Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает

Лечение временной амнезии

Терапия включает в себя соблюдение режима питания, применение медикаментозных средств, физических упражнений. Врача выбирают в зависимости от причины потери памяти:

  • болезни центральной и периферической нервной системы лечит невропатолог;
  • гормональным дисбалансом занимается эндокринолог;
  • стресс, депрессия — психолог или психиатр;
  • расстройство сна лечит сомнолог;
  • естественные процессы старения — геронтолог;
  • восстановлением организма после гиповитаминоза, истощения занимается диетолог или терапевт;
  • восстановление организма после метаболических нарушений проводит терапевт, эндокринолог.

Чтобы правильно определить причину амнезии и начать лечение, перед посещением врача узкой специальности необходимо сдать анализы и пройти инструментальные методы обследования.

Медикаментозное лечение

Для восстановления памяти и функциональности головного мозга, рекомендуется применять препараты:

  • ноотропы, с помощью которых в головной мозг попадает больше крови, содержащей полезные вещества и кислород;
  • нейропротекторы, защищающие нервную ткань от повреждения (Церебролизин);
  • препараты, усиливающие функцию запоминания (Глицин);
  • витамины группы B;
  • антиоксиданты;
  • седативные средства.

Применяются препараты, которые лечат основное заболевание. Например, при атеросклерозе снижается количество поступающей в головной мозг крови. Для усиления кровотока используются препараты, снижающие холестерин.

Головной мозг будет функционировать нормально, если в нем достаточно развита функция кровообращения. Поэтому перед проведением лечение врач выявляет наличие ишемической болезни, атеросклероза, тромбоза, осложнений от сахарного диабета.

Диета

Пациент, страдающий проблемами с памятью, должен употреблять все продукты, содержащие витамины, микроэлементы, полезные вещества, минералы, аминокислоты. В рацион включают рыбу, мясо, фрукты, овощи, зелень. Если организму не хватает витамина B12, необходимого для нормального функционирования головного мозга, назначают поливитамины.

Профилактические мероприятия

После 50 лет функция памяти ухудшается. Поэтому рекомендуется в этом возрасте начать профилактические мероприятия, усиливающие кратковременное запоминание:

  • разгадывание кроссвордов, головоломок;
  • чтение книг;
  • запоминание стихов;
  • счет от 1 до 100, и в обратном порядке;
  • постоянная работа, даже в пожилом возрасте;
  • физическая активность, соответствующая возрасту (ходьба, плавание, пробежка трусцой);
  • употребление поливитаминов;
  • правильное питание со сниженным количеством сахара и холестерина.

Людям после 50 лет необходимо периодически посещать врачей. Если повышается или снижается артериальное давление, немеют конечности, это первый признак сосудистых нарушений. Если в головной мозг затрудняется приток крови с кислородом, снижается кратковременная запись информации, что приводит к потере памяти. Если болезнь на начальных этапах, назначаются медикаментозные средства для лечения и профилактики заболеваний.

Потеря памяти

Большинство пациентов с легкими и средней тяжести повреждениями головного мозга хорошо восстанавливаются в течение нескольких недель или месяцев, но у

некоторых пациентов жалобы сохраняются или же появляются новые. Van der Naalt: »О степени тяжести остаточных симптомов можно судить по продолжительности ПТА. Несчастный случай с травмой головного мозга, будь то падение с лестницы или наезд автомобиля, временно нарушает импринтинг. Суть проблемы в том, что тогда пациенты не в состоянии сохранять новую информацию. Чаще всего пострадавшие узнают своих близких, но они – отчасти – не помнят, что произошло незадолго до несчастного случая или во время него». Эта форма потери памяти может продолжаться от нескольких часов после несчастного случая до нескольких месяцев. И чем продолжительнее эта фаза, тем тяжелее могут быть итоговые проблемы с памятью и концентрацией. »В сравнительно небольшом количестве случаев посттравматическая амнезия может быть настолько тяжелой, что начинаешь задавать себе вопрос, где ее границы и что ее поддерживает? Часто отмечаются изменения поведения и серьезные проблемы с и концентрацией. Чаще всего в таких случаях необходима ревалидация и профессиональное сопровождение».

