Профилактика туберкулеза

Оглавление

Санитарно – просветительская работа

Санитарно-просветительная работа является одной из важных задач по  укреплению здоровья, профилактике заболеваний и  пропаганде здорового образа жизни. Санитарно-прасветительная работа имеет  форму бесед по социальному воспитанию подростков, формированию нравственных ценностей и здорового стиля жизни, профилактике поведенческих болезней (акции, конкурсы агитбригад, эстафеты здоровья, видеоуроки, конкурсы рисунков).  Удобной формой санитарного просвещения являются санитарные бюллетени, выпущенные детьми под руководством врача  по профилактике инфекций передаваемых половым путем (ВИЧ, СПИД), профилактике потребления психоактивных веществ: табак, алкоголь, наркотики. Проведение открытых занятий с детьми по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ранениях, кровотечениях.

Питание

Полноценное  физическое и нервно-психическое развитие возможно лишь при обеспечении рационального сбалансированного питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащего все нужные компоненты,   минеральные соли, витамины в соответствии с возрастными потребностями организма.

В детском доме разработано перспективное меню на 14 дней, за этот период ни одно блюдо не повторяется в меню воспитанников дважды, так достигается разнообразие в питании детей. Меню составлялось с учетом рационального сочетания мучных, крупяных и овощных блюд и местных условий снабжения, сезона года и отпущенных ассигнований.

Питание в детском доме  6-разовое, учитывается распределение энергетической ценности пищи (обед составляет 35-40% калорийности дневного рациона, завтрак 20-25%). В детском доме имеется  картотека блюд, подобранная из методических указаний «Организация питания учащихся общеобразовательных учреждений края, Хабаровск. 1998 г.», на основании ее составляется ежедневная меню-раскладка, работает повар. По накопительной ведомости каждые 10 дней контролирует выполнение утвержденных норм продуктов питания для проведения своевременной коррекции в меню следующей декады.  В конце месяца делается анализ питания, с учетом взаимозаменяемости продуктов,  результаты доводятся до сведения администрации. Все дети в детском доме получают щадящее питание, из рациона исключены жаренные, острые блюда, грубая и раздражающая пища. Дети часто страдают снижением аппетита, поэтому в небольшом объеме пищи необходимо обеспечить поступление в их организм достаточного  количества веществ, стимулирующих рост и развитие. Полноценное питание и соблюдение режима питания способствует укреплению здоровья и выносливости воспитанников.

Социальная направленность профилактики туберкулеза

Профилактика туберкулеза имеет социальную направленность, что заключается в проведении в масштабах государства мероприятий экономического и санитарного характера. К таким мероприятиям относятся:

  • улучшение жилищно-бытовых условий жизни населения;
  • оптимизация условий труда, предупреждение профессиональных заболеваний легких;
  • оздоровление окружающей среды, включая борьбу с загрязнением атмосферного воздуха, водоемов, почвы, озеленение, соблюдение санитарных требований промышленной гигиены;
  • улучшение качества питания;
  • борьба с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, курением;
  • развитие физической культуры и спорта, культивирование здорового образа жизни;
  • расширение сети детских оздоровительных и санаторно-курортных учреждений;
  • проведение социальных и санитарно-ветеринарных мероприятий в местах промышленного производства животных и птиц.

ПРИМЕРНЫЙ ТАБЕЛЬ ОСНАЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО, ОБЛАСТНОГО, КРАЕВОГО, ОКРУЖНОГО, ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА, ОТДЕЛЕНИЙ (КАБИНЕТОВ) МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Наименование Региональные ЦМП ЦМП в городах с населением Отделение (каб) мед. профилактики
свыше 1 млн. свыше 500 тыс. от 200 до 500 тыс. от 100 до 200 тыс. менее 100 тыс.
1 2 3 4 5 6 7 8

1. Аппараты и приборы

Видеомагнитофон или моноблок 2 2 2 2 2 1 1
Телевизор или моноблок 1 1 1 1 1 1 1
Плеер 2 2 2 2 2 1 1
Диктофон 1 1 1 1 1 1 1
Видеокамера 1 1 1 1      
Магнитофон 2 2 2 2 2 I 1
Фотоаппарат с набором сменных объективов 1 1 1 1 I 1  
Оверхед 1 1 1 1 1 1 1
Персональный компьютер 5 2 2 1 1 1 1
Ксерокс 1 1 1 1 1 1 1
Электронный калькулятор 6 4 4 2 2 1  
принтер 1 1 1 1 1 1 1

2. Прочее оборудование.

