Как приучить ребенка к горшку в любом возрасте: советы комаровского и практический опыт

Как понять, что ребенок готов к освоению горшка?

Среди некоторых родителей существует стереотип: чем раньше кроха освоит чистоплотность, тем лучше и быстрее будет проходить его развитие. Мамы торопятся научить ребенка ходить на горшок, забывая о том, что раннее приучение не является главным приоритетом. Задача поважнее – помочь ребенку понять связь между желанием сходить в туалет и происходящим после: почему штанишки стали мокрыми, отчего мама недовольна испачканной одеждой.

Ребенок готов учиться пользоваться горшком, если он:

  • умеет уверенно сидеть и ходить;
  • понимает и выполняет простые просьбы родителей (“принеси машинку”, “дай чашку”);
  • может пару часов проходить в сухом подгузнике;
  • выражает недовольство при дискомфорте от мокрой одежды, старается её самостоятельно снять;
  • умеет выражать отрицательный ответ (“нет”) и может на своём языке выразить процесс мочеиспускания и дефекации (“а-а”, “пи-пи”);
  • интересуется, для чего предназначен туалет и чем там занимаются взрослые.

Обратите внимание! Когда кроха научится распознавать свою потребность облегчиться и сможет одновременно управлять мышцами мочевого пузыря, именно тогда и произойдет успешное освоение “туалета”.

Шаги Системы Добровольный малыш, как за 7 дней ребёнка к ночной вазе приучить

Метод разработала няня – Джина Форд, он рассчитан на возраст крепыша в 18 месяцев, который понимает просьбы и умеет снимать штанишки с трусиками.

  1. День первый. После пробуждения крохи – снимайте подгузник, объясните, что он подрос, нужно носить трусики. Посадите дитя на ночную вазу на 10 минут. При неудачной попытке, продолжайте процедуру высаживания каждые четверть часа.
  2. Второй день. Следите за детским поведением, не пропустите признаки готовности к гигиенической процедуре. Предлагайте судно для закрепления вчерашних успехов.
  3. Третий день. Действия аналогичны предыдущему. Избавьтесь от подгузников во время прогулки. Перед выходом делайте мокрые дела, на улице – спрашивайте – желает ли чадо писать. Берите в дорогу горшок.
  4. С четвёртого по седьмой дни. К этому периоду у родителей и детей развивается взаимопонимание, известны промежутки между походами в туалет. Напоминайте крохе о нужде, когда он увлекается игрушками. За каждый успех – хвалите.

Так приучают пользоваться судном. Спустя 7 дней осечки будут наблюдаться, но не отчаивайтесь, не раздражайтесь и не ругайте кроху. Терпеливо продолжайте начатое.

Что делать, если ребенок категорически против горшка?

Не мечтайте приучить ребенка к горшку в 1 подход. Чаще всего эту задачу приходится разбивать в несколько этапов. Если вы заметили, что ваш кроха негативно настроен к горшку и категорически отказывается на нем сидеть, сделайте перерыв.

Минимум на месяц уберите горшок, а потом попробуйте другой метод из списка выше. Иногда через 3-4 недели ребенок еще не готов к продолжению освоения навыка. Не стоит настаивать, снова прячьте новый гаджет.

Обычно через 2 месяца ребенок полностью успокаивается, «переваривает» те навыки, которые успел получить в прошлый раз, и осваивает горшок быстрыми темпами.

Приучение к горшку по рекомендациям педиатров

Наши педиатры говорят о том, что раннее приучение к горшку формирует неправильную последовательность импульсов. Ребёнок привыкает, что при звуке (пс-с-с или а-а-а) надо опорожниться, независимо от того, есть ли что-то внутри мочевого пузыря или кишечника. Поэтому в возрасте около двух лет, когда проявляются признаки самостоятельности, дети начинают протестовать против горшка, показывая родителям, что писать им сейчас нечем. Однако протест формируется не всегда и не у всех.

По рекомендациям медиков необходимо приступать к приучению после 2-х лет. Показывать малышу горшок, говорить о том, что на него надо писать, усаживать в определённое время – словом, делать то же, что рекомендуют другие методики.

