Транспортировка пациентов с ограниченными возможностями передвижения

Специализированный транспорт

В автопарке Медицинского центра есть специально оборудованные машины как для транспортировки лежачих пациентов, так и для перевозки пациентов в инвалидных креслах. Важнейшими критериями для нас являются удобство и безопасность наших пассажиров, поэтому автомобили оснащены всем необходимым, чтобы во время поездки лежачие пациенты или пассажиры в инвалидных креслах чувствовали себя комфортно.

  • Каждая машина для перевозки лежачих пациентов оборудована многофункциональными носилками, вентиляцией, отопителем, кондиционером, а также местом для сопровождающего.
  • Машины оборудованы системами кондиционирования воздуха. Услуга транспортировки маломобильных пациентов включает в себя спуск и подъём пассажира, а также может включать доставку «от кровати до кровати». На время перевозки пассажиру могут быть предоставлены специализированные носилки.

Особенности транспортировки пациентов в зависимости от заболевания

Пациентов с острыми нарушениями мозгового кровообращения и кровоизлияниями в мозг транспортируют в положении лежа на спине.

При бессознательном состоянии пациента его голову пациента следует повернуть набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути.

При сердечно-сосудистой недостаточностью пациентам придают полусидячее положение, т.к. из-за выраженной одышки, возможного отека легких они не могут лежать. Такие пациенты особо чувствительны к холоду, поэтому их необходимо укрывать, прикладывать к ногам и рукам грелки.

Пациентов с острой сосудистой недостаточностью следует укладывать так, чтобы головной конец был ниже ножного.

Тяжелобольным пациентам требуется очень осторожная транспортировка, а также аккуратный перенос с каталки на кровать. Следует заранее продумать, как поместить каталку относительно кровати при перекладывании пациента, чтобы избежать лишних и ненужных движений.

Каталку следует ставить параллельно кровати так, чтобы ее головной конец располагался к ножному концу кровати. Медперсонал становится между каталкой (носилками) и кроватью лицом к пациенту, вдвоем либо втроем поднимают пациента, и, повернувшись на 180 градусов, укладывают его на кровать.

Для удобства переноски пациента каталку можно ставить по отношению к кровати под прямым углом, последовательно (головным концом к ножному) и вплотную (головным концом к головному).

Еще интересное на сайте:

Смена нательного и постельного белья Транспортная иммобилизация при переломе бедра Повреждения конечностей
Классификация ран Транспортная иммобилизация при переломе плеча Профессиональная этика медсестры

Какие бывают виды перевозки

Медицинская перевозка пациентов подразделяется на плановую и экстренную.

Экстренная транспортировка проводится, когда жизни пациента угрожает опасность, либо ему требуется неотложное медицинское вмешательство в условиях специализированной больницы. Этот вид перевозки осуществляется немедленно после проведения медицинских мероприятий на месте. В зависимости от патологии, эту функцию осуществляет скорая помощь в Киеве с узкопрофильным направлением (нейрохирургическая, реанимационная, кардиологическая и другие), а также линейные бригады скорой помощи.

Плановая транспортировка пациентов требуется, если состояние пациента на момент транспортировки стабильно, но ему необходимо наблюдение. Такой вид транспортировки нужен:

  • при плановой госпитализации лежачего пациента;
  • обследование пациента в другом стационаре;
  • перевод пациента из стационара в хоспис или санаторий (например, реабилитация после инсульта);
  • транспортировка домой после выписки.

Стоимость услуги

Такси для лежачих пассажиров

  • Перевозка пассажира с подъемом на этаж с 7:00 до 21:00 — 2 500 руб. в час (без лифта до 5 этажа) 
  • Перевозка пассажира с подъемом на этаж с 21:00 до 7:00 — 3 000 руб. в час (без лифта до 5 этажа) 
  • Перевозка пассажира в Ленобласть за пределами КАД с подъемом на этаж (без лифта до 5 этажа) — 60 руб/км
  • Перевозка пассажира весом больше 90 кг  — дополнительно оплачивается 500 руб. к заказу (до 120 кг., далее индивидуальный рассчет стоимости)
  • Подъем выше 5 этажа без лифта — дополнительно 200 руб. за этаж

Важная информация:

  • отсчет времени оказания услуги начинается с момента подачи нашего автомобиля по указанному Вами адресу в оговоренное время;
  • при оказании услуг перевозки первый час оплачивается полностью, далее расчет производится за каждые 15 минут работы;

