Скачать сп 158.13330.2014 здания и помещения медицинских организаций. правила проектирования

Системы вентиляции, освещения, водоснабжения, канализации, отопления

Вентиляция и кондиционирование

Изменили. Теперь необязательно иметь паспорта на систему механической приточно-вытяжной вентиляции. Однако раз в год по-прежнему нужно проверять эффективность работы вентиляции и системы кондиционирования, проводить очистку и дезинфекцию.
уточнили, что в период проверки и техобслуживания систем вентиляции помещения класса чистоты А и Б не должны работать.

Фильтры высокой эффективности в помещениях классов чистоты А и Б теперь нужно менять раз в полгода, а не раз в год, если в инструкции по их эксплуатации не указана другая кратность.

Обязали. Оборудование систем приточной вентиляции помещений класса чистоты А можно размещать только в отдельной венткамере. Оборудование прочих вентиляционных систем можно устанавливать в камере и на крыше здания. Канальное вентиляционное оборудование нужно размещать за подшивным потолком, в коридорах и помещениях, в которых люди не находятся постоянно.

Во всех лечебно-диагностических кабинетах, кроме помещений класса чистоты А, нужно предусмотреть естественное проветривание. Если такой возможности нет, система приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать подачу наружного воздуха.

Разрешили. По новым требованиям в нерабочее время воздухообмен в помещениях класса чистоты А можно уменьшить на 50%. Переводить вентиляционную систему в рабочий режим нужно минимум за час до начала оказания медпомощи.

Освещение

Разрешили. Изменился перечень кабинетов и помещений, которые могут работать без естественного освещения. В этот список вошли:

·         кабинеты консультативного приема врачей, если есть ординаторская с естественным освещением;

·         помещения физиотерапевтических отделений;

·         процедурные лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики, комнаты управления при них, блоки радионуклидного обеспечения;

·         помещения зуботехнических лабораторий;

·         помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2;

·         кабинеты гирудотерапии;

·         кабинеты и помещения восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной;

·         кабинеты медицинской оптики;

·         помещения медорганизаций общей площадью до 100 м2, расположенные в торгово-развлекательных комплексах.

Отменили обязанность. В
нет требований устанавливать в палатах светильники ночного освещения и настенные лампы, которые предусматривал .

Водоснабжение, канализация, отопление

Изменили.  не регламентируют температуру горячей воды в детских и психиатрических палатах, душевых и санузлах для пациентов.

Обязали. Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения, кроме административных помещений, должны быть проложены в закрытых коробах.

Умывальники со смесителями с бесконтактным управлением обязательно установить: в предоперационных, перевязочных, родовых залах, реанимационных, процедурных кабинетах, инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.

Туалеты обязательно оборудовать средствами для сушки рук.

Разрешили. Если в малых медорганизациях – ФАПах, здравпунктах, врачебных амбулаториях – невозможно оборудовать водопровод, в них можно использовать бутилированную воду. Если в этих медорганизациях нет горячего водоснабжения, нужно установить водонагреватель.

Отменили обязанность. Больше нет требований к гипсо- и грязеотстойникам во всех помещениях, кроме стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий, где работают с гипсом. В этих кабинетах они остались обязательными.

СП не запрещают устанавливать нагревательные приборы у внутренних стен в палатах, как это было прежде.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ МО

Санитарные правила к зданиям МО, предъявляются не только на этапе проектирования или в ходе осуществления ремонта или перепланировок. Санитарно-эпидемиологические требования законодательством установлены к зданиям и помещениям МО и в процессе их эксплуатации. Так СП 319.1325800.2017 «Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации» (далее СП 319.1325800.2017) устанавливает требования, предъявляемые к зданиям и помещениям медицинских организаций различного функционального назначения в условиях их нормальной эксплуатации.

Ответственность за эксплуатацию и своевременный ремонт зданий и помещений медицинских организаций возлагается на собственника здания или на лицо, которое владеет зданием или помещением на законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа МСУ установлена ответственность этого лица за эксплуатацию здания или помещения (п. 6.2. СП 319.1325800.2017).

