Закупки у единственного поставщика: популярные основания

Оглавление

Что такое контракт в закупках

В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:

  • орган государственной власти;
  • госкорпорация;
  • бюджетное учреждение;
  • казенное учреждение;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.

Опубликование извещения

При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:

Информация о заказчике

Условия контракта

Наименование и описание объекта закупки.
Количество и место поставки товара (при закупке товара).
Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
Цена контракта.
Источник финансирования

Ограничения

Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

Обеспечение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта.
Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
Требования к обеспечению.
Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

Банковское сопровождение

Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

Разместите извещение в ЕИС  необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. ( пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация – 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица – 15 000 руб., для организации – 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2–1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.
 

Уведомление в контрольный орган

В большинстве случаев заказчику не требуется согласование на проведение закупки у единственного поставщика с контролирующим органом.

При необходимости уведомления, ФАС, орган местного самоуправления или иные лица, уполномоченные производить контроль в сфере закупок, должны быть уведомлены не позднее 1 рабочего дня с момента заключения контракта.

Проведение проверки закупки контролирующим органов не имеет чёткой регламентации в законе. При получении уведомления сотрудник контролирующего органа оценивает действия заказчика по заключению контракта на их соответствие положениям 44-ФЗ и по итогам подготавливает докладную записку. Если нарушений не было выявлено, заказчика об этом не информируют. Если нарушения были обнаружены, то заказчику будет направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.

Как провести закупку у единственного поставщика?

  1. Необходимо подготовить проект будущего контракта и выбрать планируемого исполнителя. Регламентированных критериев для его выбора нет, однако стоит руководствоваться принципом разумности, использовать свой опыт заключения контрактов, проконсультироваться с организациями, которые уже сотрудничали с планируемым исполнителем.
  2. Разместить информацию о позиции в плане-графике в ЕИС. В ней указывается сумма контракта и его условия.
  3. Ждать 5 календарных дней. В этот период контракт должен быть подписан обеими сторонами и на 6 день уже можно выкладывать информацию о заключении контракта в реестр контрактов, вместе со сканированным подписанным документом.
  4. В реестре контрактов необходимо создавать информацию об исполнении контракта. Прикладываются все копии приемочных документов. В реестре контрактов отдельно размещают сведения и по результатам приемки, и после оплаты. Регулярно публикуется каждая приемка товаров (приемочный документ) и оплата. Сведения (документы) размещаются в течение 5ти рабочих дней с даты подписания приемочного документа или совершения платежа (с даты платежного поручения). Публикация всех сведений (документов) один раз в конце исполнения контракта является нарушением.

Внесение закупки в план закупок и в план-график

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и  письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

Срок внесения изменения в план закупок и план – график
Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение – закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

Что относится к существенным условиям контракта по 44-ФЗ?

Если обратиться к 44-ФЗ, то в нем отсутствует четкое указание на то, какие условия контракта могут считаться существенными. Эта информация содержится лишь в Гражданском кодексе РФ.

Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом существенными условиями контракта (сокращенно СУК) являются такие условия, без которых документ считается недействительным, а также в отношении которых должно быть достигнуто соглашение.

Что можно отнести к таким условиям?

Это:

  1. Цена;
  2. Срок действия контракта;
  3. Срок выполнения обязательств;
  4. Предмет контракта (наименование товаров, работ или услуг);
  5. Количество товара, объем работ (услуг);
  6. Порядок и сроки оплаты;
  7. Ответственность поставщика и Заказчика (размер штрафных санкций);
  8. Иные требования, имеющие существенное значение в контексте заключенного договора.

В ч.1 ст.34 44-ФЗ сказано, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением (приглашением принять участие в закупке), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки. Соответственно, условия указанные во всех этих документах также относятся к СУК.

Также в п.2 письма МЭР № Д28и-2286 от 03.08.2015 года по поводу СУК сказано следующее:

“Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.

Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.”

Для того, чтобы в дальнейшем избежать спорных ситуаций с поставщиками некоторые Заказчики прямо прописывают в договоре, какие условия являются существенными и не подлежат изменению.

Виды закупок

В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

Конкурсы делятся на:

  • Открытый.
  • С ограниченным участием.
  • Двухэтапный.
  • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

Аукционы:

  • Электронный.
  • Закрытый.

В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения. При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком)

К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д. Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик

При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д

Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

Котировки и предложения

Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).

С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).

Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.

Обоснование цены контракта

В отчете заказчик обосновывает цену контракта по п. 3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37 — 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Для этого он использует методы:

  • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный метод.

Чаще применяют метод сопоставимых рыночных цен, по которому заказчик анализирует рынок. Он запрашивает коммерческие предложения конкурентов поставщика, мониторит цены в интернете. После определяет границы цены контракта для тождественных товаров. Для пересчета цен заказчик имеет право использовать обоснованные коэффициенты.

С остальными методами можно ознакомиться в.