Иногда в процессе приучения возникают проблемы. К примеру, если малыш до того находился постоянно в памперсах, то поначалу бывает сложно оставить его без подгузника. Он протестует, он часто бывает не согласен расстаться с привычной одеждой.

Хотите кое-что интересное?

Как ребенка приучить к горшку после памперсов?

  • Дать малышу возможность почувствовать, что подгузник ему мешает. Для этого не снимать памперс до тех пор, пока влагопоглощающий слой не наполнится и не станет слишком тяжёлым.
  • Снимать подгузник с малыша периодически уже после года (летом, когда тепло, или во время отопительного сезона дома). Нельзя держать детей старше года в подгузниках с утра до вечера.

Какие особенности необходимо учесть, приучая малыша к ночной вазе?

  • Нет памперсам. Это условие – обязательно, без отказа от подгузников ребёнок не станет различать мокрые после писания штанишки и сухую одежду.
  • Малышей держат над тазиком или ванной, не высаживая. Детей старше 1 года высаживают непосредственно на горшок. Садить рекомендуют как девочек, так и мальчиков. Это связано с сопутствующей дефекацией. Мальчик может не только пописать, но и покакать.
  • Существует время обязательного высаживания. Дети почти всегда писают после сна и часто хотят в туалет через непродолжительное время после еды (от 30 мин. до 1,5 часов). В это время их необходимо посадить на горшок.

Почему не получается приучить ребенка к горшку

Почему малыш не хочет ходить на горшок? Причины могут быть разными:

Слишком раннее приучение. Во сколько не стоит приучать к горшку? Невозможно добиться успеха, приучая ребенка к горшку в полгода. Оптимальный возраст – от 1 года до 3 лет.
Страх. Некоторые детки настороженно относятся ко всему новому. Горшок может вызывать у них страх

Поэтому важно не спешить осваивать этот новый предмет, а делать все постепенно.
Болезнь или стрессовая ситуация. Если малыш болен, у него режутся зубки, или он в процессе адаптации к новым условиям жизни, не начинайте приучение к горшку.
Игрушки или другие объекты могут отвлекать ребенка от важного дела

Увлекшись игрушкой, он может не хотеть писать. Перед тем, как посадить ребенка на горшок, позаботьтесь о том, чтобы его ничто не отвлекало.
Грубое отношение взрослых. Вспомните, как вы приучали ребенка к горшку? Критика, высмеивание и чрезмерная настойчивость не приучают, а откладывают отрицательный отпечаток на отношение малыша к горшку.
Темперамент и индивидуальные особенности ребенка также могут повлиять на нежелание пользоваться горшком. Одни дети – послушны и легко поддаются обучению. Другие – неусидчивы и своенравны. Здесь важно помнить об одном важном правиле: нельзя подавлять волю малыша!

Советы психолога для родителей:

Что Нужно Помнить, Приучая Ребенка К Горшку

Приучая малыша к туалету, помните следующее.

Девочкам требуется примерно на три месяца меньше времени, чем мальчикам, чтобы приучить их к горшку .

Мальчиков сначала нужно приучать сидеть и писать. По мере взросления вы можете поощрять писание стоя.

Дети часто передают желание помочиться раньше, чем они могут передать это желание.

Достичь контроля над мочевым пузырем в ночное время намного труднее, чем добиться контроля над мочевым пузырем в дневное время .

Выделите достаточно времени, чтобы приучить ребенка к горшку.

Не пытайтесь приучить к туалету, когда вокруг происходят какие-то серьезные изменения, такие как переезд из дома или рождение брата или сестры.

Одноразовые тренировочные штаны – хороший выбор между подгузниками и нижним бельем.

Избегайте комбинезонов и комбинезонов для малышей, которые пытаются приучить себя к горшку. Заставьте их носить свободную и удобную одежду, которую они могут снять сами.

У ребенка, приученного к горшку, тоже могут быть неудачи и несчастные случаи.

Каждый малыш приучен к горшку в разном возрасте, который может даже отличаться от возраста их братьев и сестер. Большинство детей приучают к туалету к трем годам . Некоторые могут занять больше времени. Очень редко у детей могут быть физические проблемы, которые затрудняют приучение к горшку . Не стесняйтесь поговорить с врачом вашего малыша, если у вас есть вопросы относительно неспособности приучить ребенка к горшку. или ребенок начинает пачкаться после долгого высыхания.