Любая МО правомочна создавать в своей структуре службу по эксплуатации здания и помещений с возложением на данную службу ответственности за эксплуатацию. Другим возможным вариантом по организации контроля по соблюдению санитарных требований в ходе эксплуатации зданий МО является заключение гражданско-правового договора МО со сторонней специализированной организацией, которая будет оказывать услуги по обеспечению комплексной технической эксплуатации здания или группы зданий, обладающей необходимыми для этого персоналом и материальными ресурсами (п 8.2 СП 319.1325800.2017).

На службу эксплуатации, как правило, возлагается обязанность по обеспечению в своей деятельности соблюдения требований проектной документации, разрабатываемой как на новое строительство, так и на реконструкцию и капитальный ремонт в течение всего периода эксплуатации.

Согласно п. 5.2. СП 319.1325800.2017 в процессе эксплуатации зданий и помещений медицинских организаций в течение всего срока службы в них должны быть обеспечены требования механической и пожарной безопасности, функциональной пригодности, безопасности условий пребывания для пациентов и медицинского персонала, безопасности уровня воздействия на окружающую среду, для чего должны соблюдаться помимо требований СП 319.1325800.2017, также требования, установленные в СП 255.1325800, ГОСТ 27751.

В целом, санитарно-эпидемиологические требования, закрепленные в СП 319.1325800.2017, сводятся к установлению для МО обязанности иметь в наличии:

  • современное медицинское оборудование;
  • инженерное оборудование с системами специальной вентиляции для помещений с заданным классом чистоты воздуха;
  • системы медицинского газоснабжения с внешней и внутренней разводкой трубопроводов подачи кислорода, закиси азота и др.;
  • отделения с влажным и мокрым режимами эксплуатации строительных конструкций (лечебные бассейны, водолечебницы, грязелечебницы, помещения сероводородных и радоновых ванн и др.);
  • инфекционные отделения с требованиями по их зонированию, с систематическим проведением дезинфекционных и стерилизационных мероприятий;
  • помещения радиотерапевтических и радиологических отделений.

Для нормального функционирования зданий и помещений медицинских организаций должны выполняться требования к отоплению, вентиляции, параметрам микроклимата и воздушной среды, установленные СанПиН 2.1.3.2630 в соответствии с их функциональным назначением и особенностями режимов эксплуатации.

Важно также учитывать руководству МО, что замена или модернизация медицинского оборудования, вызывающая изменение значений, действующих на несущие конструкции нагрузок, вида и степени агрессивного на них воздействия, проведение работ по демонтажу оборудования, переналадке технологических коммуникаций осуществляется только исключительно на основании соответствующих проектов

Требования к водоотведению в медицинской организации

Что касается очистки и обеззараживания сточных вод от МО, то данные процессы в соответствии с п. 4.4.3 раздела IV СП 2.1.3678-20 должны осуществляться на общегородских или других канализационных очистных сооружениях, гарантирующих эффективную очистку и обеззараживание сточных вод. При отсутствии очистных сооружений сточные воды МО должны подвергаться полной биологической очистке и обеззараживанию на локальных сооружениях.

Обеззараживать, согласно п. 7.5.4.6 СП 158.13330.2014, необходимо и ливневые стоки, которые при сбросе в ирригационную сеть должны отводиться на сооружения предварительной очистки и перед сбросом обеззараживаться.

Если МО оказывает услуги по грязелечению, то отвод сточных вод из помещений грязевых процедур, грязевой кухни и других помещений грязелечебницы должен осуществляться через специальные трапы в сборный грязеотстойник. Согласно п. 3.41. СП 158.13330.2014 под трапом канализационным понимается устройство, используемое для вывода сточных вод из помещений в канализационную систему.

Что касается самих инженерных конструкций по водоотведению, то для них требования определены в СП 158.13330.2014. В данном своде правил относительно очистки и обеззараживания сточных вод есть п.п.7.5.4.1. и 7.5.4.2 СП 158.13330.2014, но при этом п. 7.5.4.2 СП 158.13330.2014 более расширен и содержит уточнение в части выбора комплекса локальных очистных сооружений при отсутствии общегородских или других канализационных очистных сооружений, который зависит от профиля больницы, количества сточных вод, подлежащих очистке и обеззараживанию, характера территории, санитарно-защитных зон, климатических и гидрологических условий, инженерного обеспечения, санитарно-гигиенического состояния района, условий сброса очищенных сточных вод и т.д.