В стоимость услуги перевозки лежачего пассажира входит:

  • подача автомобиля с экипажем из двух санитаров;
  • спуск и подъем пассажира до 5 этажа без лифта;
  • доставка пассажира от кровати до кровати;
  • транспортировка сопровождающего лица и багажа;
  • предоставление специализированных носилок на время перевозки пассажира;

Такси для пассажиров в инвалидной коляске

  • Перевозка пассажира с подъемом на этаж с 7:00 до 21:00 — 2 000 руб. в час (без лифта до 5 этажа) 
  • Перевозка пассажира с подъемом на этаж с 21:00 до 7:00 — 3 000 руб. в час (без лифта до 5 этажа) 
  • Перевозка пассажира в Ленобласть за пределами КАД с подъемом на этаж (без лифта до 5 этажа) — 60 руб/км
  • Перевозка пассажира весом больше 90 кг  — дополнительно оплачивается 500 руб. к заказу (до 120 кг., далее индивидуальный рассчет стоимости)
  • Подъем выше 5 этажа без лифта — дополнительно 200 руб. за этаж

Важная информация:

  • отсчет времени оказания услуги начинается с момента подачи нашего автомобиля по указанному Вами адресу в оговоренное время;
  • при оказании услуг перевозки первый час оплачивается полностью, далее расчет производится за каждые 15 минут работы;
  • при необходимости мы предоставляем кресла-коляски на время транспортировки;

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

ЗА СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ЗАКАЗ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ? ОТВЕТ: Заказ услуги желательно произвести не менее чем за сутки до предстоящей поездки. Это позволит подобрать наиболее удобное для Вас время.

МОЖНО ЛИ ЗАКАЗАТЬ ПЕРЕВОЗКУ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ? ОТВЕТ: Да, наша служба позволяет обеспечить транспортировку людей с ограниченными возможностями на железнодорожный вокзал для отправки поездом в другой город. Наши сотрудники доставят пациента на тележке-каталке к вагону, занесут в вагон и переложат на пассажирское место.

МОЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ ДЛЯ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКИЙ СТАЦИОНАР? ОТВЕТ: Транспортировка из дома в приемный покой медицинского учреждения возможна при наличии договоренности между родственниками (или самим пациентом) и врачом медицинского стационара о проведении госпитализации.

НУЖЕН ЛИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ СОПРОВОЖДАЮЩИЙ? ОТВЕТ: Да, при транспортировке пациента желательно, чтобы с клиентом в дороге был сопровождающий. Для сопровождающих в салоне автомобиля предусмотрены специальные посадочные места.

ПОДНИМАЕТ ЛИ САНИТАРНАЯ БРИГАДА, ВЫПОЛНЯЮЩАЯ ЗАКАЗ, ПАЦИЕНТА НА НЕОБХОДИМЫЙ ЭТАЖ? ОТВЕТ: Да, подъем пациента на этаж осуществляет опытная бригада из двух наших санитаров. Подъем пациента до 5-го этажа (включительно) входит в общую стоимость услуги.

УКОМПЛЕКТОВАНА ЛИ САНИТАРНАЯ БРИГАДА НЕОБХОДИМЫМ ИНВЕНТАРЕМ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫМ ДЛЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УСЛОВИЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ (ЕСЛИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛОЖИТЬ КЛИЕНТА НА НОСИЛКИ, ПРИ ПОДЪЕМЕ ПО УЗКОМУ ЛЕСТНИЧНОМУ ПРОЕМУ)? ОТВЕТ: Для транспортировки наши санитары используют как стандартные для медицинского спецтранспорта жесткие носилки с подушкой и одеялом, так и медицинское кресло для переноски сидячих пациентов, при необходимости используются мягкие носилки.

Результаты

При анализе данных опроса установлено, что большинство опрошенных врачей-специалистов оценивают риск проведения ВТГ как средний и безопасный. На рис. 3 представлена структура ответов по оценке безопасности ВГТ, которую оценивали по числовой шкале от 1 до 10, где 1 это высокий риск, 10 — риск отсутствует.

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Как вы оцениваете риск транспортировки пациентов в вашем медицинском учреждении?» (от 1 — высокий риск, до 10 — риск минимальный)

Fig. 3. Answers to the question: “How do you assess the risk of transporting patients in your medical facility?” (from 1 — high risk to 10 — minimal risk)

Основными причинами, по которым опрашиваемые обусловливали высокий риск ВГТ, являются: тяжесть состояния пациента и недостаточные условия для осуществления безопасной транспортировки (рис. 4).