Выбрасываем из головы отрицательные события

Сделать это можно на бытовом уровне. Воспоминания создаются из окружающих нас элементов. Поход в кино, к примеру, запоминается огромной банкой попкорна, сюжетом киноленты, приглушенным освещением и большим экраном.

Поэтому, если мы постараемся разобрать ситуацию на составляющие и часть из них забыть, то общая картина начнет тускнеть. Например, при попытке выкинуть из мыслей возлюбленного, нужно начать с малого: стереть переписку, фотографии. А затем избавиться от предметов, напоминающих о нем.

Методы, как стереть память человека в домашних условиях, могут разниться. Одни слишком опасны, и использовать их не стоит. Другие эффективны только тогда, когда негативные эмоции незначительны. Но независимо от того, что случилось в прошлом, лучший вариант – принять действительность. Ведь прошедшее изменить невозможно. А сделать жизнь насыщеннее и счастливее сейчас – самый верный путь.

Персонажи[править]

  • Даниэль — молодой археолог из Лондона, главный герой первой части. Антигерой в классическом понимании. Драться не умеет, боится темноты, а от одного взгляда на монстра у него начинает ломаться крыша. Вынужден обратиться за помощью к Александру, чтобы избавиться от Тени. Также выясняется, что у Даниэля было тяжёлое детство из-за своего отца. Также он имеет младшую сестру Хейзел, которая имеет серьёзные проблемы со здоровьем.
  • Александр Бренненбургский, — барон, владелец крупного замка в Восточной Пруссии. Человек эпохи Возрождения, эксперт в оккультных ритуалах, член Ордена Чёрного Орла.
  • Генрих Корнелий Агриппа — алхимик, близкий друг Александра, Даниэль встречает его в подземельях под Бренненбургом. Основан на реальном человеке.
  • Иоганн Вейер — ученик Агриппы, постигший метод перемещения между мирами. По-видимому, был организатором экспедиции Герберта в Алжир. В одной из концовок забирает Даниэля к себе в иной мир.
  • Профессор Герберт — археолог, стремившийся найти руины древней цивилизации в Алжире. Обнаружив одну из Сфер, чуть было не стал жертвой её Тени, но сумел бежать через портал в иной мир, где и погиб от истощения, не имея возможности вернуться назад.
  • Освальд Мандус — богатый английский промышленник, главный герой второй части. Добрейший и альтруистичный человек, сошедший с ума после нахождения Сферы и под влиянием своей «тёмной» половины ставший безжалостным садистом, считающим, что люди ничем не лучше свиней.
  • Левиафан — механическое чудовище, созданное Мандусом и содержащее в себе осколок его души и личности. Источником энергии для него выступают две половинки Сферы.
  • Таси Трианон — главная героиня третьей части, археолог из Парижа. , так что за свою ещё не рождённую дочь Амари готова на всё.
  • Императрица — правительница иного мира, возжелавшая жить вечно за счёт энергии витае. Не может иметь детей, но втайне желает этого всем сердцем — не ради политического наследия, но только для себя.

Синдром потери кратковременной памяти

При кратковременной потере памяти периодически пропадает информация, которая записалась в головном мозге недавно. Состояние развивается чаще у людей старше 50 лет. Реже синдром обнаруживается у молодых людей. Его возникновению способствуют негативные факторы окружающей среды, например, сильный стресс, воздействие холодной воды на тело, травма. Пациент осознает кто он, где находится, его нервная ткань не повреждена. Он забывает людей, с которыми недавно общался, где оставил личные предметы (сумку или ключи).

