Оглавление
- ФЗ 44 с последними изменениями
- Какие товары попадают под запрет нацрежима?
- Изменения 2020 года
- Правительство утвердило новые правила проведения строительных госзакупок
- Особенности осуществления отдельных видов закупок
- ФЗ для чайников: основные понятия и действующие лица
- Поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
- Электронные магазины закупок малого объема
- Основные положения
- Можно ли привлечь эксперта?
- Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки
- Внесение сведений в реестр госконтрактов
- Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
- Контрактная служба
- Комментарии к самым важным статьям закона
- Изменения в закупках с февраля 2021 года
- Расторжение контрактов по 44-ФЗ
- Отчет по выполненным работам
- Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?
ФЗ 44 с последними изменениями
Каждый нормативный акт Российской Федерации претерпевает ряд необходимых для обновления его регламента обновлений. Не является исключением и Федеральный закон о закупках для муниципальных нужд и государственных предприятий.
Последние существенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил N 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона в Федеральный закон № 44». На основании внесённых изменений, текст пункта 5 части 1 рассматриваемой статьи дополнился следующими словами «организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор» после фразы «образовательная организация».
В актуальном тексте статьи 93 44-ФЗ идёт речь о случаях, в которых допускается возможность закупки товара или необходимых услуг у единственного поставщика, а именно:
- При закупке необходимого сырья или обслуживания предприятий, попадающих под категорию естественной монополии;
- Если цена закупки не превышает 100 000 рублей;
- При приобретении всего необходимого для образовательных или культурных учреждений;
- Приобретение вооружения или техники военного назначения;
- Иных случаях, предусмотренных регламентом настоящего Федерального закона.
Какие товары попадают под запрет нацрежима?
Перечень товаров, имеющих зарубежное происхождение и запрещённых для приобретения при действительном национальном режиме, прописан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Здесь описываются 125 товарных позиций, их закупка заказчиками категорически запрещена.
Дополнительные запрещённые для покупки товары при действительном нацрежиме описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2019 № 1746 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». В частности, запрещаются программно-аппаратные комплексы систем хранения данных, которые относятся к коду по Общероссийскому классификатору продукции по типам экономических процессов ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 «Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных» (в дальнейшем — товары), изготавливающихся за рубежом.
Запрещается приобретение программ для ЭВМ и баз данных, которые реализуются вне зависимости от типа контракта на физическом носителе или в цифровом формате по линиям коммуникации, изготавливаемых зарубежными странами (исключая программное обеспечение, входящее в общий перечень программ для ЭВМ и баз данных из стран-участников Евразийского экономического союза, исключая Российскую Федерацию (в дальнейшем — реестр евразийского программного обеспечения), и уникальных привилегий на подобный продукт и возможности пользования подобным программным обеспечением (в дальнейшем — программное обеспечение или права на него). Так описывается в Постановлении Правительства от 16.11.2015 № 1236 (ред. от 30.03.2019) «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Изменения 2020 года
С 1 июля 2020 года вступили в силу следующие изменения:
Дата вступления в силу | Суть изменений | Реквизиты нормативно-правового акта |
---|---|---|
01.07.2020 |
Применяют новые правила согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Теперь это делают и после несостоявшихся электронных процедур. Согласовывают только для закупок с Н(М)ЦК, которые превышают предельный размер. Этот размер и правила согласования установило правительство |
|
Требование обеспечения гарантийных обязательств по закону 44-ФЗ с последними изменениями с 1 июля 2020 года стало правом заказчика, а не обязанностью | ||
Заказчики вправе установить обеспечение исполнения контракта в размере от 0,5% до 30% Н(М)ЦК. До изменений нижний предел составлял 5% от Н(М)ЦК. При казначейском сопровождении расчетов по контракту обеспечение исполнения контракта вправе не устанавливать. Если его предусматриваете, его размер составляет до 10% от Н(М)ЦК, а для закупок с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе от цены контракта. При казначейском сопровождении аванса размер обеспечения исполнения контракта считают от Н(М)ЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с преимуществами для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены контракта, уменьшенной на размер аванса |
