Основные этапы сестринского процесса: сестринские вмешательства

Потенциальные проблемы

На стадии реабилитации у человека с ограниченной подвижностью потенциально может возникнуть ряд трудностей. Без должного ухода за больным вероятно развитие пролежней и опрелостей. При длительном нахождении в лежачем положении пациент может страдать от гипотрофии мышечной ткани, что нередко перетекает в остеопороз и сопровождается костными переломами.

Помимо прочего, проблемы пациента — настоящие и потенциальные — сказываются на повышении риска:

  • образования венозных тромбов;
  • развития пневмонии;
  • возникновения урологических инфекций;
  • проявления осложнений, которые сказываются на функционировании сердечно-сосудистой системы.

Сестринский диагноз

Понятие «сестринский диагноз» впервые появилось в США в середине 1950-х гг. Оно было официально принято и законодательно закреплено в 1973 г. Перечень диагнозов медицинской сестры приведен в справочной литературе. Каждый диагноз она должна обосновать применительно к конкретному пациенту.

Целью сестринского диагноза является разработка индивидуального плана ухода за больным для того, чтобы пациент и его семья могли адаптироваться к изменениям, возникшим из-за проблем со здоровьем. В начале данного этапа медицинская сестра выявляет потребности, удовлетворение которых у данного пациента нарушено. Нарушение потребностей приводит к возникновению у пациента проблем.

На втором этапе сестринского процесса медицинская сестра определяет проблемы пациента. Этот этап также может называться сестринским диагностированием состояния пациента. На данном этапе формулируется клиническое суждение медицинской сестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние с желательным указанием вероятной причины такой реакции.Эта реакция может быть обусловлена заболеванием, изменениями окружающей среды, лечебными мероприятиями, условиями жизни, изменениями динамического стереотипа поведения больного, личными обстоятельствами.Все проблемы подразделяются на существующие (настоящие, действительные), уже имеющиеся на момент обследования, и потенциальные (осложнения), возникновение которых может бытьпредотвращено при условии организации качественного сестринского ухода.

Как правило, при сестринском диагнозе, у пациента одновременно регистрируется несколькопроблем, поэтому и существующие, и потенциальные проблемы могут быть подразделены на приоритетные — наиболее значимые -первоочередного решения, и второстепенные — решение которых может быть отсрочено. Приоритетными являются:• неотложные состояния;• проблемы, наиболее тягостные для пациента;• проблемы, способные привести к ухудшению состояния пациента или развитию осложнений;• проблемы, решение которых приводит к одновременному решению других имеющихся проблем;• проблемы, ограничивающие способность пациента к самоуходу.

В зависимости от уровня нарушенных потребностей проблемы пациента подразделяют на физиологические, психологические, социальные и духовные. Однако в силу своей компетенции медицинская сестра не всегда способна решить все виды проблем, поэтому на практике принято их подразделять на физиологические и психосоциальные.

Наличие у пациентов существующих проблем способствует возникновению потенциальных, что требует от медицинской сестры, при постановке сестринского диагноза, постоянного наблюдения за больным и проведения качественных сестринских мероприятий для их профилактики. К потенциальным проблемам относятся риски:

• возникновения пролежней, гипостатической пневмонии, развития контрактур у неподвижного пациента;

• нарушения мозгового кровообращения при высоком АД;

• падений и травм у пациентов с головокружением;

• возникновения ожогов при проведении гигиенической ванны больному с нарушениями чувствительности;

• ухудшения состояния из-за неправильного приема лекарственных средств;

• развития обезвоживания у пациента с рвотой или частым жидким стулом.

После сестринского диагноза, обследования, выявления проблем пациента и определенияприоритетов медицинская сестра переходит к третьему этапу сестринского процесса — планированию сестринского вмешательства.

Пятый этап сестринского ухода – оценка результатов

Здесь могут возникать сестринские проблемы. Пациента необходимо как можно скорее привести в дееспособное состояние. Поэтому на данном этапе медицинскому работнику приходится оценивать степень реализации пунктов плана, сравнивать итоги проведенных мероприятий с желаемыми результатами.

В завершение оценки результатов сестра формирует соответствующие выводы, делает отметки в истории болезни. В документации указывается, насколько улучшилось либо ухудшилось состояние пациента по итогам предпринятых мероприятий.