Лечение кратковременной амнезии проводится с помощью диеты и медикаментозных средств. Некоторым категориям пациентов прописывают сеансы у психотерапевта.

Неврологические расстройства

В начальной стадии заболевания неврологические дисфункции проявляют себя общими симптомами. Появляется слабость и быстрая утомляемость, рассеянность, раздражительность. Беспокоят систематические головные боли, сон нарушен. Наблюдается нестабильный эмоциональный фон. Возможны депрессивные состояния. Человек несдержан, вспыльчив, озлоблен. Эмоциональная несдержанность обычно проявляется насильственным плачем или смехом, слабодушием.

Из других неврологических показателей встречается мозжечковый синдром, выделяющийся нескоординированностью движений. Создается впечатление, что руки и ноги движутся хаотично. Из-за этого меняется походка: становится шаткой, расхлябанной. Кажется, что человек пьян. Нестабильность шага провоцирует падения.

Болезнь вызывает акцентуации личностных черт. Например, если раньше человек отличался скрупулезностью и «додельностью», то патология превращает его в придирчивого ворчуна.  

Псевдобульбарный синдром выражается триадой признаков:

  • дизартрия – нарушение произношения;
  • дисфония – потеря звучности голоса;
  • дисфагия – проблемы с глотанием.

Бывают случаи параличей и парезов, но достаточно редко. Мышечный тонус и рефлексы повышены.

Достаточно часто происходят сбои в работе органов малого таза, случаются эпилептические припадки.

В целом, для деменции сосудистого происхождения характерна узость и зацикленность психических процессов, потеря гибкости мышления, угасание познавательных способностей, узкий круг интересов.

Интересные факты

По мнению учёных, причиной детской амнезии является то, что «до 4–5-летнего возраста мы имеем весьма динамичный гиппокамп, который не может стабильно хранить информацию. В процессе формирования новых нейронов, память может быть нарушена».

Учёные считают, что 7 лет — это возраст, когда у большей части детей наступает «детская амнезия». И ребёнок забывает то, что случилось с ним в более раннем возрасте, хотя какие-то моменты могут на него повлиять и отложиться в «бессознательном». Результаты исследований показали, что у детей 5–7 лет остаётся в памяти от 63 до 72 % ранних воспоминаний, а вот у 8–9-летних детей — всего лишь 35%. При этом развитие интеллектуальных способностей начинает зарождаться в ребёнке ещё в утробе матери. Малыши впитывают информацию, очень быстро учатся всему новому, их воспоминания постоянно обновляются, а механизмы памяти только настраиваются.

Существует интересный феномен — «инфантильный» вид амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства.

В большинстве случаев ребёнок и взрослый человек, как правило, не в состоянии воспроизвести из долговременной памяти младенческие и ранние детские переживания (включая лица, события), возникавшие до достижения определённого сознательного возраста.

Забывание информации вполне закономерно. Специалисты объясняют эту забывчивость тем, что мозг ребёнка так активно воспринимает поток новой информации, что новые воспоминания вытесняются из памяти старые.​ Детские психологи связывают эту перемену с изменением способа запоминания информации. На раннем этапе нашего взросления гиппокамп недостаточно развит, чтобы записывать достаточно информации о событиях, но всё же где-то наши воспоминания откладываются, так как они могут формировать наше поведение в будущем.

Интересен феномен «ложных» воспоминаний, когда мы заменяем свои воспоминания ложными фактами, когда путаем сновидения детские с реальностью, либо какие-то навязанные нам воспоминания. Поэтому не всегда можно доверять своим детским воспоминаниям. Прошлое может заменяться настоящим и наоборот. Об этом феномене можно прочесть в книге Джулии Шоу «Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям».

Интересно, что у некоторых людей есть доступ к более ранним воспоминаниям, а у других нет: одни могут помнить события с двух лет, в то время как другие могут не помнить никаких событий из жизни до семи или восьми лет. Некоторые люди могут совсем не помнить своего детства.