В августе 2020 года 44-ФЗ претерпел следующие новации:
Дата вступления в силу | Суть изменений | Реквизиты нормативно-правового акта |
---|---|---|
05.08.2020 | ||
11.08.2020 |
Вступили в силу правила квотирования отечественных товаров. Размер минимальной доли, перечень российской продукции и особенности определения Н(М)ЦК по ФЗ-44 дополнительно утвердит правительство. Прописали, когда положения о нацрежиме, в том числе о минимальной доле, не будут применяться. Например, в закупках для обеспечения нужд внешней разведки средствами разведдеятельности. Заказчики, которые ведут деятельность на территории иностранного государства, при закупках на этой территории вправе не соблюдать минимальную долю. При описании объекта закупки заказчики обязаны указывать характеристики российских товаров, в том числе содержащиеся в КТРУ. По итогам года заказчиков обязали составлять такие документы:
Содержание и форму этих документов разработает правительство. Документы будут размещать в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчетным. Если сведения о закупке не размещаются, отчет и обоснование будут направлять в уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за оценку выполнения заказчиком минимальной доли |
|
10.08.2020 | Вступили в силу изменения в порядок формирования идентификационного кода закупок | |
14.08.2020 | Правительство утвердило новый порядок, по которому проверяется соответствие документов утвержденному финансовому обеспечению |
С сентября 2020 года вступили в силу такие новшества, как:
Дата вступления в силу | Суть изменений | Реквизиты нормативно-правовых актов |
---|---|---|
01.09.2020 |
Из обязательного аукционного перечня исключаются строительные закупки. Это значит, что заказчики смогут проводить их как с помощью аукциона, так и посредством конкурса. Проводить конкурс на госзакупку строительных работ придется с учетом особенностей |
|
05.09.2020 | С 2020 года типовые контракты начинают применяться в обязательном порядке на оказание охранных услуг |
Рекомендации от КонсультантПлюс (бесплатный доступ)
Правительство утвердило новые правила проведения строительных госзакупок
Правительство утвердило поправки к некоторым актам, которые касаются закупок в сфере строительства: изменились правила оценки заявок и доптребования к участникам строительных закупок.
Особенности осуществления отдельных видов закупок
Закон о госзакупках предполагает ряд особенностей, которые касаются определенных видов процедур. К ним относят:
- заключение энергосервисных контрактов — в таких случаях максимальная цена определяется как стоимость фактически понесенных расходов в прошлом году и не может их превышать. Такой контракт заключается отдельно от других договоров на поставку товаров и услуг;
- контракты на оказание услуг, направленных на оборону страны и поддержанию безопасности у единственного поставщика — при определении поставщика заказчик вправе обращаться в Правительство РФ с предложениями о возложении на оператора связи обязанности по оказанию услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;
- госконтракты при закупке товаров и услуг, включаемых в государственный оборонный заказ — правительство определяет перечень услуг, в соответствии с которым происходит выбор поставщика. Последний не вправе отказаться от заключения такого контракта;
- контракты в сфере создания произведений архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства — по условиям такого договора исключительные права принадлежат субъектам РФ, которые инициировали такой заказ;
- закупки в соответствии с решениями Правительства РФ — весь порядок проведения сделок определяется и регламентируется Правительством;
- закупки на территории иностранного государства — заказчики при таких контрактах вправе не размещать информацию в ЕИС.
ФЗ для чайников: основные понятия и действующие лица
В закупках принимают участие несколько сторон. Чайнику достаточно запомнить, основных. Заказчик — госучреждение или муниципальное предприятие, которое пользуется бюджетными средствами. Поставщик по ФЗ — это любое, желающее предоставить свои товары, а также услуги, юрлицо или физлицо, соответствующее немногочисленным критериям:
- никак не связано с заказчиками, всегда исправно платило налоги, а также никогда не имевшее судимостей;
- без оффшорных покровителей;
- не замечено в списках РНП, иначе Реестра с перечнем недобросовестных поставщиков.
В ФЗ 44 указано, что 15% объёма закупок должны проводиться у соцориентированных некоммерческих фирм и субъектов бизнеса малого формата. Немаловажным участником закупок являются ЭТП. Для информации чайникам — официально их сейчас 8.