Для МО нормы п. 7.5.4.7 СП 158.13330.2014 допускают устройство насосных станций в зданиях МО, при этом располагать насосные станции рекомендуется под помещениями без постоянного пребывания людей. В проектах насосных станций необходимо предусматривать мероприятия по снижению шума и вибрации во время работы насосных агрегатов.

Хотелось бы упомянуть о требованиях, содержащихся в п. 7.5.4.4 СП 158.13330.2014, которые устанавливают, что для очистки производственных сточных вод на выпусках из зданий пищеблоков в больницах на 1000 коек и более следует предусматривать вне здания установку жироуловителей.

Стоит также отметить то уточнение, которое содержит в себе п. 7.5.4.4 СП 158.13330.2014, согласно которого не требуется установка жироуловителей на выпусках производственной канализации от моечных столовой посуды при столовых и кафе с числом посадочных мест менее 200. Поэтому наличие в небольшой медорганизации кафе/столовой само по себе не означает необходимости устанавливать жироуловитель.

Что касается самих инженерно-технических коммуникаций, здесь нормы СП 158.13330.2014 (п. 7.5.5.3) диктуют прокладывать стояки водопровода холодной и горячей воды, канализации и внутренних водостоков в вертикальных коммуникационных шахтах или в приставных коробах, при этом все подводки к санитарным приборам необходимо прокладывать скрыто. Допускается открытая прокладка магистралей стояков и подводок в технических помещениях и технических этажах. В новых СП пункт 4.4.10 СП 2.1.3678-20 обязывает инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, прокладывать в закрытых коробах.

При прокладке канализационных трубопроводов в зданиях следует руководствоваться требованиями СП 30.13330. Допускается прокладка чугунных канализационных трубопроводов на хомутовых безраструбных соединениях, без установки ревизий и прочисток, через помещения для размещения вентиляционного оборудования.

При отводе стоков от кладовых горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, дезинфицирующих средств и кислот, а также при водоснабжении аварийных душей, должны соблюдаться требования, предъявляемые к производственным сточным водам.

САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕСКИХ ПУНКТОВ И АМБУЛАТОРИЯМ

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) – это один из вариантов небольшого медицинского учреждения, который организуется в сельских местностях с небольшой численностью населения (от 300 до 800 жителей) в тех случаях, если в радиусе 4-5 км не имеется сельской участковой больницы или амбулатории.

Амбулатория представляет собой небольшое лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медпомощи приходящим больным и больным на дому. Отличия амбулатории от обычной поликлиники заключается в меньшем количеством врачей, а следовательно, и в меньших возможностях по оказанию специализированной медпомощи.

Как правило, функционирование ФАП обеспечивается небольшим штатным составом, который состоит из фельдшера, акушерки и санитарки. Количество обслуживающего персонала можете варьироваться в зависимости от приходящейся на ФАП нагрузки и численности обслуживаемого им населения.

Само за себя название говорит о том, что ФАП оказывает услуги в двух направлениях: фельдшерская помощь и акушерская помощь, в связи с чем данный вид медучреждения должен состоять из двух частей: фельдшерской и акушерской. В большинстве случаев, ФАП ведут только амбулаторный прием, но есть и ФАП, в которых размещаются родильные койки. В таких случаях ФАП приобретает статус стационарного учреждения.

В СанПиНе в разделе VI установлены нормы, регулирующие санитарные требования, предъявляемые к ФАП и амбулаториям, в том числе и к помещениям, в которых они расположены.

Так, согласно п.1.2. раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 все действующие ФАПы, амбулатории должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам согласно заявленным на лицензирование видам медицинской деятельности, работ и услуг в порядке, установленном законодательством РФ.