Когда лучше начинать

Нормальное развитие детей раннего возраста в значительной степени определяется правильным уходом за ними. Процесс приучения к горшку – важный этап в развитии и взрослении ребенка, а также в формировании его отношений с родителями. Многие родители склонны проявлять излишнее беспокойство, когда их ребенок не развивается в соответствии с их представлениями.

Практикуемые до недавнего времени методы «раннего приучения к горшку» (в течение первого года жизни) следует признать устаревшими и нефизиологическими, поскольку при их использовании не учитывается степень зрелости мышц и нервной системы ребенка (в частности, иннервация мочевого пузыря и кишечника). Как следствие, обучение становится долгим и малопродуктивным процессом. Кроме того, при их применении у детей могут возникать негативные реакции (поскольку обучение построено на давлении со стороны родителей) и соматоневрологические дисфункции, что впоследствии чревато такими проблемами, как запоры, недержание мочи/кала, многочисленные невротические реакции (включая логоневроз, тики и др.), а по достижении определенного возраста – энурез, гиперактивный мочевой пузырь и стойкий энкопрез. Принудительное приучение к горшку в любом возрасте может обернуться стрессом как для ребенка, так и для родителей. Описываемый стресс становится еще более выраженным, если ребенок не способен понять или интерпретировать полученную команду. Попытки навязать ребенку такие методы, основанные на доминировании взрослого, неизбежно приводят к затягиванию процесса обучения и низкой эффективности.

Описываемые методы раннего приучения к горшку относятся к рефлекторным, то есть, основанным на выработке условного рефлекса, а не сознательного навыка. В процессе приучения родители определяют сигналы и «язык тела» ребенка перед мочеиспусканием или дефекацией подобно тому, как приучают к туалету домашних животных. Такие приемы основаны не на реальном обучении, а на выработке рефлекса, и поэтому неэффективны. Успех процесса зависит от того, сумеет ли взрослый распознать потребность или желание ребенка сходить в туалет (при этом отсутствуют основные элементы обучения, и процесс не носит ассоциативный характер). Приобретенное ребенком «умение» имеет непостоянный характер и может быть утрачено при любой стрессовой ситуации (например, болезнь или переезд из квартиры, ссора родителей) или других неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому попытки принудительного приучения ребенка к горшку до достижения им физической готовности и/или повышенная интенсивность обучения никоим образом не ускоряют и не приближают желаемый результат. Успешное приучение к горшку – это воспитание когнитивного (сознательного) навыка или умения, которое должно быть сосредоточено вокруг ребенка; оно должно проходить позитивно и занимательно

Важно помнить, что приобретенный рефлекс легко утрачивается, если не является заученной моделью поведения

Чтобы процесс приучения к горшку проходил быстро и легко, родители должны быть проинформированы о методе, «ориентированном на ребенка.

«Ориентированный на ребенка» или физиологический метод туалетного обучения, является методом, учитывающим степень зрелости центральной нервной системы. Именно ЦНС обеспечивает иннервацию мышц, органов мочеполовой системы и желудочно-кишечного тракта детей. Данный подход помогает родителям правильно понять ребенка и направить процесс приучения к горшку в соответствие с уровнем развития ребенка. Согласно этому методу ребенок становится главной фигурой, повышается его уверенность в себе и самоуважение. Обучение, согласно такой методике, призвано не просто выработать у ребенка рефлекс, а ускорить усвоение соответствующей информации или навыков, в случае с приучением к горшку – знакомство ребенка с собственным телом. Физиологическая модель учитывает три ведущие составляющие детского развития: физиологическую зрелость (укрепление мышц сфинктера мочевого пузыря и кишечника, необходимое развитие ЦНС), психологическую и эмоциональную готовность (понимание и желание следовать инструкциям). Согласно литературным данным, здоровый ребенок достигает необходимой физиологической зрелости в среднем в возрасте от 18 до 24 месяцев (Американская Академия Педиатрии, 2003).