Ну и, пожалуй, основная сторона, о которой нужно знать чайникам — органы, представляющие власти:
Закон 44 ФЗ определяет порядок разработки планов, мониторинга и проверки госзакупок, а также регулирует очерёдность поставщиков, оформление контрактов. Ну и, конечно, регламентирует действия госорганов по контролю закупок. Однако, для чайников напомним, этот нормативно-правовой акт не распространяет своё влияние на следующие предполагаемые лоты:
- покупка услуг у иностранных финорганизаций;
- госзащита лиц должностного статуса, судебных чиновников, прочих граждан;
- обеспечение Госфонда ресурсами путём закупа драгметаллов и драгкамней;
- покупка защитников, работающих для клиентов на бесплатной основе;
- стоимость участия закупочной процедуры;
- приобретение услуг избирательных комиссий.
Поправки в Закон № 44-ФЗ, которые вступают в силу с 1 апреля 2020
Часть поправок вступает в силу с 1 апреля 2020 года. Из ФЗ
№44 с комментариями и дополнениями 2020 года полностью исключено понятие «план
закупок». Будет устранен ступенчатый контроль из ЕИС. Планы-графики с апреля
будут проверять по двум параметрам:
- соответствие данных об идентификационных кодах закупок (ИКЗ);
- непревышение объемов финансового обеспечения для проведения
закупок.
Будут внесены изменения в порядок проведения проверок
Казначейства, финансовых органов в регионах государственными внебюджетными фондами.
Органы будут контролировать:
- не превышение объема утвержденных лимитов финансового обеспечения
из плана-графика; - соответствие данных об ИКЗ.
Эти изменения зафиксированы в № 71-ФЗ от 01.05.2019. Кроме того, 17.02.2020 года было анонсирована подготовка нормативного акта, в котором будут прописаны особенные условия проведения государственных закупок в республике Крым и городе Севастополь. Подробности об изменениях пока не озвучены, но вступить в силу они должны с 1 апреля 2020 года.
Электронные магазины закупок малого объема
Апрельские изменения коснутся и п.4 и 5 ст.93 44-ФЗ. Согласно нововведениям заказчики смогут организовывать закупки посредством, так называемых, электронных магазинов. Самого термина «электронный магазин» в контрактном законодательстве нет, но он распространен среди заказчиков.
Через электронные магазины можно будет приобретать только товары (а не работы или услуги) и при условии, что цена контракта не превышает 3 миллионов. Эта возможность появится после вступления в силу ч.12 ст.93 44-ФЗ.
Из новых функций отметим то, что и заказчики, и исполнители должны будут брать наименование продукции и характеристики из каталога ТРУ.
Руководствуясь частью 12 ст.93, заказчики должны будут формировать следующий пакет документов для мероприятий до 3 млн. руб.:
- извещение (п.3 ч.12 ст.93);
- проект контракта (п.4 ч.12 ст.93);
- обоснование (ч.4 ст.93).
С 01.04.2021 года, закупая товары у единственного исполнителя по п.4 и 5 ст.93, заказчики смогут выбирать форму мероприятия:
до 600 тысяч, не пользуясь функционалом электронных магазинов, на ЭТП (за исключением ЕАТ «Березка», региональных и муниципальных электронных магазинов);
или
- до 3 миллионов в электронных магазинах на электронных площадках. При этом должны быть соблюдены следующие правила:
- осуществляется закупка товаров;
- НМЦ контракта не превышает 3-х млн. рублей;
- годовой объем таких процедур без изменений.
А для закупок работ и услуг будет действовать старый порядок.
Основные положения
Для начала стоит познакомиться с основными положениями
федерального законодательного акта №44. Действующими лицами в системе
госзакупок выступают заказчики (получатели) и поставщики (подрядчики).
Заказчиками выступают муниципальные бюджетные и государственные
учреждения, поставщиками могут быть любые юридические и физические лица, в том
числе и ИП.
К подрядчику предъявляется ряд требований:
- отсутствие неснятой судимости по экономическим правонарушениям;
- задолженности по налогам быть не должно;
- исключается аффилированность с заказчиком.
