Оглавление
- Краткая биография Владимира Владимировича Кенигсона
- «На всю оставшуюся жизнь…»
- Биография[править | править код]
- Примечания[править | править код]
- Сын актера
- Уход из жизни
- Дебют на большом экране
- Наталья Кенигсон (Наталья Кенигсон-Хансен)
- Детство, опалённое войной
- Служба в театре
- Избранные зарубежные фильмы
- Личная жизнь
- Творчество[править | править код]
- Личная жизнь
Краткая биография Владимира Владимировича Кенигсона
Кенигсон В. В. родился в 1907 году, 25 октября, в Симферополе. Его отцом был Владимир Петрович Кенигсон – дворянин, присяжный поверенный, по происхождению – швед, а мать будущего артиста – женщина из народа, кухарка, которая даже не была обучена грамоте.
Отец рано умер, и маленький Володя Кенигсон жил вдвоем с матерью. Она работала в ЧК уборщицей. Маленькая семья из двух человек жила на чердаке над квартирой председателя ЧК – Папанина. Жили очень бедно.
Мать смогла устроить Володю в симферопольскую гимназию, где он смог отучиться только 4 года. Несмотря на неполное образование и воспитание в бедной семье, Кенигсон обладал врожденной аристократичностью и благородной внешностью, которая досталась ему в наследство от отца.
Эти качества вкупе с незаурядными актерскими способностями позволили Кенигсону поступить в 1925 году в Симферопольский театр. Там он сначала занимался в учебной студии, а потом принимал участие в спектаклях. Позже Владимиру Кенигсону приходилось жить и играть в театрах других городов. Некоторое время актер успешно работал в Днепропетровске.
В войну артист вместе с эвакуированным театром из Днепропетровска попал в Барнаул. В том городе судьба подарила ему встречу со знаменитым Таировым. Режиссер вместе с артистами Московского камерного театра тоже жил в это время в Барнауле, в эвакуации.
Владимир Кенигсон пригласил Таирова посетить спектакли со своим участием. Позже актеры Камерного театра, присутствовавшие при тех событиях, вспоминали, что Кенигсон играл на сцене настолько профессионально и убедительно, что это вызвало у режиссера желание ввести его в состав своей труппы и взять с собой в Москву.
В Камерном актер прослужил до 1949 года (до закрытия театра). После чего он поступил в Академический Малый театр. В это время он начинает сниматься в кино.
«На всю оставшуюся жизнь…»
Теме войны против фашизма посвящена и самая известная роль Эйбоженко — Ивана Егоровича Данилова в драме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь…».
Фильм был выпущен в 1975 году к 30-летнему юбилею Победы, став своеобразным ремейком военной мелодрамы Искандера Хамраева «Поезд милосердия», вышедшей десятью годами ранее.
В картине Фоменко четыре серии, где рассказывается о санитарном фронтовом поезде, на котором четыре года спасают раненых солдат, отвозя их с передовой в тыл, в больницы и госпитали.
Герой нашей статьи сыграл в ленте главную роль — комиссара Данилова. С ним зритель знакомится с первых кадров ленты, когда персонаж Эйбоженко проходит по санитарному поезду, осматривая одно купе за другим. При этом его одолевают воспоминания об очаровательной Леночке, докторе Белове, прошлой мирной жизни.
Во второй серии подробно рассказываются истории тяжело раненных солдат, которые даже после многочисленных ампутаций операций сохраняют оптимизм и надежду, продолжают радоваться жизни. На их фоне выделяется трагический персонаж — морской офицер без ноги, которого играет Михаил Жигалов. Он хочет покончить собой, потому что не желает жить калекой.
В третьей серии зрители узнают о буднях самых военных медиков, которые разбавляют редкие веселые эпизоды и небольшие романтические романы. Все это дополнено трагическими вставками о печальных событиях, которые имели место в жизни большинства героев.
Заключительная, четвертая серия посвящена последним дням накануне Победы. Многие персонажи в это время проявляют свою истинную сущность, становится понятно, чего они в действительности стоили.