В среднем отрывочные воспоминания, «картинки», появляются примерно с возраста 3,5 лет, до 7 лет дети отлично помнят все события прошедших лет в этом промежутке, особенно в течении года. Ведь только после 3х лет происходит объединение разрозненных частей памяти в одну общую систему (объединение семантической и эпизодической памяти). Благодаря этой системе, как дети, так и взрослые, получают доступ к информации.

Artist Pat Perry’s

Исследователи также отмечают, что на формирование детских воспоминаний оказывают влияние и методы воспитания родителей. Использование развивающей стратегии в общении с детьми (вопросы «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?») формирует у детей память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, ведь память можно натренировать, как мы делаем это со всем нашим телом. С детьми необходимо общаться, играть, так как именно в детском возрасте происходит развитие его памяти и важных структур и полей мозга, отвечающих за язык и за то, насколько правильно ребёнок будет социально встроен в общество.

Интересно то, что возраст, к которому относятся первые воспоминания, различен у представителей разных культур и стран, достигая наиболее раннего значения в два года.

Но факт в том, что более детальные, личностно-ориентированные воспоминания гораздо легче сохранить и вновь пережить, это было подтверждено многочисленными исследованиями. Формирование своей точки зрения наполняет события особым смыслом и помогает работе нашей памяти.

Странным при амнезии является то, что в быту люди могут следовать своим устоявшимся привычкам и приобретённым навыкам, даже при полной потере памяти, при полной потери идентичности, когда человек не помнит ни своего имени, ни вообще своей жизни.

Чередующиеся личности

Диссоциативное расстройство объединяет в себе несколько психических состояний:

  • диссоциативная амнезия;
  • диссоциативная фуга;
  • деперсонализация;
  • диссоциативное расстройство идентичности.

В совокупности они образуют смешанное конверсионное расстройство. Но именно последний вариант является привычной его характеристикой. Его определяют как присутствие в одном человеке сразу нескольких личностей. Им дают различные названия:

  • субличности;
  • эго-состояния;
  • альтер-личности.

Их количество в одном человеке неограничено. Описаны случаи, когда число субличностей доходило до сотни. Они поочередно сменяют друг друга. Каждая субличность – отдельный персонаж, со своей гендерной принадлежностью, возрастом, расой, привычками, способностями. Это как будто разные люди, которые даже могут разговаривать на разных языках, совершенно не похожие между собой.

Не все альтер-личности знают о существовании друг друга. Одни являются более активными, проявляются чаще остальных, другие приходят реже. Эго-состояния попеременно сменяют друг друга, поэтому расстройство еще называют чередующейся личностью.

Как уже упоминалось, все субличности очень разные. Они наделены своим характером, уровнем интеллекта, мировоззренческими взглядами. Обычно бывает так: есть главная личность, изначальная, живущая своей жизнью. При переживании сильных, ярко выраженных эмоций (страх и ужас, агрессия, вина и стыд, возбуждение, а также гнев, ярость, боль, разочарование), происходит замена основной идентичности на одну из субличностей.

Чем ярче и противоречивее эмоции, тем сложнее диссоциированной личности справиться с ними без защитного механизма. Именно такая форма расстройства называется одержимой. Каждое из эго-состояний овладевает человеком, и это становится заметным для окружающих, ведь новая личность ведет себя совершенно по-иному.

Считается, что формирование новых альтер-состояний – это результат действия защитного механизма психики, называемого диссоциацией. В норме такой процесс адаптационный, защищающий нас от тяжелых потрясений, сильных негативных эмоций. Благодаря диссоциации человек забывает о травмирующем событии или воспринимает его так, будто это произошло не с ним. Обычно в такой ситуации люди так и говорят: «Это как будто происходило не со мной».