Не допускается работа с продавцами, находящимися в процессе
ликвидации или объявленными банкротами. Дополнительно получатель может
удостовериться в том, что подрядчик не был занесен в реестр недобросовестных
поставщиков.
Схема работы госзакупок:
- заказчик составляет план закупок и публикует его на сайте ЕИС;
- в извещении указывается информация о товаре (услуге) и начальная
максимальная цена контракта (НМЦК); - потенциальные поставщики подают заявки, предлагая свои условия;
- при подаче заявке подрядчик вносит обеспечительный взнос, его
размер определяется заказчиком и может составлять от 0,5 до 5% от максимальной
суммы контракта (компаниям, проигравшим торги, платеж возвращается); - по итогам торгов определяется победитель, предложивший самые
выгодные условия; - с победителем заключается контракт.
Заказчик при выборе победителя ориентируется не только на
цену, учитывается качество товара и другие значимые нюансы.
Можно ли привлечь эксперта?
В соответствии с законодательством госзаказчик может привлекать к осуществлению закупочной процедуры эксперта. Его выбирают согласно нормативным требованиям и заключают с ним договор. Данные процедуры лучше провести заблаговременно, так как, исходя из практического опыта, они занимают от недели до двух-трёх месяцев.
Экспертом, в соответствии с п. 15 ст. 3 44-ФЗ, может быть физическое лицо, в том числе ИП, имеющее специальные познания, обладающее опытом в сфере науки, искусства, ремесла, техники.
Экспертной организацией является юридическое лицо. Его работникам необходимо иметь специальные познания, квалификацию, опыт в искусстве, ремесле, науке, технике.
Важно знать, что далеко не каждый человек, обладающий познаниями, может быть экспертом. В ч
2 ст. 41 44-ФЗ содержится список лиц, которые не могут быть привлечены к экспертизе. Это люди, через которых возможно влияние на результат экспертизы:
- являвшиеся или являющиеся в период двух лет перед экспертизой должностными лицами или сотрудниками заказчика или исполнителя
- имеющие имущественные интересы в заключении контракта, по которому осуществляется экспертиза
- близкие родственники руководителя заказчика, членов закупочной комиссии, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, а также должностных лиц или работников поставщика или лица, состоящие с ними в браке
- юридические лица, в которых заказчик или поставщик обладают правом распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов либо более чем 20 % вкладов, долей
При решении вопроса о привлечении эксперта, он должен подготовить и направить заказчику в письменном виде уведомление. В нём требуется изложить допустимость участия лица в проводимой экспертизе и сообщить об отсутствии оснований для недопуска к её осуществлению. При этом законодательно требования к данным доказательствам не установлены.
Инструкция по заполнению заявки. Государственные закупки
Практика «применения» этого пункта — ещё одна иллюстрация тяжелейшего провала в (анти-)юридическом сознании целой отрасли. Вместо осознанных инструкций: «… в таких-то параметрах выбирать участнику», в 99% госзаказов мы найдём абсурдное : «Не знаю что писать, поэтому скопирую в инструкцию статьи закона, ведь все так делают». Узнаёте? Привет, ленивый мозг. Я даже как-то видел закупку куда приложили 44-фз целиком.
Точно так же как и с «гостами»:
Закон уже опубликован и должен быть соблюден без его копирования куда-то ещё.И точно так же как и с «гостами»: Если закон предусматривает выбор из нескольких пунктов (опций), то этот выбор должен быть сделан и прямо указан. Это работа закупщика и важнейший юридический принцип: не копипастить то, что уже определено за вас, создавая видимость большой, важной и очень государственной работы, а принимать осознанные решения в отведённых рамках и транслировать эти решения. В большинстве простых случаев инструкция может и должна состоять из одной фразы: «Предложенный участником товар должен быть указан однозначно и являться равным или лучшим по всем требуемым показателям.»В особых ситуациях в инструкции может быть предложен выбор нескольких значений из заданных диапазонов или перечней: «Перечисление показателей через запятую означает, что участник может выбрать один или несколько показателей из списка
Перечисление показателей через знак «/» означает, что участник может выбрать только один показатель из списка.»- это только примеры, реальная инструкция зависит от конкретных задач, осознанно определяемых заказчиком.