После этой яркой роли фото Алексея Эйбоженко стали регулярно появляться в газетах и журналах, посвященных советскому кинематографу.
Биография[править | править код]
Родился 25 октября (7 ноября) года в семье присяжного поверенного Владимира Петровича Кенигсона (1847—1920) и Варвары Малюгиной, уроженки Полтавской губернии, в Симферополе. Отец был шведом по происхождению, это был его второй брак; работал товарищем прокурора Симферопольского окружного суда, а после выхода в отставку стал присяжным поверенным. Родители узаконили брак через два года, в 1909 году.
В 1925 году окончил студию при Крымском драматическом театре (ныне — Крымский академический русский драматический театр им. А. М. Горького) в Симферополе и был принят в труппу стажёром, с 1927 по 1928 и с 1933 по 1934 год — актёр этого театра. В 1928—1942 годах (с перерывами) — актёр Днепропетровского театра русской драмы имени М. Горького (ныне — Днепровский академический театр драмы и комедии). В 1930—1931 годах — актёр Первого передвижного театра Украинской ССР (Сумы, Херсон, Винница). В 1934—1935 годах — актёр Самарского драматического театра (ныне — Самарский театр драмы имени М. Горького).
С 1941 года — в эвакуации с Днепропетровским театром русской драмы им. М. Горького в Барнауле. В 1942 году в этом городе был размещён Камерный театр под руководством А. Я. Таирова из Москвы. Актёр обратился к А. Я. Таирову с письмом, в котором написал о своём желании перейти в труппу его театра и пригласил посмотреть спектакли со своим участием. По воспоминаниям актёра Камерного театра Ю. О. Хмельницкого, в спектакле Владимир играл «убедительно, профессионально» — и вскоре был принят в труппу Камерного театра. По словам Ю. О. Хмельницкого, Владимир «оказался не только хорошим актёром, но и очень приятным, общительным человеком». Работал в труппе до 1949 года, был партнёром по сцене ведущей актрисы театра А. Г. Коонен, играл с ней в спектаклях «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (Родольф) и «Без вины виноватые» А. Н. Островского (Незнамов).
В 1949 году на экраны вышел фильм М. Э. Чиаурели «Падение Берлина», в котором актёр исполнил роль нацистского генерала Кребса. Рассказывали, что И. В. Сталин был восхищён игрой актёра в этом фильме, сказав, что именно так и надо изображать врагов.
С 1949 года (с перерывом) — актёр Малого театра: сюда по совету А. Я. Таирова поступил после того, как в 1949 году Камерный театр был закрыт. С первых же шагов на сцене театра занял лидирующее положение в труппе. В 1950—1951 годах — актёр Театра имени Ленинского комсомола (ныне — Ленком).
Кроме ролей в кино, много работал на радио, озвучивал мультфильмы и дублировал зарубежные кинофильмы. Стал известен как «голос Луи де Фюнеса».
Был председателем кооператива «Работников Малого театра» в подмосковном посёлке Валентиновка.
Скончался 17 ноября 1986 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище, на 58-м участке, рядом со своим зятем А. С. Эйбоженко.
Примечания[править | править код]
- ↑ Второй отчёт Совета присяжных поверенных округа Одесской судебной палаты за 1906—1907 гг. Одесса, 1907. — С. 262.
- ↑ Его родной брат, действительный статский советник, Александр Петрович Кенигсон в 1902 году был судьёй Череповецкого окружного суда.// Памятная книжка Новгородской губернии на 1902 год. Новгород, 1902. — С. 112.
- ↑ Малый театр Архивная копия от 12 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ Швед пархатый
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 121, 127.
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 231.
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 232.
- ↑ 1 2 Филиппова (ред.), 2016, с. 121, 127, 232.
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 120.
- ↑ Владимир Кенигсон. Человек, которого называли “голосом Луи де Фюнеса”
- ↑ Нина Кенигсон – Historical records and family trees – MyHeritage
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 127, 232.
- ↑ Нина Чернышевская // kino-teatr.ru
- ↑ Кенигсон Наталья Владимировна // kino-cccp.net
- ↑ 1 2 Филиппова (ред.), 2016, с. 121.