Озвученное требование, пожалуй, является первостепенным с точки зрения возможного проведения санитарно-эпидемиологического контроля со стороны Роспотребнадзора, так как при проверке указанным надзорным органом в первую очередь устанавливается факт наличия или отсутствия необходимого санитарно-эпидемиологического заключения

Руководству любого МО, включая ФАП и амбулатории, важно помнить о том, что, если даже медучреждение ранее уже имело санитарно-эпидемиологическое заключение, но позже в здании (помещение) МО были произведены, например, реконструкция, перепланировка или перепрофилирование, а также при временном использовании зданий и помещений под ФАПы, амбулатории, необходимо получить новое заключение о соответствии здания и помещений санитарным правилам (п. 1.3

раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10).

Требования п. 2.1. раздела VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 обязуют располагать ФАПы и амбулатории на территории жилой застройки на расстоянии от общественных, промышленных, коммунальных, хозяйственных и других организаций в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке населенных пунктов. При этом данный земельный участок должен быть сухим, чистым, вдали от источников загрязнения атмосферного воздуха. Не допускается размещать учреждения на загрязненных территориях. Территория ФАПов, амбулаторий должна быть благоустроена, озеленена, ограждена и освещена, иметь удобные подъездные пути и парковочную стоянку для санитарного транспорта.

Законом допускается размещение ФАПов и амбулаторий, в том числе, и в жилых и общественных зданиях, но при этом необходимо со стороны улицы оборудовать отдельный вход в эти учреждения. Допускается размещение ФАПов, амбулаторий в цокольных этажах зданий. В подвальных помещениях, имеющих естественное или искусственное освещение, допускается размещение санитарно-бытовых помещений.

Что касается площади и состава помещения (включая вспомогательные помещения), то их квадратурная и количественная характеристики зависят от численности обслуживаемого населения и определяются заданием на проектирование. В таблице 1 к разделу VI СанПиНа 2.1.3.2630-10 указан минимальный набор и площади помещений ФАП и амбулаторий. Для ФАПов и амбулаторий, обслуживающих население, проживающее на удаленных территориях, предусматривается помещение для временного пребывания больных до госпитализации. По заданию на проектирование набор и площади помещений могут быть расширены.

В отличие от иных МО, для ФАПов и амбулаторий допускается совмещение туалетов для больных и персонала.

Общие требования к освещению в МО

Согласно п. 2.5. раздела II СП 2.1.3678-20 уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам.

Пункт 4.6. раздела IV СП 2.1.3678-20 посвящен требованиям, предъявляемых к естественному, искусственному и совмещенному освещению помещений медицинских организаций, но он имеет отсылочный характер. Так, в МО согласно п. 4.6. раздела IV СП 2.1.3678-20 показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения должны соответствовать гигиеническим нормативам. Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников должны иметь естественное освещение.

Пунктом 4.6.2. раздела IV СП 2.1.3678-20 установлено, что без естественного освещения или с освещением вторым светом при условии обеспечения нормируемых показателей микроклимата и кратности воздухообмена размещаются технические и инженерные помещения, к которым относятся:

  • тепло пункты;
  • насосные, компрессорные, вентиляционные камеры;
  • дистилляционные, мастерские по эксплуатации зданий.

Без естественного освещения могут быть помещения работников, к которым относятся помещения для занятий работников, конференц-залы, помещения отдыха, приема пищи, выездных бригад, гардеробные, душевые, санитарный узел.

Также без естественного помещения в МО могут быть организованы помещения вспомогательных служб:

  • экспедиции;
  • загрузочные;
  • архивы;
  • кладовые и хранилища всех видов;
  • термостатная, комната приготовления сред;
  • центральные бельевые;
  • помещения приготовления рабочих дезинфекционных растворов;
  • моечные;
  • столовые;
  • помещения пищеблоков, прачечных, центральных стерилизационных;
  • дезинфекционных отделений;
  • помещения хранения и одевания трупов;
  • траурный зал;
  • помещения обработки медицинских отходов;
  • санитарные пропускники;
  • санитарные комнаты;
  • клизменные.