Затребовать конкретизацию показателей заказчик имеет право в любой закупке, но только в аукционе он будет проверять предложение по ним до самих торгов: В течении трёх дней после ОПЗ заказчик рассматривает первые части, и в случае несоответствия требованиям закона и заказчика такие заявки не допускаются к участию в аукционе ( обеспечение заявки разблокируется).
Внесение сведений в реестр госконтрактов
В ч. 8 ст. 103 44-ФЗ указано, что договоры, информации о которых нет в реестре не оплачиваются. Исключения для госконтрактов с физлицами по основаниям:
- п4 ч1 ст 93 44 ФЗ — прямые контракты в результате закупок у единственного поставщика товаров, работ или услуги на сумму, не превышающую 300 000 рублей;
- п 5 ст 93 44 ФЗ — прямые контракты в результате закупок у единственного поставщика определенных заказчиков товаров, работ или услуги на сумму, не превышающую 600 000 рублей;
- п 23 — услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений,которые переданы в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику;
- п 42 — выполнение работ, которые связаны со сбором и с обработкой первичных статистических данных
- п 44, 45 — предоставление права на доступ к информации, которая содержится в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных.
- п 46 — закупки товаров, работ, услуг за счет финансовых средств, которые выделены на оперативно-разыскную деятельность.
Сведения о госконтрактах по п. 52 ч. 1 ст. 93 не вносите в реестр контрактов, если заключили его с любыми лицами.
Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой (первой части) заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
Отклонение может быть обжаловано, но на аукцион отстранённый участник скорее всего не успеет, возможно итоги аукциона будут отменены ФАС или торги будут продолжены с включением незаконно отстранённых.
показатель | Заказчику понравился товар: | Заказчик пишет в требованиях | участник пишет в предложении |
---|---|---|---|
1. Товарный знак | Samsung | * | товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ |
… | … | … | … |
1. Прямое упоминание товарного знака (производителя, бренда, фирмы) разрешено*** заказчикам для закупок услуг/работ с использованием этого товара. «Покраска стен краской TIKKURILLA или эквивалент»
Но подобное указание никоим образом не снимает обязанностей описывать этот товар в показателях, то есть указывать, чем же именно хороша эта краска (в цифрах)и каким минимально допустимым её свойствам должны соответствовать её эквиваленты (аналоги, конкуренты). Упоминание товарного знака запрещено для прямой поставки товаров, «закупка краски водоэмульсионной», «закупка холодильника».
***Кроме приведённых ниже исключений заказчику очень хорошо бы завести привычку никогда не указывать брендов в ТЗ, а сосредоточиться на разборе их технических характеристик.
Исключения (там где можно и нужно указывать «фирму»): — запасные части или расходные материалы, совместимость которых обусловлена документацией уже используемых заказчиком изделий (картриджи для орг.техники и зап.части для авто являются уникальными в этом смысле видами закупок, т.к. в них законно требовать один единственный бренд-оригинал);
— если не имеется другого способа обеспечить точное описание характеристик (ага, та самая виолончель Amati за 2 млрд. долларов)) Кроме шуточек, звучание уникальных инструментов действительно нельзя измерить в цифре, поэтому можно писать «Страдивари».
показатель | Заказчику понравился товар: | Заказчик пишет в требованиях | участник пишет в согласии |
---|---|---|---|
1. Товарный знак | Samsung | ничего не пишет | товарный знак Aristonстрана происхождения — РФ |
2. объём | 200л | не менее 200л | 245 литров |
3. количество камер | 2 | 2 | 2 |
4. класс энергопотребления | А | не ниже А | А |
5. кол-во рабочих циклов | более 20 000 | более 20 000 | более 20 000 |
6. температурный режим | от -10 до +5 | не хуже чем от -10 до +5 | от -15 до +8 |
2. В большинстве случаев участник должен конкретизировать все формулировки типа «минимум, максимум , менее, более, свыше, от, до»итп в соответствии с показателями товара планируемого к поставке/использованию.
3. Если заказчику не нужен холодильник с более чем двумя камерами, то и не нужно расширять этот показатель.
