Оглавление
- Системы вентиляции, освещения, водоснабжения, канализации, отопления
- НОМЕНКЛАТУРА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
- Дезинфекция: цели, задачи, уровни
- Классы МИС и функции каждого класса
- Амбулаторные ЛПУ
- Средства общения
- Обустройство систем водоснабжения и водоотведения
- Классификация МИС по внутренней организации
- Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Системы вентиляции, освещения, водоснабжения, канализации, отопления
Вентиляция и кондиционирование
Изменили. Теперь необязательно иметь паспорта на систему механической приточно-вытяжной вентиляции. Однако раз в год по-прежнему нужно проверять эффективность работы вентиляции и системы кондиционирования, проводить очистку и дезинфекцию.
уточнили, что в период проверки и техобслуживания систем вентиляции помещения класса чистоты А и Б не должны работать.
Фильтры высокой эффективности в помещениях классов чистоты А и Б теперь нужно менять раз в полгода, а не раз в год, если в инструкции по их эксплуатации не указана другая кратность.
Обязали. Оборудование систем приточной вентиляции помещений класса чистоты А можно размещать только в отдельной венткамере. Оборудование прочих вентиляционных систем можно устанавливать в камере и на крыше здания. Канальное вентиляционное оборудование нужно размещать за подшивным потолком, в коридорах и помещениях, в которых люди не находятся постоянно.
Во всех лечебно-диагностических кабинетах, кроме помещений класса чистоты А, нужно предусмотреть естественное проветривание. Если такой возможности нет, система приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать подачу наружного воздуха.
Разрешили. По новым требованиям в нерабочее время воздухообмен в помещениях класса чистоты А можно уменьшить на 50%. Переводить вентиляционную систему в рабочий режим нужно минимум за час до начала оказания медпомощи.
Освещение
Разрешили. Изменился перечень кабинетов и помещений, которые могут работать без естественного освещения. В этот список вошли:
· кабинеты консультативного приема врачей, если есть ординаторская с естественным освещением;
· помещения физиотерапевтических отделений;
· процедурные лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики, комнаты управления при них, блоки радионуклидного обеспечения;
· помещения зуботехнических лабораторий;
· помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2;
· кабинеты гирудотерапии;
· кабинеты и помещения восстановительного лечения организаций, для которых медицинская деятельность не является основной;
· кабинеты медицинской оптики;
· помещения медорганизаций общей площадью до 100 м2, расположенные в торгово-развлекательных комплексах.
Отменили обязанность. В
нет требований устанавливать в палатах светильники ночного освещения и настенные лампы, которые предусматривал .
Водоснабжение, канализация, отопление
Изменили. не регламентируют температуру горячей воды в детских и психиатрических палатах, душевых и санузлах для пациентов.
Обязали. Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения, кроме административных помещений, должны быть проложены в закрытых коробах.
Умывальники со смесителями с бесконтактным управлением обязательно установить: в предоперационных, перевязочных, родовых залах, реанимационных, процедурных кабинетах, инфекционных, туберкулезных, кожно-венерологических, гнойных, ожоговых, гематологических отделениях, клинико-диагностических и бактериологических лабораториях, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах.
Туалеты обязательно оборудовать средствами для сушки рук.
Разрешили. Если в малых медорганизациях – ФАПах, здравпунктах, врачебных амбулаториях – невозможно оборудовать водопровод, в них можно использовать бутилированную воду. Если в этих медорганизациях нет горячего водоснабжения, нужно установить водонагреватель.
Отменили обязанность. Больше нет требований к гипсо- и грязеотстойникам во всех помещениях, кроме стоматологических кабинетов и зуботехнических лабораторий, где работают с гипсом. В этих кабинетах они остались обязательными.
СП не запрещают устанавливать нагревательные приборы у внутренних стен в палатах, как это было прежде.