Кроме того, нормы пункта 4.6.2 раздела IV СП 2.1.3678-20 допускают размещение без естественного освещения или с освещением вторым светом:

  • кабинетов и помещений восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной;
  • помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2;
  • кабинетов консультативного приема врачей, при наличии ординаторской (помещения) работников с естественным освещением;
  • кабинетов гирудотерапии;
  • саун;
  • помещений подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии;
  • кабинетов бальнеологических процедур, регенерации грязи, лечения сном;
  • кабинетов электросветолечения, процедурных лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики;
  • комнат управления при них и других помещений кабинетов, представляющие с ними единый функциональный процесс;
  • блоков радионуклидного обеспечения, помещений зуботехнических лабораторий;
  • кабинетов медицинской оптики;
  • помещений медицинской организации, расположенных в торгово-развлекательных комплексах, общей площадью не более 100 м.кв.

Заключительные положения

Пожалуй, на сегодняшний день нет ни одной МО, которая смогла бы соблюсти в своих помещениях все без исключения требования многочисленных санитарных правил и норм. Вникая в установленные требования даже по одному из критериев, как в нашем случае к освещению МО, понимаешь, что возникает масса сложностей не только с исполнением требований, но в первую очередь, с их пониманием. Как уже указывалось ранее, основная проблема отечественной системы санитарных правил и норм, это их чрезмерное количество, огромное число норм к другим, а также наличие действующих санитарных правил, которые были разработаны и утверждены еще во времена СССР. Все это усложняет их понимание и применение МО. Частично это проблема была решена в связи с введением «регуляторной гильотины» и обновлением СанПинов для медицинских организаций. Но, увы, полностью решенной её назвать нельзя (в частности, неприкосновенным остался свод правил по проектированию и строительству)

Проблема исполнения санитарных требований это, как можно выразиться, «палка о двух концах». С одной стороны, проектируемые современные МО, или те МО, в которых производится основательная реконструкция, просто не могут руководствоваться в процессе своего создания устаревшими нормами времен советского периода. С другой стороны, все мы знаем, что в различных регионах нашей огромной страны здания сотен медицинских учреждений имеют год постройки, который исчисляется несколькими десятилетиями и многие их этих зданий и помещений находятся в плачевном состоянии. Для таких МО соответствовать современным санитарным требованиям просто технически невозможно, не говоря уже о финансовой стороне вопроса. Для таких МО руководствоваться и соответствовать правилам, введённым в действие во времена СССР, наверное, более удобно, так как эти правила разрабатывались как раз в ту самую эпоху, когда были построены их здания. Поэтому практически любая проверка, проводимая надзорными органами на предмет соблюдения санитарных правил и норм, заканчивается выявлением нарушений и привлечением к ответственности МО или ее должностных лиц. И это характерно не только для частной медицины, но и для государственных (или муниципальных) медорганизаций. Причина несоблюдения всех установленных законодателем санитарных требований банальна и кроется не столько в нежелании руководства МО их соблюдать и, тем более, не в халатности медперсонала, сколько в отсутствии финансирования со стороны государства на оснащение государственных и муниципальных МО всем тем необходимым, что требуют нормы действующих санитарных правовых актов.

Как изменились требования к медорганизациям по новым СП 2.1.3678-20

Елизавета Дубель, врач-эпидемиолог, врач-дезинфектолог, к. м. н.

Мария Батырова, заместитель начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю

Эпидемиолог и эксперт Роспотребнадзора совместно разъяснили, как работать клиникам после замены Санпина на Санитарные правила. Разобрали, какие новые обязанности и запреты появились в работе отделений, и подготовили инструкции, как внедрить их в работу.

С 1 января 2021 года вступили в силу с санитарно-эпидемиологическими требованиями к эксплуатации помещений. Они заменили , устанавливающий санитарно-эпидемиологические требования к медорганизациям. Санитарные правила содержат общие нормативы, применимые ко всей сфере услуг, и отдельную главу, в которой описывается, какие условия нужно создать для оказания медпомощи.