Почему у крохи возникают проблемы

Есть несколько распространенных причин, по которым маленькие детки испытывают трудности с обучением пользоваться горшком. Однако родители смогут предотвратить их появление в том случае, если не будут допускать следующие ошибки:

  • незнание того, во сколько приучать ребенка к горшку;
  • попытки самостоятельного использования горшка совпадают со временем прорезывания зубов у малыша, когда он терпит дискомфорт и не может сосредоточиться на развитии новой привычки по причине острой боли и плохого самочувствия;
  • обучение ребенка в период кризиса детского возраста, который по обыкновению наблюдается в возрасте 11-13 месяцев;
  • обучение совмещают с активной игрой, включаясь в которую ребенок испытывает эмоциональное волнение и забывает про свою потребность сходить в туалет.

Основные методы приучения ребенка к горшку

Поскольку существует слишком много факторов, которые влияют на процесс «обучения», то нет единых правил для всех. Нельзя точно обозначить возраст, когда приучение ребёнка к горшку становится возможным. Есть общие рекомендации, принятые современными врачами, которые не совпадают с советами педиатров двадцатилетней давности. Поскольку меняются даже воззрения медицины, стоит критично относиться к любым советам и внимательно оценивать возможности и желания своего ребёнка.

А для того чтобы создать собственное более менее объективное мнение, давайте ознакомимся с разными точками зрения и различными традициями приучения детей к горшку.

Нетрадиционный подход к «горшочному делу»

Рекомендации медиков говорят о том, что ребёнок может сознательно контролировать собственные позывы в туалет не раньше 2,5-3 лет. Однако существует множество примеров, когда ребёнка приучали не писать в одежду даже в младенческом возрасте.

К примеру, среди африканских племён принято приучение ребёнка к горшку в течение первых дней жизни. Мама носит ребёнка постоянно в слинге на спине (на боку), внимательно наблюдает за ним, видит, когда взять малыша из пелёнок и подержать пописать. Женщина, у которой недельный ребёнок мочится в пелёнки, считается невнимательной матерью. Африканская норма – приучить ребёнка к горшку за 3 дня.

Совсем по-другому обстоят дела в цивилизованных странах. Здесь «сухость» малыша поддерживается памперсами, а процесс приучения к горшку считается нормой после 1-2 лет. Однако даже среди европейцев встречаются родители, которые начали процесс приучения к горшку значительно раньше, чем рекомендует официальная медицина.

В теории естественного воспитания считается, что быстро приучить ребёнка к горшку можно в течение первого месяца. Ребёнок в этот период всегда подаёт определённые сигналы о желании опорожниться. Это происходит неосознанно, но внимательная мать может выделить эти признаки среди других поведенческих особенностей. Возможно кряхтение, задерживание взгляда, беспокойное сопение и даже призывный крик, которые будут сообщать о том, что малышу нужна помощь – он хочет сходить в туалет.

Внимательное наблюдение за ребёнком сказывается также на формировании тесной связи между ним и матерью. Это ещё один плюс естественного подхода.

Однако для многих женщин такой процесс оказывается слишком сложным. Всё время наблюдать за своим малышом могут немногие. Поэтому рефлекторный навык не формируется, к 2-м месяцам малыш перестаёт подавать какие-либо сигналы и спокойно писает в пелёнки или подгузники. В таком случае стоит обратиться к рекомендациям современных медиков.

Современный метод по советам медиков

Советы медиков начала 21 века в Европе и Америке сводятся к тому, что приучать ребёнка к горшку раньше 2-лет не стоит. Если ребёнок в 2 года не ходит на горшок – это вообще не проблема. При этом возможны небольшие вариации. К примеру, лучший возраст, чтобы научить ребёнка ходить на горшок, в Европе принят как два года, а в Америке – ближе к двум с половиной.