Диссоциация возникает в ответ на сильный стресс, в те минуты, когда от индивида требуется самоконтроль и самообладание. Взглянув со стороны на ситуацию, он получает возможность более трезво оценить ее, но эмоциональная сторона при этом искажается.

Диссоциация помогает справиться с негативными эмоциями. Чаще она включается у людей с лабильной, то есть нестабильной психикой.

Подобная психологическая защита в норме – кратковременный эпизод. Вскоре человек возвращается в привычное состояние. Патология начинается, когда диссоциативная защита как бы поглощает личность, и человек теряет контроль.

Именно диссоциация лежит в основе всех диссоциативных расстройств. Людей, которые используют ее в качестве защитного механизма, негласно называют мастерами самогипноза. Не каждый способен в стрессовой ситуации совершить подобное перевоплощение, перейдя из одной ипостаси в другую. Это, своего рода, талант – вводить себя самостоятельно в гипнотическое состояние. С помощью защитного механизма мозг человека с ДРИ пытается облегчить ему жизнь, чтобы самые тяжелые моменты в жизни за него переживал кто-то другой.

Расстройства памяти

Расстройства памяти очень разнообразны. Причины тех или иных расстройств памяти выявлены благодаря многочисленным клиническим наблюдениям больных с различными повреждениями мозга и глубокому анализу особенностей нарушения памяти у них. Оценку памяти больных проводят с помощью различных психофизиологических тестов. В последующих работах отечественных и зарубежных клиницистов был систематизирован большой материал клинико-психологических исследований, позволяющий сделать определенные заключения о причинах некоторых форм расстройств памяти. На основании изучения особенностей расстройств памяти больных с разными повреждениями мозга различают амнезии частные и общие.

Более чувствительные методики

Следует отметить, что пациенты, перенесшие легкие травмы головного мозга, предъявляют много жалоб на свое состояние, в частности, в отношении проблем с памятью. Эти жалобы не всегда соответствуют результатам нейропсихологического исследования или сканирования головного мозга с использованием методов нейровизуализации. Нельзя исключать присутствие каких-то факторов, оказывающих влияние на восстановление после травмы. Это может быть уже существовавшие ранее проблемы с переработкой информации

Поэтому очень важно привлекать в процесс выздоровления семью пациента. »В то же время трудно в каждом конкретном случае заранее предсказать результат восстановления»

В настоящее время появляются все более чувствительные методы установления степени поражения мозга. Так, сейчас в Медицинском центре Гронингенского университета исследуется применение перфузионной компьютерной томографии, которая позволяет зафиксировать на снимке кровообращение головного мозга непосредственно после несчастного случая. Это достигается с помощью добавления небольшого количества контрастного вещества. Разрабатываются более совершенные методики нейровизуализации, а также более чувствительные нейропсихологические тесты, позволяющие выявить ограничения функционирования. Так что в будущем нам придется столкнуться еще со многими вызовами, завершает беседу, Van der Naalt.

По материалам:

Geheugenverlies na traumatisch hersenletsel. — Hersen Magazine, 2008, Vol.6, No. 2 (juni), p. 3-4.

Тактика лечения

Этим процессом должен заниматься специалист, имеющий опыт в лечении данного расстройства. В его задачу входит выработка комплекса мероприятий, которые бы облегчили симптомы болезни, улучшили самочувствие больного, восстановили целостность психики пациента, закрепили единую идентичность

При этом важно, чтобы ничего не нанесло человеку вред

Препаратов, которые могли бы излечить диссоциативное расстройство личности, не существует, но отдельные симптомы с их помощью устранить вполне возможно. Так, антидепрессанты и транквилизаторы помогут убрать депрессию, излишнюю активность или тревогу. Но с фармацевтикой следует быть крайне осторожным – у людей с данным расстройством очень быстро наступает привыкание к таким медикаментам.

Главным методом лечения выступает психотерапия:

  • инсайт-ориентированная;
  • семейная;
  • групповая;
  • когнитивная;
  • рациональная;
  • гипноз.