Если результаты сестринского ухода неудовлетворительны – выявляются допущенные ошибки. Ранее поставленные цели изменяются на более реальные, достижимые в существующих условиях. В конечном итоге пересматривается план действий, вносятся коррективы в план сестринской помощи.

Четвертый этап сестринского ухода – вмешательство

Основной задачей сестринского вмешательства выступают мероприятия, направленные на реализацию ранее поставленных целей. Выделяют следующие системы вмешательства медработника:

  1. Компенсирующее (абсолютное) – в нем нуждается несколько категорий пациентов. В первую очередь пострадавшие, которые находятся в критическом либо бессознательном состоянии. К обслуживанию пациентов, согласно представленной системе, прибегают и в случаях наличия врачебных предписаний, направленных на ограничение подвижности. Кроме того, подход применяется, если человек не может самостоятельно принимать осознанные решения.
  2. Частично-компенсирующее – распределение действий между больным и медицинской сестрой зависит от степени ограниченности двигательных способностей пострадавшего, а также предрасположенности последнего к обучению.
  3. Поддерживающее – система вмешательства применяется в ситуациях, когда пациент способен самостоятельно обучаться уходу за собой и выполнять несложные задачи. В то же время присутствие медсестры и контроль действий с ее стороны выступают обязательным условием ухода за больным.

Трудности формулирования сестринского диагноза

Заболевание вносит в жизнь человека множество проблем, но не все они становятся объектом сестринского вмешательства. В качестве сестринских диагнозов могут быть сформулированы только те проблемы пациента, решение которых входит в компетенцию медицинской сестры. Например, рвота (проблема, связанная со здоровьем) не будет сестринским диагнозом, так как не поддается коррекции методами сестринского ухода. А риск аспирации рвотными массами — сестринский диагноз, поскольку данная проблема может быть предупреждена действиями медицинской сестры. Как было сказано в главе 10 данного учебного пособия, при формулировании сестринского диагноза в нашей стране не используют МКСП. Чтобы понять, насколько точно обозначена проблема пациента и правильно сформулирован сестринский диагноз, следует проверить следующее. 1. Связана ли рассматриваемая проблема с дефицитом самообслуживания? — Например, отрыжка не может быть рассмотрена в качестве сестринского диагноза, так как эта проблема не связана с дефицитом самообслуживания. Проблема затруднённого дыхания пациента в горизонтальном положении связана с дефицитом самообслуживания и может быть устранена сестринским персоналом. На её основе формулируют сестринский диагноз. 2. Насколько сформулированный диагноз понятен и ясен пациенту? — Например, «дискомфорт» — неправильно сформулированный сестринский диагноз, так как не отражает конкретную проблему пациента. «Психологический дискомфорт, связанный с необходимостью мочиться на судно» — пример правильно сформулированного сестринского диагноза. 3. Будет ли сформулированный диагноз базой для планирования сестринских действий? — Например, «ухудшение настроения пациента» нельзя назвать сестринским диагнозом, так как непонятно, каким должно быть сестринское вмешательство, правильной будет формулировка: «снижение настроения, связанное с дефицитом привычного общения». Часто одна и та же проблема может быть вызвана совершенно разными причинами, естественно, что сестринский диагноз в каждом случае будет сформулирован по-разному. Намеченное сестринское вмешательство будет адекватным, если причина известна, так как именно она даёт правильное направление сестринскому уходу. При беспокойстве пациента по поводу возможного инфицирования при парентеральном введении лекарственных препаратов и беспокойстве, связанном с необходимостью постороннего ухода за ним в домашних условиях, сестринские диагнозы и действия будут различными. В первом случае сестринскому персоналу необходимо демонстративно соблюдать требования асептики и антисептики, а во втором — выяснить, кто из близких будет ухаживать за пациентом, и подключить их к решению проблемы. 4. Будет ли указанная проблема проблемой пациента? — Например, необоснованный отказ от процедуры — проблема сестринского персонала, а не пациента; её нельзя рассматривать в качестве сестринского диагноза. Страх, связанный с возможностью инфицирования пациента во время парентерального введения лекарственных препаратов, — правильно поставленный сестринский диагноз, так как отражает проблему пациента. 5. Обозначена ли в формулировке сестринского диагноза только одна проблема пациента? — Например, корректирование проблемы ограничения подвижности пациента связано с целым комплексом задач, решение которых может находиться вне компетенции сестринского персонала. Необходимо предвидеть последствия данного состояния и предоставить пациенту необходимый сестринский уход. Правильно будет выделить ряд сестринских диагнозов, связанных с ограничением подвижности пациента, таких как «риск развития пролежней», «дефицит самообслуживания» и др. При формулировании сестринских диагнозов следует указывать, что пациент не знает, не может, не понимает, а также, что его беспокоит. Проблемы пациента могут быть связаны не только с травмой или заболеванием, но и с проводимым лечением, обстановкой в палате, недоверием к медицинскому персоналу, семейными или профессиональными отношениями. Таким образом, задача сестринского диагностирования — выявить все настоящие или возможные в будущем проблемы пациента на пути его комфортного, гармоничного состояния; определить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент; сформулировать сестринский диагноз и попытаться в пределах своей компетенции спланировать мероприятия по сестринскому уходу.