НОМЕНКЛАТУРА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Больничные учреждения
Больница на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая, портовая, линейная)
Больница на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)
Городская больница
Городская больница скорой медицинской помощи
Госпиталь для инвалидов Отечественной войны
Детская больница на железнодорожном транспорте
Детская городская больница Детская областная (краевая, республиканская) больница Детская окружная больница Областная (краевая, республиканская) больница
Окружная больница Районная больница Участковая больница Центральная городская больница Центральная окружная больница Центральная районная больница
Специализированные больницы: детская инфекционная больница; детская ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения; детская психиатрическая больница; детская туберкулезная больница; инфекционная больница; ортопедо-хирургическая больница восстановительного лечения; оториноларингологическая больница; офтальмологическая больница; психоневрологическая больница (для больных хроническим алкоголизмом); психиатрическая больница; туберкулезная больница; физиотерапевтическая больница;
Лечебно-профилактические учреждения особого типа
Лепрозорий
Диспансеры
Врачебно-физкультурный
Кардиологический
Кожно-венерологический
Наркологический
Онкологический
Противозобный
Противотуберкулезный
Психоневрологический
Трахоматозный
Амбулаторно-поликлинические учреждения
Амбулатория
Врачебный здравпункт
Городская поликлиника
Детская городская поликлиника
Детская стоматологическая поликлиника
Косметологическая лечебница
Поликлиника на водном транспорте (центральная бассейновая, бассейновая портовая, линейная)
Поликлиника на железнодорожном транспорте (центральная, дорожная, отделенческая, узловая, линейная)
Стоматологическая поликлиника
Фельдшерский здравпункт
Фельдшерско-акушерский здравпункт
Физиотерапевтическая поликлиника
Центральная районная поликлиника
Учреждения скорой и неотложной медицинской помощи и учреждения переливания крови
Станция переливания крови
Станция скорой и неотложной медицинской помощи
Учреждения охраны материнства и детства
Детские ясли (Ясли-сад)
Дом ребенка
Колхозный родильный дом
Молочная кухня
Родильный дом
Санаторно-курортные учреждения
Бальнеологическая лечебница
Грязелечебница
Детская бальнеологическая лечебница
Детская грязелечебница
Курортная поликлиника
Детский санаторий
Санаторий
Санаторий-профилакторий
Специализированный санаторный пионерский лагерь круглогодичного действия
Дезинфекция: цели, задачи, уровни
Целью дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях является профилактика возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП, бывшая ВБИ). Задача дезинфекции: разрыв путей передачи возбудителей инфекционных заболеваний от источников инфекций к восприимчивым людям (от инфекционного больного к его окружающим).
Уровни дезинфекции
В зависимости от степени воздействия на жизнеспособность микроорганизмов различают три уровня дезинфекции.
- Высокий уровень — направлен на уничтожение вегетирующих бактерий, микобактерий туберкулеза, грибков, липидных и нелипидных вирусов. Неэффективен в отношении большого числа споровых форм бактерий. Дезинфекции высокого уровня (ДВУ) подвергаются полукритические объекты (эндоскопы, трубки, катетеры).
- Средний уровень — направлен на уничтожение вегетирующих бактерий, большинства грибков, микобактерий туберкулеза, большинства вирусов. Неэффективен в отношении споровых форм бактерий. Дезинфекции среднего уровня (ДСУ) повергаются полукритичекие и некритические объекты(гладкие твердые поверхности).
- Низкий уровень — направлен на уничтожение вегетирующих бактерий, некоторых грибков, вирусов. Неэффективен в отношений высокоустойчивых бактерий (микобактерия туберкулеза) и споровых форм бактерий. Дезинфекции низкого уровня подвергаются некритические объекты (термометры, мембраны фонендоскопов, поверхности ванн).
Классы МИС и функции каждого класса
Заложенные принципы классификации применяются и в существующей структуре единого цифрового контура здравоохранения в России. Сохраняется вертикальная иерархия по территориальному признаку, вводится отраслевое деление на медицинские (МИС МО) и фармацевтические организации (ИС ФО). При этом уровень развития, если говорить про архитектуру системы, должен быть не менее третьего поколения. А учитывая интеграцию МИС по отдельным медорганизациям в глобальную сеть, нужно вести проектирование с использованием модуля сопровождения принятия врачебных решений.
Класс 1: региональный уровень медицинских систем (ГИС СЗ)
Первый уровень (класс) МИС — региональный, поддерживается государственной информационной системой здравоохранения субъектов Российской Федерации (коротко ГИС СЗ).