4. Если детально разобраться в показателе, то мы узнаем что существуют классы «А+», «А super-eco» итп
5. Конкретизировать неизмеряемые показатели невозможно: никто не может точно сказать сколько циклов отработает холодильник, поэтому в спецификации холодильника указаны формулировки «более-менее «, показатель используется в диапазонах и их можно и нужно указывать в требованиях заказчика и предложении поставщика.
Примеры приведены ради примера, в реальности все бытовые холодильники годятся среднестатистическому заказчику, никаких показателей кроме объёма и количества камер описывать не потребуется.
Упаковка (фасовка) товара — это тоже качественная характеристика, она также может быть затребована. Пример «молоко». Может быть фасовано в пакеты, а может доставляться в бидонах. С точки зрения участника молоко в пакетах во-первых: дороже, а во-вторых: не у всех производителей есть фасовочные линии, а значит это что?
Контрактная служба
Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:
- планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
- выбор подрядчиков;
- заключение контрактов с поставщиками;
- контроль за исполнением;
- работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.
Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:
- служба со структурным подразделением;
- служба без структурного подразделения;
- контрактный управляющий.
Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.
Комментарии к самым важным статьям закона
Закон № 44-ФЗ определяет основные принципы совершения закупок для удовлетворения нужд государства. Как в других нормативных актах, в нём есть содержание – основные статьи и положения, которые определяют основную суть. Ч. 1 ст. 1 44 ФЗ – здесь прописаны основные сферы деятельности, которые попадают под действие данного закона. В этой статье указано, что действие закона распространяется на:
- планирование закупок;
- определение круга поставщиков для заключения того или иного контракта;
- заключение контракта, имеющего гражданско-правовую природу;
- проведение квалифицированного аудита в сфере закупок;
- осуществление квалифицированного и законного контроля над соблюдением норм действующего закона.
Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности:
- регулируемые нормами международного законодательства;
- связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц, которые в силу действующего законодательства, находятся под защитой государства.
Статья 44 закона 44 ФЗ регулирует обеспечение заявок для участия в конкурсах и аукционах, проводимых с целью выявления участников государственных закупок. Здесь сказано, что:
- каждый заказчик должен разработать, утвердить и установить требования, по которым будут приниматься заявки для участия в конкурсах и аукционах, если начальная цена контракта превышает 5 млн. рублей;
- обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии;
- при предоставлении документации для участия в конкурсе или аукционе, заказчик должен указать сумму обеспечения;
- в п. 6 ст. 44 ФЗ 44 сказано, что требования об обеспечении заявки распространяется на всех участников госзакупки. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения, которые не обеспечивают свои заявки для принятия в конкурсе;
- иные положения.
Для того чтобы стать участником закупок для удовлетворения нужд государства, необходимо знать, какие требования предъявляются к ним:
- соответствие нормам Закона № 44-ФЗ;
- поставщик не может находиться на стадии ликвидации или банкротства;
- деятельность компании не должна быть приостановлена на законодательном уровне;
- поставщик не имеет долгов по обязательным платежам и сборам;
- поставщик не должен иметь судимость за экономические преступления;
- подписываемый контракт не должен вызывать конфликта интересов;
- поставщик не должен относиться к организациям, которые имеют признаки «оффшорности».
Чтобы сделка стала государственной закупкой, необходимо соблюдение следующих условий:
- она заключается через специальный сайт;
- заказчики обязаны указать свои данные в системе;
- поставщики проходят процедуру обязательной аккредитации на электронных площадках;
- каждый поставщик имеет право самостоятельно найти интересный заказ на площадке госзакупок, а затем принять участие в аукционе;
- стороны выполняют свои обязательства на основании контракта.
Согласно Закону № 44-ФЗ осуществлять партнёрство можно только с одним поставщиком.