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 121—123.
- ↑ Филиппова (ред.), 2016, с. 123—126.
Сын актера
Алексей Эйбоженко-младший, как и родители, окончил Щукинское училище. Работал журналистом на нескольких телеканалах: на ТВ-Центре и НТВ — в программе «Времечко», на ТНТ и НТВ — в проекте «Сегоднячко». Затем вел шоу «Лежебоки», которое выходило на радиостанции «Серебряный дождь». Над этим проектом он работал совместно с Константином Цивилевым. В 2008 году программа была снята с эфира. По некоторым сведениям из-за того, что ведущие позволили себе в прямом эфире иронически высказываться о выставке поношенной обуви, организованной Ксенией Собчак.
Оба журналиста перешли на радиостанцию «Маяк», начав работать в программе «Дом отдыха». Параллельно занимались созданием проекта «Жидкие гвозди» на канале «Парк развлечений».
С 2012 года Эйбоженко и Цивилев работают на радиостанции под названием «Радио», в программе «Пятница и два Робинзона».
Сын героя нашей статьи известен также тем, что регулярно выступает ведущим на корпоративах, ведет дни рождения, свадьбы, розыгрыши в казино и лотереи, различные премии во всевозможных областях.
В кино он дебютировал в 2008 году в ленте «Королева». В военных драмах «Второе восстание Спартака» и «Апперкот для Гитлера» сыграл Берию. В 2016 году появился в многосерийной криминальной драме Антона Розенберга и Ярослава Мочалова «Мурка» в образе начальника караула.
В 1992 году у него родился сын, которого также назвали Алексеем. Он занимается танцами в популярной столичной школе MAINSTREAM, в частности выступает в жанре хип-хоп.
Уход из жизни
После смерти актера в 1986 году его близкие говорили, что он никогда не жаловался на здоровье, был очень терпелив. Однажды он на ногах перенес инфаркт, что выяснилось только через несколько дней, после снятия электрокардиограммы. С больным сердцем актер продолжал работать в театре, сниматься в кино.
Владимир Кенигсон скончался в Москве, в больнице. Незадолго до его смерти лечащий врач решил проверить память своего знаменитого пациента и попросил Кенигсона назвать свое имя. Актер не смог ответить, но произнес: “Как у Маяковского…”. 17 ноября его не стало.
Похоронили Владимира Кенигсона на Ваганьковском кладбище. Рядом с ним лежит в земле его зять – Алексей Эйбоженко, покинувший этот мир в молодом возрасте, в 1980 году.
Дебют на большом экране
Параллельно в биографии Алексея Эйбоженко, вскоре после того как он оказался в Малом театре, вошло и кино. На большом экране герой нашей статьи дебютировал в 1960 году в эпизодической роли секретаря в мелодраме Юрия Егорова «Простая история».
Всего в его карьере было несколько десятков киноролей, одна ярче другой. В самом начале своей карьеры он играл совершенно разноплановых персонажей. При этом большинство его киноработ были тем или иным образом связаны с темой Великой Отечественной войны.
Он сыграл Лемешко в военной драме Евгения Карелова «Третий тайм», Константина Лежнева в приключенческом фильме Анатолия Бобровского «Человек без паспорта», Вальку Смирнова в драме Генриха Габая «Лебедев против Лебедева», Андрея Трапезникова в военной драме Дамира Вятич-Бережных «По тонкому льду», Александра Цыганкова в картине Конрада Вольфа «Мне было девятнадцать», полковника Винникова в шпинской ленте Виллена Азарова «Бой после победы», Макса Гюсмана в легендарном многосерийном политическом детективе Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», Александра Федоровича Зверева в военной драме Антонис-Яниса Воязоса «Вариант «Омега».
Наталья Кенигсон (Наталья Кенигсон-Хансен)
Наталья Владимировна Кенигсон. Родилась 17 ноября 1939 года — умерла 27 октября 2018 года. Советская и российская актриса, театральный режиссер. Дочь актера Владимира Кенигсона. Жена актера Алексея Эйбоженко.