Пример расчета верхней и нижней границ цены по методу сопоставимых цен

Как правильно следует указывать услуги связи?

Наименование услуги

Тариф с НДС , руб Январь Февраль Март Итого

АМТС по ______области, мин

2,36 8 7

Предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, в месяц, шт

197,06 1 1 ….

Предоставление местной связи при параллельной схеме включения у одного абонента (ГТС),шт

221,96 3 3

Предоставление местного телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи, мин

0,4956 459,50 459,50

Предоставление  местного соединения индивидуального номера для комбинированного тарифа (340мин) (ГТС),шт

168,74 2 2

Предоставление местного телефонного соединения, шт

239,54 1 1

Предоставление абонентской линии независимо от ее типа, шт

246,62 2 2

И т.д – по данным ваших актов оказанных услуг …. …. ..

Всего к оплате, руб

Обоснование цены закупки при заключении контракта на оказание услуг связи целесообразно проводить по вышеуказанному примеру видов услуг в соответствии с актами оказанных услуг.

Отдельные практические вопросы закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Закупки на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ 

закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”, а также услуг центрального депозитария:

Что можно: 

1. Естественные монополии:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути;
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

2.Услуги центрального депозитария

техническое присоединение к электрическим сетям.

Что нельзя: 

  • предоставление международного телефонного соединения;
  • услуги по предоставлению доступа к сети Интернет;
  • услуги подвижной радиотелефонной связи (мобильная связь);
  • заключение договора энергоснабжения, теплоснабжения;
  • приобретение конвертов;
  • закупка государственных знаков почтовой оплаты;
  • услуги по поставке государственных знаков почтовой оплаты.

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Соответственно, во всех остальных ситуациях, с точки зрения сторонников такого подхода, заказчик просто злоупотребляет своей свободой.

Более того, в отдельных случаях и территориальные органы ФАС, и суды доходят в своих решениях до следующего весьма радикального вывода: поскольку заказчики по Закону № 223-ФЗ должны руководствоваться в своей деятельности и «другими федеральными законами» (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), то нормы Закона № 44-ФЗ должны применяться к закупкам по Закону № 223-ФЗ в части, не урегулированной Законом № 223-ФЗ, а условия и правила закупок у единственного поставщика Закон № 223-ФЗ как раз и не регулирует. И раз, например, закупка ГСМ у единственного поставщика не допускается по Закону № 44-ФЗ, то она не должна допускаться и по Закону № 223-ФЗ.

Такие выводы очень опасны для большинства заказчиков, которые достаточно вольно устанавливают в своих положениях о закупке различные случаи закупки у единственного поставщика. Но точку в этой спорной ситуации, вероятно, сможет поставить только ВС РФ, если дело дойдет до него. Ведь такой глобальный вывод одновременно может значить и то, что в своих положениях о закупке заказчики должны ориентироваться на нормы Закона № 44-ФЗ не только в отношении закупок у единственного поставщика, а вообще в отношении любых ситуаций, которые не регулируются нормами самого Закона № 223-ФЗ. А это, нужно признать, уже не что иное, как полный пересмотр подходов, сложившихся в практике.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Понятие

Потенциальные участники государственных закупок могут столкнуться с таким понятием как «прямой контракт»

Но здесь стоит обратить внимание, что такая форма заключения сделки применяется не только в контрактной системе, но и в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности

  1. Прямая закупка в ВЭД — это соглашение, заключенное между российским импортером и непосредственным производителем товара, которое регулируется таможенным законодательством.
  2. Прямой договор по 44-ФЗ — это форма заключения контракта, при которой заказчик подписывает договор с единственным поставщиком без проведения конкурсных аукционов. Она применима при мелких объемах закупок.

Основные аспекты таких взаимоотношений регламентирует ст. 93 Федерального закона № 44.

Сегодня на законодательном уровне предусмотрено два вида соглашений с лимитами:

  • до 300 тысяч рублей;
  • до 600 тысяч рублей.

Как проверяются контракты

В определенных случаях о проведении закупки у единственного поставщика нужно уведомить ФАС. Это необходимо, если контракт заключается в соответствии с пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона 44-ФЗ. Например, это закупка товаров, работ и услуг, которые необходимы для ликвидации последствий аварии и оказания неотложной медпомощи.

Проверяется правомерность закупки по простому алгоритму:

  1. Заказчик направляет в ФАС уведомление не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта.
  2. Это уведомление рассматривается контролирующим органом, затем выносится решение, правомерно ли заказчик заключил контракт.
  3. Составляется докладная записка.
  4. Если нарушений нет, заказчику об этом не сообщается.
  5. Если обнаружены нарушения, в отношении заказчика проводится внеплановая проверка, и он заранее об этом уведомляется.

Кроме того, во многих случаях заказчик при заключении контракта с единственным поставщиком должен определить его цену и обосновать ее. Это обоснование включается в текст контракта. Все случаи, когда это необходимо, перечислены в части 4 статьи 93 закона 44-ФЗ.