Изменения в закупках с февраля 2021 года
В начале февраля 2021 года в системе госзаказа тоже состоялись некоторые изменения, в основном они касались подзаконных актов; таблица последних изменений в 44-ФЗ в 2021 году выглядит так:
Дата вступления в силу новшества | Суть изменения | Нормативный акт |
---|---|---|
02.02.2021 | Отныне Минпромторг определяет правила формирования цены при закупках продукции судостроительной промышленности. Делает он это по согласованию с Минфином и ФАС | Постановление Правительства №34 от 23.01.2021 |
07.02.2021 | До 31.12.2022 приостановлены централизованные закупки офисного и антивирусного софта | Постановление Правительства РФ №63 от 28.01.2021 |
07.02.2021 | Изменен порядок приобретения медизделий. Изменения связаны с возможностью закупать иностранные изделия | Постановление Правительства РФ №76 от 28.01.2021 |
12.02.2021 | Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 4,25%. Применяйте ее для расчета пеней | Информационное сообщение |
16.02.2021 | Расширили перечень строительных работ, порядок выбора способа закупки которых для нужд Крыма и Севастополя согласует Минфин | Постановление Правительства №113 от 04.02.2021 |
22.02.2021 | Уточнили порядок работы с реестром договоров по 223-ФЗ | Приказ Минфина №343н от 31.12.2020 |
26.02.2021 | Вступает в силу новый порядок формирования идентификатора государственного контракта | Приказ казначейства №4н от 11.01.2021 |
Расторжение контрактов по 44-ФЗ
Расторжение по 44-ФЗ возможно на основании федерального закона является наиболее выгодным для сторон вариантом решения спорных вопросов. Регулируется это ст. 95 данного нормативного акта и возможно в трех случаях:
- по соглашению сторон;
- по постановлению суда;
- в одностороннем порядке на основании ГК РФ.
Порядок действий для расторжения контакта следующий:
- Составляется соглашение о расторжении соответствующего контракта.
- Отправляется стороне договора на подпись. С момента подписания соглашения о расторжении контракт считается расторгнутым.
- Стороны обязаны внести сведения о расторжении договора в реестр сроком не позднее 3 дней. Сюда вносится дата расторжения договора, основание, название договора, а также дату и порядковый номер сделки.
Бюджетные организации имеют возможность производить закупки двумя способами:
- закупки по 44-ФЗ, при условии, что на закупку выделяются деньги из бюджета;
- закупки по 223 фз, если организация имеет положение о закупках и тратит собственные средства.
Что же касается 44-ФЗ, то любой современный тендер осуществляется по регламентируемой законом схеме:
- Составление планов и планов графиков закупок по 44-ФЗ с изменениями 2018.
- Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ.
- Определение способа закупки: электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, открытая заявка и т.д.
- Публикация тендера в ЭТП: составление техзадания и описания закупки.
- Заключение договора с выбранным поставщиком.
- Прием выполненных услуг, товаров, работ.
- Отчет по выполненным работам.
Каждый этап проведения государственной закупки имеет огромное количество особенностей и нюансов.
Отчет по выполненным работам
Финальным этапом контракта является прием товаров или работ со стороны подрядчика и составление отчета по госзакупкам со стороны заказчика.
Прием работ со стороны подрядчика в соответствии с требованием 44-ФЗ, заключается лишь в том, чтобы оповестить его о завершении работ и предоставить результат. Как правильно принять работы со стороны заказчика и какие документы оформить – это уже решает специалист по 44-ФЗ.
Порядок приема результатов контракта регулируется ст. 94 и 34 Закона 44-ФЗ. Все сроки и порядок приема товаров, услуг и работ должны быть прописаны в договоре, а их неисполнение влечет за собой штрафы. По завершению контракта заказчик предоставляет подрядчику ТТН, акт выполненных работ либо документы об отказе с обоснованием.
Какие документы прикрепить для подтверждения российского производства товара?
С подачей заявки отечественное производство товара лишь декларируется. Затем, по требованиям нормативных актов согласно национальному режиму, в случае соответствия закупки определённых постановлениям необходимы:
- Сертификат СТ-1, который выдаётся ТПП;
- Выписка из реестра российской промышленной продукции или перечня евразийской промышленной продукции, где указываются номера реестровых записей;
- Данные о совокупном количестве баллов за исполнение технологических условий на территории РФ в случае их учёта Постановлением Правительства РФ от 17.02.2015 № 719.
Прежде чем подать заявку, всегда внимательно изучайте требования к ее составу и содержанию. В зависимости от условий закупки в документации будет указана инструкция к ее заполнению.