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
В ранее принятой терминологии ему соответствуют РМИСы. ГИС СЗ объединяет сведения подчиненных ИС и выполняет следующие функции:
- поддержку в принятии решений управленческого уровня
- регистрация пациентов в электронной базе
- управление службами «Скорой помощи» различного назначения
- заполнение ЭМК
- статистический учет разных срезов
- ведение регистров
- управление информацией о льготных категориях граждан и положенной им социально-медицинской поддержке
- телемедицина
- организация профосмотров, иммунопрофилактических мероприятий
- диспансеризация
- управление информацией по лабораторно-диагностическим исследованиям
- автоматизация предоставления врачебной и иной помощи пациентам с онкологией, болезнями сердца и сосудов, беременным женщинам
- регулирование оборота медицинской документации, электронный документооборот
- методологическая (нормативно-справочная) и другие функции
Класс 2: МИС МО
Кадр из телесериала «Доктор Хаус» (House, M.D.)/Телеканал Fox
Второй класс, МИС МО тождественны уровню «учреждение». Базовые МИС не выделяются в отдельный класс и естественным образом существуют в составе всей системы. Каждая МО должна быть интегрирована в общую сеть и иметь необходимый инструментарий для выполнения предписанных законом требований: собирать, хранить, обрабатывать и предоставлять по запросу медицинскую информацию. Функции МИС МО:
- поддержка в принятии решений управленческого уровня в МО
- заполнение ЭМК
- телемедицина
- организация профосмотров, иммунопрофилактических мероприятий
- диспансеризация
- другие функции
Класс 3: ИС фармацевтических компаний
В третий класс выделены ИС фармацевтических компаний. К их функциям относится учет рецептов (и бумажных, и электронных), учет выдачи лекарств, лечебного питания, медизделий, учет оборота лекарств, предоставление отчетности.
Амбулаторные ЛПУ
Амбулаторно-поликлинические учреждения оказывают медицинскую помощь на приеме в стенах учреждения, а также на дому. Работа амбулаторно-поликлинического звена построена по участково-территориальному принципу.
Основные задачи амбулаторной службы:
- Оказание квалифицированной медицинской помощи в лечебном учреждении и на дому
- Проведение профилактических мероприятий
- Проведение диспансеризации
- Проведение экспертизы временной нетрудоспособности
- Санитарно-просветительская работа с пропагандой здорового образа жизни
Виды амбулаторных ЛПУ
Амбулатория — лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению небольших населенных пунктов — городов, поселков городского типа, сельских участков, небольших промышленных предприятий. В штат амбулатории входит минимальное число врачей-специалистов: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинская помощь оказывается в самой амбулатории на приеме и на дому. Проводятся лечебно-диагностические и профилактические мероприятия.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — амбулаторное лечебно-профилактические учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению сельской местности. Находится в ведении амбулатории или участковой больницы. ФАПом заведует фельдшер, который проводит лечебные и профилактические мероприятия: ведет прием, оказывает доврачебную помощь, занимается профилактикой заболеваемости; проводит санитарный надзор в детских образовательных учреждениях, на предприятиях общепита, торговли, водоснабжения; производит анализ заболеваемости населения, состояния окружающей среды.
Поликлиника — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь, в том числе — специализированную, приходящим пациентам и находящимся на дому. В штат поликлиники входят врачи-специалисты множества различных специальностей.
В составе поликлиники имеется клинико-диагностическая лаборатория, физиотерапевтическое отделение, кабинеты ультразвуковой, рентгеновской и функциональной диагностики, процедурные и перевязочные, доврачебный кабинет.
В поликлинике проводится работа по лечению больных, оказанию медицинской помощи, анализу и профилактике заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров.
Здравпункт — медицинский пункт, организованный на предприятии или в учреждении для оказания доврачебной медицинской помощи в случаях травм, внезапных заболеваний, профессиональных отравлений, а также для организации мероприятий по профилактике производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, оздоровлению условий труда и быта работников.
Здравпункты входят в состав поликлиник, медико-санитарных частей, городских или районных больниц. Врачебным здравпунктом заведует врач, фельдшерским — фельдшер или медицинская сестра.
Травматологический пункт (травмпункт) — отдельное ЛПУ или подразделение поликлиники, больницы, в котором оказывается экстренная помощь при повреждениях и травмах. Учреждение хирургического профиля с малой операционной. Часто в штате травмпункта имеется врач-стоматолог, оказывающий неотложную помощь пациентам с острой зубной болью. Травмпункты работают по круглосуточному принципу.