Этапы сестринского процесса

В настоящее время сестринский процесс принято разделять на 5 последовательных и взаимосвязанных этапа практической деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациенту. На каждом этапе медицинская сестра выполняет строго определенные действия.

Первый этап: сестринское обследование пациента

На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра занимается сбором информации о пациенте с ее последующей оценкой. Сбор и оценка информации производится с помощью методов:

  • субъективных
  • объективных
  • дополнительных

Субъективная информация

Данные о пациенте и его проблемах могут быть получены как от самого пациента, так и от его родственников, дежурных медицинских работников, из имеющейся медицинской документации. Информация должна быть максимально точной и полной. В процессе беседы медицинским сестрам рекомендуется использовать способствующие эффективному и доверительному общению факторы: располагающую обстановку, подходящее время беседы, дружелюбную манеру разговора. Такой поход обеспечит создание доверительных отношений между медицинским работником и пациентом, без которых трудно добиться хороших результатов в лечении и —  тем более — сестринском уходе.

Субъективные данные о пациенте включают в себя:

  • общие сведения — паспортные данные, пол, возраст, семейное положение, профессия и место работы, адрес проживания
  • история возникновения и развития проблем со здоровьем, сведения об аллергологическом и эпидемиологическом анамнезе (наличие аллергии, частота и длительность аллергических реакций, контакты с инфекционными больными)
  • жалобы в настоящий момент (физические, психологические), при боли — характер, локализация, длительность, интенсивность, реакция пациента на боль
  • социологические данные о пациенте (условия проживания, рабочего места, круг общения)
  • психологические данные — адаптация или дезадаптация в связи с болезненным состоянием

Объективные данные

Медицинская сестра собирает информацию о пациенте с помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), а также инструментальных методов исследования.

К объективной информации о пациенте относят:

  • данные общего и детального осмотра пациента: цвет, целостность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие высыпаний, изъязвлений, повреждений, волосяной покров — на наличие педикулеза, при наличии отеков отмечается их локализация
  • физическое обследование: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, живота и другие данные по необходимости
  • состояние сознания: ясное, спутанное, нарушенное (бред, галлюцинации, ступор, сопор, кома)
  • выражение лица: спокойное, страдальческое, безразличное, тревожное, настороженное и т.п.
  • положение: активное, пассивное, вынужденное
  • температура тела, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, артериальное давление
  • естественные отправления (самостоятельно, регулярно, с помощью моче- и калоприемника, стомы)
  • состояние памяти, органов чувств
  • наличие используемых резервов: протезы, в том числе съемные зубные, очки, контактные линзы, слуховой аппарат
  • способность к передвижению, приему пищи и воды, обслуживанию себя
  • психоэмоциональное состояние, социальная среда

Дополнительная информация

Сбор дополнительных данных предполагает лабораторные исследования и диагностические мероприятия с привлечением  медицинского оборудования:

  • исследования крови, мочи
  • электрокардиография
  • флюорография
  • ультразвуковая диагностика
  • другие необходимые методики, которые медицинская сестра проводит самостоятельно, либо готовит к ним пациента.