Доска классная 2 2 2 2 2 1 1
Киноэкран 1 1 1 1 1 1  
Экран малый складной со штативом 1 1 1 1 1 1 1
Видеокассеты по мере необходимости
Комплект кинофотолаборатории по мере необходимости
Программное обеспечение по мере необходимости
Медицинское оборудование для консультативно-оздоровительного отделения по мере необходимости

Требования к санитарному бюллетеню

Требования к названию

Чтобы бюллетень привлекал внимание, название его должно быть крупным, метким и ярко выделяться. Например, вместо скучного названия — «Профилактика глазного травматизма» можно дать название «Твои глаза» или «Береги глаз как алмаз» и т.д

Термин «Санитарный бюллетень» не пишется, порядковый номер не ставится.
Требования к тексту. Текст санбюллетеня должен быть написан доступным языком. Он состоит из введения, основной части и заключения. Введение знакомит читателя с проблемой, основная часть раскрывает её суть. Если текст один, то он обязательно разбивается на фрагменты, каждый из которых должен быть озаглавлен соответственно содержанию. Заключение может состоять из вопросов и ответов или просто выводов автора. Текст заканчивается лозунгом, призывом, вытекающим из темы. Человек должен приглашаться к немедленному действию. Латинские и сленговые термины использовать не рекомендуется. Язык статей должен быть лаконичен, нужно избегать длинных трудночитаемых предложений, непонятной медицинской терминологии. Изложение может быть в виде рассказа, очерка, интервью, открытого письма.
Требования к содержанию. Каждый санитарный бюллетень должен иметь профилактическую направленность. Меры профилактики должны быть изложены четко и конкретно. Клинические вопросы подробно не излагаются, вопросы лечения исключаются, так как это наталкивает на мысль о самолечении. Больному необходимо знать лишь первые признаки заболевания, чтобы он смог обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Из содержания должна быть понятна польза предлагаемой информации.

Требования к оформлению

Важно помнить, что текст, заключенный в квадрат или круг, вызывает больше доверия. Он обычно делится на 4 — 6 столбцов шириной 12 — 14 см

В бюллетене должны быть выделены абзацы, а знаки препинания (восклицательный знак, многоточие, тире и т.д.) лучше использовать как можно реже. В правом углу бюллетеня указывают фамилию, имя, отчество ответственных за выпуск и дату. Размеры бюллетеня обычно составляют 90 х 60 см. Каждая статья имеет свой цветной подзаголовок. Санбюллетень должен «дышать», т.е. в нем должно быть свободное пространство. Никаких «крестов» и «змей» не используют, то есть эмблему не ставят.
Требования к изобразительной части. Изобразительная часть вместе с текстовой не должны перегружать бюллетень, но и не должно оставаться свободного места, иначе он будет трудно читаться. Нужна разумная мера заполнения санбюллетеня. Лучше использовать одну впечатляющую иллюстрацию, чем несколько мелких.
Требования к экспозиции. Санбюллетень должен вывешиваться на видном месте (стенде) так, чтобы его было удобно читать. Ни в коем случае нельзя наклеивать бюллетень просто на стену. Вопрос, через какое время бюллетень нужно заменить новым, определяется в каждом конкретном заведении. Там, где бюллетень читает постоянный контингент (например, школьники, больные, находящиеся в стационаре длительное время), обновлять следует чаще, чем в учреждениях, где контингент часто меняется (например, в поликлинике). Рекомендуемый срок экспозиции — не более двух недель. Вывешивать его повторно рекомендуется не раньше, чем через два-три месяца или накануне подъема сезонной заболеваемости.

Правильно разработанный и оформленный санитарный бюллетень — источник медицинских знаний по профилактике болезней и формированию здорового образа жизни!