Мнение

Чем руководствоваться, пока СанПиН 2630-10 и СП 3678-20 действуют одновременно

Марина Большакова

начальник юридического отдела ГБУ РМЭ «Медико-санитарная часть № 1»

В  Правительство исключило СанПиН 2630-10 из числа отмененных, и он продолжает действовать до 01 марта 2021. Но это создает правовую неопределенность в правоприменении. В случае противоречия норм в двух постановлениях принято, что большую юридическую силу имеет документ, который приняли позже. В вопросах, которые не регламентируют , надо применять нормы из .

Назначение и характеристики помещений

Изменили. Сократили минимальные площади помещений медорганизаций. Например, раньше минимальная площадь палат нейрохирургических, ортопедотравматологических, радиологических и ожоговых отделений должна была составлять минимум 10 м2, по новым нормам – 8 м2.

Внимание

допускают уменьшение площадей помещений по сравнению с нормативными показателями на 15%.

Обязали. В каждом стационарном медучреждении независимо от его профиля необходимо организовать приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты для приема, лечения и временной изоляции пациентов с инфекционными заболеваниями или подозрением на них. Это требование существовало и раньше, но из-за расплывчатой формулировки его часто применяли только к инфекционным больницам.

Нужно организовать отдельные санузлы для всех инфекционных организаций, включая туберкулезные поликлиники, независимо от объемов медпомощи. До вступления в силу новых санитарных правил оборудовать раздельные туалеты для пациентов и персонала было не обязательно, если клиника амбулаторно обслуживает не более 50 пациентов в смену. Также уточнили, что гардероб для пациентов необходим, если число посещений поликлиники больше 20 за одну смену.

Запретили. Проходными теперь не должны быть не только отделения с асептическим режимом или замкнутым технологическим циклом, но также складские, хозяйственные, подсобные, административно-бытовые помещения.

Разрешили. Исключили запрет на размещение кабинетов в подвальных и цокольных этажах.

Отменили обязанность. По новым требованиям не обязательно предусматривать в каждом лечебно-диагностическом подразделении кабинеты заведующего и старшей медсестры.

В санитарных правилах нет требования к высоте потолков в клиниках, которая по
должна была составлять не менее 2,6 метра. регламентируют только высоту стоматологических кабинетов – не менее 2,4 метра. Также исключили требования к минимальной ширине дверных проемов при необходимости транспортировки пациентов на каталках.

Заключительные положения

Контрольно-надзорные функции за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований возложены на Роспотребнадзор, который в случае выявления их нарушений вправе привлекать к административной ответственности путем наложения административного штрафа или даже приостановления деятельности. Таким образом, игнорирование санитарных норм и правил может для МО закончится неблагоприятным образом. Как показывает практика, проверки на предмет соблюдения санитарных правил и норм зачастую инициируются и органами прокуратуры, также нередко внеплановые проверки проводятся совместно прокуратурой с Роспотребнадзором.

Впрочем, не все санитарные нормы и правила являются обязательными. Как уже неоднократно подчеркивалось в настоящей статье, некоторые из них носят рекомендательный характер.

Нарушения санитарных правил, предъявляемых к водоснабжению и канализации в МО, далеко не всегда становятся единственной причиной для административного штрафа или приостановления деятельности, однако в совокупности с другими выявленными в ходе проверки надзорными органами нарушениями могут послужить основанием для применения в отношении МО упомянутых видов санкций.

Обнадеживающими являются действия государственных органов по отмене ряда устаревших документов, касающихся санитарно-эпидемиологических норм, отставших от современного уровня технологического и научного развития не на один десяток лет. Отмена документов связана с «регуляторной гильотиной» — широко распространенным в мире явлением. Согласно ней, отсекаются прежние нормы и устаревшие требования, которые утратили значение и актуальность, как, например, произошло с СанПиНом 2.1.3.2630-10.

Отмена ранее действующих положений, должно предположительно уменьшить регуляторную нагрузку на МО и оптимизировать санитарно-эпидемиологические требования к медицинским учреждений независимо от их формы собственности. Также отмена устаревших нормативных актов даст возможность переосмыслить требования к МО и сформировать новые целенаправленные концепции санитарно-эпидемиологической безопасности, гармонизированные со всей системой отечественного здравоохранения.