В каких случаях проводится

В ст. 93 Закона № 44-ФЗ представлены случаи, при которых проводится закупка у единственного потенциального подрядчика. Это:

  • компания, выступающая в роли единственного поставщика, она монополия в своём сегменте рынка. У госзаказчика нет выбора другого исполнителя, не причинив ущерб качеству исполнения контракта;
  • ценность сделки не превышает 100 тысяч рублей;
  • предмет закупки – предметы, которые необходимы для удовлетворения и обеспечения оборонных нужд;
  • необходимо обеспечить нужными товарами сферы культуры или искусства, отрасли, которые с ними соприкасаются;
  • необходимо обеспечить хозяйственные объекты коммунальными услугами;
  • необходимость срочной закупки для медицинского обслуживания или поставки медицинских препаратов, сопутствующих материалов, необходимых для оказания помощи при возникновении природных или техногенных катастроф.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик должен направить в контрольный орган уведомление о закупках по п. 6, 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 по 44-ФЗ. В пакет документов он вкладывает копию подписанного контракта и отчет с обоснованием сделки в свободной форме. В отчете прописывает предмет и цели контракта, сильные стороны поставщика. Объясняет, почему проводить закупку на торгах невозможно или нецелесообразно.

Причинами невозможности проведения конкурентных торгов могут быть:

  • отсутствие конкурентов у поставщика в городе или стране;
  • другие конкуренты не проявляют интереса к закупке;
  • товар (работа, услуга) нужны срочно;
  • возможность закупить товар в других регионах есть, но это нецелесообразно из-за высокой стоимости транспортировки или иных экономических причин;
  • дозакупка товара, который заказчик закупал ранее.

Срок для формирования и отправки документов — 1 рабочий день с даты подписания контракта. После отправки отчет нужно опубликовать в ЕИС.

Пример отчета обоснования закупки у единственного поставщика

Чрезвычайные ситуации

Частое основание для проведения неконкурентной закупки — обстоятельства непреодолимой силы. Однако нередко заказчики ошибочно делают выводы о том, что такие обстоятельства наступили. Рассмотрим несколько примеров.

Конец года

Конечно же, нет, такое основание для проведения закупки у единственного поставщика нельзя отнести к форс-мажору. Отсутствие времени не содержит признаков чрезвычайности и неотвратимости. Практика показывает, что ни ФАС, ни арбитражные суды не признают действия заказчика правомерными.

Профилактика чрезвычайной ситуации

Снова нет, поскольку на момент заключения контракта авария еще не произошла. А возможность ее возникновения не признается обстоятельством непреодолимой силы. Поэтому в данном случае заключать контракт с единственным поставщиком неправомерно. Такой подход, скорее всего, не будет поддержан ни ФАС, ни судом.

Контракт спустя время после форс-мажора

Ответ будет зависеть от того, сколько времени прошло с момента аварии и было ли его достаточно для проведения конкурентной процедуры. Ведь при наступлении обстоятельств непреодолимы силы смысл заключения прямых контрактов в сокращении времени. Необходимые для ликвидации последствий товары, работы и услуги приобретаются в максимально короткие сроки. Если же времени для проведения конкурентной процедуры было достаточно, то действие заказчика будет расценено, как неправомерное.

Отчет о закупке у единственного поставщика

В ряде случаев, указанных в части 3 статьи 93 закона, по итогам заключения контракта с единственным источником заказчик обязан составить отчет. В нем содержится информация:

  • о том, почему было нецелесообразно либо невозможно провести конкурентную процедуру;
  • обоснование цены контракта;
  • его существенные условия.

Обоснование закупки не может строиться на субъективном мнении заказчика — оно должно содержать ссылки на законодательные нормы. Некачественное планирование или срочность не будут являться достаточными основаниями для заключения контракта с единственным поставщиком. Главная задача заказчика — эффективно планировать свои нужды, закупки с целью их удовлетворения и трату бюджетных средств.

Требования к участникам, декларации

Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.

Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).

Есть два вида требований к участникам:

Единые. Действуют для всех участников, указаны в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Если присутствует хотя бы одно несоответствие, то либо заявку отклонят на первом же этапе, либо при последующем представлении документов (заключении контракта). Возможно, в процессе исполнения выяснится, что поставщик представил недостоверные сведения и уже заключенный договор расторгнут.

Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями ( части первой Гражданского кодекса). Дополнительные

Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан

Дополнительные. Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан.

Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:

  1. Представителям СМП (статья 30).
  2. Организациям инвалидов (статья 29).
  3. Социально ориентированным организациям (статья 30).
  4. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (статья 28).

Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.

Площадки для 44-ФЗ

По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  • РТС-тендер.
  • АО «ЕЭТП».
  • АГЗ РТ.
  • АО «РАД».
  • Национальная электронная площадка.
  • ЭТП ТЭК-Торг.
  • ЭТП Газпромбанк.
  • АСТ ГОЗ.

После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.

Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.