Любой вид психотерапии имеет задачу изменить убеждения, стереотипы и нецелесообразность мышления пациента. Специалисты в сфере бихевиоральной психологии выступают в роли тренеров сознания больного, пытаются воспроизвести все возможные травмирующие ситуации и научить больного правильно реагировать на них.

Гипноз дает возможность свести в одну имеющиеся множественные личности, избавиться от угнетающих воспоминаний. Такая работа должна быть очень тонкой, ювелирной, так как малейшая ошибка может серьезно навредить.

Инсайт-ориентированная психодинамическая терапия представляет собой работу специалиста со всеми личностями пациента. Психиатр принимает каждую из них, обращается ко всем одинаково уважительно и никому не отдает предпочтения. Такой процесс обычно длится не один год.

Полностью вылечить диссоциативное множественное расстройство идентификации невозможно, поэтому оно считается хроническим и весьма тяжелым. Все дело в том, что каждая личность, в свою очередь, может страдать своим психическим расстройством, в том числе, и диссоциативным.

У пациентиов с диссоциативным бегством (фугой) перспективы намного лучше – выздоровление наступает достаточно быстро, как и в случае диссоциативной амнезии. Однако последняя может перейти в хроническую и тогда прогноз не такой радужный.

Потеря памяти (амнезия) у молодых людей

К возможным причинам психогенной амнезии у молодых людей относятся:

  • тяжелая психологическая травма;
  • психические заболевания;
  • тяжелая депрессия;
  • хроническая бессонница;
  • экстремальный стресс;
  • гипноз.

Амнезия при психологической травме

Наиболее частыми психологическими травмами, которые вызывают потерю памяти у молодых людей, являются:

  • смерть родителя, ребенка или очень близкого человека;
  • физическое насилие со стороны другого человека (изнасилование, избиение, надругательство над самим человеком или его близким);
  • стихийное бедствие (пожар, наводнение, землетрясение, ураган);
  • войны;
  • теракты;
  • аварии;
  • похищение.

Амнезия при психических заболеваниях

К основным психическим заболеваниям, которые сопровождаются эпизодами амнезии у молодых людей, относятся:

  • эпилепсия;
  • диссоциативное расстройство;
  • диссоциативная фуга;
  • истерия;
  • шизофрения.

психотерапииК патогенным факторам, которые вызывают органическую амнезию у молодых людей, относятся:

  • травмы головы;
  • инфекции нервной системы с вовлечением структур мозга;
  • интоксикации различными веществами;
  • нарушение питания;
  • выраженная гипоксия (нехватка кислорода) мозга;
  • опухоли головного мозга;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

Амнезия при инфекциях нервной системы

Инфекциями нервной системы с поражением мозга, которые могут сопровождаться потерей памяти, являются:

  • герпетическая инфекция;
  • сифилис;
  • ВИЧ и СПИД;
  • болезнь Лайма (инфекция, которая передается через укус клещей);
  • туберкулез;
  • менингит.

Амнезия при интоксикации различными веществами

К веществам, интоксикация которыми может привести к амнезии у молодых людей, относятся:

  • алкоголь;
  • наркотические препараты (амфетамины, кокаин, марихуана);
  • лекарственные вещества (антидепрессанты, транквилизаторы, статины);
  • окись углерода (угарный газ);
  • бытовые растворители;
  • лакокрасочные вещества;
  • пестициды.

Амнезия при гипоксии мозга

К патологическим условиям, при которых развивается гипоксия мозга, сопровождающаяся амнезией, относятся:

  • асфиксия (удушение);
  • тяжелые травмы груди с повреждением легких или диафрагмы;
  • инфекционно-воспалительные заболевания дыхательной системы (осложненные бронхиты и трахеиты, пневмонии);
  • отравление окисью углерода;
  • большие кровопотери при травмах;
  • выраженные сердечно-сосудистые заболевания с сердечной недостаточностью (миокардит, патологии клапанов).