Наталья Кенигсон родилась 17 ноября 1939 года.
Отец — Владимир Владимирович Кенигсон (1907-1986), российский советский актёр театра и кино. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950). Народный артист СССР (1982).
Мать — Нина Павловна Чернышевская (1909-2007), актриса, до 1942 года — ведущая актриса Днепропетровского театра русской драмы им. М. Горького, в 1942-1949 — актриса Камерного театра.
Окончила Театральное училище имени М.С. Щепкина, курс В.Н. Пашенной.
В 1960-е годы — актриса Театра на Таганке.
В 1963 году исполнила заметную роль — Джерри — в фильме-спектакле Владимира Кенигсона и Алины Казьминой «Собаки» по одноименной пьесе Тоне Брулин. Действие картины происходит в стране золота и алмазов, нищеты и воинствующего расизма, в стране, где капля за каплей копится море народного гнева — Южно-Африканской Республике. На адрес безграмотного кафра Мпеле приходит сообщение из тюремной фермы о его смерти, а также «имущество покойного»: трубка, ручка и блокнот. Недоумевающий Мпеле, никогда не бывший даже под арестом, обращается в полицию.
Наталья Кенигсон в фильме-спектакле Собаки
Была режиссёром Малого театра.
В 1960-1980-х годах — режиссёр литературно-драматической редакции «Останкино».
Сотрудничала с Центральным Домом актера им. А.А. Яблочкиной: 2014 — Дочь артистов Камерного театра «Век Камерного театра» (режиссёр П.Е. Тихомиров); 2016 — Из воспоминаний Владимира Кенигсона «Камерный театр: Книга воспоминаний» (режиссёр П.Е. Тихомиров).
В последние годы жила в Германии.
Ушла из жизни 27 октября 2018 года.
Личная жизнь Натальи Кенигсон:
Первый муж — Алексей Сергеевич Эйбоженко (6 февраля 1934 — 26 декабря 1980, там же), советский актёр театра и кино. Наибольшую известность актёру принесла роль комиссара Данилова в телефильме «На всю оставшуюся жизнь» режиссёра Петра Фоменко, поставленного по повести Веры Пановой «Спутники».
Сын — Алексей Алексеевич Эйбоженко (род. 12 мая 1970 года), российский журналист, теле- и радиоведущий.
Наталья Кенигсон и Алексей Эйбоженко
Позже повторно вышла замуж, носила фамилию Кенигсон-Хансен.
Фильмография Натальи Кенигсон:
1963 — Собаки (фильм-спектакль) — Джерри, дочь Питера Лабушана
1998 — Чтобы помнили. Алексей Эйбоженко (документальный)
2010 — Двое против Фантомаса. Де Фюнес – Кенигсон (документальный)
Детство, опалённое войной
Дитя с французскими корнями по отцовской линии (мать отца Алексея носила одну фамилию со знаменитой писательницей Жорж Санд, которой доводилась близкой родственницей) и дворянским происхождением (дед был зажиточным шулером), Алексей Сергеевич Эйбоженко, появился на свет в столице, 6 февраля 1934 года.
Детство мальчика Лёши омрачила война. Отец не вернулся с фронта, мать умерла вскоре после получения похоронки. В семилетнем возрасте Эйбоженко оказался совсем один.
К сожалению, нет данных о том, как юный паренек пережил все тяготы и лишения судьбы сироты, но последующая жизнь актёра показывает, что семейная драма не помешала ему состояться в жизни и стать настоящим артистом.
Служба в театре
Алексей Сергеевич получил высшее актёрское образование в Щепкинском училище. Кстати, здесь снова можно провести параллель с Юрием Богатырёвым – Эйбоженко тоже смог примерить на себя роль Ромашова, злодея из «Двух капитанов» в постановках училища.
После окончания «Щепки» актер попал в Воронеж и стал служить в Драматическом театре.
Впрочем, пробыл он там недолго. В жизни Эйбоженко будет еще много театров. И этим он схож с другим своим коллегой – мятущимся и прекрасным Олегом Далем, который по иронии судьбы пришел на его место в Малый театр, сразу после смерти актера.