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Специфическая профилактика туберкулеза

Главная цель специфической профилактики туберкулеза (прививок против туберкулеза) — выработка у детей и взрослого населения до 30-летнего возраста специфического индивидуального и коллективного иммунитета. Это достигается с помощью вакцины БЦЖ — оригинального живого, но ослабленного штамма МБТ. Биологическая активность (иммуногенность) вакцины БЦЖ связана со способностью приживаться в организме привитых, размножаться в месте прививки и давать ответную специфическую реакцию, сопровождающуюся аллергической перестройкой организма, что и позволяет использовать ее для профилактики туберкулеза.

Вакцинацию проводят новорожденным на 4-7-й день жизни. Через несколько лет, в целях профилактики туберкулеза, осуществляется ревакцинация. В России она проводится клинически здоровым детям 7 лет (учащиеся 1-го класса), 12 лет (5-й класс), подросткам 16-17 лет (10-й класс), а затем через каждые 5-7 лет до 30-летнего возраста при наличии соответствующих показаний (контакт с больным туберкулезом или отсутствие инфицированности по результатам туберкулиновой пробы). Профилактика туберкулеза предполагает отбор кандидатов для ревакцинации с помощью пробы Манту. Ревакцинируют только тех лиц, у которых реакция Манту оказалась отрицательной. Ревакцинация противопоказана: инфицированным туберкулезом лицам любого возраста, переболевшим, туберкулезом в прошлом, больным всеми острыми инфекционными заболеваниями, кожными, аллергическими болезнями, включая ревматизм, экссудативный диатез, а также эпилепсию.

Анализ ряда работ, посвященных оценке эффективности прививок против туберкулеза, показывает, что вакцинация БЦЖ снижает риск развития заболевания на 50%. Профилактика туберкулеза путем вакцинации наиболее эффективна в условиях высокого риска заражения, что имеет место в странах тропического пояса. Чем выше охват прививками, тем ниже заболеваемость туберкулезом. Профилактика туберкулеза путем прививок приводит к уменьшению показателя инфицированности, резкому снижению частоты развития туберкулезного менингита и смертности.

Роль патронажной медсестры в профилактике заболеваний

Патронаж  — это форма работы участковой службы, целью которого является проведение оздоровительных и профилактических мероприятий. То есть, роль средних медработников в профилактике заболеваний — основная, главнейшая. Патронажные медицинские сестры, как и врачи, наблюдают своих подопечных в детских поликлиниках, акушерки и врачи-акушеры-гинекологи в женских консультациях, фельдшеры и медсестры — на фельдшерско-акушерских пунктах.

Патронируются беременные женщины, новорожденные дети с мамами-родильницами, дети в возрасте до 1 года. Медицинская сестра (фельдшер, акушерка) разъясняет правила подготовки к родам и встрече новорожденного в домашних условиях (что нужно купить, какие условия соблюдать в квартире). Беременной разъясняются некоторые основы законодательства по охране прав и здоровья женщины. Беременной составляется график явок в женскую консультацию (на ФАП).В случае неявки беременной акушерка посещает ее на дому, выясняет причину, при наличии патологии направляет в стационар.

Патронажная медсестра детской поликлиники посещает на дому беременную с 38 недель, выясняя условия быта, состояние здоровья беременной. Первые 3 дня после выписки из родильного дома маму-родильницу с новорожденным посещают врач и медицинская сестра. При этом даются советы по вскармливанию, купанию, режиму сна и прогулок.

Роль медсестры в профилактике ВБИ

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.

Жане С.Р.

ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в его работе.

Пропаганда ЗОЖ является компонентом первичной и вторичной профилактики заболеваний. В первичной профилактике пропаганда ЗОЖ может быть направлена на изменение образа жизни, общественных норм поведения больших групп населения или на обеспечение профилактического обслуживания лиц, подвергающихся особому риску заболевания (стратегия повышенного риска). Во вторичной профилактике пропаганда ЗОЖ направлена на предупреждение рецидивов и прогрессирования болезни у тех, у кого она уже есть. Пропаганда ЗОЖ должна не мешать работе, а повышать ее качественный уровень, не сводиться к формально проведенной беседе или вывешенному санбюллетеню, а осуществляться с использованием всех доступных методов индивидуального воздействия, воздействия на группу и массовой коммуникации. Координировать эту работу, на уровне среднего медицинского персонала призваны старшие и главные медицинские сестры поликлиник и больниц, планировать — заведующие отделениями, а обеспечивать технически и методически — инструкторы по санитарному просвещению.