Амнезия при нарушенном кровоснабжении мозга

Признаками амнезии у молодых людей, помимо потери информации, являются:

  • спутанное сознание;
  • выраженная головная боль;
  • пространственная дезориентация;
  • сложности при узнавании близких и знакомых;
  • тревога;
  • депрессия.

Варианты амнезии у молодых людей в зависимости от параметров потери памяти

Параметры потерянной памяти

Варианты амнезии

Когда чаще встречаются?

Объем

полная или генерализованная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • тяжелая психологическая травма;

частичная или избирательная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • нарушение кровоснабжения мозга.

локализованная

  • психические заболевания;
  • психологические травмы;
  • тяжелые депрессии.

Период

ретроградная

  • травмы головы;
  • эпилепсия.

антероградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания;
  • психологические травмы.

антероретроградная

  • травмы головы;
  • интоксикации;
  • психические заболевания

фиксационная

  • алкоголизм;
  • опухоли головного мозга;
  • вирусные инфекции мозга (герпес, СПИД).

Развитие

регрессирующая

стационарная

  • психические заболевания;
  • тяжелые травмы головы;
  • острые интоксикации;
  • инфекции мозга.

прогрессирующая

  • психические заболевания;
  • опухоли головного мозга;
  • тяжелые травмы головы.

«Ковидный туман»

«Я перенесла коронавирус в легкой форме, температура не поднималась выше 37,8 градусов, — рассказывает 35-летняя Наталья. — В начале болезни ощущения были схожи с симптомами обычного ОРВИ. Но потом стало что-то происходить с головой: ты живешь как будто в тумане. Не хочешь ни о чем думать, ничего делать. Из этого состояния я выбиралась больше двух месяцев».

44-летний экономист Алексей, который также переболел коронавирусом сравнительно легко, тоже жалуется на апатию: «Я на две недели погрузился в кошачью жизнь. Просыпаешься, поешь немного, потом впадаешь в ступор, незаметно для себя засыпаешь. И так круглые сутки. В голове ничего не держится, не запоминаешь какие-то важные вещи. Потом это стало постепенно проходить, но сил заниматься какой-то интеллектуальной деятельностью не было еще долго».

А вот 49-летней Светлане, попавшей в больницу из-за двустороннего воспаления легких, пришлось столкнуться с другими последствиями. В течение трех месяцев после выписки ее мучили бессонница и тревожность, а в короткие промежутки, когда удавалось заснуть, — кошмары. В итоге женщине пришлось обратиться к психиатру за помощью.

Фото  Pixabay

Специалисты обратили внимание на такие последствия уже после первой волны пандемии. На сегодняшний день, по данным исследователей, более трети переболевших коронавирусом сталкиваются в той или иной степени с негативными последствиями для психики

Диапазон расстройств очень широкий: от апатии до затяжных депрессий, панических атак и проблем с памятью. Медики обнаружили и зависимость: чем тяжелее проходила болезнь, тем серьезнее были психологические последствия.

«Вообще, очень сложно говорить о каком-то однозначном влиянии коронавируса на психику человека, — считает врач-психиатр частной петербургской клиники Николай Старостин. — По двум причинам. Во-первых, мы до сих пор точно не знаем, как работает механизм воздействия вируса на психический аппарат человека. Есть уже достаточно много различных исследований, но они пока в стадии обсуждения в научном сообществе. Мы понимаем, что на это явно влияет поражение сосудов: ведь именно они — главная мишень вируса. Но этого знания пока недостаточно для того, чтобы делать однозначные выводы».

Психиатры обращают внимание на то, что проблема психического здоровья в связи с COVID-19 гораздо шире, чем просто влияние вируса на организм человека. Можно сказать, что его воздействие на человеческую психику начинается гораздо раньше, чем он попадает в организм