Рис. 4. Причины риска внутригоспитальной транспортировки

Fig. 4. Reasons for the risk of intra-hospital transportation

Одним из вопросов исследования являлось определение частоты встречаемости неблагоприятных событий во время транспортировки пациентов, а также выяснение их структуры. К сожалению, анализ показал, что 88 % врачей-специалистов хотя бы раз, но сталкивались с проблемами во время проведения транспортировки. Наиболее частые проблемы — это технические причины, связанные с отказом или отсутствием необходимого оборудования, и клинические причины, вызванные состоянием пациента (рис. 5).

Рис. 5. Частота (А) и наиболее частые причины неблагоприятных событий (Б) при транспортировке пациентов

Fig. 5. Frequency (А) and most common causes of adverse events (Б) during patient transportation

Для оценки уровня оснащенности МО респондентам был задан вопрос о наличии в отделении транспортной медицинской аппаратуры и укладок для транспортировки пациентов. Выявлено, что в большинстве МО транспортное оборудование и укладки имеются, однако практически в каждом третьем случае выявлено их отсутствие. Опрос показал, что укладки транспортные имеются в 67,8 %, об их отсутствии заявили 25,4 % опрошенных врачей-специалистов и 6,8 % затруднились ответить об их наличии. Примерно аналогичные данные по наличию транспортной аппаратуры: аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) имеются — 84,7 %; аппараты мониторирования — 76,3 % (рис. 6).

Рис. 6. Наличие в медицинской организации транспортной аппаратуры (аппаратов ИВЛ, мониторов) и медицинских укладок для транспортировки

Fig. 6. Availability of transport equipment in the hospital (ventilators, monitors) and transport medical stowage’s

В ходе подготовки реанимационных пациентов к транспортировке большая часть респондентов (61 %) ответили, что не применяют протоколов, алгоритмов и оценочных шкал для определения их транспортабельности. Тем не менее 25 % отпрошенных используют в своей практике шкалы для оценки транспортабельности, а 14 % действуют согласно имеющимся алгоритмам и протоколам.

Рис. 7. Распределение ответов на вопросы: (A) «Расхождение предварительной и реальной информации о состоянии пациента?»; (Б) «Наличие коммуникации с лечащим врачом?» (в % к общему числу опрошенных, n = 538)

Fig. 7. Distribution of answers to the questions: (A) “Inconsistency of information, did the preliminary and real information about the patient’s condition diverge?”; (Б) “Direct communication with the attending physician”

В результате опроса выяснено, что во многих МО (63 %) отмечается отсутствие штатных бригад для проведения МТГ, таким образом, эти обязанности возлагаются на персонал ОРИТ. Кроме того, участники опроса отметили, что имеются случаи несоответствия медицинской информации о состоянии пациента до начала организации транспортировки из другого медицинского учреждения. В то же время большинство опрошенных ответили положительно о наличии прямого контакта с лечащим врачом до начала проведения медицинской эвакуации (рис. 7).

На вопрос о наличии в МО каких-либо регламентирующих документов, касающихся организации и проведения ВГТ и МГТ, большинство респондентов (47,5 %) отметили наличие таких документов, тогда как четверть опрошенных (27 %) заявили об отсутствии таковых. В то же время 90 % врачей-специалистов считают себя юридически не защищенными во время транспортировки.

Обсуждение

Вопросы внутри- и межгоспитальной транспортировки нельзя признать окончательно решенными. Это в первую очередь связано с отсутствием единого алгоритма в ходе подготовки к перевозке пациентов в критическом состоянии. Тем не менее полученные данные опроса позволяют составить общее представление о состоянии проблемы по транспортировке пациентов реанимационного профиля.

Организационные аспекты зачастую находятся вне рамок правового законодательства. Конкретные знания о возможных критических инцидентах во время транспортировки могут способствовать повышению безопасности. Меры по сокращению инцидентов включают более точное планирование перед транспортировкой, введение протоколов транспортировки с оценкой рисков транспортабельности, повышение уровня подготовки персонала и достаточное материальное оснащение, в том числе транспортным оборудованием, и внедрение организационных мер по использованию контрольных списков (чек-листов) на этапе подготовки к перевозке .