Уже в кабинете доврачебного приема пациент должен получить советы и рекомендации, нацеливающие его на активную охрану и укрепление своего здоровья.

Медицинские сестры поликлинических учреждений вместе с семейными врачами должны отводить на профилактические мероприятия и гигиеническое воспитание достаточно времени. Сюда относятся:

  • оказание помощи в оптимизации семейного уклада, режима труда, отдыха, питания;
  • работа по нормализации психологического микроклимата в семье и на работе;
  • борьба с имеющимися вредными привычками;
  • борьба с самолечением, привлечение к уходу за больными здоровых членов семьи, заострение внимания на проблемах санитарии и гигиены.

Для реализации этих целей наиболее уместна индивидуальная беседа с больным или индивидуально-групповая беседа с его близкими. Чтобы «поднять» значимость гигиенических советов и их выполнение до уровня медикаментозных назначений, целесообразно использовать санитарно-просветительные рецепты (памятки, на лицевой стороне которых имеются пустые графы для заполнения, а на обороте — гигиенические рекомендации общего порядка). На обслуживаемой территории медицинская сестра вместе с врачом уже сегодня ведут пропаганду ЗОЖ по месту жительства

Медицинские сестры стационаров осуществляют пропаганду ЗОЖ в рамках системы гигиенического обучения госпитализированных. В соответствии с информативными задачами в приемном отделении они проводят индивидуальную беседу, в палате — индивидуально-групповую беседу, в холле организуют лекцию, вечер вопросов и ответов или дискуссию в соответствии с нозологической формой заболевания, при выписке вручают больному памятку. Кроме того, они могут выступать с беседой по больничному радио, выдавать больным для чтения санитарно-просветительную литературу, участвовать в оформлении приемного и лечебных отделений, посетительской, организовывать (при наличии специализированной аппаратуры) тематические презентации.

В обязанности медицинских сестер диспансеров входит пропаганда ЗОЖ и отдельных ее составляющих как меры профилактики кожных, онкологических заболеваний, туберкулеза, неспецифических заболеваний легких и др. Средний медперсонал врачебно-физкультурных диспансеров должен быть правофланговым в пропаганде оптимального двигательного режима, массовой физической культуры и закаливания, а медицинские сестры наркологических диспансеров — в антиалкогольной и противонаркоманийной пропаганде.

Действия медицинского персонала учат элементам ЗОЖ не меньше, чем слово. Средние медицинские работники должны не только словом, но и делом, поступками, всем своим поведением агитировать за то, что входит в понятие «здоровый образ жизни».

Долг средних медицинских работников — учить население не только гигиеническому поведению, направленному на сохранение собственного здоровья, но и взятию на себя ответственности за здоровье других, участию в создании и усовершенствовании укрепляющих здоровье условий жизни и труда, полноценному выполнению людьми их разнообразных социальных функций.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО, КРАЕВОГО, ОБЛАСТНОГО ОКРУЖНОГО, ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

1. Республиканский, краевой, областной, окружной, городской Центр медицинской профилактики (далее Центр) является самостоятельным специализированным учреждением здравоохранения особого типа.

2. Центр возглавляет руководитель (главный врач или директор), имеющий сертификационную подготовку по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» (Социальная гигиена и организация здравоохранения), либо тематическое усовершенствование по проблеме укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

3. Штаты Центра устанавливаются в соответствии со штатными нормативами.

4. Рекомендуемая структура Центра:

4.1.Отдел организации и координации профилактической работы;

4.2.Организационно-методический отдел;

4.3.Отдел межведомственных и внешних связей;

4.4.Отдел мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний;

4.5.Редакционно-издательский отдел;

4.6.Консультативно-оздоровительное отделение.

Указанный перечень подразделений Центра не является исчерпывающим.

5.Центр осуществляет следующие функции:

5.1. Координация организации и проведения научно-обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях.

5.2. Организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения.

5.3. Проведение и анализ мониторирования неинфекционных заболеваний и их факторов риска.

5.4. Обеспечение организационно-методического руководства и координации (в т.ч. межведомственной) деятельности лечебно-профилактических учреждений по профилактике заболеваний, сохранению, укреплению здоровья.