Станция скорой медицинской помощи — лечебное учреждение, обеспечивающее население всеми видами неотложной медицинской помощи в любое время суток. Основное структурное подразделение ССМП — бригада. Бригады могут быть фельдшерскими или врачебными, линейными или узкоспециализированными (кардио, интенсивной терапии и др.). Основные задачи станций скорой медицинской помощи:
- оказание медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма
- доставка в кратчайшие сроки пациентов в стационар для оказания специализированной и квалифицированной медицинской помощи
- госпитализация больных через диспетчерскую службу ССМП
- преемственность в работе с амбулаторными ЛПУ (поликлиникой, амбулаторией)
- взаимосвязь с органами санэпиднадзора
- оказание медицинской помощи пациентам, обратившимся непосредственно на станцию СМП
Консультации — женская или детская — ЛПУ, которое специализируется на оказании медицинской помощи определенной группе населения — женщинам или детям. В женской консультации оказывают все виды акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Работа построена по участково-территориальному принципу, лечебно-профилактическая помощь оказывается на приеме, патронаж и лечебная помощь по показаниям — на дому.
Средства общения
К вербальным средствам общения относится речь, которая одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Не следует забывать слова древнего поэта Саади: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал». Медицинская сестра должна уметь разбираться в манере говорить и оценивать ее. Манера говорить может отражать индивидуальные особенности пациента, его темперамент. Речь громкая должна нацелить медсестру на мысли о нарушенном слухе пациента. Медицинская сестра должна знать, что манера говорить может зависеть от патологии сознания, мышления, речесоматических и психоневрологических заболеваний. Например, при одышке пациент говорит обрывками, тяжело, при патологии сознания (галлюцинациях, сопоре, коме), некоторых соматических заболеваниях пациент не отвечает на поставленные вопросы (неадекватная реакция пациента).Различают речь: 1) быструю; 2) медленную; 3) запинающуюся; 4) эмоциональную; 5) монотонную; 6) громкую; 7) шепотную; 8) невнятную; 9) с обеднением словарного запаса. В норме считается, что манера говорить должна быть плавной, спокойной, размеренной. Речь человека раскрывает направленность личности – ее интересы, потребности, убеждения, и относится к явлениям его духовной культуры. Речь является сильнейшим средством общения, средством воздействия на человека. «Слово лечит – слово ранит». С помощью речи медсестра дает советы и инструкции, воздействует на эмоциональное состояние пациента, а через него на деятельность внутренних органов. Чтобы пользоваться словом, надо знать психологию речи, помнить о разящей и исцеляющей силе слова, не забывать о самоконтроле. Используя речь как терапевтическое средство общения, медсестра применяет элементы психотерапии: разъяснение, убеждение и т. д. Практически в каждой беседе с пациентом медсестра пытается исправить ошибочное суждение пациента, порожденное неправильной оценкой своего болезненного состояния. Цель таких бесед можно считать достигнутой, если пациент приобрел уверенность в себе, веру в выздоровление. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки и интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %. К невербальным средствам общения относятся внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Неречевое общение. Слова, которыми мы пользуемся, произносятся на фоне невербальных средств коммуникации. Это знаки и символы, придающие значение словам, которые мы слышим. Таким образом передаются настроение, характер и отношение
«Важно не только то, что ты говоришь, а как ты говоришь». Зрительный контакт, выражение лица, поза и положение в значительной степени показывают наши мысли и чувства
Считается, что невербальная коммуникация в четыре раза сильнее, чем вербальная. Думая о невербальной коммуникации, всегда полезно помнить одно правило: что-то всегда происходит. Невербальные сигналы говорят больше, чем слова. Медсестра должна следить, не расходятся ли слова с этими сигналами.Мимика – движения мышц лица. Жестика – моторика всего тела, которая проявляется в изменениях поз, походки, осанки, своеобразных движений рук, а также других невербальных средств общения, таких как прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и др. Мимика отражает внутреннее эмоциональное состояние и несет более 70 % информации о том, что переживает человек. Жесты позволяют лучше разбираться в людях. Выражение лица отражает психическое состояние человека. Наблюдая за внешним видом пациента, медсестра описывает выражение лица: злобное, испуганное, апатичное, растерянное и др. В норме выражение лица без особенностей, уравновешенное. Через мимику, жесты, зрительный контакт, тон голоса, позу, движения и выражение лица медсестра должна уметь расшифровывать информацию о мыслях, чувствах, отношении пациента к окружению, поддерживать связь с пациентами, не способными к вербальному общению.