Большой вклад в изучение проблемы медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях внесен Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК), обладающим значительным опытом в данном вопросе. ВЦМК разработаны методические рекомендации по экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации . В рамках межведомственного взаимодействия Министерства здравоохранения (представленного Всероссийской службой медицины катастроф) с Министерством обороны были проведены обсуждения проблем транспортировки реанимационных пациентов с решением о совместном участии в создании национальных рекомендаций по МГТ пациентов в критическом состоянии. Одним из предложений по повышению безопасности и эффективности было создание контрольных списков (чек-листов), которые позволяют провести более детальное планирование транспортировки на этапе ее подготовки. Кроме того, внедрение стандартизированных протоколов (карты транспортировки) с указанием риска транспортабельности может стать дополнительной мерой повышения безопасности и юридическим основанием при высоком риске развития неблагоприятных событий

Не менее важное значение имеет повышение уровня подготовки медицинского персонала по вопросам организации и проведения внутри- и межгоспитальной транспортировки пациентов в критическом состоянии, а также знаний принципов работы транспортной аппаратуры

При наличии технических возможностей у МО для принятия решения о межгоспитальном переводе и дальнейшего планирования могут использоваться телемедицинские технологии , такой подход обоснован у пациентов с высоким риском транспортировки и для детального планирования, например, когда санитарная эвакуация осуществляется авиационным транспортом пациента, подключенного к аппарату экстракорпоральной мембранной оксигенации .

Проведенное исследование показало, что проблемы медицинской транспортировки пациентов в критическом состоянии являются актуальными и требуют продолжения изучения. К сожалению, не все ФО были включены в исследование, также имеются регионы с очень низким откликом, что, по мнению авторов, может указывать на неоцененность проблемы ВГТ и МГТ пациентов в критическом состоянии или нежелание руководителей показать реальное состояние дел. В дальнейшем планируется продолжить исследование, расширить и актуализировать информацию, с охватом большего количества респондентов со всех ФО для репрезентативности результатов опроса.

Литература

Taylor J.O., Chulay J.D., Landers C.F., et al. Monitoring high-risk cardiac patients during transportation in hospital. Lancet. 1970; 2(7685): 1205–1208. DOI: 10.1016/s0140-6736(70)92176-8

Waydhas C. Intrahospital transport of critically ill patients. Crit Care. 1999; 3(5): 83–89. DOI: 10.1186/cc362

Beckmann U., Gillies D.M., Berenholtz S.M., et al. Incidents relating to the intra-hospital transfer of critically ill patients. An analysis of the reports submitted to the Australian Incident Monitoring Study in Intensive Care. Intensive Care Med. 2004; 30(8): 1579–1585. DOI: 10.1007/s00134-004-2177-9

Lovell M.A., Mudaliar M.Y., Klineberg P.L. Intrahospital transport of critically ill patients: complications and difficulties. Anaesth Intensive Care. 2001; 29(4): 400–405. DOI: 10.1177/0310057X0102900412

Papson J.P., Russell K.L., Taylor D.M. Unexpected events during the intrahospital transport of critically ill patients. Acad Emerg Med. 2007; 14(6): 574–577. DOI: 10.1197/j.aem.2007.02.034

Min H.J., Kim H.J., Lee D.S., et al. Intra-hospital transport of critically ill patients with rapid response team and risk factors for cardiopulmonary arrest: A retrospective cohort study. PLoS One. 2019; 14(3): e0213146. DOI: 10.1371/journal.pone.0213146

Divatia J.V., Siddiqui S.S. Transporting critically Ill patients: Look before you leap!. Indian J Anaesth. 2016; 60(7): 449–450. DOI: 10.4103/0019-5049.186017

Ефременко С.В., Азовский Д.К., Карпанина Ю.Н. Межгоспитальная транспортировка: история и современность. Медицина катастроф. 2010; 3: 15–18.

Братищев И.В., Каверина К.П., Яковлев В.Н., Шабунин А.В. Опыт и пути повышения безопасности транспортировки больных в тяжелом состоянии. Медицинский алфавит. 2010; 4(17): 36–8.

Касимов Р.Р., Махновский А.И., Миннуллин Р.И. и др. Медицинская эвакуация: организация и критерии транспортабельности пострадавших с тяжелой травмой. Политравма. 2018; 4: 14–21.