По каким признаками определяют, что малыша уже можно приучать к сознательному посещению туалета:

  • когда памперс в течение 1,5-2 часов остаётся сухим;
  • когда малыш часто просыпается утром или после дневного сна с сухим подгузником;
  • когда у ребёнка установился некоторый режим «походов» в туалет (к примеру, он обязательно писает после сна, или какает через 2 часа после еды);
  • когда ребёнок «подаёт знак» родителям (часто это происходит неосознанно) – перед тем, как помочиться или покакать, он останавливается, задумывается, перестаёт играть. Это говорит о том, что ребёнок ощущает происходящий внутри него процесс, и уже способен сознательно контролировать его;
  • если малыш часто демонстрирует свои негативные эмоции после намокания штанишек (однако для этого необходимо, чтобы многоразовые подгузники были сменены на простые х/б прокладки или штанишки без подгузников).

Кроме того, существуют дополнительные рекомендации. Чтобы начать приучение к горшку, ребёнок должен уметь выполнять простые поручения, снимать и надевать штанишки, произносить и понимать слова. В частности, необходимо понимать названия одежды, значения слов «писать», «какать», «лужа». Это – методика приучения современных медиков, ею пользуется большинство родителей.

Как объяснить ребенку, что он хочет писать или какать?

Лексикон малыша скуден и объяснить что-то новенькое подчас бывает очень непросто. Именно так обстоит дело с приучением к горшку. Сознательно контролировать свои желания в этом вопросе ребенок учится к 1,5-2 годам. В этом же возрасте он лучше понимает мир вокруг и взрослых, хорошо запоминает слова.

Так как приучить ребенка к горшку в 1,5-2 года? Стоит почаще объяснять во время или после «дел» чем именно и почему он занимался.

Не стесняйтесь использовать жесты — малыш будет внимательней слушать что именно вы пытаетесь ему сказать. Не стоит ругать за дерганье или ковыряние между ног.

Попробуйте просто сказать, что это для «пись-пись» и убрать оттуда руку малыша. Иногда дети таким образом показывают, что хотят в туалет по-маленькому. Так что стоит попробовать высаживать ребенка после этих сигналов.

Популярные методики

Существует множество методик приучения ребенка к горшку: есть быстрые и поэтапные, довольно долгие, но вполне эффективные. Родителей чаще всего интересует, как приучить ребенка ходить на горшок быстро. В этом может помочь методика американского педиатра Джины Форд. Ее детский доктор придумала для маленьких пациентов в возрасте от полутора до двух с половиной лет.

Итак, для начала обучения понадобится красивый и удобный горшок и много родительского терпения.

1 день

Когда малыш просыпается, его избавляют от мокрого и потяжелевшего ночью подгузника. Одновременно с этим ребенку рассказывают про тяжелый и мокрый подгузник, ведь это уже совсем не то, что ему нужно, так как малыш вырос. После снятия грязного подгузника не нужно спешить надевать на него чистый – лучше посадить ребенка на предварительно согретый, теплый горшок и увлечь чем-либо. На этой стадии нужно посидеть на горшке не менее 10 минут.

Не исключено, что чадо категорически откажется от горшка. В этом нет ничего страшного. На этот случай с утра у мамы должна быть заготовлена любимая игрушка сыночка или дочки – плюшевый мишка или собачка вполне сможет выполнить задачу за ребенка. Маме нужно посадить на горшок Тузика или Мишку и незаметным движением сзади капнуть туда немного воды. Затем игрушку нужно снять с горшка, восторженно похвалить ее за правильно сделанное «дело», показать ребенку, что в горшке водичка, и вместе с малышом отправиться в туалет сливать горшок.

После завтрака следует предложить горшок малышу и при отказе проделать трюк с Мишкой или Зайкой еще раз. И так необходимо проделать каждые 15 минут в течение всего дня. От прогулки в этот день лучше отказаться, подгузник можно надеть только на дневной сон и ночь. Когда малыш сядет на горшок сам, обязательно громко нужно похвалить его, а если он в него даже пописает, то тут похвалы должны быть щедрыми, громкими, с подарками и призами.

2 день

Первый и второй день по методу Форд – самые сложные периоды. Они требуют от мамы постоянного присутствия. На вторые сутки все повторяют аналогично с первым днем. Для разнообразия можно добавить смывание воды в унитазе – доверить это нужно своему ребенку, ему обязательно понравится процесс. Не стоит забывать хвалить чадо.