Впоследствии, театральная школа не раз помогала Эйбоженко выделяться на фоне других артистов голосом, мимикой, харизмой. В нем сразу угадывалась эта неповторимая театральная выправка и актерское чутье.
Избранные зарубежные фильмы
- Fanfan la Tulipe (1952) — Ноэль Роквер в роли Фиери-бюстгальтера
- Снега Килиманджаро (1952) — Лео Г. Кэрролл в роли дяди Билла
- Отверженные (1958) — Бернар Блиер в роли Жавера
- Ле Босу (1959) — Франсуа Шометт в роли Филиппа де Гонзага
- Наследуйте ветер (1960) — Фредерик Марч в роли Мэтью Харрисона Брэди
- Тайны Парижа (1962) — Раймон Пеллегрен в роли барона де Лансиньяка
- Черный тюльпан (1964) — Роберт Мануэль в роли принца Александра де Грассильяк де Морван-ле-Бро
- Лимонад Джо (1964) — Милош Копецки в роли Горация Бадмана, псевдоним «Хогофого»
- Фантомас (1964) — Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва
- Рукопись Сарагосы (1965) — Густав Холубек в роли дона Педро Веласкеса
- Присоска (1965) — Луи де Фюнес в роли Леопольда Сарояна
- Fantômas se déchaîne (1965) — Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва
- Old Surehand (1965) — Ларри Пеннелл в роли генерала Джека О’Нила
- Первый удар, Фредди (1965) — Мартин Хансен в роли доктора Пакса
- Сыновья Большой Медведицы (1966) — Иржи Врштяла в роли Джима Фреда Кларка
- Большой ресторан (1966) — Луи де Фюнес в роли мистера Септима, босса большого парижского ресторана
- Фантомас против Скотланд-Ярда (1967) — Луи де Фюнес в роли комиссара Жюва
- Оскар (1967) — Луи де Фюнес в роли Бертрана Барнье
- Ромео и Джульетта (1968) — Антонио Пьерфедеричи в роли лорда Монтегю
- L’homme orchester (1970) — Луи де Фюнес в роли мистера Эдуарда, он же Эван Эванс
- Ла Хорс (1970) — Пьер Дукс как следственный судья
- Супружеская пара второго года (1971) — Пьер Брассер в роли Госслена
- Текумсе (1972) — Вольфганг Грез, как губернатор Уильям Харрисон
- Высокий блондин в одной черной туфле (1972) — Бернар Блиер в роли Бернарда Милана
- Оклахома сырая (1973) — Джек Пэланс в роли Хеллмана
- Зорро (1975) — Стэнли Бейкер в роли полковника Уэрты
- Три дня кондора (1975) — Джон Хаусман в роли Вабаша
- Concorde Affaire ’79 (1979) — Джозеф Коттен в роли Милланда
Личная жизнь
Еще в студенческие годы Эйбоженко встретил свою единственную супругу – Наталью Кенигсон.
Девушка была чуть младше артиста, и являлась дочерью актера Владимира Кенигсона.
Наслышанная о таланте юного парня, Наталья мечтала с ним познакомиться. Воображение рисовало ей гения театральной сцены. Но наконец увидев впервые Алексея, девушка была немного разочарована – его внешность оказалась далека от гениального идеала.
Но, пообщавшись, молодые люди поняли, что не могут жить друг без друга. К тому же, будущему тестю зять приглянулся сразу.
Вместе они прожили 16 счастливых лет. В этом браке родились сыновья – Сергей и Алексей.
Эйбоженко-младший вспоминал, что его родители были так интересны друг другу, что к ним даже не приходили гости, так им не хотелось разрушать атмосферу своей безграничной любви.
Алексей Сергеевич даже покинул Таганку, когда у его супруги не сложились отношения с Любимовым. К быту он был неприспособлен совершенно, зато постоянно снимался, обеспечивая семью.
Алексей Алексеевич Эйбоженко пошел по родительским стопам, получил актерское образование. У него несколько ролей в исторических картинах.