Brunsveld-Reinders A.H., Arbous M.S., Kuiper S.G., de Jonge E.A. Comprehensive method to develop a checklist to increase safety of intra-hospital transport of critically ill patients. Crit Care. 2015; 19(1): 214. DOI: 10.1186/s13054-015-0938-1

Canellas М., Palma I., Pontífice-Sousa P., Rabiais I. Checklist para el transporte intrahospitalario seguro del paciente crítico: A scoping review. Enfermería Global. 2020; 19(4): 525–572. DOI.org/10.6018/eglobal.411831

Гармаш О.А., Банин И.Н., Попов В.П. и др. Организация оказания экстренной консультативной медицинской помощи и проведения медицинской эвакуации: метод. рекомендации. М.: ФГБУ ВЦМК «Защита», 2015: 174.

Kulshrestha A., Singh J. Inter-hospital and intra-hospital patient transfer: Recent concepts. Indian J Anaesth. 2016; 60(7): 451–457. DOI: 10.4103/0019-5049.186012

Bonnici K., Ridings R., Chinn R., et al. Learning from critical care: Improving intra- and inter-hospital transfer processes in enhanced care and the ward. Future Healthc J. 2020; 7(3): 214–217. DOI: 10.7861/fhj.2019-0063

Гончаров С.Ф., Фисун А.Я., Щеголев А.В. и др. Применение телемедицины при организации и оказании медицинской помощи пациентам, находящимся в критических состояниях. Вестн. Российской военно-медицинской академии. 2018; 4(64): 227–231.

Баранова Н.Н., Бобий Б.В., Гончаров С.Ф. и др. Информационно-телекоммуникационные технологии в деятельности Службы медицины катастроф Минздрава России. Медицина катастроф. 2019; 1(105): 5–11.

Щеголев А.В., Шелухин Д.А., Ершов Е.Н. и др. Эвакуация пациентов с дыхательной недостаточностью в условиях экстракорпоральной мембранной оксигенации. Анестезиология и реаниматология. 2017; 62(1): 32–35. DOI: 10.18821/0201-7563-2017-62-1-32-35.

Особенности и подготовка перед транспортировкой больного

Перед транспортировкой обязательна оценка тяжести на месте! Если транспортировка экстренная, то подготовка к ней осуществляется бригадой специалистов, если плановая-то пациента могут подготовить и родственники. При необходимости нужно осуществить комплекс медицинских мероприятий для поддержания жизнеобеспечения пациента. Желательно не кормить и не поить больного хотя бы за полчаса до транспортировки.

Если пациент в сознании и адекватен, следует провести беседу о необходимости перевозки, ее особенностях, времени и способах. Обязательно письменное согласие пациента или его родственников на транспортировку!

До транспортировки нужно подготовить личные документы больного, его выписки и всю имеющуюся медицинскую документацию.

Приготовить, но не одевать вещи, в которой пациент будет транспортироваться.

Максимально освободить путь для бригады эвакуации.

Транспортировка пациента на каталке

Проводится тремя медицинскими работниками. Последовательность действий и безопасность:

  • Проверить на исправность и подготовить к транспортировке каталку.
  • Постелить на каталку одеяло, чтобы его половина (по вертикали) оставалась свободной. Накрыть одеяло простыней, положить подушку.
  • Поставить каталку под прямым углом ножной частью к изголовью кровати или кушетки.
  • Приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею и верхнюю часть туловища, другой — под поясницу, третий — под бедра и голени.
  • Поднять пациента, повернуться с ним на 90 градусов и уложить его на каталку.
  • Укрыть пациента свободным концом (половиной) одеяла с простыней.
  • Один медицинский работник становится впереди каталки, другой — сзади, лицом к пациенту.
  • Транспортировку пациента на каталке проводят головным концом вперед.

Каталки и носилки, на которых проводится транспортировка пациента в отделение и на обследование и лечение, должны быть оснащены матрацами, обшитыми клеенкой и застеленными простыней. Под голову укладывается подушка в клеенчатой наволочке, на которую надета матерчатая наволочка.

Пациента укрывают в зависимости от времени года и температуры воздуха в помещениях лечебного учреждения (если прохладно или холодно — одеялом, тепло — простыней).

Каждому пациенту следует стелить чистое белье, которое после транспортировки сбрасывается в мешок для грязного белья.

Матрац, подушку, поверхность кресла-каталки необходимо притирать смоченной в дезрастворе ветошью двукратно.