5.5. Информационное обеспечение лечебно-профилактических учреждений и населения по вопросам профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения.

5.6. Организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов медицинской профилактики и кабинетов здорового ребенка (по разделу профилактики неинфекционных заболеваний, гигиенического обучения, воспитания и оздоровления) лечебно-профилактических учреждений.

5.7 Организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения.

5.8. Участие в проведении подготовки специалистов других ведомств (работников системы образования, средств массовой информации, работников культуры и пр.) по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения.

5.9 Взаимодействие по координации и совершенствованию профилактической работы в учреждениях системы образования.

5.10.Организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями.

5.11.Участие в международных и национальных проектах по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

5.12.Организация, проведение и анализ медико-социальных опросов населения для определения уровня информированности о здоровом образе жизни, потребности и удовлетворенности профилактической помощью.

5.13. Оказание населению профилактической и консультативно-оздоровительной помощи.

5.14. Анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы лечебно-профилактических учреждений и профилактической помощи населению в субъекте Российской Федерации.

5.15.Ведение учетной и отчетной документации в установленном порядке.

Приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 N 455  

Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями

Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

  • индивидуальную беседу, в процессе которой больной получает необходимые медицинские рекомендации;
  • групповую беседу с участием врачей-специалистов, во время которой больной получает дополнительную медико-гигиеническую информацию, дающую возможность лучше понять советы врача, осознать необходимость следовать им. Групповую беседу лучше проводить в виде дискуссии, в процессе которой повышается познавательная активность реципиентов. Это способствует закреплению полученных знаний, выработке необходимых убеждений;
  • выдачу специальной «Книжки диспансеризуемого», являющейся основным элементом заочного обучения (в которой отмечают сроки явки на очередной профилактический прием. Больной получает ее вместе с соответствующей заболеванию памяткой-вкладышем).

«Книжка диспансеризуемого» дает возможность больному регистрировать отдельные параметры своего образа жизни, что способствует закреплению в его сознании полученных санитарно-просветительных рекомендаций, врачу — контролировать их выполнение пациентом.

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Просветительство в стационарах

Санитарно-просветительная работа в лечебных учреждениях стационарного типа проводится с целью повышения эффективности лечения заболеваний, привития пациентам гигиенических навыков. Для достижения результатов в отделениях информируют население о следующем:

  • Правилах поведения в отделении для пациентов и посетителей. Особенностях поведения больного после выписки из стационара, мерах предотвращения обострения и развития болезни. При информировании учитывается необходимость полного понимания пациентом природы своего заболевания, его течения, состояния.
  • Освещаются общие медико-гигиенические вопросы, интерес к которым у больных возрастает.

Все темы санитарно-просветительной работы затрагиваются в беседах с пациентом на каждом этапе его пребывания в стационаре:

  • В приемном отделении рассказывают о правилах поведения в учреждении, вручается памятка, где указан распорядок дня, описываются требования к пациенту.
  • В палате проводится беседа в индивидуальном порядке или вовлекается вся группа пациентов палаты.
  • В свободное от процедур время с пациентами ведут дискуссии или беседы в общих холлах. При этом используются наглядные пособия, слайды, иллюстрации с основными медицинскими сведениями, рекомендациями.
  • При выписке врач проводит личную беседу, вручает пациенту памятку о поведении, дает рекомендации по дальнейшей профилактике, реабилитации.

Больных с хроническими заболеваниями информируют о причинах возникшей патологии, дают практические советы по мероприятиям доврачебной самопомощи. Пациент должен знать и ориентироваться в признаках начала обострения своего состояния, чтобы суметь принять первичные меры до прихода врача. Основной аудиторией таких лекций являются пациенты, страдающие сердечно-сосудистыми заболеванием, сахарным диабетом, бронхиальной астмой и рядом других патологий.

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях совершенствования деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить:

1.1 .Положение об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики (приложение N 1).

1.2.Положение об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики (приложение N 2).

1.3.Примерный табель оснащения республиканских, краевых, областных, окружных, городских центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики (приложение N 5).

1.4.Отчетную форму N 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики» (приложение N 3).

1.5.У четную форму N 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике» (приложение N 4).