Заключительные действия медицинской сестры на первом этапе СП — документирование полученных о пациенте сведениях, составление базы данных и заполнение сестринской истории болезни.

История медсестринского диагноза

Некоторые факты

Появление сестринской диагностики напрямую связано с историей профессии . В результате ключевых этапов, таких как освобождение женщин , стандартизация обучения и подтверждение знаний и навыков с помощью государственного диплома , признанные таким образом профессионалы того времени приобрели свободу и доверие со стороны своих сверстников. определенные теории о клинической медсестринской аргументации, включая формирование концепции медсестринского диагноза .

Первоначально основанное на наблюдении за повторением определенных проблем со здоровьем, от которых страдали люди, прошедшие лечение, индуцированная рефлексия позволила постепенно расставить приоритеты, классифицировать и гомогенизировать эти проблемы в форме диагнозов, чтобы обеспечить продуманные, структурированные ответы и стандартизированные в способ постановки медицинских диагнозов (понимается под «стандартизированными ответами», общей лексикой, понятиями, легко узнаваемыми для всех). Концептуальные модели, такие как модель Абрахама Маслоу, сильно вдохновили на исследования, особенно благодаря изучению концепции мотивации .

В культурном отношении принцип медсестринской диагностики в форме данных / действий / результатов сильно вдохновлен североамериканской экономической моделью, из которой он исходит, в соответствии с моделью социальной экономики  : пациент также является клиентом, для которого процесс План сестринского и сестринского ухода ( уровень сестринского ухода ) «продается» как потребительский продукт. Достижение результата также оценивается как удовлетворенность потребителя проданным товаром.

На протяжении всей истории профессии внимание к сестринскому уходу претерпевало сильные изменения, и медсестринский диагноз отвечает, среди прочего, на потребность медсестер в большей автономии, признании и качественном уходе за пациентом. Медсестринский диагноз становится выражением слов (и концепций) клинической медсестринской аргументации .

Модельная критика

Критики сестринского диагноза часто упрекают его в том, что он ссылается на слишком продвинутую теорию, неприменимую к повседневной практике, часто из-за нехватки времени. Некоторые люди упоминают очевидность нескольких диагнозов (таких как невозможность пользоваться туалетом ), которые кажутся абсурдными или даже нелепыми для детализации в виде данных / действий / результатов. Слово « диагноз , отвергнутый» (иногда даже оспариваемый) находит свое значение в том факте, что постановка медсестринского диагноза основана на принципе DAR (данные, действия, результаты):

  • описание данных, эквивалентных симптомам;
  • аргументация приравненных к средствам действий и лечебных действий;
  • оценка результатов;

Слово «диагноз» строго обозначает реализованный интеллектуальный процесс. Однако этот термин кажется слишком общим. На практике инструкторам по сестринскому делу необходимо было проанализировать все процессы, которые составляют, с одной стороны, сбор и обработку данных с помощью клинических обоснований, а с другой стороны, процесс принятия решений для индивидуального плана ухода, т. Е. Клинического суждение. Несмотря на сложность осознания когнитивных и метакогнитивных процессов клинического суждения, дидактическая инженерия специально посвящена обучению клиническому суждению.

Классификация сестринских вмешательств

После того как определены цели, медсестра обозначает в своем плане объемы необходимых действий.

Выделяют следующие виды сестринских вмешательств.

Зависимые сестринские вмешательства

К ним относят целенаправленные действия медсестры, которые она выполняет строго по указанию лечащего врача и под его контролем. Это может быть:

  • Проведение инъекций, терапевтических процедур.
  • Контроль приема лекарств пациентом.
  • Закапывание носовых ходов, глаз.
  • Закладывание мази в ухо.
  • Забор биологических материалов (кровь, мокрота).
  • Взятие мазков из носа.
  • Измерение жизненной емкости легких.
  • Массаж грудной клетки.

При зависимом вмешательстве может присутствовать врач, но это не является обязательным условием выполнения мероприятий.

Сегодня современные требования предполагают проверку медсестрой назначений врача из-за возможных ошибок. То есть, если назначена инъекция, нужно перепроверить, не превышена ли дозировка препарата, подходит ли лекарство возрасту, ведь в силу загруженности, утомления или других факторов врач может ошибиться. Такая перепроверка дополнительно защищает пациента от профессиональной неточности и снижает риск нанесения вреда.