13 стр., 6122 слов
Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека
… у человека». Естественно, что каждый ряд отношений реализуется в специфических формах общения. Общение как реализация межличностных отношений- процесс, более изученный в социальной психологии. Иногда … единство. На наш взгляд, целесообразно наиболее широкое понимание связи деятельности и общения, когда общение рассматривается и как сторона совместной деятельности (поскольку сама деятельность не …
Обустройство систем водоснабжения и водоотведения
Горячее и холодное водоснабжение ЛПУ организуется по требованиям СанПин 2.1.3.2630-10:
- подвод горячей и холодной воды выполняется раздельно;
- допускается использовать подключение к централизованной системе водоснабжения либо автономный источник;
- при использовании автономных источников водоснабжении для них оформляют санитарно-эпидемиологическое заключение;
- горячее водоснабжение для некоторых помещений дублируется на случай аварии;
- стояки монтируют в расположенных внутри стен шахтах либо в наружных коробах, подводку к сантехническому оборудованию выполняют скрытно, открытые подключения допускаются только в технических помещениях.
Водоснабжение организуют так, чтобы обеспечить его бесперебойность, достаточный напор, соответствие качества, состава поступающей воды установленным нормам.
Инженеры компании «Олимпия» при реконструкции и ремонте больниц организуют отвод сточных вод с учетом того, что часть стоков является загрязненной. Канализацию в медучреждениях обустраивают с учетом рекомендаций:
- правильный расчет расхода воды. Выполняется на основе суточного потребления воды с учетом того, что в течение суток возникает несколько периодов пиковых нагрузок. Это — гигиенические процедуры, которые проводятся утром и вечером, периоды приготовления пищи и мытья посуды, проведение других процедур, которые связаны с большим расходом воды;
- использование систем обеззараживания стоков. Их применение позволяет направлять сточные воды от медучреждений в городскую канализационную сеть. Системы обеззараживания проектируют с учетом того, что в составе стоков могут находиться лекарственные препараты, обеззараживающие составы, возбудители инфекций, радиоактивные изотопы и т.п. Стоки очищают с использованием ЛОС в несколько этапов. Механическая очистка предполагает удаление примесей (твердых частиц, масел, жиров и т.п.), система содержит отстойники, решетки, фильтровальное оборудование. Химическую очистку выполняют хлором, хлоридом и т.п. Для обеззараживания используют термообработку стоков, озонирование, другие методы;
- учет состава стоков. Поступающие от лечебно-профилактических учреждений стоки неоднородны по своему составу. Радиологические кабинеты сбрасывают воды с содержанием радиоактивных изотопов, травматология и процедурные кабинеты — стоки, в составе которые есть гипс, другие примеси. Чтобы обеспечить более эффективную очистку сточных вод, возможно применение нескольких изолированных систем очистки, подобранных по характеристикам источников стоков и их состава.
Классификация МИС по внутренней организации
В зависимости от возможностей, которыми обладает система, выделяют пять поколений МИС: Сборщик (The Collector), Документатор (The Documentor), Помощник (The Helper), Коллега (Colleague), Наставник (Mentor).
Первое и второе поколение позволяют наладить работу с медицинской документацией и упростить формирование отчетности. Третье поколение интегрирует в систему визуальные данные исследований, поддерживает подключение пользователя к общим информационным сетям разного масштаба. Четвертая и пятая ступени развития МИС описывают этап перехода от накопления данных к их анализу и интерпретации с использованием информационных технологий. На последнем уровне развития, Наставник/Ментор, система выдает перечень возможных диагнозов и предлагает конкретные методы лечения.
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
Различают два основных типа лечебно-профилактических учреждений: амбулаторные и стационарные. К учреждениям амбулаторного типа относятся: 1) амбулатории; 2) поликлиники; 3) медико-санитарные части; 4) диспансеры; 5) консультации; 6) станции «скорой помощи». К учреждениям стационарного типа относятся: 1) больницы; 2) клиники; 3) госпитали; 4) родильные дома; 5) санатории; 6) хосписы. В целях повышения качества лечебной и профилактической работы с 1947 г. в России проводится объединение поликлиник с амбулаториями и больницами. Такая организация работы способствует повышению квалификации врачей, а тем самым и улучшению качества обслуживания населения.