Основной же деятельностью Эйбоженко младшего является журналистика. Он работал на телевидение и радио во множестве интересных проектов.
Старший брат Сергей тоже собирался стать актером, но затем передумал и о дальнейшей его судьбе ничего неизвестно.
Внука Эйбоженко тоже назвали Алексеем.
Алексей Сергеевич страдал гипертонией и в 1980 году его не стало. Уход 46-летнего артиста был внезапным.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
Творчество[править | править код]
Радиоспектакли
- «Братья Козельцовы» Л. Н. Толстого — Батрищев
- «Зелёный луч» по Л. С. Соболеву — Луников
- «Маскарад» М. Ю. Лермонтова — Неизвестный
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Судебный следователь
- «Пер Гюнт» Г. Ибсена — Доврский король
- «Млисс» Б. Гарта — актёр
- «Русский вопрос» К. М. Симонова — Макферсон
Телеспектакли
- 1960 — Поднятая целина
- 1962 — Вашингтонская история — Джим Грейсон, главный адвокат Комиссии
- 1964 — Порт-Артур — барон Танака
- 1966 — Лабиринт — комиссар полиции
- 1967 — Северный свет — Смит
- 1972 — Былое и думы — Леонтий Васильевич Дубельт
- 1974 — Дом Островского — Григорий Борисович Кучумов
- 1975 — Свадьба Кречинского — Кречинский Михаил Васильевич
- 1975 — Фальшивая монета — Кемской
- 1976 — Признание — Чичерин
- 1976 — Топаз — Режи Кастель-Бенак
- 1976 — Ярмарка тщеславия — Милорд Стайн
- 1977 — Джентльмены, которым не повезло — Билл Чалмерс
- 1977 — Оптимистическая трагедия — Сиплый
- 1978 — Бешеные деньги — Григорий Борисович Кучумов
- 1978 — Господа Головлёвы — Порфирий Владимирович Головлёв
- 1978 — Средство Макропулоса — Ярослав Прус
- 1980 — Берег — Дицман
- 1980 — Осенних дней очарованье — сопредседатель секции любителей старинной звукозаписи при музее музыкальной культуры
- 1981 — Вызов — профессор Великанов
- 1981 — Любовь Яровая — Аркадий Петрович Елисатов
- 1983 — Не заплачу! — Лоренцо Струмилло
- 1985 — Незрелая малина — Бедьяр
- 1985 — Сеанс гипнотизёра — Чашкин
Озвучивание мультфильмов
- 1965 — Гунан-батор
- 1966 — Главный Звёздный
- 1969 — Крокодил Гена — продавец
- 1969 — Летающий корабль-призрак — председатель Куросио
- 1970 — Кентервильское привидение (мультфильм) — Привидение
- 1970 — Синяя птица — Богач
- 1975 — Алдар-Косе
- 1980 — Лебеди Непрядвы — Мамай
- 1981 — Тайна третьей планеты — робот с планеты Шелезяка / робот-официант / ушаны
- 1985 — Сказ о Евпатии Коловрате — советник хана
- 1986 — Собакодром (Фитиль № 294) — тренер
Архивные кадры
- 1980 — Лебеди Непрядвы — Мамай
- 2002 — Владимир Кенигсон (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2010 — Двое против Фантомаса. Де Фюнес — Кенигсон (документальный)
Личная жизнь
Со своей будущей супругой Владимир Кенигсон познакомился еще в довоенные годы, в Днепропетровске. Они вместе играли в местном театре. Девушку звали Нина Чернышевская. Она, так же как и Кенигсон, не имела специального актерского образования, но благодаря своему таланту смогла стать театральной звездой Днепропетровска.
Когда Владимир Кенигсон влюбился в Нину, она была замужем. После ее развода влюбленная пара зарегистрировала свои отношения. Брак между Кенигсоном и Чернышевской был заключен в 1938 году.
В 1939 году у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Натальей. Впоследствии она стала успешной актрисой, служила в Малом театре, потом в Театре на Таганке. Наталья Владимировна Кенигсон – дочь Владимира Кенигсон – была замужем за знаменитым актером Алексеем Эйбоженко.