Независимое сестринское вмешательство

Представляют собой действия среднего медперсонала, независимые от указаний врача, которые выполняются по личной инициативе, в меру компетенции. Это может быть:

  • Измерение давления.
  • Организация досуга.
  • Наблюдение за состоянием больного.
  • Беседы по профилактике заболевания и его осложнений.
  • Помощь в поведении при болезни.
  • Обучение самомассажу.
  • Процедуры, связанные с личной гигиеной.
  • Оказание доврачебной помощи.
  • Предоставление психологической поддержки.
  • Консультирование членов семьи по вопросам оздоровления, диеты, режима дня, разрешенных нагрузок.

Взаимозависимое сестринское вмешательство

Подразумевает действия с другими специалистами касательно ухода за больным. Медсестры берут участие в совместном консультировании (физиотерапевта, ЛФК) ассистируют врачу при операционном вмешательстве, на приеме амбулаторно и т. д.

Выбор вида вмешательств напрямую связан с потребностями конкретного пациента.

В зависимости от длительности ухода сестринская помощь делится на несколько видов:

  • Временную помощь оказывают, когда есть непродолжительная необходимость в уходе (например, после мелких операций).
  • Постоянную помощь предоставляют длительно, иногда и всю жизнь (к примеру, при потере конечности).
  • Реабилитирующую помощь оказывают, когда надо восстановить определенные функции организма (курс массажа, дыхательных упражнений).

В процессе сестринского вмешательства обычно применяются все его виды, так как восстановление и поддержка организма во время болезни организма требует комплексного подхода.

Выполняя действия по реализации плана ухода, медицинский персонал может вносить коррективы для оптимизации процесса предоставления помощи, улучшения его качества.

В каких случаях прибегают к сестринской помощи?

Поддержка больного со стороны медработника либо сиделки выглядит актуальной:

  • если пациент находится в состоянии комы;
  • при восстановлении после инсульта, инфаркта, прочих нарушений работы органов сердечно-сосудистой системы;
  • в период реабилитации, направленной на устранение последствий серьезных травм;
  • после оперативного вмешательства;
  • в случае развития у больного онкологических заболеваний;
  • при психологических расстройствах, психических заболеваниях, нервных отклонениях;
  • в случаях, когда не могут быть самостоятельно реализованы основные потребности пациента;
  • при обслуживании немощных людей, лиц старческого возраста.

II этап сестринского процесса

На втором этапе сестринского процесса определяется сестринский диагноз или выявление существующих и потенциальных проблем пациента.

В отличие от врачебного сестринский диагноз чаще всего бывает не один по причине нескольких проблем у пациента. Сестринская диагностика охватывает все сферы жизнедеятельности пациента, в связи с чем сестринские диагнозы объединяются как:

  • физиологические;
  • психологические;
  • духовные;
  • социальные.

С 1982 года существует определение:

сестринский диагноз — это настоящее и потенциальное состояние здоровья пациента, выявленное в результате сестринского обследования и требующего сестринских вмешательств. 

Занимаясь диагностикой на своем уровне, медицинская сестра пользуется полученными в результате обучения и опыта знаниями.

Принята классификация сестринских диагнозов, основанная на нарушении следующих процессов с примерами:

дыхание — затруднение, удушье, кашель непродуктивный либо продуктивный;
кровообращение — тахикардия, аритмия, похолодение конечностей, отеки;
гомеостаз — обезвоженность, повышение температуры тела, гипотермия;
питание — повышенное, пониженное;
пищеварения — нарушение глотания, изжога, тошнота, рвота, понос, запор;
мочевыделение — задержка или недержание мочи, боли при мочеиспускании;
движение — нарушение координации, тугоподвижность суставов;
поведение — самоизоляция, отказ от приема пищи или лекарств;
внимание — произвольное, непроизвольное;
память — амнезия и другие нарушения;
эмоциональная и чувствительная сфера — беспокойство, страх, эйфория, негатив по отношению к медработникам, одиночество;
гигиенические потребности — недостаток навыков, знаний по гигиене, самоуходу;
восприятия и ощущения — нарушения со стороны органов чувств, боль;
мышление — интеллект, пространственная ориентация.