1.6.Форму N 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики» и N 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике» ввести в действие с 01.01.2004

2.Департаменту организации и развития медицинской помощи населению подготовить инструкцию по заполнению учетной и отчетной медицинской документации, утвержденной данным приказом, до 01.12.2003.

3. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению совместно с Департаментом экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами подготовить проект приказа о штатных нормативах медицинского и прочего персонала центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики до 01.10.2004.

4. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению совместно с Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Иванов С.И.) подготовить инструкцию о порядке проведения мониторинга поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний и использования этих данных в системе социально-гигиенического мониторинга.

5.Государственному научно-исследовательскому центру профилактической медицины Минздрава России и Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова Минздрава России в срок до 01.12.2003 разработать критерии оценки деятельности центров, отделений и кабинетов медицинской профилактики.

6.Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

6.1 .Организовать работу по профилактике неинфекционных заболеваний как приоритетного направления здравоохранения, включая ее в критерии оценки качества и модели конечного результата деятельности подразделений и учреждений здравоохранения с использованием экономических стимулов.

6.2.Рассмотреть вопрос о введении должности главного (штатного, внештатного) специалиста органа управления здравоохранением по профилактике неинфекционных заболеваний, возложив на него обязанность координации деятельности по вопросам предупреждения неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья населения в субъекте Российской Федерации; обеспечить его взаимодействие с другими главными специалистами и иными заинтересованными лицами и организациями.

6.3.Рассмотреть вопрос о включении медицинских услуг по профилактике заболеваний в территориальные программы обязательного медицинского страхования;

7. Приказ Минздравмедпрома России от 22.12.95 N 364 «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации» и приказ Минздрава России от 06.10.97 N 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения Российской Федерации» считать утратившими силу.

8.Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации доложить о ходе выполнения настоящего приказа к 01.06.2004.

9.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Р.А. Хальфина.

Министр Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Приложение N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 N 455

Роль амбулаторно-поликлинических учреждений

В амбулаториях, поликлиниках реализуют методы санитарно-просветительской работы по направлениям:

  • Привлечение внимания населения к профилактике заболеваний и принципам гигиены, в также вовлечение населения в ежедневное выполнение санитарно-гигиенических мероприятий в рамках своей семьи, дома, рабочего места и т. д.
  • Просветительная работа в среде диспансеризуемых лиц и наблюдение за ними в динамике развития.

В период профилактических осмотров применяют краткосрочные, усиленные меры информирования населения для привлечения большего количества участников. В агитации указывается роль диспансеризации, ее значимость для каждого человека, транслируется убеждение в ее неоспоримой полезности. Целью является положительное отношение обслуживаемого населения к профилактическим осмотрам и активное желание принять в них участие.

В остальное время санитарно-просветительская работа в лечебных учреждениях данного типа ориентирована на охват здорового населения, пациентов с хроническими патологиями и лиц с потенциальной угрозой возникновения болезни. Здоровую часть посетителей ориентируют на сохранение имеющегося состояния, укрепление иммунитета. Даются рекомендации гигиенического характера по отношению к труду, отдыху, спорту, питанию, отказу от вредных привычек.

С пациентами, входящими в группу риска появления какого-либо заболевания, проводятся индивидуальные беседы, рассказываются первые симптомы и признаки начала болезни. Специалист подкрепляет свои слова тематическими печатными материалами — памятками, буклетами, где содержатся конкретные советы для устранения причин, факторов, составляющих угрозу здоровью. Также пациенты приглашаются на коллективные мероприятия — лекции, дискуссии, просмотры специальных фильмов.

К наиболее распространенным видам заболеваний на сегодняшний день относятся избыточный вес, гипертоническая болезнь, алкоголизм, преддиабетическое состояние. Пациентам очерчивают круг проблем, приводящих к началу болезни, — гиподинамия, вредные привычки, пищевые нарушения, нарушения баланса труда и отдыха, стрессы и т. д.

Санитарно-просветительская работа с этим контингентом преследует целью изменение привычек, наработку разумного поведения, практическое освоение здорового образа жизни. От произошедших позитивных перемен и собственных усилий пациента, в большей степени, чем от усилий медицинского работника, зависит скорейшее выздоровление, улучшение состояния, устранение угрозы появления патологии.