СанПиН можно узнать:
- какие формы организации питания в школах могут быть (допускается как приготовление обедов на месте, так и продажа уже готовой продукции);
- каковы требования к помещениям для приготовления или продажи продуктов (оснащение инвентарем для нарезки продуктов, разогрева, а также мытья посуды);
- частоту вывоза отходов и требования к мусорным контейнерам (так, мусор нельзя сжигать, а освобождать контейнеры нужно при заполнении их на 2/3);
- сколько кранов с питьевой водой должно быть в столовой для приготовления пищи и мытья рук;
- действия в случае выхода из строя необходимого для хранения и приготовления пищи оборудования (при поломке холодильников меню должно быть скорректировано);
- маркировку, которая должна быть на инвентаре и оборудовании (СМ – «сырое мясо», СР – «сырая рыба»);
- как правильно мыть и дезинфицировать поверхности и инвентарь (посуду для приготовления и подачи блюд нужно мыть отдельно, тряпки для столов после рабочего дня нужно замачивать и кипятить или дезинфицировать, а после тщательно просушивать);
- принципы формирования меню (учитываются сезонность, территориальные особенности питания, период пребывания учащихся на улице, возрастная группа).
СанПиН для школьной столовой включает и нормы, которые можно использовать еще на этапе строительства учебного заведения. Так, площадь столовой должна быть достаточной для размещения в ней всех учеников в два приема, а к складским помещениям должен быть организован подъезд транспорта.
Меню школьника.
Рацион питания составляется для того, чтобы дети были обеспечены качественными продуктами.
Правильно термически обработанными с достаточным количеством полезных веществ, обеспечивающих их нормальное физиологическое развитие (п.6.1).
Принципы организации правильного питания в учебных учреждениях:
- Набор нужных продуктов формируется посуточно или
в иной, установленный ранее, промежуток времени (п.6.2). - Каждый ингредиент рациона должен входить в меню
и распределяться в соответствии с перечнем блюд на завтрак, обед, полдник или
ужин (п. 6.3). - Примерное меню составляется на 2 недели по
установленной форме (приложение 2). Указываются данные о составе блюд (п.6.4). - Обязательно учитывается сезон года, возраст
учащегося, его потребности в витаминах, микроэлементах и калориях. Также
длительность его пребывания в учебном учреждении, физические нагрузки (п.6.6 и
6.7).
Учащиеся должны есть только свежеприготовленную пищу, не допускается ее повторный разогрев в том числе заморозка-разморозка.
В дополнении к СанПин 2.4.5.2409-08 разработаны приложения с
таблицами, где подробно изложены нюансы по весу порций для каждого возраста, с
учетом пищевой и энергетической ценности, витаминов (п.6.9).
Меню в ОУ не держат в секрете, по п. 6.10 информацию о качественном и количественном составе, калориях размещается на сайте школы и перед столовой.
Родители в любой момент должны иметь возможность узнать, что едят их дети, насколько блюда соответствуют заявленному в меню.
3.1. Требования к регламентации сроков годности
3.1.1. Срок годности
пищевого продукта определяется периодом времени, исчисляемым со дня его
изготовления, в течение которого пищевой продукт пригоден к использованию, либо
даты, до наступления которой пищевой продукт пригоден к использованию.
Период времени (дата) в течение которого (до наступления которой)
пищевой продукт пригоден к использованию, следует определять с момента
окончания технологического процесса его изготовления, и включает в себя
хранение на складе организации-изготовителя, транспортирование, хранение в
организациях продовольственной торговли и у потребителя после закупки.
3.1.2. Информация,
наносимая на этикетку, о сроках годности пищевых продуктов должна
предусматривать указание: часа, дня, месяца, года выработки для особо скоропортящихся
продуктов, продуктов для детского и диетического питания; дня, месяца и года —
для скоропортящихся продуктов; месяца и года — для нескоропортящихся продуктов,
а также правил и условий их хранения и употребления.
3.1.3. Сроки годности
скоропортящихся пищевых продуктов распространяются на продукты в тех видах
потребительской и транспортной тары и упаковки, которые указаны в нормативной и
технической документации на эти виды продуктов, и не распространяются на
продукцию во вскрытой в процессе их реализации таре и упаковке или при
нарушении ее целостности.
3.1.4. Не допускается
переупаковка или перефасовка скоропортящихся пищевых продуктов после вскрытия и
нарушения целостности первичной упаковки или тары организации-изготовителя в
организациях, реализующих пищевые продукты, с целью установления этими
организациями новых сроков годности на продукт и проведения работы по
обоснованию их длительности в новой упаковке или таре.
3.1.5. Скоропортящиеся
пищевые продукты после вскрытия упаковки в процессе реализации следует
реализовать в срок не более 12 часов с момента ее вскрытия при соблюдении
условий хранения (температура, влажность).
Для продуктов в специальных упаковках, препятствующих их
непосредственному контакту с окружающей средой и руками работников, допускается
устанавливать сроки хранения после вскрытия указанных упаковок в установленном
порядке.
3.1.6. Не допускается
повторное вакуумирование скоропортящихся пищевых продуктов, упакованных
организациями-изготовителями в пленки под вакуумом, парогазонепроницаемые
оболочки и в модифицированной атмосфере, организациями, реализующими пищевые
продукты.
3.1.7. Размораживание
(дефростация) замороженных пищевых продуктов организациями, реализующими
пищевые продукты не допускается.
3.1.8. Сроки годности
нескоропортящихся пищевых продуктов, подлежащих расфасовке в потребительскую
тару в процессе реализации, не должны превышать сроков годности продукта в
первичной упаковке и должны отсчитываться со дня изготовления продукта
организацией-изготовителем.
3.1.9. При обосновании
сроков годности многокомпонентных пищевых продуктов должны учитываться сроки
годности и условия хранения используемых компонентов. Резерв сроков годности
используемых сырья и полуфабрикатов на момент выработки многокомпонентного продукта
должен соответствовать сроку годности конечного продукта.
Организация оптимальных условий ведения образовательного процесса в школах невозможна без обеспечения учащихся и кадрового состава горячим питанием, соответствующим требованиям рациональности, безопасности и разнообразности
- вариативность форм организации школьного питания (доступные варианты — поддержание полного цикла приготовления пищи, закупка полуфабрикатов с их последующим разогревом, реализация готовой продукции, получаемой от третьих лиц согласно заключенному договору);
- требования к помещениям, оборудованию, инвентарю столовой ОУ;
- порядок составления меню с учетом принципов рационального питания, сезонности, территориального фактора;
- полномочия бракеражной комиссии по проверке соответствия свежести, органолептических характеристик и выхода готовых блюд утвержденным рецептурным нормам.