3 день

Третий день – очень важный, потому что он предложит крохе новую задачу. Теперь малыш должен начать гулять, но не один, а с горшком. Например, ребенку в 8 месяцев нужно гулять дважды в сутки – пускай возьмет с собой горшок. Конечно, этот вариант хорошо подходит для летнего времени года, для весны и начала осени, но никак не для зимы. Если за окном холодно, то лучше воздержаться от прогулок еще несколько дней.

4-6 день

Это дни закрепления полученного навыка. Горшок по-прежнему сопровождает малыша везде: и дома, и на прогулке. Но постепенно промежутки между высадками на горшок можно увеличивать, доводя до получаса.

7 день

В последний день не стоит предлагать горшок, ведь это подведение итогов. Малыш должен обозначать своим поведением или целенаправленной просьбой нужду в горшок по мере возникновения определенных физиологических желаний. Если долгое время кроха не просится на горшок, но остается сухим, то ему нужно деликатно напомнить о горшке.

Если ребенка обучают по быстрой методике, не нужно его будить ночью для посадки на горшок. Будить или нет, решают родители. Если кроха тяжело засыпает, то лучше не будить его по ночам, ограничиваясь применением привычного одноразового подгузника.

Существуют и более медленные, но мягкие для детской психики методы, которые прекрасно подойдут тем, кто не торопится.

В первую очередь, стоит поместить горшок в туалете. Каждый раз нужно заводить туда малыша и включать воду в кране. Шум текущей воды приводит к возникновению желания опорожнить мочевой пузырь.

Сначала следует поместить горшок в детской комнате – пусть ребенок привыкнет к новому предмету. Потом нужно научить кроху садиться на него – можно даже в одежде. Когда малютка поймет, что новый предмет безопасный, то он проникнется к нему доверием.

Необходимо мотивировать высадку на горшок, сделать ее интересной. Например, читать сказку, пока малыш сидит, петь песни, устраивать представление в пальчиковом театре. Можно делать все что угодно, лишь бы ребенку было интересно садиться на горшок.

Можно показать на личном примере, что делают с туалетом. Если в семье растет мальчик, то пусть посещает туалетную комнату с папой, а в том случае, когда растет девочка, – с мамой. Желание подражать взрослым в 1,5-3 года очень велико. Также младшие дети любят подражать старшим братьям и сестрам.

Важные правила

Прививание нового навыка гигиены – ответственное занятие. Придерживайтесь простых правил, чтобы научить ходить на горшок своего малыша.

К процессу научения должны быть готовы все участники процесса – малыш и родители. Последние должны четко понять, что малышу понадобится больше внимания. Будьте готовы к тому, что чадо может первое время справлять нужду рядом с горшком, придется намного чаще за ним убирать.
Помните, что если вы начали процесс обучения, то обратного пути нет. Нельзя в будни дни водить ребенка в подгузниках, а на выходных приучать его к «ночной вазе»

Такими нелогичными действиями вы сильно запутаете малыша и существенно усложните весь процесс.
Важно сначала научить малыша справлять нужду в свой личный туалет на протяжении дня, а только после этого учить этому в период ночного сна.
Новый предмет в доме обязательно вызовет у малыша не только интерес, но и непонимание. Необходимо обеспечить правильное знакомство и помощь ребенку привыкнуть к горшку.

Когда малыш удачно справил нужду в маленький туалет, обязательно похвалите его. Он должен четко понимать, что все сделал правильно и родители довольны

В случае промаха даже не вздумайте ругать или стыдить, воспринимайте такие ситуации спокойно.
Важно приучать малыша не просто к горшку, а к целому ритуалу. Продумайте последовательность действий, начиная от снятия одежды и заканчивая мытьем рук.
Начните сажать малыша на личный туалет так, чтобы этот процесс связывался с режимными занятиями

Ребенок быстро привыкнет к горшку сразу после пробуждения или перед походом на улицу.
Первое время вы можете продолжать использовать одноразовые подгузники во время прогулки или ночного сна. Как только новый навык будет освоен, откажитесь от «памперсов» вовсе.
Не давайте баловаться с «ночной вазой», иначе она станет не маленьким туалетом, а очередной игрушкой.